Муниципальный семинар «Использование эффективных методов и приёмов при организации занятий по предметным областям «Художественно ̵ эстетическое развитие» и «Социально ̵ коммуникативное развитие» при реализации требований ФОП ДО и ФГОС ДО»
Выступление на семинаре Муниципальном уровне: «Использование эффективных методов и приёмов при организации занятий по предметным областям «Художественно ̵ эстетическое развитие» и «Социально ̵ коммуникативное развитие» при реализации требований ФОП ДО и ФГОС ДО», 27.02.2025г. по теме: «Театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50 КБ | |
| 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов»
городского округа Ступино Московской области
✉142803, Московская область, г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 58
☎ (49664) 4-24-90; (49664) 4-40-18; факс (49664) 4-24-90
Театрализованная деятельность,
как средство социализации
и коммуникации обучающихся с
тяжёлыми множественными нарушениями развития
Выступающий:
Пчелкина Е.А. – учитель-дефектолог
первая квалификационная категория
МБОУ «СОШ №8» /дошкольное отделение/
г.о. Ступино
2025 г.
Социализация детей с различными тяжёлыми множественными нарушениями развития является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития в основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны. Безусловно, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка.
Поэтому необходимо применять такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, технология воздействия цветом.
Изучая научную литературу по выше обозначенной теме, я пришла к выводу, что театрализация является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с множественными нарушенными возможностями, а также в развитии у них коммуникативных навыков.
Театрализация, привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют сочувствовать персонажам, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок и педагог.
Работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и стоит задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве. Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым. Темы, подобранные мною для занятий соответствуют возможностям и опыту детей. Каждую тему я прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.
Спектакль — это один из элементов арт — терапии, поскольку занятия театрализованной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, обеспечивает становление знаково- символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоциональных состояний, а также способствуют развитию многих компонентов личности.
Работу по постановке спектакля, начинаю всегда с выбора произведения. Сюжет произведения должен быть доступен и понятен детям, с большим количеством героев, чтобы задействовать в спектакле максимальное количество детей. Выбрав произведение, чаще всего это сказка, начинаем работу, которая идет в несколько этапов.
Первый этап — это знакомство с новым произведением или оживление в памяти знакомого детям сюжета. Читаем сказку, просматриваем художественные и мультипликационные фильмы по мотивам произведения, обсуждаем характеры персонажей.
Второй этап — распределение ролей, разучивание текста роли, индивидуальная работа с ребенком над образом, во время которой, обговариваем, отрабатываем характерные персонажу мимику, жесты, движения. Дети, которые имеют трудности с запоминанием текста, получают роль где минимум текста (реплики) либо роль в движении.
Третий этап — это сами репетиции, которые сначала проходят небольшими частями, объединяя 2–3 персонажа, где продолжаем разучивать текст роли. И только после этого происходят объединенные репетиции спектакля.
Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.

