Мои уроки

Карячкина Татьяна Александровна

Здесь представлены методические разработки уроков биологии и экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Город Саранск

Учитель биологии Т.А. Карячкина

Отчётный урок по экскурсии  "Осень в жизни растений"

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена рода. Октябрь».

Ученик читает стихотворение.

Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало

 Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

 Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора...

А.С. Пушкин.

Учитель. Все мы помним эти замечательные пушкинские строки. Осень. Грусть о прошедшем лете, о цветущих лугах и лесах наполненных птичьим пением Осень. Леса сбрасывают свой разноцветный наряд, а редкий птичий гомон больше напоминает шум перрона перед отходом поезда.

...И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.

Сегодня необычный урок. Весь урок будет посвящен вашим творческим отчетам по экскурсии в природу «Осень в жизни растений». Нашей главной задачей было выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и какие цветковые растения обитают в нашей местности, познакомиться с правилами гербаризации растений, через выполнение творческих заданий приобщиться к прекрасному.

Экскурсия была в Ботаническом саду, и мы еще раз возвратимся в этот чудесный уголок природы.

Заочная экскурсия в Ботанический сад. (Рассказывает ученик с демонстрацией фотографий).

Ботанический сад Мордовского госуниверситета основан в 1960году. Инициатором создания ботанического сада был заведующий кафедрой ботаники доктор биологических наук В.Н. Ржавитин.  Расположен на правом берегу реки Инсар, в 3 км от центра г. Саранска. В настоящее время площадь сада составляет 31,7 га и включает следующие отделы: дендрарий, экспериментальный участок, систематикум, отдел декоративных плодовых растений, питомник, плодовый сад, отдел цветоводства, фрутицетум, дендропарк и др. В коллекции сада насчитывается 1200 видов, форм и сортов высших растений. В дендрарии более 200 видов древесных и кустарниковых форм. Особый интерес вызывают сосна кедровая, пихта, орех маньчжурский, серебристый тополь и многие другие.

В любое время года декоративный вид имеет туэтум. Посадочный материал привезен со всех регионов России. Участок декоративен своими вечнозелеными формами и видами туи. Родина туи - Япония, живет до 100 лет. На участке собрано три вида туи: туя восточная, туя Стендиша, туя западная семи форм.

Один из красивейших участков сада - фрутицетум. Это коллекция декоративных кустарников. Был заложен весной 1964 года и занимает площадь вместе с туетумом 1 га.

Нам очень понравилась «альпийская горка». Интересные виды родов армерия, земляника, лапчатка, лук, колокольчик, очиток и другие. Родиной этих растений являются Кавказ, Карпаты, Крым, Прибалтика, Средняя Азия.

За такое короткое время невозможно рассказать обо всем, что мы увидели. Мне очень понравилось в ботаническом саду и хочется еще  и еще возвращаться туда.

Учитель. При выполнении первого задания вы должны были обследовать определенную территорию и определить видовой состав деревьев, собрав при этом листья определяемых растений.

И так, что же у нас получилось?

Ученик рассказывает о выполнении задания и демонстрирует гербарий.

Выполняя это задание, мы выяснили, что там растут такие деревья, как  береза, осина, тополь, кедр, орех, каштан, ель, дуб, клен и др. Нас удивило разное соотношение красок осенней палитры: это и красные, и желтые, и зеленые, и коричневые оттенки.

Собирая листья одного вида, но различной окраски, увидели, что у березы, например, пожелтение листа, начинается от края листовой пластинки, а вдоль жилок дольше остается зеленым. Сначала желтеют более старые листья, удаленные от периферии кроны. Мы были на экскурсии в яркий солнечный день, и было такое впечатление, что дерево как бы светится изнутри. А когда посмотрели на старые березы, то увидели, что они желтеют прядями.

Внимательно обследуя территорию, заметили, что если дерево в тени, то у него больше сохранилось зеленых листьев, а стоящие на открытом месте, были почти желтые. Это происходит потому, что на ярком свету хлорофилл разрушается быстрее и быстрее же образуется другое красящее вещество – антоциан.

В пасмурную мокрую осень листья дольше остаются зелеными. И они в несколько дней желтеют и краснеют, как только солнечные дни сменят ненастье. Листья липы были желтыми, пунцово-красными стали узорчатые листья рябины, оранжевые и багровые листья осины. Много ярких красок в осеннем лесу! А вот листья тополя и дуба становятся бурыми, так как они не имеют  красных и желтых красящих веществ. Готовясь к  отчету,  я  узнала,  что  осенняя  окраска  листьев результат ослабления деятельности листа, внешний признак затухания его жизни.

Учитель. Спасибо! Второе задание было аналогично, только наблюдения вы вели за кустарниками. Как же они выглядят осенью?

Ученик.  Мы  пришли  в  ботанический  сад  в  конце сентября.  Уже  почти  целый  месяц  властвовала  осень, которая началась при теплом ярком солнце. Только ветер резче,  да ароматы жухнущей травы крепчают,  а в кроны деревьев  закрались  желтые  прядки,  которых  уже  было много. Вот она, сентябрьская примета листопада! Но было много  и  зеленых  листьев.  Ведь  листья  умирают  долго. Осенняя раскраска будет разгораться исподволь, все выше поднимая каленные и желтые пряди.

На  данной  территории  мы  увидели  следующие  виды кустарников:   сирень,   смородина,   спирея,   барбарис, актинидия  коломикта,  айва  японская,  курильский  чай, чубушник, гортензия,  вейгела и многие другие.

Основные цели и задачи этого участка собрать большую коллекцию декоративных кустарников из других регионов, изучить их биологические особенности, приспособленность некоторых завезенных кустарников к природно-климатическим условия нашей республики, после этого рекомендовать для озеленения, а также познакомить посетителей сада с видовым и сортовым разнообразием красиво цветущих кустарников. Мы были на этом участке осенью и всё равно там очень красиво, так как листья имеют разную окраску, и мы их набрали для гербария. (Демонстрация гербария).

Учитель. Спасибо! Ребята, мы увидели разнообразие красок, а вот почему это происходит - не знаем.  У кого бы нам спросить?

Ученики. У Осени!

Действительно, ребята, давайте у Осени спросим. Ведь она у нас сегодня в гостях!  Пожалуйста, госпожа Осень!

(Выходит девочка-старшеклассница в костюме Осени).

Осень. Здравствуйте, дорогие ребята! Я расскажу вам,  почему листья меняют свою окраску. Растения кажутся нам зелёными от большого количества мельчайших хлорофилловых зёрен, расположенных в клетках листьев и стеблей. Однако хлорофилл - не единственное красящее вещество в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты, известные под названием ксантофилла и каротина. Первый из них имеет чисто-жёлтый цвет, второй - оранжевый оттенок. Каротин обусловливает характерный цвет корня моркови, где он содержится в очень большом количестве. Желтые пигменты всегда есть в зелени растения, но летом они совершенно не заметны, так как замаскированы интенсивной зеленой окраской хлорофилла. Как вы уже слышали, осенью прекращается образование хлорофилла. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, незаметные до этого времени, внезапно обнаруживаются. Вот так-то ребята.

Учитель. Спасибо госпожа Осень! Ребята, мне очень понравились ваши гербарии. Расскажите о правилах гербаризации.

Ученик. Мы собирали листья различных растений. Выбирали листья целые, сразу же закладывали их в папку с рубашками (для рубашек брали газеты), так как подвядшие листья расправлять значительно труднее. В каждую рубашку с листьями вложили рабочую этикетку с названием растения, где взят лист. Дома растения из гербарной папки нужно было положить в гербарную сетку (если она имеется) в тех же рубашках, между которыми прокладывали газеты. Сетка сильно затягивается веревкой. В  первые 2-3 дня прокладки меняются как можно чаще, не реже 2-х раз в день, а в последующие дни - 1 раз в сутки до полного высыхания листьев. Если сетки нет, то листья можно сушить под грузом, прижав фанерой, но тогда растений надо класть меньше, а прокладок больше и менять их чаще.

Взяли мы и веточки хвойных растений. В гербарии они почти всегда осыпаются. Для предотвращения осыпания их можно обварить кипятком или окунуть в спирт, но это не всегда помогает. Самое лучшее средство - окунуть ветку в растворенный в горячей воде столярный клей.

Готовые листья монтировали на листе плотной бумаги, прикрепляя тонкими полосками бумаги, смазанной клеем (не силикатным!).

В правом нижнем углу листа прикрепляется этикетка.

Учитель. Спасибо! Итак, ребята, для деревьев и кустарников осенью характерно расцвечивание листьев, листопад, созревание плодов, а также подготовка к ранневесеннему цветению. Ребята, пока мы с вами еще не знаем: почему же листья опадают? Давайте-ка опять попросим Осень об этом рассказать.

Осень. Осень рассказывает о причинах листопада с помощью схемы листопада, нарисованной на доске. Каковы причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву, с тем, чтобы вновь одеться ею по окончании зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, выяснить, представляет ли собой листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья.

Если мы летом или, еще лучше, с весны пересадим в горшок с землей какое-нибудь молодое деревце, например дубок или клен, и поставим его в комнату или оранжерею, осенью он неизбежно сбросит свои листья, несмотря на самый лучший уход.

В комнату или за стекло оранжереи не проникает осеннее ненастье, здесь не бывает заморозков, но, тем не менее, листопад и тут будет проявляться с достаточной правильностью. Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с зимним периодом покоя в самый цикл развития растения. Есть и другой способ убедиться в том, что листопад процесс - биологический. В конце лета через основание листового черенка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую листовую подушечку.

Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющегося (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки можно легко заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям (восходящий ток) и питательных веществ - углеводов, выработанных листьями в процессе ассимиляции (нисходящий ток) . Однако наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением.  Часто для этого достаточно бывает легкого порыва ветра; иногда листья опадают и в совершенно тихую погоду от резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой.

Приходилось ли вам бывать в лесу в разгар листопада, когда в ясную погоду к вечеру сильно холодает, но зато стоит полное безветрие? В это время в лесу удивительно тихо и отчетливо слышен непрерывный шорох падающих листьев.

Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная биологическая подготовка. И закончу я свой рассказ стихами А. Майкова «Осенние листья».

Осенние листья по ветру кружат,

 Осенние листья в тревоге вопят:

 «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!».

 Не слышит тревоги их царственный лес,

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

 И зреет в нем сила для новой весны.

Учитель. Мы изучаем биологию. Предмет наш особый, имя которому жизнь - Живая природа. Красота природы, смена времен года всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Многие живописцы все свое творчество посвятили изображению родной природы. Это И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, А. Саврасов и другие. Исаак Ильич Левитан - автор прекрасных картин. Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести родную природу. Очаровательна картина «Золотая осень».

Ученик. Описание картины «Золотая осень». Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные цветы и травы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно, художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Солнце почти над головой. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, тоже желтеющего березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.

Луг на правом берегу реки также покрыт желтеющей травой.

За   крестьянскими   постройками   тянутся   леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое, с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности всего пейзажа.

Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Художник дает возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Учитель.   В  чудесных  картинах  русской  природы, нарисованных

А. С.  Пушкиным,  вы найдете  и «октябрь  уж наступил - уж роща отражает последние листы с нагих своих ветвей» и «унылая пора! Очей очарованье...»

И его современники, и поэты позднейших поколений, так же любившие природу, как и великий мастер русского стиха, часто обращались к теме природы.

Например, стихи И.Грекова:

Приметы осени во всём встречает взор,

 Там, тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

 Кистями красными повиснула рябина

Там нива полная щетинится, а там уж

 Озимь яркая блеснула изумрудом...

Очаровательна пёстрая осень. Художник И.Левитан говорил: « Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь». Но только ли художнику надо понимать язык природы?

Ученики. Конечно, писателю, художнику, композитору надо понимать природу. Но не только им - всем людям. Чтобы любить природу, надо понимать её. Надо беречь природу, быть внимательным, чутким.

Учитель. Что же вы увидели в природе? На что она вас вдохновила?

Ученики. Демонстрация рисунков. Описание их.

Я очень люблю клён, потому я его нарисовал и хочу о нём рассказать

Клён ты мой опавший,

Клён заледенелый,

Что стоишь согнувшись,

 Под метелью белой?

С.Есенин.

Красавец русский клён часто называют кудрявым. Но это не видовой эпитет, а всего лишь поэтическая метафора. Ботаники называют его прозаичнее, зато точнее - клён остролистный.

Это красивое дерево с мощным, как колонна, стволом достигает в высоту чуть ли не тридцати метров. Оно теневыносливо, но любит, чтобы его верхушка была на солнце.

Многочисленное кленовое племя можно встретить и на севере, и на юге.

Осень. Печальна её прощальная краса. Яркое пламя клёнов напоминает о том, что замкнулся ещё один круг жизни. Тихим жёлтым дождём льются листья на холодную землю, шуршат под ногами. Подслушав их последний разговор, Михаил Пришвин прощался с ними в одной из своих лирических миниатюр такими словами:

- Что же, листики, трепещите, сколько можете. Желаю вам слететь вниз спокойно, в ясном кленовом сознании, что через несколько месяцев будут на вашем месте зелёные, и дерево будет расти...

Мысль мудрая ясна: ничто не исчезает бесследно, жизнь продолжается.

Второй ученик.  А я на экскурсии сразу подошла к березе.  Она была,  как бы прошита  солнцем,  я  прижила ладонь к стволу и почувствовала печаль. Подняв голову, увидела носимый воздухом березовый листок.

Медленно, неохотно и в же время торжественно падал он, цепляясь за ветки братски приникая ко встречным листьям. Чем ниже кружился и опадал лист, было ему падать все тяжелее, встреча с большой, почти уже охладевшей землею словно бы пугало его, миг падения все растягивался, растягивался. Я подставила руку. Словно учуяв тепло, лист заиграл, зареял надо мной и недоверчивой нарядной бабочкой опустился на ладонь.

Падает лист. Маленький, бледный березовый лист. Наступает еще одна печальная осень.

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса.

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса.

Третий ученик. А вот я хочу рассказать об осине! Ее часто незаслуженно обижают.

На дальних холмах и в долинах,

Легко и сквозяще - светла,

 Осенняя прелесть       осины

Всю землю опять замела...

В. Разумовский.

В пору всеобщего осеннего увядания нет в лесу дерева краше багряной осинки. В это время она - последнее и лучшее украшение природы, поистине «очей очарованье». Можно представить себе, как нарядно и празднично выглядели бы осенью наши селенья, если бы мы почаще приглашали ее на свои улицы.

К сожалению, отношение к осине по традиции пренебрежительное: «осина - не лесина» - гласит поговорка. И каждый из нас слышал не однажды: «Дрожит как осиновый лист». Почему же дрожит осина? По очень простой причине. Ее листья сидят на тонких упругих, сильно сплюснутых на концах черешках: малейшее движение воздуха, от которого на других не шелохнется ни один листочек, заставляет их колебаться все разом. И ни на минуту не смолкает в осиновом лесу особый тихий трепетный шелест, будто таинственный перезвон.

Учитель. Молодцы, вы наблюдательны. Сейчас мы послушаем ваши литературные зарисовки об осени.

Ученики. Зачитывают свои мини-сочинения.

Первый ученик. Осень удивительное время года, она как золотая сказка.  Посмотришь  на деревья,  а они желтые, багровые,  красные,  зеленые.  Такой  богатый  наряд  они одевают только осенью. А если подует ветер, то полетят листья с деревьев и хочется спеть песню.

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Вот такой листопад мы наблюдали в ботаническом саду вместе с Татьяной Александровной. Я поразилась красоте природы. Погода была теплая и солнечная. Про такую осень говорят «бабье лето».

Мы любовались нарядными деревьями. Наслаждались теплыми лучами солнца. И, конечно, же, набрали много, много листьев. А, придя, домой, я долго ими любовалась. И мне показалось, что я все еще нахожусь в ботаническом саду. Я всегда думала, что зима самое любимое мое время года, но теперь поняла, что и осень мне очень нравится.

Второй ученик. В один теплый осенний день на уроке биологии мы пошли на экскурсию в ботанический сад. Там было очень красиво. Деревья стояли в разноцветном одеянии. А по ногами так и шуршал мягкий пестрый ковер из

листьев. В воздухе стоял особый запах осени: сырой травы, опавших листьев и первых легких утренних морозцев.

Даже синички перекликались как-то по-осеннему. Было все притихшее и немного грустное. Но уходить не хотелось. Мы тоже притихли и наблюдали за природой. Потом мы дружно собирали листья. Каждый новый поднятый лист казался красивее предыдущего осень удивительный художник! Какое разнообразие красок и оттенков. Я набрала так много листьев, что некоторые пришлось оставить в саду. Трудно было выбирать в такой красоте не только мне одной. Потом мы пришли в школу и стали обсуждать экскурсию и свои находки. Мы бурно делились впечатлениями. А дома нас ждала работа по составлению осеннего гербария.

Учитель. Действительно, и мы с вами должны понимать язык природы. И ребята, сочинение которых мы слушали, показали нам, как они умеют увидеть тайны природы, услышать песню листьев, разговор деревьев: Как они умеют найти слова, краски и звуки для этого. Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова, краски.

Звучит (Вальс цветов) П.И.Чайковского.

Учитель. Ребята, у вас было еще одно творческое задание - групповое. Вы составили осенние букеты и представили их на конкурс. Вот они стоят, перед нами. А сейчас защита своего букета, как вы их назвали и почему? Подводить итоги будет наша гостья - Осень. Пожалуйста, ребята!

Ученик от первой группы.

Мы назвали свой букет «Осенний этюд».

Пришла художница - осень и раскрасила деревья, кустарники в желтый, красный, оранжевый цвета. Горит красным огнем рябина, золотятся золотом листы кустарников и туи. И все это в нашем букете.

Ученик от второй группы.

А мы назвали свой букет «Осенний вальс».

Последние яркие осенние цветы расположены кругом. Над ними возвышаются сухие кисточки травы. Они танцуют свой прощальный вальс, стараясь блеснуть своей красотой.

Ученик от третьей группы.

Наш букет называется «Осенняя радуга».

У осени своя радуга. Рябиновая - ярко-красная, бархатцевая, оранжевая, золотисто-багряная - у листьев.

Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо вам. Ну, что ж, госпожа Осень, какой букет вам больше всех понравился?

Осень. Ребята, выбрать лучший невозможно - все хороши. И каждый по-своему очень близок мне. Порадовали вы меня, спасибо!

Учитель. Подходит к концу наше небольшое путешествие в мир осенней природы. (Оценивание ответов).

И закончим наш урок стихотворением А. Москвитина «Прощание с осенним лесом».

Тихий дождь, опадающий ночью.

Залил краски в погасшем лесу.

Лучше раз,

Но увидеть вочью,

Как сгорают костры на вису.

Гнет калина багряные кисти,

Сыплет под ноги летний наряд,

А на ветках

Последние листья,

Словно редкие угли горят.

Далеко во все стороны видно,

И сквозит от деревьев тоской

Тихо так,

Что откашляться стыдно,

Будто чей-то нарушишь покой.

Надо все обойти непременно.

Я не верю что лучше вдвоем.

 И чернеют деревья как стены,

В сиротеющем доме моем.

Пахнет сыростью и увяданьем.

Березняк вперемешку с сосной.

 До свиданья, мой лес до свиданья,

Пусть оно состоится весной.

Учитель. Всем спасибо! До свидания!

Фото с урока в разделе Фотоальбомы



Предварительный просмотр:

Тема урока. Деление клетки. Митоз

Цель урока: охарактеризовать основной способ деления  эукариотических клеток - митоз, раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза, создать представление об амитозе.

Задачи:

  • сформировать знания о значении деления для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; рассмотреть механизм митоза;
  • охарактеризовать основные этапы клеточного и митотического цикла;
  • совершенствовать умения работы с микроскопом;
  • выявить биологическое значение митоза.

Ресурсы: компьютер, микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”, интерактивная доска, мультимедийная презентация “Деление клетки. Митоз”, диск - “лабораторный практикум Биология 6-11 класс”, видеоролик “Стадии митоза”,  динамическое пособие  “Митоз”.

Этапы урока

1.Организационный момент. 

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? (Слайд1)

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратится в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.    Какова же тема урока? (Слайд 2)

Тема  урока “Деление клетки. Митоз” (Слайд 3)

Чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо вспомнить изученный ранее материал (Слайды 4,5,6)

2. Изучение нового материала. 

ТИПЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК (Слайд 7)

  Одно из положений клеточной теории основано на выводе немецкого ученого Рудольфа Вирхова “Всякая клетка из клетки”. Так было положено начало изучения процессов клеточного деления, основные закономерности которого были выявлены в конце XIX века.

  Размножение – одно из важнейших свойств  живых организмов. К размножению способны все без исключения живые организмы - от бактерий до млекопитающих. Способы размножения у различных организмов могут сильно отличаться друг от друга, но в основе любого вида размножения лежит деление клеток. Продолжительность жизни многоклеточного организма превышает время жизни большинства составляющих его клеток. Так, нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно – полосатые мышечные ткани у животных и запасающие ткани у растений. Многоклеточные организмы растут, развиваются, у них происходит обновление клеток и тканей, даже частей тела (Вспомните регенерацию) Известно, что клетки стареют и отмирают. Например, клетки печени живут 18 месяцев, эритроцитов – 4 месяца, эпителия кишечника 1-2 дня (ежедневно погибает около 70 млрд.  клеток кишечного эпителия и 2 млрд. эритроцитов). Значит,  в организме постоянно происходит обновление клеток.   Так же известно, что в среднем 1 раз в 7 лет клетки обновляются.   Поэтому почти все клетки многоклеточных организмов должны делиться, чтобы заменять погибающие клетки. Все новые клетки возникают путем деления  из уже существующей клетки.

  АМИТОЗ. Прямое  деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления (хромосомы в световом микроскопе вообще неразличимы). Такое деление встречается у одноклеточных организмов (например, амитозом делятся полиплоидные большие ядра инфузорий), а также в некоторых высокоспециализированных клетках растений и животных с ослабленной физиологической активностью, дегенерирующих, обреченных на гибель, либо при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п. После амитоза клетка не способна вступать в митотическое деление.  

  МИТОЗ (от греч. Mitos- нить) непрямое деление, - основной способ деления эукариотических клеток. Митоз - это процесс деления клетки, в результате которого дочерние клетки получают генетический материал, идентичный тому, который содержался в материнской клетке.

  МЕЙОЗ (непрямое деление) это особый способ деления клеток, в результате которого происходит редукция (уменьшение) числа хромосом вдвое. В ходе мейоза происходит два клеточных деления и из одной диплоидной клетки (2n2c) образуются четыре гаплоидные (nc) половые клетки. В ходе дальнейшего процесса оплодотворения (слияния гамет) организм нового поколения получит опять диплоидный набор хромосом, т. е. кариотип организмов данного вида в ряду поколений остается постоянным.

Вывод: существует три вида деления клеток, благодаря которым организмы растут, развиваются, размножаются (амитоз, митоз, мейоз).

Митоз - основной способ деления клеток.

 Митоз (от греческого mitos – нить) – непрямое деление клетки. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним.

Именно благодаря этому виду клеточного  деления образуются практически все клетки многоклеточного организма.

   Митотический (клеточный) цикл состоит из подготовительной стадии (интерфазы) и собственно деления – митоза (профазы, метафазы, анафазы и телофазы).

Характеристика митоза.

Для изучения темы, будем работать в парах.

  ЗАДАНИЕ 1.

   1. Изучите особенности первой фазы  митоза – профазы.  

 2. Выпишите особенности профазы в тетрадь после того, как обсудите ответ. (Слайд 9)

  ЗАДАНИЕ 2.

   1. Изучите особенности второй фазы  митоза – метафазы.  

 2. Выпишите особенности метафазы в тетрадь после того, как обсудите ответ. (Слайд 10)

  ЗАДАНИЕ 3.

   1. Изучите особенности третьей фазы  митоза – анафазы.  

 2. Выпишите особенности анафазы в тетрадь после того, как обсудите ответ. (Слайд 11)

  ЗАДАНИЕ 4.

   1. Изучите особенности четвёртой фазы  митоза – телофазы.  

 2. Выпишите особенности телофазы в тетрадь после того, как обсудите ответ. (Слайд 12)

Ребята! Сейчас вашему вниманию будет представлен ролик “МИТОЗ”. Вам необходимо внимательно его просмотреть, а затем выполнить задание. (Слайд 12)

ЗАДАНИЕ. Определите и запишите названия фазы соответствующей ее описанию. (Слайд 13)

Состояние ядра в клетке

Название фазы митоза

Хромосомы, собравшись у полюсов, раскручиваются; происходит образование ядерной оболочки; заканчивается делением цитоплазмы

 

Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки; прикрепление центромер к нитям веретена деления.

 

Расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки

 

Расхождение центриолей и начало образования веретена деления; растворение ядерной оболочки; исчезновение ядрышка.

 

3. Закрепление изученного материала.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5. (Слайд 14,15)

Тема: “Митоз в клетках корешка лука”.

Цель: изучить процесс митоза в клетках корешка лука.

Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”.

Ход работы

1. Рассмотрите готовый микропрепарат, по возможности найдите клетки на всех стадиях митоза.
2. Сравните изображение под микроскопом с микрофотографией в презентации к уроку (слайд).
3. Определите набор хромосом в каждой фазе митоза.
4. Охарактеризуйте особенности каждой наблюдаемой стадии митоза.
5. Сделайте вывод о роли митоза.
Вопросы для закрепления. (Слайд 16, 17, 18)

1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6-10"9 мг. Чему будет равна масса молекул ДНК в: а) метафазе митоза; б) телофазе митоза?

2. Подумайте, могут ли условия окружающей среды повлиять на процесс митоза. К каким последствиям для организма это может привести?

3. Почему в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным набору хромосом в материнской клетке? Какое это имеет значение в жизни организмов?

4. Подумайте, могут ли условия окружающей среды повлиять на процесс митоза. К каким последствиям для организма это может привести?

5. Почему в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным набору хромосом в материнской клетке? Какое это имеет значение в жизни организмов?

В конце урока подводятся итоги.

        Митоз – очень значимый процесс, много сил и времени было потрачено учёными, для познания всех особенностей этого процесса. Например, было выяснено, что митоз в растительных и животных клетках протекает с определёнными отличиями, что существуют факторы, которые негативно влияют на его протекание.

Кроме того в литературе вы можете увидеть другую  форму деления – прямое или амитоз. Работа с дополнительной литературой.

1 группа: задание «Амитоз»

Выделите из текста «опорные» точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза. «Митоз – наиболее распространённый, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинез всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников… Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании… после него клетки не способны к митотическому делению ».

2 группа: задание «нарушение митоза»

Составить логические пары: тип воздействия – последствия.

«правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »

        Выводы. (Слайд 19)

Сегодня урок был посвящён  важнейшему процессу – митозу. Мы уделили достаточно времени самому процессу, его особенностям, проблемам. Самое главное, что этот процесс обеспечивает генетическую стабильность вида, а так же процессы регенерации, роста, бесполого (вегетативного) размножения. Процесс сложный, многоступенчатый и очень чувствительный к воздействию факторов среды.

Домашнее задание.

1. Изучить § 29

2. Заполнить таблицу “Митотический цикл клетки”

Объяснить от чего зависит количество хромосом в ДНК на разных этапах митоза.

Митотический цикл клетки

Фазы

Процесс, происходящий в клетке

Количество хромосом (n)и содержание ДНК (c)

Интерфаза (фазы между делениями)

Пресинтетический период

 

 

Синтетический период

 

 

Постсинтетический период

 

?

Профаза (первая фаза митоза)

 

 

Метафаза (фаза скопления хромосом)

 

 

Анафаза (фаза расхождения хромосом)

 

 

Телофаза (фаза окончания деления)

 

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме

«Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»

Предмет:  биология
Класс:   11
Авторы УМК: А.А.Каменский,  Е.А.Криксунов,  В.В.Пасечник.
Тема урока:
«Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
Учитель: Карячкина Татьяна Александровна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»  г.о. Саранск

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся; развитие умения применять знания в новой ситуации; формирование навыков устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • расширить  и углубить знания о естественном отборе в свете современных знаний об эволюции;
  • сформировать знания о формах естественного отбора, условиях проявления этих форм;
  • расширить кругозор  учащихся через чтение научно-популярных статей.
  1. Воспитательные:
  • формировать познавательный интерес к предмету через организацию коллективной поисковой деятельности;
  • развивать способность к  рефлексии и  самоактуализации;
  • развивать  культуру общения и навыки коммуникации.
  1. Развивающие: развитие регулятивных, коммуникативных и личностных УУД

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать

а) механизм возникновения приспособлений у живых организмов;

б) формулировать понятие «биологические адаптации», «естественный отбор»;

в) характеризовать  формы естественного отбора.

Понимать

а) взаимосвязь генотипа и фенотипа в популяциях в ходе естественного отбора;

б) процессы, приводящие к  стабилизирующей, движущей и дизруптивной форме отбора.

Применять

а) составлять текстовые таблицы на соотнесение предложенных утверждений с их авторами;

б) составлять тематические презентации;

в) конструировать вопросы повышенной сложности по теме «Естественный отбор».

Оценивать

творческую роль естественного отбора

Ресурсы: учебная презентация «Естественный отбор», карточки с изображением живых организмов, гербарии растений, видеоролик, листы с заданиями.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний

Вид: беседа с элементами самостоятельной работы.

Технология обучения: технология проблемного обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

1. Актуализация имеющихся знаний при ответе на следующие вопросы:

● Русский ботаник К.А.Тимирязев сделал интересные вычисления. Каждый год одно растение одуванчика производит около 100 семян. Если из всех этих семян выросли бы растения и снова дали бы по 100 семян каждое  и так из года в год, то  для 10-го поколения одного растения одуванчика потребовалась бы площадь  в 15 раз больше поверхности суши. Вся наша планета покрылась бы жёлтыми головками одуванчиков, и ни одно семя другого растения уже не смогло бы прорасти на земле.

● Карл Линней как-то сказал, что три мухи могут съесть лошадь во столько же дней, что и лев. Каждая самка мухи может за 5 дней дать 20 000 личинок, три мухи дадут 60 000, сколько же надо еды, чтобы прокормить  60 000 мушиных ртов!?

1.Почему подобные явления мы не наблюдаем в естественных условиях?

2.Перечислите основные формы борьбы за существование.

3.Почему не все особи погибают в результате борьбы за существование?

2. Сообщение проблемной ситуации:

Природа хочет жить, и потому она

Миллионы зерен скармливает птицам,

Но из миллиона птиц к светилам и зарницам

Едва ли вырвется одна. Почему?

3. Окончательное формулирование проблемы:

Что же является результатом борьбы за существование?

Ответы на вопросы и формулирование темы урока с ее записью в рабочих тетрадях

Устно ответьте на 1 и 2 вопросы, письменно ответьте на 3 вопрос в рабочих тетрадях, опираясь на имеющиеся знания.

Сформулируйте собственные варианты  проблем.

Зафиксируйте проблему в рабочих тетрадях

Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях

решения проблемы, обоснование оптимальных из них.

Обсуждение выдвинутых гипотез. 

Окончательное формулирование рабочей гипотезы.

Результатом борьбы за существование является естественный отбор.

Выдвиньте свои предположения по поводу способов решения проблемы.

1. Особей будет погибать больше, чем появляться.

2.Сильные уничтожают слабых, что приводит к выживанию потомства первых.

3.В результате внутривидовой борьбы за существование особи одного вида уничтожат друг друга.

4.Результатом борьбы за существование является появление новых признаков, приспособлений.

Зафиксируйте гипотезу в рабочих тетрадях

Этап III. Опытная проверка принятой гипотезы

Учебный текст с рисунком «Связь между генотипами и фенотипами в популяциях»

Учебная таблица с рисунками «Приспособления организмов к условиям существования»

Работа с предложенными утверждениями

«Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина в развитие эволюционных представлений»

Учебный текст «Формы естественного отбора».

Видеоролик «Естественный отбор»

Выполните опорный конспект и сделайте вывод: к чему приводит естественный отбор?

Кратко сделайте текстовое описание таблицы и рисунков о проявлении в живой природе разнообразных приспособлений организмов к условиям среды обитания.

Составьте таблицу «Возникновение приспособлений согласно учению  К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина». Ответьте устно на вопрос, каков механизм возникновения приспособлений?

Составьте конспект о формах естественного отбора: стабилизирующей, движущей и дизруптивной.

Ответьте письменно на вопрос: в чём заключается творческая роль естественного отбора?

Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и  применение

их в теории и практике

Вопросы:

1.Как связаны естественный отбор и борьба за существование?

2.Почему в природе никогда не происходит неограниченного роста численности видов и популяций?

3.Как вы понимаете употребление термина отбор в разных природных ситуациях?

4.Докажите, что употребление Ч.Дарвиным термина отбор в своём основополагающем труде можно считать его удачным и закономерным открытием.

Ответьте на вопросы устно.

V. Рефлексия

Подумайте и сделайте заключение о правильности выдвинутой гипотезы: Результатом борьбы за существование является естественный отбор.

Запишите собственные варианты заключений в рабочих тетрадях

Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Личностные результаты:

 -формирование познавательного интереса к предмету через использование поисковой деятельности,  

-повышение стремления к самоактуализации,  

-воспитание культуры общения.

Метапредметные:

 -овладение методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи,

-научатся работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументировано высказывать свою точку зрения, овладеют приемами само- и взаимоконтроля

Предметные: 

-научить  обосновывать ведущую роль естественного отбора в эволюции;

-определять разные формы естественного отбора

Этап VII. Домашнее задание

Домашнее задание:

1.Изучить §58 и ответить на вопросы на с.213.

2.Подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора из научно-популярной литературы или на основе собственных наблюдений.

Запись домашнего задания

Видео http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5&path=wizard&filmId=kmP3qXDxUXI&family=yes

Схемы таблицы http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatas%2Fbiologija%2FTeorija-Darvina%2F0004-004-Mekhanizm-evoljutsii-soglasno-teorii-CH.Darvina.jpg&uinfo=sw-1138-sh-853-ww-1119-wh-666-pd-0.8999999761581421-wp-4x3_1024x768&_=1427189937915&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80&noreask=1&pos=44&rpt=simage&lr=42&family=yes