Педагогическое эссе

Квач Елена Владимировна

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Если вы удачно выберете труд и

вложите в него свою душу,

то счастье само вас отыщет».

К.Д.Ушинский.

«Здравствуйте, дети! Мы начинаем наш урок» - эти слова я говорю на протяжении 22 лет работы педагогом. А что для меня значит быть учителем? Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравиться видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение.

Я училась в средней школе №4 города Тулы. Моя первая учительница Пономарёва Любовь Борисовна, учителя математики Евдокишина Любовь Александровна и Дубовенко Лия Владимировна привили мне не только познавательный интерес к предмету, но и умение решать жизненные задачи. Я очень благодарна им за это. Мне бы очень хотелось, чтобы мои ученики также с теплотой и добротой отзывались обо мне, спустя годы.

Учитель не только человек, который помогает изучить преподаваемый предмет, но и развивает навыки мышления, помогает детям реализовываться в школьной деятельности и найти дело своей жизни. Моё мнение, что нет необучаемых детей. Каждого можно научить  и заинтересовать. Обучая детей, я стараюсь подходить к процессу творчески и делать уроки непохожими. Каждый мой урок направлен на развитие познавательной деятельности учащихся. Математика - это не только теоремы, аксиомы, задачи, она помогает в развитии аналитического мышления, учит точно и по-порядку излагать свои мысли. Математика – это сочетание точного заучивания правил и творческого подхода к решению задач, поэтому помогает раскрывать творческий потенциал в людях. И в этом и заключается главная задача учителя математики.

Каждый человек – личность, у которой есть свои предпочтения, кому-то ближе точные науки, кому-то гуманитарные. При обучении детей я учитываю это. В своей практике я применяю системно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подход, который позволяет каждому ребёнку проявить  и раскрыть свои способности.

Учить для меня дело всей моей жизни. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель открывает и «взращивает» индивидуальность каждого ученика. Дети – это жизненная энергия и позитив. Порой с ними бывает нелегко, но несмотря ни на что я никогда бы не поменяла свою профессию.

"А действительно ли это мое призвание? Что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, конечно! Но в первую очередь – ощущение  того, что я нужна и интересна им как личность. Уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, технологиями и концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает одного человека от другого. Моя задача – помочь  ученику найти себя, сделать первое и самое важное для себя открытие – свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, умений, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, в свои умения. И не надо бояться ошибок. Учитель – не бог, учитель – человек.  Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

"Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик" (восточная мудрость). Поэтому основой  моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном приобретении новых знаний, в самосовершенствовании.

Я стараюсь искать эффективные средства активизации познавательной деятельности, творчески подходить к выбору  материала и его изложению, поиску новых  методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время урока, я стремлюсь эффективно применять новые  технологии. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность.

Самое главное в работе учителя, чтобы у детей сохранялось желание учиться, открывать для себя что-то новое; чтобы ребёнок, который пришёл в первый класс с огромной мотивацией к учению, сохранил бы её на всю жизнь.

Да, очень важно, чтобы ребёнок знал таблицу умножения, теорему Пифагора, умел решать задачи. Но важнее, на мой взгляд, каким будет ребёнок, когда он вырастет. Сможет ли он сам решать задачи, поставленные перед ним жизнью? Поэтому моя задача, как учителя, «научить  учиться». А значит, в решении посвятить себя работе с детьми главное для меня заключается в том, чтобы создать условия для реализации способностей каждого ученика; не указать проторенный путь познания, помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Но как это сделать? Этот вопрос я ставлю перед каждым своим уроком. Для того, чтобы «пробудить» ученика, есть только одно средство – познавательный интерес. Через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия по предмету, применяя информационно-коммуникационные технологии. Но никакая даже самая совершенная техника не сможет заменить эмоционального учительского слова.

Очень важно творчески подходить к каждому уроку, доверять ребёнку и уважать его. Поэтому на моих уроках всегда доброжелательная обстановка. Живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях. На мне лежит огромная ответственность, которая заставляет искать, сомневаться, делать открытия и всегда – идти вперёд. Этому учат меня мои ученики. А я учусь у них и вместе с ними.

Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.

Я счастлива, потому что моя профессия – это радость общения с детьми.

Я счастлива, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, благодарность и улыбки на лицах своих учеников.

Я счастлива, когда выпускники приходят в школу и говорят большое человеческое спасибо.

Я счастлива, потому-что вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне.

Я счастлива, когда утром  иду на работу, а вечером возвращаюсь домой к своим близким и снова думаю о школе, своих учениках, о том, что ещё доброго и полезного надо сделать.