ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii_paramzinoy_t.p..doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Образовательная программа по внеучебной деятельности

по экологическому воспитанию 

 «Юные знатоки природы»

Возраст детей: 10-11 лет

Срок обучения: 1 год

Автор – составитель:

Парамзина Т.П.,

        Учитель начальных классов,

Руководитель ДТО

Рассмотрено

на заседании МО

естественно – математического цикла

Протокол №1 от «___»_____2009 г.

Руководитель МО ________Парамзина Т.П.

2009 – 2010 учебный год

Пояснительная записка

   Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Программа экологического воспитания в школе разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2006 г., Устава школы.

В век новых технологий человек престаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- чувства эстетические и нравственные;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.

Цель программы: 

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Задачи программы:

  1. Понимание самоценности природы.
  2. Осознание себя, как части природы.
  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  5. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
  6. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Методы и формы     работы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности  –  словесные, наглядные, практические методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, дискуссии, организационно-деятельностные игры.
  3. Метод проектов
  4. Экскурсии
  5. Работа в группах – парах,  тройках.

Учитывая особенности ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра - ведущая деятельность школьника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

Программа составлена на основе программы Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.:Просвещение, 2007 г., имеет экологическую направленность и рассчитана на учащихся 4 классов. Соответствует образовательному стандарту по предмету окружающий мир. Курс обеспечивает знаниевый компонент ученического проектирования.

                 .

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Дата

Особые виды работ

Что такое природа. Природа и мы. Времена года. Осень. 6 ч.

Что такое природа. Природа и мы. Времена года.

Осень. Осенние краски. Осень в стихах, пословицах, загадках.

Работа в группах

Сбор листьев, семян.

Экскурсия.

Составление коллекций листьев, семян.

Осень в жизни животных. Заготовка корма для птиц.

Работа в читальном зале библиотеки СДК «Маяк» с экологическими изданиями.

Экскурсия.

Природа в нашем доме. 5 ч.

Разнообразие растений

Игра

Игра «Собери цветок»

Игра

Игра «Если бы я был деревом»

Природа в нашем доме

Операция «Кормушка»

Зима в природе. 8 ч.

Зима в природе. Сезонные изменения в жизни человека, животных и растений.

Приспособление к зимней жизни животных.

Конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

Свойства льда и снега.

Экскурсия в зимний парк.

Экскурсия.

Конкурс рисунков на снегу.

Экскурсия.

Скульптура из снега.

Экскурсия.

Проект «Добрая зима»

Проект

Эти загадочные животные. 5 ч.

Дикие животные.

Домашние животные.

Книги о животных. Экскурсия в библиотеку СДК «Маяк», знакомство с детскими журналами и газетами экологического направления.

Экскурсия.

Работа над проектом «Птичья столовая»

Проект

Работа над проектом «Птичья столовая

Проект

Весенние радости. 10 ч.

Весенние приметы. Конкурс рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

Птицы весной. Изготовление скворечников.

Практическая работа

Праздник «День птиц»

Праздник

Вода в нашей жизни.

Конкурс плакатов, рисунков, листовок в защиту воды.

Знакомство с лекарственными растениями.

Познавательная игра «Лекарственные растения»

Игра

Конкурс листовок ко дню Земли

Проблемы нашего города. «Красная книга Самарской области»

Посвящение в «зелёные»

Праздник

Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности.

На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе. (Всего 17 чел)

1.Любишь ли ты отдыхать на природе?

·       Да(17чел.)

·       Да(17чел.)

2.Что ты больше всего любишь делать на природе?

·       Слушать птиц, любоваться природой, гулять(3 чел.)

·       Загорать, купаться(5 чел.)

·       Играть в подвижные игры(4 чел.)

·       Собирать грибы, ягоды(2 чел.)

·       Рвать цветы(3 чел.)

·       Ловить рыбу(2 чел.)

·       Собирать грибы, ягоды(4 чел.)

·       Купаться (5 чел.)

·       Разводить костер(4 чел.)

-  Делать из веток шалаш(2 чел.)

·       Играть на траве в футбол(2 чел.)

3.Ты помогал животным, растениям?

·       Нет, (6 чел.)

·       Подобрал бездомную собаку(1 чел.)

·       Лечил собаку(5 чел.)

·       Подкармливал птиц зимой(5 чел.)

·       Нет, (5 чел.)

·       Подобрал птицу и кормил ее (1 чел.)

·       Подобрал собачку(1 чел.)

·       Забинтовал сломанное дерево(2 чел.)

·       Подкармливаю зимой птиц(8 чел.)

4.Ты помогал взрослым в охране природы?

·       Нет(4 чел.)

·       Делал с папой скворечник(5 чел.)

·       Помогал на даче(5 чел.)

·       Принимал участие в озеленении школьного двора(3 чел.)

·       Нет(5 чел.)

·       Делал с папой скворечник(7 чел.)

·       Принимал участие в озеленении школьного двора(5 чел.)

5.Любишь книги о природе? Какие?

·       Не люблю читать (3 чел.)

·       В. Бианки, Е. Чарушина(14 чел.)

·       Не люблю читать (2 чел.)

·       В. Бианки, Е. Чарушина (15 чел.)логические экскурсии с младшими школьниками. // Н

Методическое обеспечение программы

  1. Кабинет для проведения занятий по экологии.

2.Учебно – наглядное пособие для учащихся экологической тематики

Методическое обеспечение:

  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон, видеотека.
  • Компьютер, компьютерные программы и игры.
  • Видеопроэктор, экран.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны расширять представление о природных объектах и явлениях, приобщиться к позитивной экологической деятельности, уметь работать самостоятельно и в группе, приобрести навыки оформления творческих работ, коллекций, поднять уровень экологической культуры.

Библиография

Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического

образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22

  Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:

Просвещение, 1993,

  Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998.

№6. С. 92-94.

  Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.

– 1993. - №6.

  Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

  Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

  Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города.

М. Просвещение, 1991.

  Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного

края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

  Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. –

1998. № 6. С. 63-64.

  Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. –

1983.

  Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998.

№6. С. 13-14.

  Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. – 1999.

№12. С. 98-100.

  Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

  Государственные стандарты начального образования РК. Алматы, 1998.

  Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

  Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их

использование  в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71-

76.

  Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. //

НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.

  Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.

  Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной

школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников.

Автореферат. Киев – 1988.

  Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. –

1989. №10-11.

Приложение 1

Турнир знатоков природы

1.                           Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

2.                           Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).

3.                            Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).

4.                            Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при­роды” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п.

5.                            Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звуча­ли их голоса),

6.                            Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

7.                            Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Приложение 2.

Экскурсия: лес, ярусы леса.

Цели экскурсии:

1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Блокноты и простые карандаши.

2Маленькие грабельки и совок.

3.Нож.

Предварительная подготовка:

1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:

 Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

 Весёлой, пёстрою стеной,        

Стоит над светлою поляной.

* * *

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

* * *

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

* * *

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2.Разделить класс на 3 группы.

3.Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1)     Какие растения относятся к первому ярусу?

     Назовите и покажите их.

     Как их отличить друг от друга?

2)     Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3)      Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4)     Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1)      Какие растения относятся ко второму ярусу?

     Назовите и покажите их.

     Как их отличить друг от друга?

2)     Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3)      Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4)     Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1)     Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

     Назовите и покажите эти растения .

     Как их отличить друг от друга?

2)     Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3)     Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4)     Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

 Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

-         Как нужно вести себя на природе?

-         Где вы можете ходить?

-         Что можете делать?

-         Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший?  (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли?  (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц, год и число?

Какая погода стоит на дворе?

Как выглядит лес 30 марта?

3.Изучение новой темы.

 А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

 Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

4.Практическая работа.

Только ли растения живут в лесу?

Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5.Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

  6.Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Зачем нужен лес?

 

Приложение 3

Урок- праздник.

Перед занятием была проведена беседа на тему "Сохраним природу".

На формирующем этапе был проведен урок -праздник "Мир вокруг меня". Учитель показывает первый плакат детской экогазеты.

Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает на плакат). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь: ” Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый, и все же …  Без него мы жить не можем. ” ( Воздух.)

— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?” Выше леса, выше гор, расстилается ковер. Он всегда - всегда раскинут надо мною и тобой, то он серый, то он синий, то он ярко-голубой. ” (Небо)

— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, 1 микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы младших школьников.)

— Проветрили комнату, стерли   пыль лажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля!   (Ученик убирает аппликации микробов с плаката.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля — то в конце нас встретит веселый человечек!

— Теперь следующая страничка нашей экогазеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.

— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)

— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей (показывает на второй плакат) вокруг нас. Только приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.)

—   Не включать громко музыку, не кричать. Учитель.

— Ну вот, два поля мы уже прошли, а мы пойдем дальше, на синюю страничку нашей экогазеты.

Третий корреспондент: Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды,

без воды прожить не могут птица, зверь и человек, и поэтому всегда всем везде нужна вода!

— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где на­ходится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег и облака — это тоже вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:” Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?”

— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы встретить веселого человечка? Что надо сделать? (Ответы детей.)

. — Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик Учитель:

—А теперь, зеленая страничка нашей экогазеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!

— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, в каждом из них растения или животные, которых осталось мало. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)

— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, в которых животные, осо­бенно пострадавшие от человека. Что будем делать? (Ответы детей.)

— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)

Учитель.

—Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите на последний плакат нашей экогазеты. Вот и наш веселый человечек. Человечек улыбается — ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.