статья

Забродина Анастасия Владимировна

 

Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Забродина А.В.                                                            

ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева

                                                            Г.Чебоксары

                                                            Научный руководитель:

                                                            к.п.н.

Порфенова О.В.                        

Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

С самого  рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей  представлены не отношения, а взаимоотношения. Смысл? Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу» (В.В. Богословский).  Между  общением, с одной стороны, и отношениям - взаимоотношением  с другой, существует определенная  соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. Взаимоотношение служит своеобразным содержанием общения  (В.В. Богословский).

Взаимоотношениями в психологии обозначают  сложную систему отношений,  которые складываются между людьми. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку, установку, с позиции которой они подходят к общению друг с другом (Р.С.  Немов).

Взаимоотношения – личностные отношения  индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности   (Е.И.  Щербакова).

В.И. Мясищев дает следующее определение этих отношений: «Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей   истории   развития   человека,   она   выражает  его  личный  опыт   и внутренне определяет его действия и переживания».

Отношение  к людям  является решающим  в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношений. Личность проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми и формируется под влиянием этого общения.

Деятельность и поведение,  пишет В.И. Мясищев, одной и той же личности в  каждый момент  определяются его отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекающими в свою очередь из истории развития личности. Отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему.  Рассуждая, таким образом, В.И. Мясищев в типологии характеров первостепенное значение придает особенностям взаимоотношения человека с другими людьми. В общении  выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительными и отрицательными характером.

М.И. Лисиной так же рассматривались проблемы взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению, взаимоотношения  понимались ею как  продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны:  отношения возникают в общении и отражают его особенности, а за тем оказывают влияние на протекание общения. Взаимоотношения – это многообразная и относительно устойчивая система  избирательных, осознанных и эмоционально-переживаемых связей  между членами  контактной группы (Т.А. Репина). Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями.

Как видим, в отечественной психологии разные авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания  понятия «взаимоотношения». Общение, отношение, взаимоотношения не отделимы друг от друга.

 В.И. Мясищев отмечает, что отношения индивида  к людям, как правило, являются и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности, люди не могут так или иначе не относится друг к другу; взаимоотношения – это чувства, направленные на других людей. Взаимоотношения, как эмоциональный феномен, проявляются не только в общении и поведении  людей, но и в переживаниях членов группы.

Для многих  психологов и педагогов типично употреблять понятия  взаимоотношения и взаимодействия как тождественные. Например, Е.В. Субботский  предмет своего сравнительного исследования  взаимодействия  маленького ребенка со взрослым и со сверстником обозначает и  как отношение партнерства. С.Г. Якобсон при изучении  ею совместной деятельности детей дошкольного возраста понимает под взаимоотношениями « … такое взаимодействие партеров, когда один из них оказывает на другого то или  иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы  побудить этого другого совершил какое-то действие и ответ другого на это  воздействие».

Пытаясь разобраться в отношениях возникающих между  детьми детского сада, Т.А. Репина и др. выдвинули три ведущих критерия для их классификации: эмоциональный;  оценочный; функциональный.

По эмоциональному критерию все отношения ребенка к сверстникам разделяются ими  на 3 типа: симпатии, безразличия и неприязни.

По оценочному критерию. Самооценка, определяющая, эти отношения, чрезвычайно сложное образование, либо многообразные качества ребенка воспринимаются как положительные или отрицательные, с одной стороны, а с другой – от особенностей ценностных ориентаций, этих эталонов, из которых исходит оценивающий.

По третьему типу, то известно, отношения делятся на официальные и неофициальные (деловые и личностные) (Я.Л. Коломинский).

Люди вступают друг с другом  во множество различных видов взаимоотношений. Немов Р.С. выделяет следующие: личные и деловые; эмоциональные и рациональные; официальные и неофициальные; координационные и субординации.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов. Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определёнными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Кроме определённой эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей личные субъективный характер, выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми.

Совершенно другое содержание вкладывается в понятие  «деловые взаимоотношения». Эти  взаимоотношения основаны на ответственности  людей  за  выполняемую  ими  работу. Деловые  отношения, могут  быть  хорошими  и  плохими  и  зависят  от  ролей  выполняемых  людьми  в  совместной  деятельности.

 Эмоциональными  называются  взаимоотношения, которые основаны  на  эмоциях, проявляемых  одним  человеком  в  отношении  другого  человека.

Рациональные  взаимоотношения – это такие, которые, во-первых, строятся  на  разумных  расчетах  и  выводах, во-вторых, исходят  из  реальной  пользы, которую  один  человек  может  принести  другому  человеку.

Официальные – это  взаимоотношения  между  людьми, которые  поддерживаются  в  соответствии  с  какими-либо  правовыми  нормативными  актами. В официальные  отношения  люди  вступают по  должности.

 Неофициальные - это такие  взаимоотношения между  людьми, которые  складываются  между  ними  помимо  должностных, деловых  взаимоотношений, в которых  они  обязаны  находиться  друг  с  другом.

Координационные – взаимоотношения  между  людьми, в  которые  они  вступают  как  вполне равноправные, независимые  люди, которые  лишь  согласуют, координируют  свои  действия,  но не  зависят  друг  от  друга.

Субординационные – это  взаимоотношения между людьми, имеющими различный  статус, занимающими  различное  положение  в  обществе.

Таким образом, проблемой взаимоотношений занимались такие ученые М.И. Лисина, В.И. Мясищев, Р.С. Немов и др. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Щелованова, Н.А. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой  развития социальных контактов

В работе М.И. Лисина, выдвигается положение о том, что первые детские взаимоотношения, вызываемые потребностью ребенка в общении, хотя и строятся на основе взаимных симпатий между многими детьми, но уже очень рано в 3 года жизни приобретают избирательный характер.

Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В.Г. Нечаевой, Я.М Коломенского, И.И. Аржановой) убеждают в том, что стихийные взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка,  гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположенных качеств «…не сразу заметил в группе беду - чрезмерно активного, агрессивно общительного ребенка,  хозяина запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего эгоиста. Как будто играют дружно, дитя не жалуется…». Так  и складываются взаимоотношения.

Считая дошкольную группу генетически ранней ступенью социальной организации  людей, Я.Л. Коломинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо  дышится в среде сверстников, не все встречают здесь благоприятный эмоциональный климат. В группе  если несколько чрезвычайно активных детей, которых  воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинение у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех и других.

«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, - отмечала А.П. Усова, - является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей. Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то своё место в этом обществе».

Важно, чтобы взаимодействия дошкольников были благоприятными. Характер взаимодействий детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые  сложились – в группе (Я.Л. Коломинский, А.Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовать игры, общительные, веселые, дружелюбные.

Р.М. Римбург, рассматривает товарищеские дружеские отношения как непременное условие складывания коллектива и коллективных взаимоотношений. Автор, отмечает, что первейшее требование, предъявляемое в детском саду – умение дружно жить со всеми детьми.

Немаловажную роль играет то обстоятельство, что взаимоотношения дошкольников сверстников осуществляется  в основном в игре – ведущей деятельности в этом возрасте. Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умение согласовывать действия со сверстниками, ещё не означает наличия истинно дружеских чувств и отношений. Лишь кропотливая педагогическая работа с отдельными детьми – представителями разных групп (по характеру индивидуальных проявлений), в частности влияние ребенка посредством  положительного содержания игры и роли, делает его игровую деятельность, его поведение целенаправленным, имеющим нравственный характер (проявление в игре симпатии, заботы о сверстнике  и т. п.).

Такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что игра возникает не самопроизвольно, а под влиянием социального окружения в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Предложенная  А.П.  Усовой система обучения на занятиях повлияла на уровень детских игр. Только совокупностью формирования  всех  видов  деятельности  - труда, учения  подчеркивала А.П.Усова, можно повлиять на развитие личности ребенка. Влияние сюжетно-ролевых, дидактических  игр  на  нравственное  воспитание  изучались Д.В.  Менджерицкой, Р.И.  Жуковской. В работах Л.В.Артемовой  особенности  взаимоотношений рассматривались в  ежедневном общении. Важным направлением в исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста (продуктивной, игровой) и влияние ее на их межличностные отношения. Этому вопросу посвящены работы  Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной и Л.П. Бухтиаровой. Положительные взаимоотношения  у  детей  возникают,  когда  они  выполняют  какое-либо  задание  не для  себя  лично, а  для  других  людей (исследование Р.Л.  Кричевского).

Исследование В.Г. Нечаевой имело своей задачей выяснить значение поведения в формировании взаимоотношений в играх, на основе усвоения детьми общих норм. Несмотря на то,  что  отечественной  дошкольной  психологией  и  педагогикой  немало  сделано в области  изучения  взаимоотношений  между  детьми, но  многие  вопросы все  еще  остаются  недостаточно  исследованными.

Проблема формирования детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. В последние  годы ей посвящено много исследований ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Новач, Е. Петрова, П. Собади и т.д. проблема рассматриваются в плане изучения различных видов детской деятельности, прежде всего игровой.

Р. Пфютце  рассматривает детские взаимоотношения как цели и как процесс воспитания. Р. Пфютце считает, что дружеские отношения среди детей достигаются только при наличии играющего коллектива. В руководстве играми она идет от формирования у ребенка умения понимать сверстника, не мешать другому. Большое внимание Р. Пфютце уделяет ролям, взятым детьми в игре, установленным правилами поведения в игровой деятельности.

Английский ученый Д. Мей изучала детские взаимоотношения. Она изучала только стихийно складывающиеся отношения в группе детей 2-4 лет. Автор отмечает, что эти отношения индивидуальны и разнообразны: одни дети сразу становятся лидерами в группе, проявляя упорство, агрессию; другие приспосабливаются к  лидерам, третьи стремятся  к уединению и т.д.

По мнению Д. Мей, «хотя взрослые  несут ответственность за детей, но они не могут устанавливать нормы поведения в коллективе», не направляют, не руководят складывающимися взаимоотношениями. Воспитатели лишь создают возможность для «самовыражения» в зависимости от ступени развития ребенка. В целом теоретически посылки Д. Мей сводятся к тому, что она не видит педагогических просчетов в воспитании и все недостатки в поведении пытается объяснить индивидуальными особенностями детей, их способностями к адаптации в среде сверстников.

Таким  образом, изучение  взаимоотношений  в  детских  объединениях приобретает  особое  значение и  для  успешного  руководства  развитием  положительных  взаимоотношений: педагогу  необходимо  знать  их  особенности.