Значение основных видов движений для дошкольников

Емельяненко Галина Валентиновна

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.Формирование основных движений — одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.Исследователями был сделан важный вывод о том, что физический рост и нервно-психическое развитиеребенка взаимообусловлены и направляются поведением, которое преимущественно складывается из многообразия двигательных актов.

Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.

Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе организованного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ходьба – циклическое движение умеренной интенсивности. В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.

При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок. Когда опорная нога выдерживает тяжесть тела, другая отделяется от земли и производит маятникообразные движения вперед. Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. Навык правильной ходьбы следует формировать с раннего возраста.

В обычной ходьбе к концу дошкольного возраста должен быть в основном сформирован навык правильной ходьбы.

Следует научить:

1. Прямому положению туловища и головы.

2. Ровному неширокому шагу, выполняемому с разворотом стоп наружу, умеренному темпу.

3. Постановке ноги с пятки без шарканья с последующим перекатом на носок.

4. Правильному согласованию рук и ног.

5. Ходить по прямой, сохраняя это направление.

Для овладения ходьбой необходим ряд подготовительных упражнений, укрепляющих мышцы, способствующих формированию правильной координации.

Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета, т. е. ноги бегущего отрываются от почвы. Это способствует увеличению скорости передвижения. Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, причем не поднимаются, толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены.

Детей дошкольников следует научить:

1. Правильному положению головы и туловища.

2. Правильному согласованию движений рук и ног.

3. Правильной постановке ноги‚ в медленном беге перекатом с пятки на

носок, быстром – на носок.

4. Умению сохранять направление бега.

3. Бег с высоким подниманием коленей.

4. Бег на носках с 3-го года жизни.

5. Бег широким шагом с 5 лет.

6. Бег прыжками.

Детей учат правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу). Пальцы согнуты в кулак. Амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена, скорости передвижения.

Прыжки– движения ациклического типа, состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза – основная, заключается в выполнении отталкивания. 3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка.

При выполнении прыжка с места подготовительная фаза заключается в приседании, что способствует понижению общего центра тяжести тела (О.Ц.Т.) и отведению рук назад для выполнения последующего сильного взмаха в момент отталкивания. Кроме того при приседании мышцы ног растягиваются, что способствует лучшему их сокращению в следующей фазе. В прыжках с разбега в подготовительной фазе выполняется безостановочный ускоряющийся разбег, переходящий в отталкивание одной ногой.

Основная фаза – отталкивание (толчок) – создает необходимую для полета начальную скорость и направление. Выполнение этой фазы прыжка связано с сильным сокращением мышц-разгибателей, которые обеспечивают отталкивание. При прыжках с места толчок выполняется двумя ногами одновременно. При прыжках с разбега – одной более сильной ногой (толчковой)

Во время полета тело принимает такое положение, при котором возможен наилучший подъем тела вверх, обеспечиваются дальность полета и наилучшие возможности для приземления. Скорость и направление в полете уже нельзя изменить.

Заключительная фаза – приземление должно быть выполнено без резких сотрясений и толчков. При этом важно сохранить равновесие. При прыжках в длину с места и с разбега приземляются на носки с последующим перекатом на всю ступню, что обеспечивает амортизацию. При прыжке в высоту с разбега способом «перешагивание» приземление выполняется на маховую ногу (этот вид прыжка доступен только детям 6–7 лет). При спрыгивании с предмета (прыжок в глубину) приземление выполняется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Во всех видах прыжков общим является приземление на полусогнутые ноги, что дает возможность гасить силу толчка от сустава к суставу, и сотрясения не передаются на внутренние органы и головной мозг.

Выполнение всех видов прыжков требует определенного уровня развития коры головного мозга, крепости опорного аппарата, особенно конечностей, достаточной эластичности мышц, развитого глазомера. Все это формируется у ребенка постепенно в ходе выполнения прыжковых упражнений.

Метание– это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель. Детей дошкольного возраста обучают различным видам метания, начиная с более простых: «прямой рукой сверху», «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку», «метание с четырех шагов», «метание с разбега».

Во всех способах метаний как видах ациклических упражнений выделяют ряд фаз:

1. Подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска.

2. Основная фаза заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории.

3. Заключительная фаза направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия.

Обучению метаниям детей предшествуют упражнения с мячом: катание, бросание, ловля мяча. Эти упражнения доступны детям с раннего возраста и способствуют в дальнейшем более успешному обучению детей метаниям.



Предварительный просмотр:

Физические упражнения для коррекции прыжков.

Упражнения

Коррекционная направленность

1.Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90 гр.

Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве.

2.Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м.

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног.

3.Прыжки через скакалку – на двух, на одной, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад.

Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости.

4.Прыжки «ЛЯГУШКА» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд).

Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений.

5.Прыжок с места вперед – вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук.

Дифференцировка направления усилия, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества.

6.Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа с взмахом рук.

Дифференцировка расстояния и усилия, согласованность движения рук и ног, развитие силы разгибателей ног.

7.Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног.

8.Прыжки с зажатым между стопами мячом.

Координация движений, точность кинестетических ощущений.

9.Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх.

Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества.

10.Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик).

Соразмерность расстояния и усилия, координация и точность движений, скоростно-силовые качества

11.Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок.

Координация движений рук и ног, ритмичность движений.

12.Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку.

Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через».

13.Прыжки через обруч: а) перешагиванием;

б) на двух с междускоками;

в) на двух ногах.

Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног.

14. Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет – поворот на 90 гр.

Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля.



Предварительный просмотр:

БЕРЕГИТЕ  НОЖКИ  С  ДЕТСТВА!

Ортопедические нарушения - веская причина бить тревогу. Слабость мышечно-связочного аппарата стопы при плоскостопии снижает ее амортизирующие свойства, и при каждом движении на позвоночник и суставы оказывается ударная нагрузка. Это грозит развитием ранних артрозов и остеохондрозов, нарушением двигательных функций, невозможностью долго находиться на ногах, болями, отеками. Страдает позвоночник — ухудшается кровоснабжение головного мозга, внутренних органов. А все из-за того, что стопа уплощена и плохо выполняет свои амортизирующие функции.

Профилактика плоскостопия

 Плоскостопие достоверно определяется только у взрослых и детей старше 5 лет. У совсем маленьких естественная жировая прослойка делает отпечаток ступни плоской, и беспокоиться о том, что у малыша в 2-3 года развивается плоскостопие, не стоит.

От 5 и старше

В этом возрасте ребенок активно двигается, причем движения становятся все более сложными, требующими точности, четкости и устойчивости. Бег, прыжки на одной и двух ногах, лазание, езда на велосипеде, самокате, роликах и лыжах способствуют укреплению мышц, развитию координации, силы, выносливости. И, к сожалению, эти же нагрузки выявляют ортопедические нарушения, не замеченные в раннем возрасте.

Присмотритесь, как двигается ваш ребенок. Не прихрамывает ли он при беге, не жалуется ли на усталость при долгой ходьбе? Может ли глубоко присесть с опорой на всю ступню, а не только на носочки, не сводит ли он колени, приседая? На одном ли уровне находятся обе лопатки, плечи, ключицы, подвздошные кости? Если вас что-то смущает, лучше лишний раз обратиться к специалисту, чем упустить время и позже столкнуться с более серьезной проблемой.

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия

Комплекс № 1

  1. Ходьба на носках с различным положением (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой) 30сек в среднем темпе.
  2. Ходьба босиком по мелкой гальке или по специальному коврику (с колючей поверхностью и длиной 2-3м)  в медленном темпе 2-3 раза.
  3. Ходьба на наружной стороне стоп 15-20 см, 2 раза.
  4. Ходьба по канату (по гимнастической палке), пятки на канате, носки на полу 2-3 раза в медленном темпе.
  5. Ходьба по обручу, положенному на пол. Руки на поясе, пятки на обруче, носки на полу 2-3 раза в среднем темпе. И наоборот – носки на обруче пятки на полу.
  6. Перекаты с пяток на носки и обратно 5-6 раз в среднем темпе.
  7. Из положения стоя - ноги врозь, выполнять повороты стоп внутрь и обратно 5-6 раз в медленном темпе.
  8. Из положения сидя - ноги врозь, выполнять повороты стоп внутрь с доставанием носками пола и обратно 5-6 раз в медленном темпе.
  9. «Овации» - хлопать стопами в положении сидя, руки в упоре сзади 4-5 раз в среднем темпе.
  10. «Утюжок»  - в положении сидя гладим поочередно пол пальцами правой (левой) ноги 8-10 раз в среднем темпе.
  11. «Улитка» - стоя, руки свободно. Передвижение вперед только при помощи пальцев ног 40-50 см 2-3 раза.


        Комплекс № 2

  1. Перекаты с носков на пятки и обратно 6-8 раз  в среднем темпе 2-3 повтора, спину держать прямо.
  2. Потирание стопой о стопу в положении сидя (лежа) 5-6 раз подряд, 4-5 повтора  в среднем темпе.
  3. Поворачивание стопы влево - вправо, вперед-назад из положения сидя на полу (1-2 мин в среднем темпе).
  4. Активное сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя на полу (4-5 раз подряд, 4-5 повтора).
  5. Поочередное поднимание ног на носки и опускание обратно (1-2 мин в среднем темпе).
  6. Ходьба на носках, пятках, наружной стороне стоп 1-2 мин в среднем темпе, сохраняя правильную осанку.
  7. Широкий шаг с глубоким перекатом с носка на пятку 1-2 мин в среднем темпе.
  8. Подскоки на месте до предмета; подскоки с продвижением вперед приземляясь мягко на носочки (по 8-10 подскоков, 2-3 повтора).
  9. Ходьба по специальной дорожке (с колючей поверхностью и длиной 2-3м) 6-8 раз в медленном темпе.

        Комплекс № 3

1.«Каток» - сидя на стуле катать мяч вперед-назад обеими ногами одновременно или правой, левой ногой поочередно (6-8 раз в среднем темпе).

2. «Буксир» - сидя на полу, ноги согнуть, пятки потно прижать к полу и не отрывать их  на протяжении всего упражнения. Пальцами ног подтянуть под стопу положенную не пол салфетку, на которой лежит какой-нибудь груз (5-6 раз).

3. «Маляр» - сидя на полу, ноги прямые. Большим пальцем правой ноги «красить» левую ногу от носка до колена. Затем наоборот (6-8 раз каждой ногой в среднем темпе).

4. «Сборщик» - сидя с согнутыми коленями, руки упор сзади.  Справа, около ноги, на полу мелкие предметы или игрушки.  Перекладывать пальцами правой ноги мелкие предметы (игрушки)  к левой ноге и наоборот. Упражнение выполнить 3-4 раза.

5. «Художник» - сидя на полу с согнутыми коленями, руки упор сзади. Карандашом, зажатым между пальцами правой ноги, рисовать на бумаге черточки, кружочки (что получится). Левой ногой придерживать лист бумаги. И наоборот (3-4 мин).

6. «Гусеница» - сидя на полу (на стуле) с согнутыми коленями.  Сгибая пальцы ног, передвигать обе ноги  вперед, затем выполнить упражнение  поочередно правой, левой ногой  (2-3 мин).

7. «Кораблик» - сидя на полу с согнутыми коленями, прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно выпрямлять ноги, имитируя нос кораблика (5-6 раз в медленном темпе).

8. «Дворник» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол, на расстоянии 20см. Поворачивать стопы по направлению друг к другу , а затем обратно, при этом пятки не сдвигать с места (5-6 раз 4-5 повтора в медленном темпе).

9. «Мельница» - сидя на полу, ноги прямые. Вращать ступни ног в разных направления вправо; влево (по 2-3 мин каждой ногой в разном темпе – быстро; медленно).

10. «Автоматическая дверь» - сидя на полу, ноги согнуты, стопы плотно прижаты к полу, руки – упор сзади.  Разводить и сводить  ноги не отрывая стоп от пола. Затем выполнить это же упражнение с прямыми ногами  (5- 6 раз, 3-4 повтора).

11. «Барабанщик» - сидя на полу, колени согнуть, руки упор сзади. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются (1-2 мин, 2-3 раза)



Предварительный просмотр:

Выпрями спинку!

Предпосылки проблем

Предпосылкой будущих проблем может стать вялая осанка. Заметить и исправить ее можно уже к 5-6 годам. Посмотрите, как стоит ваш ребенок? Если вы заметите, что его голова норовит опуститься на грудь, животик вяло висит, плечи опущены, поясничный прогиб увеличен, а спинка круглая - пора принимать меры. Нередко такая осанка бывает у худеньких детей с недостаточной мышечной массой. Она может сочетаться с плоскостопием и вальгусной установкой стоп.

Целью гимнастики и массажа будет общее укрепление мышечной системы. В комплекс должны входить упражнения для пресса и спины, ягодиц, ног. Поскольку ребенок с вялой осанкой с трудом переносит статическую нагрузку, большинство упражнений выполняются лежа на животе или спине. Можно разделить комплекс на 2 части, выполняя одну утром, а другую - вечером. Основные упражнения — «крылышки», «кошечка», подъемы ног, «лодочка». Помимо упражнений в зале, очень полезно плавание.

Сутулость

Именно на нее чаще всего обращают внимание родители. Долгое сидение  в неудобной позе приводит к тому, что грудной изгиб позвоночника увеличивается, лопатки приобретают форму «крыловидных», плечи выдаются вперед, живот становится вялым и тоже выдается вперед. «Встань ровно, выпрями спину, как ты сидишь — опять сгорбился!» — возмущаются родители.

Хорошо бы проследить, чтобы стол  и стул у ребенка соответствовали его росту. Нужно укреплять мышцы спины и пресса. Следует выполнять регулярно гимнастику,  массаж. Если добавить в программу совместные походы в бассейн - можно надеяться, что проблем с осанкой у вашего ребенка удастся избежать.

Упражнения для улучшения осанки

Комплекс  гимнастики при нарушении осанки у детей дошкольного возраста:
1. Ходьба обычная - 10-15 секунд. При этом необходимо следить за правильностью осанки ребенка (напоминайте ему об этом).
2. Ходьба на носках, руки на поясе - 10 секунд.
3. Ходьба с высоко поднятыми коленями, руки на поясе - 15 секунд.
4. И. П. - ноги на ширине плеч. Поднять прямые руки вверх, потянуться - вдох, опустить вниз - выдох. Повторить 4-6 раз. При этом надо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок прогибался в поясничном отделе.
5. И.П. - ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Палку взять руками за концы спереди, руки внизу. Отставить правую ногу назад - поднять руки вверх, вернуться в исходное положение - руки вниз. Повторить то же самое  с левой ноги. Следить за прогибанием ребенка в поясничном отделе. Повторить 6-8 раз. 
6. И.П. - ноги вместе, палку взять руками за концы сзади, руки внизу. Потянуться на носки - отвести руки с палкой как можно дальше от поясницы, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз. 
7. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять левую руку и согнуть в колене правую ногу, подтянуть ее к животу. Затем - правую руку и левую ногу. После этого - обе руки вместе с обеими ногами. Повторить 4-6 раз. 
8. И.П. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги вверх во время выдоха. При этом надо следить за тем, чтобы нога ребенка в колене не сгибалась. 
9. Упражнение - "Ласточка". И.П. - лежа на животе. Оторвать от пола грудь, руки, ноги - удерживать такое положение 3-4 секунды. Повторить 4-5 раз. 
10. Упражнение "Бокс". И.П. - лежа на животе. Выполнять движения руками, имитируя боксерские, при этом удерживая напряженным верхний плечевой пояс. Повторить 7-8 раз. 
11. И.П. - стоя на коленях, ступни вместе, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, левую ногу отвести в сторону. Повторить то же самое с правой ногой. Выполнить 4-6 раз. Следить за осанкой ребенка. 
12. Спокойная ходьба - 30 секунд.

При нарушениях осанки требования «сидеть, не горбясь» помогают мало, так как мышцы не готовы выдерживать длительную статическую нагрузку. Максимум движений, плавание, особенно кролем, массаж, упражнения, которые можно делать в течение дня несколько раз, удобная обувь и правильное питание - основа успешной коррекции нарушений осанки.