Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» технической направленности

Мельникова Валентина Федоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_melnikovoy_vf.docx58.47 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эврика»

технической направленности

Учреждение

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика»

Направленность программы

техническая

Сведения о разработчике (составителе)

ФИО, должность

Мельникова Валентина Федоровна, педагог дополнительного образования

Сведения о программе

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

13 – 15 лет

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- форма организации содержания и форма организации учебного процесса

дополнительная общеобразовательная программа по информатике и ИКТ

общеразвивающая

разноуровневая

модульная

форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Предполагает следующие виды учебных занятий: урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.

Единичные и изолированные формы обучения: урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.

Цель программы

заложить основы информационной культуры у обучающихся

Образовательные модули

Стартовый уровень «Компьютер – универсальное устройство для обработки информации» – 1 год обучения

Базовый уровень «Информация и информационные процессы» –  1год обучения

Продвинутый уровень «Алгоритмизация и программирование» – 1 год  обучения 

Ведущие формы и методы образовательной деятельности

Теория:

  • Беседа, рассказ, лекция;
  • Показ лучших творческих работ учащихся;

Практика:

  • Творческая работа на компьютере;
  • Открытые отчетные мероприятия.

Формы мониторинга результативности

Банк достижений учащихся. Рефераты, презентации, конкурсы, викторины. Входная, промежуточная, итоговая диагностика. Анализ, обсуждение выступлений.

Результативность реализации программы

Сохранность контингента учащихся - 100%;

Победы в конкурсах, фестивалях - 80%  лучший результат на региональном уровне на Всероссийском социальном проекте Страна талантов, Всероссийская предметная олимпиада по информатике 1 поток 2020 учебный год; I международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Изумрудный Дождь”,

Диплом за 2 место в республиканском конкурсе творческих работ среди воспитанников, учащихся и педагогических работников образовательных организаций «Зимушка хрустальная»

Республиканский конкурс детского творчества «Таланты Татарстана», Посвященный 100-летию образования ТАССР,

Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Вдохновение»,

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Дата утверждения и последней корректировки программы

09.09.24 г.

Рецензенты

к.п.н., заведующая отделом опытно-экспериментальной работы ЦД «Азино»  Ярмакеева  С.А., директор ЦДТ «Азино» Сунгатуллина Ф.Г.,


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы, педагогическая целесообразность программы.

 В истории человечества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области – информационные революции. Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Вторая (середина VI века) с изобретением книгопечатания. Третья информационная революция (конец XIX века) обусловлена прогрессом средств связи. Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров.

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. Движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития этих технологий, делая их широко востребованными.

Возникли телекоммуникационные инфраструктуры, появились огромные базы данных, доступные через сетевые технологии миллионам людей, изменились системы хранения и поиска информации, появились новые термины – информационное общество, информационная культура, информационный кризис и т.д.

Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей (работа по сети Интернет, досуговая деятельность, виртуальные Интернет-магазины, системы непрерывного образования и др.). Развитие элементов информационной культуры учащихся является одной из важных задач в формировании и социализации успешной личности. Поэтому необходимо развитие умения и потребности учащегося работать с информацией средствами новых информационных технологий.

Особенности и новизна программы. Программа «Эврика» для обучающихся 13-15 лет рассчитана на 432 часа. Программа выходит за пределы школьной программы и позволяет детям научиться программированию на языке программирования Python. Составлять и отлаживать программы на этом языке программирования. Решать логические задачи.

В программе предусмотрено использование элементов игрового моделирования, конкурсов, проектной деятельности, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей при поддержке современного программного обеспечения. В тоже время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:

  • наглядное представление материала в ходе всего курса изучения информационных технологий в электронном виде с помощью интерактивной доски;
  • использование игровых, конкурсных ситуаций для закрепления словарного и терминологического материала;
  • использование тестирующих программ различного типа с обновленным банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям обучающихся;
  • использование клавиатурных тренажеров для формирования навыков скоростной десятипальцевой работы;
  • активное участие детей в конкурсах, олимпиадах, в подготовке массовых мероприятий, проводимых на базе ЦДТ «Азино»;
  • привлечение обучающихся к поиску интересной информации на заданную тему;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Возраст обучающихся – 13 – 15 лет

Срок реализации программы – 3 года

Трудоемкость одного года обучения по программе по всем уровням – 108 час. в год

Режим занятий (3 часа в неделю, 108 учебных часов в год)

Форма занятия (лекция, открытое занятие, соревнование, творческая встреча, и др.)

Количество детей в одной группе  - 15 человек

I уровень (стартовый): «Компьютер – универсальное устройство для обработки информации», 1 год обучения, 13 лет

II уровень (базовый): «Информация и информационные процессы», 2 год обучения, 14 лет

III уровень (продвинутый): «Алгоритмизация и программирование», 3 год обучения, 15 лет

Методологическая основа реализации программы

Принцип коммуникативной направленности процесса обучения информационным технологиям. Это определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса, ставит перед необходимостью соответствующей организации обучения, использования различных форм для осуществления общения. Обучение направлено не только на приобретение индивидуальных знаний, умений и навыков, но и на работу в коллективе, совместной деятельности.

Принцип комплексной реализация задач: воспитательной, развивающей, обучающей способствует нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию, а также развитию общих учебных умений.

Принцип осознанного овладения информационными технологиями способствует овладению элементами информационной культуры, умению работать с информацией, находить, хранить, обрабатывать информацию, дорожить ею.

Принцип концентричности предполагает повторение и повседневное применение полученных знаний и для приобретения новых.

Принцип наглядности является неотъемлемой частью каждого занятия, использование интерактивной доски помогает преподнести изучаемый материал самым лучшим образом.

Цель программы: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

 пропедевтическое изучение понятий основ информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

Обучающие: 

познакомить обучающихся с основными техническими и программными средствами функционирования компьютерных сетей;

ознакомить обучающихся с ролью информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

ознакомить обучающихся с практической областью деятельности людей, связанной с применением компьютеров для работы с информацией;

обучить технологиям работы с текстовой, числовой, графической информацией, технологиям работы с базами данных;

обучить компьютерным технологиям в обучении и практической жизнедеятельности.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информационных технологий при изучении различных предметов;

расширение кругозора, лексикона обучающихся;

создание условий для полноценного и своевременного умственного и психического развития;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

развитие памяти, внимания, воображения, воли.

Воспитывающие: воспитать у учащихся патриотизм, уважительность и бережливость;

ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

воспитать позитивные личностные качества: терпение, самоорганизованность, толерантность, лидерские качества.

Данная программа состоит из трех уровней:

  •  Стартовый уровень. Компьютер – универсальное устройство для обработки информации. Определение детей, имеющих интерес к программированию, логики.
  •  Базовый уровень. Информация  и информационные процессы. Отладка программ, подготовка к конференциям, олимпиадам, различным конкурсам.
  •  Продвинутый уровень. Алгоритмизация и программирование. Закрепление полученных умений и навыков на занятиях. Защита своих творческих проектов и решение различных логических задач.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
  • практические методы (упражнения, практические работы).  

Виды и формы контроля:

  • устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический.
  • компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанный, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Задачи, поставленные в программе, реализуются при создании необходимых условий:

  • наличие компьютерного кабинета, оснащенного интерактивной доской, наличие локальной сети с выходом в Интернет;
  • наличие электронных наглядных пособий, раздаточного материала, инструкций для работы за компьютером;
  • разработанное содержание с учетом возраста детей, их возможностей;

выбор методов, форм, средств работы.

Аппаратные средства 

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система Windows, Linux.
  • Пакет офисных приложений Microsoft Office.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

дополнительной общеобразовательной

 общеразвивающей программы «Эврика»

Образовательный модуль «Компьютер – универсальное устройство для обработки информации»

Цель: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся; воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

Возраст детей: 13 лет

Учебный план 1 года обучения

(стартовый уровень)

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Организационное занятие. Техника безопасности при работе на компьютере.

2

1

1

Беседа

2.

Информация. Компьютер как инструмент обработки информации.

16

6

10

Зачет

3.

Технология обработки текста на компьютере.

38

18

20

Самостоятельная работа

4.

Технология работы с числовой информацией.

32

14

18

Зачет

5.

Технология обработки графических изображений на компьютере.

22

10

12

Самостоятельная работа

6.

Технология работы с мультимедиа.

18

5

13

Зачет

7.

Технология работы в сети Интернет.

16

6

10

Защита проекта

Итого:

144

60

84

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Оценка и контроль результатов

Знания и умения

Форма контроля и оценка результатов

Информация. Компьютер как инструмент обработки информации.

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

Контрольная работа

Технология обработки графической информации. Технология работы с мультимедиа. 

Технология работы в сети Интернет.

Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(стартовый уровень)

Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности при работе на ПК.

Информация. Компьютер как инструмент обработки информации. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Программы и файлы. Рабочий стол.

Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации Обработка информации.

Клавиатурный тренажер. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Правильная постановка рук. Специальные, функциональные клавиши клавиатуры. Клавиши редактирования, листания документов. Клавиши управления курсором. Windows – клавиши. Цифровой блок на клавиатуре.

Технология обработки текста на компьютере. Текст как форма представления информации. Применение обработки текста в деятельности человека. Возможности использования систем обработки текста для решения практических задач. Компьютерные программы для работы с текстовой информацией. Назначение текстовых редакторов. Создание текстовых документов. Этапы подготовки текстового документа на компьютере. Основные возможности текстового редактора: команды для редактирования и форматирования текста. Проверка правописания, перемещение по тексту.

Технология обработки числовой информации. Применение представления и обработки числовых данных в деятельности  человека. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Арифметические операции в позиционной системе счисления. Организация числовых данных: упорядочивание по возрастанию и убыванию.

Табличная форма представления информации. Изменение формы представления информации. Решение практических информационных задач. Компьютерные программы для вычислений: калькулятор, среда, интерфейс, основные приемы работы.

Технология работы с мультимедиа.

Использование мультимедиа представленной информации в различных сферах деятельности человека.

Компьютерные программы для создания мультимедиа-презентаций. Назначение основных компонентов программы для создания презентаций: рабочая область, строка меню и пр. Назначение основных инструментов программы для создания презентаций.  Основные приемы работы в программном пакете создания презентаций: выделение, перемещение, добавление, копирование, удаление слайдов, применение оформления фона  слайда,  смены слайдов, демонстрация презентации. Основные приемы работы с информационным наполнением слайда: создание текста слайда, вставка изображения, анимация.

  Мини-проекты: «Мое увлечение».

Технология обработки графической информации.  Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Области применения компьютерной графики в деятельности человека. Возможности использования средств компьютерной графики для решения практических задач. Графическая информация. Компьютерные программы для работы с графической информацией. Назначение графических редакторов. Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочая область, меню, панель инструментов, палитра и пр. Основные приемы работы в среде графического редактора растрового типа.

Технология работы в сети Интернет.

Передача информации. Поиск информации. Использование изображений, взятых из сети. Передача информации по сети. Возможности электронной почты. Создание почтового ящика. Правила работы с электронной почтой.

Практическая работа «Письмо другу».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРТОВОГО УРОВНЯ

Обучающийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев   при описании реальных объектов и процессов
  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

дополнительной общеобразовательной

 общеразвивающей программы «Эврика»

Образовательный модуль «Информация и информационные процессы»

Цель:

  • достижение компьютерной грамотности и основ научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях и умение работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организация собственной информационной деятельности и планирование ее результатов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Возраст детей: 14 лет

Учебный план 2 года обучения

(базовый уровень)

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Организационное занятие. Техника безопасности при работе с компьютерами.

2

1

1

Беседа

2

Информация в природе, обществе, технике.

Общество, информационная культура.

2

2

-

Самостоятельная работа

3

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

2

1

1

Зачет

4

Технология обработки числовой информации.

12

6

6

Самостоятельная работа

5

Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.

25

12

13

Зачет

6

Технология обработки графической информации.

25

12

13

Самостоятельная работа

7

Автоматизация работы в офисе. Основы компьютерного делопроизводства.

25

13

12

Самостоятельная работа

8

Интернет - технологии. Язык HTML.

25

13

12

Зачет

9

Коммуникационные технологии. Язык программирования Python.

26

13

13

Защита проекта

Итого:

144

73

71

Оценка и контроль результатов

Знания и умения

Форма контроля и оценка результатов

Информация в природе, обществе, технике.

Общество, информационная культура. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Технология обработки числовой информации. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.

Контрольная работа

Технология обработки графической информации. Автоматизация работы в офисе. Основы компьютерного делопроизводства. Интернет - технологии. Язык HTML. Коммуникационные технологии. Язык программирования Python.

Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(базовый уровень)

Вводное занятие. Правила техники безопасности с правилами техники безопасности при работе на ПК.

Виды информации и информационные процессы. Виды информационных процессов. Информация и информационные процессы в неживой и живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информационные процессы в технике.

Клавиатурный тренажер. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Правильная постановка рук. Специальные, функциональные клавиши клавиатуры. Клавиши редактирования, листания документов. Клавиши управления курсором. Windows – клавиши. Цифровой блок на клавиатуре.

Технология обработки числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционной системе счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Основные параметры электронных таблиц. Рабочие листы и книги. Встроенные функции. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Построение диаграмм и графиков.

Технология обработки графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

Автоматизация работы в офисе. Основы компьютерного делопроизводства. Основные программы Microsoft Office.

Интернет – технологии. Язык HTML. Разработка Web-сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Коммуникационные технологии. Передача информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы Интернета. Электронная коммерция в Интернете. Язык программирования Python.  

 

Планируемые результаты базового  уровня

Обучающийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • учащийся научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  •  определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

дополнительной общеобразовательной

 общеразвивающей программы «Эврика»

Образовательный модуль «Алгоритмизация и программирование»

Цель:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики;
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Возраст детей: 15 лет.

Учебный план 3 года обучения

(продвинутый уровень)

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Организационное занятие. Техника безопасности при работе с компьютерами.

2

1

1

Беседа

2

Информационные технологии.

2

1

1

Зачет

3

Технология обработки числовой информации.

12

4

8

Самостоятельная работа

4

Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.

38

10

28

Зачет

5

Решение задач средствами Excel.

32

8

24

Самостоятельная работа

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Язык программирования Python.

38

10

28

Зачет

7

СУБД Microsoft Acces

10

2

8

Самостоятельная работа

8

Информатизация общества

10

3

7

Защита проекта

Итого:

144

39

105

 

Оценка и контроль результатов

Знания и умения

Форма контроля и оценка результатов

Информационные технологии. Технология обработки числовой информации. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Решение задач средствами Excel.

Контрольная работа

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Язык программирования Python. СУБД Microsoft Acces. Информатизация общества.

Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(продвинутый уровень)

Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности при работе на ПК.

Повторение изученного в прошлом году. Вспоминание правил  поведения в школе, учащихся других классов.

Информационные технологии. Компьютерные телекоммуникации. Система адресации электронной почты, телеконференции. Поиск информации в Интернете.

Технология обработки числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления). Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Повторить основные параметры электронных таблиц. Ввод формул в ячейку. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Решение задач средствами Excel.  Табулирование функции. Условная функция и логические выражения. Решение систем уравнений.

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Алгоритм и его формальное исполнение. Кодирование основных типов алгоритмических структур. Переменные: тип, имя, значение. Основы объектно-ориентированного программирования. Язык программирования Python.

СУБД Microsoft Acces. Реляционные (табличные) структуры данных. Заполнение и редактирование БД.

Информатизация общества. Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

В результате обучения на продвинутом уровне учащиеся будут знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Linux-DVD, (выпускается по  лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2020г.
  4. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2022 г.
  5. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович, Босова Л.Л.   - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.
  6. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович, Босова Л.Л.  - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЙ

  1. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2022 г.
  2. А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.: Вако, 2020 г.
  3. Л.В. Рябинина. Информатика. 7 - 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича, Босова Л.Л.  Волгоград: Учитель, 2022 г.
  4. Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2020 г.
  5. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2020.
  6. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11):
  7. Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.