Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе

Приоритетное направление социальной политики  государства  на повышение качества образования без ущерба здоровью школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Юдкина Л.И.

МАОУ «СПШ №33»

Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее богатого короля», - писал Шопенгауэр.

И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20%-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 51) четко говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. В основу программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.

1. Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.

2. Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

3. Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

4. Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.

5. Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.

6. Принцип сознательности и активности, направленный на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы ...» Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане — здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья детей в деятельности нашего общеобразовательного учреждения и, в частности, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии (т. е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся), которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей учащихся. К ним можно отнести:

1) оптимальную плотность урока;

2) чередование видов учебной деятельности;

3) наличие физкультурной паузы;

4) наличие эмоциональных разрядок;

5) правильная рабочая поза;

6) положительные эмоции.

Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся. Поэтому для психологического и физического здоровья детей проводятся следующие мероприятия:

  • приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образовательной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта детей;
  • ежедневное проведение перед первым уроком зарядки;
  • проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, включающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, пластику рук, туловища, тела;
  • проведение гимнастики для глаз;
  • организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;
  • частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий, индивидуальные задания);
  • развитие мелкой моторики руки;
  • построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка;
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе;
  • организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища;
  • проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не только детей, но и родителей «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья» и другие);
  • организация горячего питания и молочных завтраков.

При планировании и проведении уроков педагоги учитывают требования к проведению физкультминуток и используют различные виды физкультминуток.

Требования к проведению физкультминуток.

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомляемых групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Виды физкультминуток.
  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (А. Амосов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалько, В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. - 296 с.

2. Менчинская, Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вента Граф, 2008. - 112 с.

3. Обухова, Л.А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскин. - М: «ВАКР», 2005. - 124 с.

4. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 56 с.

5. Соколова, О.А. Здоровьесберегающие технологии [Электронный ресурс] / О.А. Соколова. - Режим доступа: http:// www.shkolnymir. Infol/.