Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» технической направленности
Предварительный просмотр:
Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эврика»
технической направленности
Учреждение | Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани |
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» |
Направленность программы | техническая |
Сведения о разработчике (составителе) | |
ФИО, должность | Мельникова Валентина Федоровна, педагог дополнительного образования |
Сведения о программе | |
Срок реализации | 3 года |
Возраст обучающихся | 13 – 15 лет |
Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и форма организации учебного процесса | дополнительная общеобразовательная программа по информатике и ИКТ общеразвивающая разноуровневая модульная форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная. Предполагает следующие виды учебных занятий: урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. Единичные и изолированные формы обучения: урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др. |
Цель программы | заложить основы информационной культуры у обучающихся |
Образовательные модули | Стартовый уровень «Компьютер – универсальное устройство для обработки информации» – 1 год обучения Базовый уровень «Информация и информационные процессы» – 1год обучения Продвинутый уровень «Алгоритмизация и программирование» – 1 год обучения |
Ведущие формы и методы образовательной деятельности | Теория:
Практика:
|
Формы мониторинга результативности | Банк достижений учащихся. Рефераты, презентации, конкурсы, викторины. Входная, промежуточная, итоговая диагностика. Анализ, обсуждение выступлений. |
Результативность реализации программы | Сохранность контингента учащихся - 100%; Победы в конкурсах, фестивалях - 80% лучший результат на региональном уровне на Всероссийском социальном проекте Страна талантов, Всероссийская предметная олимпиада по информатике 1 поток 2020 учебный год; I международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Изумрудный Дождь”, Диплом за 2 место в республиканском конкурсе творческих работ среди воспитанников, учащихся и педагогических работников образовательных организаций «Зимушка хрустальная» Республиканский конкурс детского творчества «Таланты Татарстана», Посвященный 100-летию образования ТАССР, Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Вдохновение», Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике. |
Дата утверждения и последней корректировки программы | 09.09.24 г. |
Рецензенты | к.п.н., заведующая отделом опытно-экспериментальной работы ЦД «Азино» Ярмакеева С.А., директор ЦДТ «Азино» Сунгатуллина Ф.Г., |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы, педагогическая целесообразность программы.
В истории человечества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области – информационные революции. Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Вторая (середина VI века) с изобретением книгопечатания. Третья информационная революция (конец XIX века) обусловлена прогрессом средств связи. Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров.
В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. Движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития этих технологий, делая их широко востребованными.
Возникли телекоммуникационные инфраструктуры, появились огромные базы данных, доступные через сетевые технологии миллионам людей, изменились системы хранения и поиска информации, появились новые термины – информационное общество, информационная культура, информационный кризис и т.д.
Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей (работа по сети Интернет, досуговая деятельность, виртуальные Интернет-магазины, системы непрерывного образования и др.). Развитие элементов информационной культуры учащихся является одной из важных задач в формировании и социализации успешной личности. Поэтому необходимо развитие умения и потребности учащегося работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Особенности и новизна программы. Программа «Эврика» для обучающихся 13-15 лет рассчитана на 432 часа. Программа выходит за пределы школьной программы и позволяет детям научиться программированию на языке программирования Python. Составлять и отлаживать программы на этом языке программирования. Решать логические задачи.
В программе предусмотрено использование элементов игрового моделирования, конкурсов, проектной деятельности, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей при поддержке современного программного обеспечения. В тоже время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:
- наглядное представление материала в ходе всего курса изучения информационных технологий в электронном виде с помощью интерактивной доски;
- использование игровых, конкурсных ситуаций для закрепления словарного и терминологического материала;
- использование тестирующих программ различного типа с обновленным банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям обучающихся;
- использование клавиатурных тренажеров для формирования навыков скоростной десятипальцевой работы;
- активное участие детей в конкурсах, олимпиадах, в подготовке массовых мероприятий, проводимых на базе ЦДТ «Азино»;
- привлечение обучающихся к поиску интересной информации на заданную тему;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Возраст обучающихся – 13 – 15 лет
Срок реализации программы – 3 года
Трудоемкость одного года обучения по программе по всем уровням – 108 час. в год
Режим занятий (3 часа в неделю, 108 учебных часов в год)
Форма занятия (лекция, открытое занятие, соревнование, творческая встреча, и др.)
Количество детей в одной группе - 15 человек
I уровень (стартовый): «Компьютер – универсальное устройство для обработки информации», 1 год обучения, 13 лет
II уровень (базовый): «Информация и информационные процессы», 2 год обучения, 14 лет
III уровень (продвинутый): «Алгоритмизация и программирование», 3 год обучения, 15 лет
Методологическая основа реализации программы
Принцип коммуникативной направленности процесса обучения информационным технологиям. Это определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса, ставит перед необходимостью соответствующей организации обучения, использования различных форм для осуществления общения. Обучение направлено не только на приобретение индивидуальных знаний, умений и навыков, но и на работу в коллективе, совместной деятельности.
Принцип комплексной реализация задач: воспитательной, развивающей, обучающей способствует нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию, а также развитию общих учебных умений.
Принцип осознанного овладения информационными технологиями способствует овладению элементами информационной культуры, умению работать с информацией, находить, хранить, обрабатывать информацию, дорожить ею.
Принцип концентричности предполагает повторение и повседневное применение полученных знаний и для приобретения новых.
Принцип наглядности является неотъемлемой частью каждого занятия, использование интерактивной доски помогает преподнести изучаемый материал самым лучшим образом.
Цель программы: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основ информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с основными техническими и программными средствами функционирования компьютерных сетей;
ознакомить обучающихся с ролью информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
ознакомить обучающихся с практической областью деятельности людей, связанной с применением компьютеров для работы с информацией;
обучить технологиям работы с текстовой, числовой, графической информацией, технологиям работы с базами данных;
обучить компьютерным технологиям в обучении и практической жизнедеятельности.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информационных технологий при изучении различных предметов;
расширение кругозора, лексикона обучающихся;
создание условий для полноценного и своевременного умственного и психического развития;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
развитие памяти, внимания, воображения, воли.
Воспитывающие: воспитать у учащихся патриотизм, уважительность и бережливость;
ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
воспитать позитивные личностные качества: терпение, самоорганизованность, толерантность, лидерские качества.
Данная программа состоит из трех уровней:
- Стартовый уровень. Компьютер – универсальное устройство для обработки информации. Определение детей, имеющих интерес к программированию, логики.
- Базовый уровень. Информация и информационные процессы. Отладка программ, подготовка к конференциям, олимпиадам, различным конкурсам.
- Продвинутый уровень. Алгоритмизация и программирование. Закрепление полученных умений и навыков на занятиях. Защита своих творческих проектов и решение различных логических задач.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:
-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;
-технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Виды и формы контроля:
- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический.
- компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанный, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Задачи, поставленные в программе, реализуются при создании необходимых условий:
- наличие компьютерного кабинета, оснащенного интерактивной доской, наличие локальной сети с выходом в Интернет;
- наличие электронных наглядных пособий, раздаточного материала, инструкций для работы за компьютером;
- разработанное содержание с учетом возраста детей, их возможностей;
выбор методов, форм, средств работы.
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Программные средства
- Операционная система Windows, Linux.
- Пакет офисных приложений Microsoft Office.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Эврика»
Образовательный модуль «Компьютер – универсальное устройство для обработки информации»
Цель: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся; воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
Возраст детей: 13 лет
Учебный план 1 года обучения
(стартовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение. Организационное занятие. Техника безопасности при работе на компьютере. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2. | Информация. Компьютер как инструмент обработки информации. | 16 | 6 | 10 | Зачет |
3. | Технология обработки текста на компьютере. | 38 | 18 | 20 | Самостоятельная работа |
4. | Технология работы с числовой информацией. | 32 | 14 | 18 | Зачет |
5. | Технология обработки графических изображений на компьютере. | 22 | 10 | 12 | Самостоятельная работа |
6. | Технология работы с мультимедиа. | 18 | 5 | 13 | Зачет |
7. | Технология работы в сети Интернет. | 16 | 6 | 10 | Защита проекта |
Итого: | 144 | 60 | 84 | ||
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Оценка и контроль результатов
Знания и умения | Форма контроля и оценка результатов |
Информация. Компьютер как инструмент обработки информации. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | Контрольная работа |
Технология обработки графической информации. Технология работы с мультимедиа. Технология работы в сети Интернет. | Контрольная работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(стартовый уровень)
Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности при работе на ПК.
Информация. Компьютер как инструмент обработки информации. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Программы и файлы. Рабочий стол.
Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации Обработка информации.
Клавиатурный тренажер. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Правильная постановка рук. Специальные, функциональные клавиши клавиатуры. Клавиши редактирования, листания документов. Клавиши управления курсором. Windows – клавиши. Цифровой блок на клавиатуре.
Технология обработки текста на компьютере. Текст как форма представления информации. Применение обработки текста в деятельности человека. Возможности использования систем обработки текста для решения практических задач. Компьютерные программы для работы с текстовой информацией. Назначение текстовых редакторов. Создание текстовых документов. Этапы подготовки текстового документа на компьютере. Основные возможности текстового редактора: команды для редактирования и форматирования текста. Проверка правописания, перемещение по тексту.
Технология обработки числовой информации. Применение представления и обработки числовых данных в деятельности человека. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Арифметические операции в позиционной системе счисления. Организация числовых данных: упорядочивание по возрастанию и убыванию.
Табличная форма представления информации. Изменение формы представления информации. Решение практических информационных задач. Компьютерные программы для вычислений: калькулятор, среда, интерфейс, основные приемы работы.
Технология работы с мультимедиа.
Использование мультимедиа представленной информации в различных сферах деятельности человека.
Компьютерные программы для создания мультимедиа-презентаций. Назначение основных компонентов программы для создания презентаций: рабочая область, строка меню и пр. Назначение основных инструментов программы для создания презентаций. Основные приемы работы в программном пакете создания презентаций: выделение, перемещение, добавление, копирование, удаление слайдов, применение оформления фона слайда, смены слайдов, демонстрация презентации. Основные приемы работы с информационным наполнением слайда: создание текста слайда, вставка изображения, анимация.
Мини-проекты: «Мое увлечение».
Технология обработки графической информации. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Области применения компьютерной графики в деятельности человека. Возможности использования средств компьютерной графики для решения практических задач. Графическая информация. Компьютерные программы для работы с графической информацией. Назначение графических редакторов. Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочая область, меню, панель инструментов, палитра и пр. Основные приемы работы в среде графического редактора растрового типа.
Технология работы в сети Интернет.
Передача информации. Поиск информации. Использование изображений, взятых из сети. Передача информации по сети. Возможности электронной почты. Создание почтового ящика. Правила работы с электронной почтой.
Практическая работа «Письмо другу».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРТОВОГО УРОВНЯ
Обучающийся научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Обучающийся получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Эврика»
Образовательный модуль «Информация и информационные процессы»
Цель:
- достижение компьютерной грамотности и основ научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях и умение работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организация собственной информационной деятельности и планирование ее результатов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Возраст детей: 14 лет
Учебный план 2 года обучения
(базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Организационное занятие. Техника безопасности при работе с компьютерами. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Информация в природе, обществе, технике. Общество, информационная культура. | 2 | 2 | - | Самостоятельная работа |
3 | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 2 | 1 | 1 | Зачет |
4 | Технология обработки числовой информации. | 12 | 6 | 6 | Самостоятельная работа |
5 | Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. | 25 | 12 | 13 | Зачет |
6 | Технология обработки графической информации. | 25 | 12 | 13 | Самостоятельная работа |
7 | Автоматизация работы в офисе. Основы компьютерного делопроизводства. | 25 | 13 | 12 | Самостоятельная работа |
8 | Интернет - технологии. Язык HTML. | 25 | 13 | 12 | Зачет |
9 | Коммуникационные технологии. Язык программирования Python. | 26 | 13 | 13 | Защита проекта |
Итого: | 144 | 73 | 71 | ||
Оценка и контроль результатов
Знания и умения | Форма контроля и оценка результатов |
Информация в природе, обществе, технике. Общество, информационная культура. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Технология обработки числовой информации. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. | Контрольная работа |
Технология обработки графической информации. Автоматизация работы в офисе. Основы компьютерного делопроизводства. Интернет - технологии. Язык HTML. Коммуникационные технологии. Язык программирования Python. | Контрольная работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(базовый уровень)
Вводное занятие. Правила техники безопасности с правилами техники безопасности при работе на ПК.
Виды информации и информационные процессы. Виды информационных процессов. Информация и информационные процессы в неживой и живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информационные процессы в технике.
Клавиатурный тренажер. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Правильная постановка рук. Специальные, функциональные клавиши клавиатуры. Клавиши редактирования, листания документов. Клавиши управления курсором. Windows – клавиши. Цифровой блок на клавиатуре.
Технология обработки числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционной системе счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Основные параметры электронных таблиц. Рабочие листы и книги. Встроенные функции. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Построение диаграмм и графиков.
Технология обработки графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Автоматизация работы в офисе. Основы компьютерного делопроизводства. Основные программы Microsoft Office.
Интернет – технологии. Язык HTML. Разработка Web-сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML.
Коммуникационные технологии. Передача информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы Интернета. Электронная коммерция в Интернете. Язык программирования Python.
Планируемые результаты базового уровня
Обучающийся научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- учащийся научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Эврика»
Образовательный модуль «Алгоритмизация и программирование»
Цель:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики;
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Возраст детей: 15 лет.
Учебный план 3 года обучения
(продвинутый уровень)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Организационное занятие. Техника безопасности при работе с компьютерами. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Информационные технологии. | 2 | 1 | 1 | Зачет |
3 | Технология обработки числовой информации. | 12 | 4 | 8 | Самостоятельная работа |
4 | Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. | 38 | 10 | 28 | Зачет |
5 | Решение задач средствами Excel. | 32 | 8 | 24 | Самостоятельная работа |
6 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Язык программирования Python. | 38 | 10 | 28 | Зачет |
7 | СУБД Microsoft Acces | 10 | 2 | 8 | Самостоятельная работа |
8 | Информатизация общества | 10 | 3 | 7 | Защита проекта |
Итого: | 144 | 39 | 105 | ||
Оценка и контроль результатов
Знания и умения | Форма контроля и оценка результатов |
Информационные технологии. Технология обработки числовой информации. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Решение задач средствами Excel. | Контрольная работа |
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Язык программирования Python. СУБД Microsoft Acces. Информатизация общества. | Контрольная работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(продвинутый уровень)
Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности при работе на ПК.
Повторение изученного в прошлом году. Вспоминание правил поведения в школе, учащихся других классов.
Информационные технологии. Компьютерные телекоммуникации. Система адресации электронной почты, телеконференции. Поиск информации в Интернете.
Технология обработки числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления). Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Повторить основные параметры электронных таблиц. Ввод формул в ячейку. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Решение задач средствами Excel. Табулирование функции. Условная функция и логические выражения. Решение систем уравнений.
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Алгоритм и его формальное исполнение. Кодирование основных типов алгоритмических структур. Переменные: тип, имя, значение. Основы объектно-ориентированного программирования. Язык программирования Python.
СУБД Microsoft Acces. Реляционные (табличные) структуры данных. Заполнение и редактирование БД.
Информатизация общества. Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
В результате обучения на продвинутом уровне учащиеся будут знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2020г.
- Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2022 г.
- Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович, Босова Л.Л. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.
- Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович, Босова Л.Л. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЙ
- А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2022 г.
- А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.: Вако, 2020 г.
- Л.В. Рябинина. Информатика. 7 - 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича, Босова Л.Л. Волгоград: Учитель, 2022 г.
- Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2020 г.
- Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2020.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11):
- Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
