Инновационная деятельность на базе КФУ

Хакимуллина Раиля Фаиковна

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекукморская средняя школа»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422110, Республика Татарстан, Кукморский район, п.г.т.Кукмор, ул. Академика Королёва, дом 3, кв.1

тел.: 8(843)6420-9-17(дом), сот:89600389462

http://nsportal.ru/khakimullina-railya-faikovna 

Railya_hakimulli@mail.ru

 

Тема инновационной разработки

«Развитие творческого мышления учащихся путём инновационного подхода, основанного на современной технологии обучения и воспитания».

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Хакимуллина Раиля Фаиковна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме))

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только

подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

Актуальность: каж­дый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить — это значит обеспечить более успешное дости­жение главной цели воспитания — все­стороннего и гармонического развития личности. Призва­ние школы - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответ­ственности.

Цель: найти ответы на вопросы: что значит мыслить? Что значит учить мыслить? Каковы главные направления развития творческого мышления в практике обучения?

Задачи: изучить теорию вопроса: развитие  творческого мышления, имеющийся педагогический опыт; внедрить имеющийся практический опыт; разработать и апробировать свои методы и приемы работы для  формирования у учащихся способности к самостоятельному, творческому мышлению

Содержание работы: педагогом изучается имеющийся опыт работы по данной проблеме (изучены статьи, дидактические пособия и брошюры ученых, педагогов  по развитию и формированию творческого мышления); на уроках апробируется имеющийся опыт; предлагаются наиболее эффективные способы решения проблемы формирования творческого мышления

Ожидаемые  результаты:

- для учителя: повышение результативности образовательного процесса;

- для учащихся: повышение качества образования и его результативности, путем овладения творческим мышлением

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности

-печатные работы за отчетный период и др.

-мастер-класс по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности » на семинар - практикуме    работников     образования Кукморского муниципального района по проблеме «Особенности организации деятельности ГПД в условиях внедрения ФГОС ООО» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большекукморская средняя школа», 2016, январь;

-участник всероссийского информационно-методического семинара  по теме «Проектирование современного урока. Формирование УУД. Технология и аспектный анализ современного урока», 2016, сентябрь;

- участник межрегионального методического семинара "Урок русского языка и литературы, литературного чтения в контексте ФГОС НОО и ООО", 2016, декабрь;

 

сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):

-конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский уровень)

-качество образования (высокобалльники)

- др.

- открытая всероссийская интернет-олимпиада по устному счету для школьников «Весна, март 2016, математика, 1 класс», диплом  I степени

 - победитель международного конкурса «Зирәк тиен», 2016

-межрегиональная многопредметная олимпиада (очная) «Интеллектуальный марафон для младших школьников», диплом II степени, 2016

-всероссийский конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех» диплом победителя, 2016

-Культурный дневник победитель 1 этапа республиканского проекта, 2016

-1место в муниципальном конкурсе рисунков “Жизнь без террора и экстремизма”, 2016 год

- всероссийская онлайн-олимпиада по русскому языку, диплом победителя, 2016

- открытая международная математическая олимпиада, диплом победителя, 2016

Форма представления инновационной деятельности:

мастер-класс

мастер-класс по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности» на семинар - практикуме    работников     образования Кукморского муниципального района по проблеме «Особенности организации деятельности ГПД в условиях внедрения ФГОС ООО» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большекукморская средняя школа», 2016, январь;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игровые технологии –при организации  внеурочной деятельности»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков, творческого мышления у школьников.

Задачи: 1. Актуализировать знания педагогов о важности школьного периода детства для развития социальных навыков. 2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие школьников.

Материал и оборудование: презентация, предметы для игр (листы в формате А4, цветные карандаши,карточки с заданиями, салфетки, печенье.)

(I часть – теоретическая)

 (II часть – практическая)

        Ход мастер-класса

 (I часть – теоретическая)

- Организация внеурочной деятельности, несомненно,  является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы в ГПД, показателем сформированности социального опыта детей.  В своей  работе во внеурочное время применяю различные технологии. Сейчас  остановлюсь на опыте применения игровой технологии.  

-Как вы считаете, какой метод является главным в игровых технологиях? (игра)   

-Почему игра?  (игра для младших школьников это основная форма деятельности)

-Какие виды игр вы знаете? (ответы участников: подвижные, интеллектуальные, социальные…)

Показ по слайду

1)По виду деятельности игры делятся на:

  • физические (двигательные)
  • интеллектуальные (умственные)
  •     трудовые
  •     социальные
  • психологические

2)По характеру педагогического процесса игры делятся на:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

-Какие функции выполняет  игра? ( ответы участников)

Показ по слайду

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,  воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

-Какую структуру имеет игра? (ответы участников)

Показ по слайду

   Технология игры имеет следующую структуру

1 этап – целеполагание

2 этап – мотивация

3 этап – знакомство с сюжетом игры, куда входит

1)      знакомство с правилами игры,

2)      распределение ролей,

3)      сама игра

4 этап – подведение итогов игры

5 этап – рефлексия

  

«… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

сказал А.С.Макаренко.

 

    -Вы готовы играть? (ответы участников)

(II часть – практическая)

  1. Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные  УУД: развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

Познавательные УУД: развивать  положительную мотивацию учения, произвольного внимания, увеличивать, воспитывать интерес к интеллектуальному труду.

 Регулятивные УУД: формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать

Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество сверстниками

Ход игры

 Приглашаем 5 пар участников. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков – по одной салфетке.

- Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

(Затем  ждем, когда все пары примут решение и наблюдаем, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру” Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

( Наблюдаем, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье

(рефлексия: -Какую функцию выполняет это игра? -С каким уроком можно связать игру? -Какие социальные навыки формируются?)

  1. Игра «Я знаю»

Цель: развивать  положительную мотивацию учения, произвольного внимания, увеличивать, воспитывать интерес к интеллектуальному труду.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные  УУД: формирование стремления улучшения результатов своей деятельности; оценивать свои возможности.

Познавательные УУД: создание цепочки логического мышления, выделяя основные особенности счёта, формирование правильного счёта

 Регулятивные УУД: действовать строго по правилам

Коммуникативные УУД: использовать жизненный опыт

Ход игры

Для участия в игре приглашается 5 человек. Они встают в один ряд.  Каждый  игрок должен  считать до 33 по определённому правилу. Если при записи или в составе  числа есть цифра 3,   то игрок должен сказать “Я знаю”.

Например: 1, 2, я знаю! 4, 5, я знаю !...

 (рефлексия: -Какую функцию выполняет это игра? -С каким уроком можно связать игру?- Какие математические навыки развивает это игра? -Какие социальные навыки формируются?)

3. Игра  «Угадай пословицу».

  • Цель: учить детей чувствовать и понимать  образный язык художественного произведения;  решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, развивать логического мышления, воспитать интерес к устному народному творчеству.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные  УУД: развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

Познавательные УУД: использовать знаково–символические средства, в том числе овладеют действием моделирования

 Регулятивные УУД: формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать

Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество сверстниками

Ход игры

Для участия в игре приглашается 5 человек .Каждому игроку раздаются карточки с пословицами, листы  в формате А4. За  3 минуты игроки должны нарисовать рисунок по содержанию пословицы. Остальные должны угадать, по какой пословице нарисован рисунок?

 (рефлексия:- Какую функцию выполняет это игра?- С каким уроком можно связать игру?- Какие социальные навыки формируются?))

Пословицы для игры:

- Яблоко от яблони далеко не падает.

- Кто не работает, тот не ест.

- Кто старается тот гвоздь на камень прибьёт.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные УУД.

Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала, развитию творческого мышления. Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

    .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2

«БЕЗ ИГРЫ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННОГО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ИГРА – ЭТО ОГРОМНОЕ СВЕТЛОЕ ОКНО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ В ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЕНКА ВЛИВАЕТСЯ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ ИГРА – ЭТО ИСКРА, ЗАЖИГАЮЩАЯ ОГОНЕК ПЫТЛИВОСТИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 3

ИГРЫ ДЕЛЯТСЯ: По виду деятельности: физические интеллектуальные трудовые социальные психологические

Слайд 4

По характеру педагогического процесса: Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие Познавательные, развивающие, воспитательные Репродуктивные, продуктивные, творческие Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Слайд 5

По игровой методике : Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Сюжетные Драматизация

Слайд 6

ФУНКЦИИ ИГРЫ : развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная : освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функция коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Слайд 7

СТРУКТУРА ИГРЫ 1 этап – целеполагание 2 этап – мотивация 3 этап – знакомство с сюжетом игры, куда входит 1) знакомство с правилами игры, 2) распределение ролей, 3) сама игра 4 этап – подведение итогов игры 5 этап – рефлексия

Слайд 8

«… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». А.С.Макаренко.

Слайд 9

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!