В помощь педагогам

Кладько Лариса Васильевна

Уважаемые педагоги, коллеги! Пройдите, пожалуйста, анкетирование по выявлению затруднений в работе воспитателя и выявлению отношения педагогов ДОО к процессу самообразования! Для прохождения анкетирования, перейдите по ссылкам: https://forms.gle/BSnQ91MCDNEcBMS26

https://forms.gle/g9LWjyvQNx5Wz3Ay6

Результаты анкетирования важны для научного исследования!

Анкетирование анонимное!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Разработала  воспитатель МБДОУ детского сада №7 «Сказочная полянка» г. Заринска Алтайского края Кладько Лариса Васильевна.

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер – класса:

Вступление:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (Нет или да)

Деток вы любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (Нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

А для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется  “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся  жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.)

Слайд 1:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)

Слайд 2:

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В.А. Сухомлинский)

Слайд 3:

Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.

Слайд 4:

Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Слайд 5:

 Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?

Слайд 6:

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

Слайд 7:

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность не только сохранения здоровья, но и его укрепления;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 8:

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья; 

2.технологии обучения ЗОЖ;                                                                    

3. коррекционные технологии.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием  педагогов. Являясь участником этого общего процесса, я свою работу начала с 1-ой младшей группы. Соответственно моей темой по самообразованию стала тема «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через занятия по валеологии и ОБЖ». Я считаю, что начинать формировать эти представления надо уже с раннего дошкольного возраста. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы и приемы для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Слайд 9:

Формы организации здоровьесберегающей работы:

Слайд 10:

1. Физкультурные занятия -  это организованная форма обучения. Проводятся 2 раза в неделю в группе и один раз на прогулке.

2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических напряжений.

4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

Слайд 11:

5.Артикуляционная гимнастика - это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

6.Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.

7. Физкультминутки - это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.

9.Коррегирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Слайд 12:

10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

11. Физкультурные прогулки.

12. Физкультурные досуги

13. Спортивные праздники

Слайд 13:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Слайд 14:

Динамические паузы проводятся во время занятий в течение 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, а в групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения.

 «Прятки» (проводиться игра со взрослыми).

(Дети накрываются прозрачной тканью) 

Медведь:  

Я хожу, хожу, хожу.

Деток я не нахожу.

Ну куда же мне пойти,

чтобы деток мне  найти.

Что же это за гора?

Да шевелится она!!!

(подходит к детям, заглядывает и рычит, а дети разбегаются на стулья).

Слайд 15:

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Слайд 16:(фотографии)

Упражнение «Любопытная Варвара»

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

Слайд 17:

Пальчиковая гимнастика – это, как правило, инсценировка детских стихов. Однако пальчиковые игры  -  это, прежде всего весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение.  Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и  писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно, соответственно станут успешнее. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и  мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы. Проводится в любой удобный отрезок времени.

«Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишнёвый,

Виноградный, грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен вам, ребята!

(Показываем большой палец.)

«Медведь». Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Слайд 18:

Я смотрю, вам уже не терпится придумать или показать что-то самим. Может кто-то из Вас поделится своим вариантом пальчиковой игры, которую вы используете при работе с детьми? Если произойдёт заминка, то лучше предложить педагогам уже готовое задание.

Задание для педагогов

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Слайд 19:

Массаж ладоней и пальцев рук: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)

  • Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж  желательно сопровождать весёлыми рифмовками (приговорками).

Грабли в руки мы возьмём,

И немного погребём.

Быстро руки отряхнём,

Чисто вымоем потом.

Вытрем сухо-сухо руки,

Мы совсем не знаем скуки.

Слайд 20:

  • Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.  Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием  коротких стихотворений и рифмовок.

Упражнение « Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение « Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно,потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение « Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой.  Выполнять  вращение большим и средним пальцами.

Упражнение « Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт

необычный вертолёт.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

Слайд 21:

  • Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т.д.
  • Массаж грецкими орехами:

- Катать два ореха между ладонями;

- Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

- Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

       Слайд 22:

  • Массаж с прищепками 

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.) 

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!». 

  • Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Массаж ладоней 
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

Слайд 23:

  • Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или бусинок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

Слайд 24:

Гимнастика для глаз проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика для глаз: «Солнышко» 

Солнышко вставало, солнышко тучки считало.

Посмотрело вверх, посмотрело вниз,

Вправо, влево, глазками поморгало

И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!

Но просыпаться надо.

Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось.

(Дети гладят себя по щекам).

Лучиками провело и погладило, и погладило.

(Дети гладят себя по голове).

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажаУчёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки    

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                        

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.      

Мочки надо пощипать:        

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…      

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) 

И к макушкам вновь придём.

Слайд 25:       

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга  через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

 Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Слайд 26:

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 

Хочу вас познакомить с  некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут, 

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 

2- взмах руками назад «так» (выдох) 

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух, 

Всех нас разбудил он вдруг. 

Встать прямо, ноги слегка расставить, 

руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз. 

А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к стихам дыхательные упражнения.

1 команде

Самолётик - самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 

Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 

Жу- жу -жу (делает поворот вправо) 

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 

Жу – жу – жу (делает поворот влево) 

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

2 команде

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре

Снова дышим: глубже, шире.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Предварительно надо проследить, чтобы дети сделали процедуру очищения носовой полости.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Слайд 27:

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам), воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки — ножки,
Потягушки — пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!

Слайд 28:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

 

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки, появляется заряд положительными эмоциями на весь предстоящий день.

Комплекс зарядки (проводит воспитатель).

Вот проснулись! Потянулись!

С боку набок повернулись!

Сели, встали, сели, встали.

Побежали шишку взяли (дети бегут к корзинке, берут шишку и возвращаются на место).

Наклонились, положили.

Улыбнулись, повторили.

Наклонились, положили.

Наклонились в руки взяли.

Руки вместе, руки шире.

Мы попрыгаем немножко,

Пусть сильнее будут ножки.

Продолжаем физзарядку,

Все движенья по порядку.

Руки вверх и ноги вместе,

Продолжаем, шаг на месте.

Отдохнули, потянулись.

И все вместе улыбнулись!

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Слайд 29:

Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся  занятия по познанию и  индивидуальная  работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган  зрения», «Мыло и вода – наши лучшие друзья», «Для чего нужен носик», «Королева зубная щётка», «Где спрятаны витамины», «Вредная еда», «Витаминки для Маринки», «Зачем человеку солнце», «Мой весёлый звонкий мяч» и т.д.

Слайд 30:

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

«Дождик». Дети встают друг за другом, руки на спине  соседа.

Дождик капает по крыше, бом – бом – бом!

(легко хлопают по спине ладошками)

По весёлой звонкой крыше, бом – бом – бом!

(перебирают пальчиками по спине)

Дети, дома посидите! Бом – бом – бом!

(легко стучат по спине кулачками)

Никуда не выходите! Бом – бом – бом!

(по спине водят рёбрами ладоней)

Поиграйте, посчитайте, бом – бом – бом!

(Руками массажируют плечи соседа)

А уйду, тогда гуляйте! Бом – бом – бом!

(гладят ладошками по спине)

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

 Слайд 32:

Коррекционные технологии

(перечисляются в слайде без выполнения):

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика  выполняется с детьми ежедневно 3-4 раза в день по 3 - 5 минут, желательно перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от  простых к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Начинать надо с упражнений для губ.

Слайд 33:

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Слайд 34:

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.  Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы  на  родительских  собраниях; консультации;  Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, домашнее задание.  Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительском уголке, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).            

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!

Литература:

1.   Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008.

2.  Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.

3.   Карепова Т.Г. , Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.

4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.

5.  Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.

6.   Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.

7.   Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

8.   Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

Самолётик - самолёт 

Отправляется в полёт

Жу- жу -жу Жу-жу-жу

Постою и отдохну

Я налево полечу

Жу – жу – жу

Жу- жу –жу

Постою и отдохну.

2 команде

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре

Снова дышим: глубже, шире.



Предварительный просмотр:

Самообразование педагогов в ДОУ

Кладько Л.В.,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ  детский сад №7

«Сказочная полянка»

Алтайский край

г. Заринск

 

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

Формы повышения квалификации педагогов 

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:

  • обучение на курсах (один раз в пять лет);
  • самообразование;
  • участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

 Выбор тем для самообразования 

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны: последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования. 

План самообразования педагогов  

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество

Тема
самообразования

Форма и

 срок отчета

 

В этом списке обязательно должны быть руководитель и старший воспитатель детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

 

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
  • участие в работе научно-практических конференций, семинаров;
  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

 

Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Советы по реализации самообразования педагога.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

старшего воспитателя

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

2.

Планирование работы по самообразованию

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
•в определении содержания работы по самообразованию;
•в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
•в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
•тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
•тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
•видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

4.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

5.

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
•составление картотеки по проблеме;
•игры и пособия;
•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
•составление перспективного плана работы с детьми;
•организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
•оформление передового педагогического опыта.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

План работы по самообразованию
Воспитатель______группы №_____МДОУ д\с №____
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________

Литература:

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

Раздел плана

Форма работы, сроки

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬОНЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: «Познавательное развитие детей подготовительной к школе группы с использованием современных педагогических технологий по формированию ценностей здорового образа жизни»

Кладько Лариса Васильевна

воспитатель

Заринск

октябрь, 2019 г 

Конспекта занятия

 

Воспитатель: Кладько Лариса Васильевна________________________________________________________________________________

Образовательная область: познавательное развитие______ Возрастная группа: подготовительная к школе группа_______________

Тема занятия: «Познавательное развитие детей подготовительной к школе группы с использованием современных педагогических технологий по формированию ценностей здорового образа жизни»

Цель: становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, формирование у них ответственности в сохранении собственного здоровья.

Задачи: 

Образовательные: формировать умение заботиться о своем здоровье, познакомить с правилами ежедневного ухода за зубами и профессией стоматолога.

Развивающие: расширять кругозор детей, закреплять правила и навыки ухода за зубами, развивать внимание, память, воображение детей.

Воспитательные: воспитывать сознательное, положительное отношение к вопросу об уходе за зубами.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением зубов, стоматологического кабинета. Чтение рассказов и стихотворений, разгадывание загадок о зубах и профессии стоматолога.

Методические приемы: обратить внимание детей на то, как правильно надо чистить зубы, каким способом нужно держать зубную щетку, какой делать нажим на щетку при чистке зубов; обратить внимание на факторы, влияющие на разрушение зубов

Оборудование и материалы для педагога: ноутбук, проектор, экран для просмотра мультфильма, сюжетная картинка «На приеме у стоматолога», картинка «Строение зуба», картинка «Инструменты стоматолога», дидактическая игра «Вредные и полезные продукты для зубов», дидактическая игра «Опасные и нужные предметы для зубов», дидактическая игра «Посчитай зубки», 4 карточки с заданиями.

Для детей (для каждого): ватные палочки, распечатки с изображением зубов верхних, нижних и жевательной поверхности, календарь чистки зубов и памятка «Как правильно чистить зубы» (для сюрпризного момента).

Организационный момент, начало занятия включающие: 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Приветствуют гостей: ‒ Здравствуйте!

Дети улыбаются и говорят друг другу:  «Здравствуй!», потом проговаривают девиз.

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей.

Дети смотрят, проявляют интерес, ищут подсказку и находят конверт, отдают его воспитателю.

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Дети отвечают.

‒ Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!

– А теперь мы с вами сделаем большой круг и поприветствуем друг друга и начнем наш день с нашего девиза.

Чтобы быть здоровыми,

Энергичными, веселыми,

Чтоб прогнать усталость, лень,

Мы играем каждый день!

‒ А теперь устраивайтесь поудобнее, у меня есть для вас сообщение!

‒ Ребята, я вчера встречалась с очень важным человеком, который передал для вас очень интересный мультфильм, но когда я сегодня подключила аппаратуру, на экране появились вот такие страшные вирусы! Что же нам делать?

‒ Я предлагаю посмотреть вокруг, может в группе есть какая-нибудь подсказка?

Воспитатель открывает и зачитывает письмо: «Дорогие ребята! В мультфильме содержится очень важная для вас информация! Чтобы его посмотреть, вам нужно освободить ситему от страшных вирусов, а для этого надо обязательно выполнить задания!». А от кого это письмо? Тут еще что-то лежит! (достает загадку)

Вот большое чудо – кресло,

Занимайте быстро место,

Открывайте шире рот,

Ждите: доктор подойдет.

Проведет в зубах раскопки,

Пломбы сделает и скобки,

Удалит больной осколок…

Это добрый…(Стоматолог)

‒ Молодцы, ребята! Мы выяснили с вами, что письмо написал добрый доктор стоматолог!

Установление эмоционального контакта и положительного настроя на предстоящую деятельность.

Создание мотивации к занятию.

Конверт положен воспитателем на видное место заранее.

Мозговой штурм.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают, проявляют интерес, задают воспитателю вопросы.

Дети отвечают.

Дети отвечают, задают вопросы воспитателю.

Дети встают в круг, проговаривают и выполняют движения по тексту вместе с воспитателем.

Дети проходят за столы, садятся.

Дети берут в руки ватные палочки, обсуждают задание, задают вопросы воспитателю. Дети повторяют все имитационные движения за воспитателем.

Дети проявляют интерес к новым предметам, выбирают картинки, обследуют их, задают вопросы.

Дети сравнивают картинки, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними, объединяются в микрогруппы.

Каждая микрогруппа самостоятельно, советуясь друг с другом, выбирает лидера группы.

Дети – лидеры выбирают задание для группы, группы свободно выбирают рабочие места, где будут выполнять задание.

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять ту или иную картинку, отбирают необходимые средства для осуществления цели.

‒ Ребята, вы догадались о чем мы сегодня с вами будем говорить и с чем будут связаны задания?

‒ Молодцы! Правильно, сегодня мы с вами будем говорить про зубы, как за ними ухаживать, как сохранить их на всю жизнь здоровыми!

‒ Ребята, а для чего нам нужны зубы?

Молодцы! Правильно! Людям зубы нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы улыбаться. Красивая улыбка говорит о своем обладателе, что это добрый, здоровый, сильный и веселый человек. Зубы нужны еще для того, чтобы правильно и красиво говорить, ведь они участвуют в произношении слов. И первое задание: Узнайте о профессии стоматолога!

‒ Ребята, а зачем ходить к стоматологу? Правильно! Молодцы! За здоровье зубов отвечаете, прежде всего, вы сами. Зубной врач вам только помогает. Он внимательно осматривает все ваши зубы и проверяет, чистые ли они, здоровы ли они, все ли с ними в порядке. Он дает вам полезные советы и отвечает на ваши вопросы. Вот почему так важно регулярно ходить к стоматологу.

‒ Ребята, а хотите узнать, что же именно делает стоматолог? (ответы детей) Для проверки зубов у детей стоматолог использует совсем простые инструменты.

  • Сжатым воздухом он сдувает слюну с зубов.
  • Осторожно прощупывает металлической палочкой (зондом) зубную эмаль.
  • А с помощью маленького зеркальца он внимательно осматривает внутреннюю поверхность зубов.

Зубной врач может использовать специальные красящие таблетки, чтобы стало видно налет на зубах. Тогда он даст вам зеркало, и вы сможете вместе посмотреть, в каких местах нужно чистить зубы еще лучше. Чтобы ваши зубы были неуязвимыми для кислоты, врач может смазать вам эмаль фтористым раствором.

Вы сами можете позаботиться о том, чтобы никакой кариес не завелся у вас в зубах. Самое главное – тщательно удалять зубной налет с опасными бактериями. Поскольку зубной налет образуется на зубах после каждого приема пищи, то каждый раз после еды нужно хорошенько полоскать ротовую полость чистой водой. Второе задание: Расскажите и покажите, как вы умеете чистить зубки в движении!

‒ Ребята, а сейчас мы немного разомнемся!

Мы чистим, чистим зубы (Имитация движений)

И весело живём. (Хлопки в ладоши)

А тем, кто их не чистит, (Грозим пальчиком)

Мы песенку поем. (Хлопки в ладоши)

Эх, давай, не зевай, (Приседания)

О зубах не забывай, (Грозим пальчиком)

Снизу вверх, сверху вниз (Имитация движений)

Чистить зубы не ленись.

Воспитатель достает карточку с третьим заданием: Научитесь правильно чистить зубы!

‒ А сейчас проходите за столы и мы с вами поучимся правильно чистить зубы.

‒А теперь представьте, что у вас в руках зубные щетки

(воспитатель рассказывает алгоритм чистки зубов)

‒ Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получается! Ну вот, вы и научились правильно чистить зубы!

(достает четвертое задание: Разделитесь на группы и каждая группа выполнит свое задание)

‒ Ребята, выберите каждый картинку по своим интересам.

‒ А теперь объединитесь в группы и подойдите друг к другу: цифры с цифрами, овощи с овощами, геометрические фигуры с геометрическими фигурами, а буквы с буквами.

‒ Молодцы! У нас получилось три микрогруппы.

‒ А теперь каждая группа выберет себе лидера!

‒ Молодцы! А теперь лидер от каждой группы пойдет и выберет для своей команды корзину с заданием!

(воспитатель объясняет каждой группе задания и отходит в сторону, наблюдает за самостоятельной работой детей; если какая-то группа нуждается в помощи, приходит на помощь, обсуждает с детьми правильность выполнения заданий).

‒ Ребята, а мы с вами и не заметили, как исчезли остальные вирусы! Значит нам пора смотреть мультфильм! Усаживайтесь поудобнее, просмотр начинаем!

Беседа с детьми.

На доску вывешивается сюжетная картинка «На приеме у стоматолога»

Убирается один вирус с экрана!!!

Физкультминутка «Мы чистим, чистим зубы» - повтор 2 раза.

Убирается второй вирус с экрана!!!

Каждому ребенку даются распечатки с изображением верхних, нижних зубов и жевательной поверхности, ватные палочки. Воспитатель берет памятку «Как правильно чистить зубы».

Убирается третий вирус с экрана!!!

На стол заранее выложены картинки по разным интересам детей (цифры обозначают математические задания, овощи и фрукты – задания, связанные со здоровьем, буквы – речевые задания).

Корзины с заданиями приготовлены заранее (дидактические игры: «Вредные и полезные продукты для зубов», «Опасные и нужные предметы для зубов», «Посчитай зубки»).

Пока дети выполняют задания, воспитатель убирает всех оставшихся вирусов с экрана!!!

Просмотр мультфильма.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы педагога, оценивают действия свои и других.

Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы.

Дети прогнозируют результат от полученных знаний

‒ Ребята, вам понравился мультфильм? Спасибо доброму доктору стоматологу за такой интересный и полезный подарок!

‒ Ребята, о чем вы узнали сегодня?

‒ Как вы думаете, знания, которые вы сегодня получили, пригодятся ли вам в жизни?

‒ Какие задания вам больше всего понравились?

‒ А что не понравилось?

(воспитатель организует демонстрацию успешности детей)

‒ Ребята! Вы были сегодня внимательными, рассудительными, были дружны и очень старательно выполняли задания и все вместе, и микрогруппами, и индивидуально! Вы, молодцы! А добрый доктор стоматолог подарил вам вот такие календари чистки зубов, которые вы повесите у себя дома и будете там фиксировать каждый свой день.

Рефлексия.

Сюрпризный момент.

Воспитатель раздает детям календари чистки зубов и памятки «Как правильно чистить зубы»

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬОНЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КОНСПЕКТ ИМИТАЦИОННОГО

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

По теме: «Знакомство с профессией «Стоматолог»»

Разработчик:

Кладько Лариса Васильевна,

воспитатель

Заринск

ноябрь, 2019 г.

Конспект имитационного занятия

Воспитатель: Кладько Лариса Васильевна.

Тема занятия: «Знакомство с профессией «Стоматолог»».

Цель: Познакомить педагогов с формой организации непосредственной образовательной деятельности в области ранней профориентации дошкольников по теме «Знакомство с профессией «Стоматолог»».

Задачи:

  • Создать комфортные условия для педагогов;
  • Вызвать у педагогов положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность при помощи приветствия;
  • Ознакомить педагогов с перечнем атрибутов и материалов, которые понадобятся для организации занятия;
  • Познакомить педагогов с организационным моментом начала занятия;
  • Познакомить педагогов с организацией основной части занятия;
  • Познакомить педагогов с организацией заключительной части занятия.

Организационный момент, начало занятия включающие: 

Деятельность педагогов

Деятельность педагога

Примечание

Приветствуют друг друга в кругу.

Педагоги отвечают на вопросы.

Педагоги проходят за столы.

Педагоги проговаривают и выполняют движения по тексту вместе с воспитателем.

Педагоги наблюдают за действиями  воспитателя, внимательно слушают его, проявляют интерес.

Педагоги включаются в занятие добровольно.

Педагоги отвечают.

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно в гости к нам вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух дня сегодняшнего нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Вступление:

  • Проходите за столы, устраивайтесь удобнее (воспитатель тоже присаживается, работает с коллегами в кругу, глаза в глаза). Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с большим количеством видов труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Я расскажу, как можно при помощи игровых технологий организовать непосредственную образовательную деятельность с дошкольниками при ознакомлении их с миром профессий, и покажу вам это на примере занятия по ознакомлению с профессией «Стоматолог».

Для проведения занятия по ознакомлению с профессией «Стоматолог», потребуется подготовить:

  • оборудование: ноутбук, проектор, экран или доску для просмотра мультфильма, колонку или динамик;
  • мультфильм «Добрый доктор стоматолог»;
  • сюжетная картинка «На приеме у стоматолога» и картинка «Инструменты стоматолога»;
  • дидактические игры «Вредные и полезные продукты для зубов», «Опасные и сохраняющие здоровье зубов предметы», «Посчитай зубки» и корзинки для каждой;
  • макет челюсти и зубную щетку;
  • конверт с письмом и 4 карточки с заданиями;
  • раздаточный материал на каждого ребенка: ватные палочки, распечатки с изображением челюсти;
  • разноцветные фишки или картинки для самостоятельного деления на команды;
  • для сюрпризного момента «Календари чистки зубов» и памятки «Как правильно чистить зубы» на каждого ребенка.

Начало занятия начинается с приветствия. Например, в нашей группе мы начинаем наш день с девиза:

Чтобы быть здоровыми,

Энергичными, веселыми,

Чтоб прогнать усталость, лень,

Мы играем каждый день!

Педагогу необходимо обеспечить мотивационный компонент занятийной деятельности. Заинтересовать детей можно, если создать детям проблемную ситуацию. Например, я сказала, что вчера встречалась с важным человеком, вы узнаете, кто это, если отгадаете загадку:

Вот большое чудо – кресло,

Занимайте быстро место,

Открывайте шире рот,

Ждите: доктор подойдет.

Проведет в зубах раскопки,

Пломбы сделает и скобки,

Удалит больной осколок…

Это добрый

(правильно, это стоматолог)

Да, я встретила стоматолога, и он передал интересный мультфильм, в котором содержится очень важная для детей информация! Но когда я сегодня подключила аппаратуру, на экране появились вот такие страшные вирусы!

Задаем детям вопрос: Ребята, что же нам делать?

Ответ: прогнать вирусы, выполнив разные задания.

Установление эмоционального контакта.

Установление положительного настроя на предстоящую деятельность.

Мозговой штурм.

Показать на экране.

2. Основная часть занятия.

Деятельность педагогов

Деятельность педагога

Примечание

Педагоги внимательно слушают воспитателя.

Педагоги берут в руки ватные палочки и распечатки с изображением челюсти, повторяют все имитационные движения за воспитателем.

Педагоги встают, проговаривают и выполняют движения по тексту вместе с воспитателем.

Педагоги проявляют интерес к новым предметам, внимательно слушают воспитателя.

Педагоги выполняют задание.

Педагоги выполняют задание.

Педагоги выполняют задание.

Педагоги смотрят мультфильм.

Задание № 1. Узнать, кто такой стоматолог.

Детям можно объяснить, что это за профессия, зачем ходить к стоматологу, для чего нужны человеку зубы, как сохранить их здоровыми на всю жизнь (показать сюжетную картинку «На приеме у стоматолога»).

Можно объяснить, что стоматолога не надо бояться, и что поход в кабинет к зубному врачу – это совершенно безболезненная процедура.

Показать детям картинку «Инструменты стоматолога» и пояснить им, для чего используется каждый инструмент. После этого убирается один вирус с экрана!!!

Задание № 2. Научиться правильно чистить зубы.

Для этого, предложить детям пройти за столы, обязательно напомнив о правилах безопасности, что по группе надо перемещаться спокойно, не толкаться.

Далее рассказать и показать алгоритм чистки зубов (для этого воспитателю пригодиться памятка «Как правильно чистить зубы», макет челюсти и зубная щетка, а для детей распечатки с изображением челюсти, ватные палочки). Предлагаю педагогам взять в руки ватные палочки и распечатки с изображением челюсти.

Убирается вирус с экрана!!!

Задание № 3. Показать, как чистят зубки, передав это в движении.

Вместе с детьми можно выполнить вот такое игровое упражнение, повторяйте со мной (встаю сама и предлагаю педагогам тоже встать на ноги):

Мы чистим, чистим зубы (Имитация движений)

И весело живём. (Хлопки в ладоши)

А тем, кто их не чистит, (Грозим пальчиком)

Мы песенку поем. (Хлопки в ладоши)

Эх, давай, не зевай, (Приседания)

О зубах не забывай, (Грозим пальчиком)

Снизу вверх, сверху вниз (Имитация движений)

Чистить зубы не ленись.

Убирается второй вирус с экрана!!!

Задание № 4. Выполни задание с друзьями.

Для этого надо помочь детям разделится на подгруппы, выбрать лидера, который по своему усмотрению выберет для всей подгруппы задание, ну и соответственно, каждая группа должна выполнить эти задания. 

Задания можно предложить такие:

  • «Вредные и полезные продукты для зубов» (детям надо рассортировать карточки с полезными и вредными продуктами: к веселому зубику надо положить полезные продукты, а к грустному – вредные). Предложить поиграть педагогам в игру. После выполнения задания, убираем вирус).
  • «Опасные и сохраняющие здоровье зубов предметы» (детям надо рассортировать карточки с предметами, которые могут повредить зубы и которые помогают их сохранять здоровыми:  к грустному зубику надо положить опасные предметы, а к веселому – нужные). Предложить поиграть педагогам в игру. После выполнения задания, убираем вирус).
  • «Посчитай зубки» (детям надо посчитать зубки на картинках. После выполнения задания, убираем вирус).

Далее обращаем внимание на то, что все вирусы уничтожены, и что можно посмотреть мультфильм.

Показать сюжетную картинку «На приеме у стоматолога», далее картинку «Инструменты стоматолога».

Убрать с экрана вирус!

Показать педагогам памятку «Как правильно чистить зубы», макет челюсти и зубную щетку, а для практических действий распечатки с изображением челюсти, ватные палочки. Показать на практике, как правильно чистить зубы.

Убрать с экрана вирус!

Физкультминутка «Мы чистим, чистим зубы» - повтор 2 раза.

Убрать с экрана вирус!

Показать педагогам картинки и разноцветные круги.

Показать педагогам дидактическую игру «Вредные и полезные продукты для зубов».

 

Убрать с экрана вирус!

Показать педагогам дидактическую игру «Опасные и сохраняющие здоровье зубов предметы»

Убрать с экрана вирус!

Показать педагогам дидактическую игру «Посчитай зубки». Убрать с экрана вирус!

Просмотр мультфильма.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность педагогов

Деятельность  педагога

Примечание

Педагоги задают вопросы воспитателю.

Педагоги оставляют свои отзывы.

После просмотра мультфильма, подводя итог о проведенной деятельности вместе с детьми, можно задать им вопросы. Например:

  • Ребята, кто же такой стоматолог?
  • Какие инструменты ему нужны для работы?
  • Как вы думаете, какой человек может работать стоматологом?
  • Чтобы сохранить зубы здоровыми, что нужно делать?
  • Ребята, знания, которые вы сегодня получили, пригодятся ли вам в жизни?

После закрепления полученного материала можно сказать детям, что Добрый доктор стоматолог передал им памятки «Как правильно чистить зубы» и «Календари чистки зубов» (показать воспитателям и раздать каждому), которые они могут повесить у себя дома и закрашивать утром и вечером, когда почистят зубки.

  • Я очень надеюсь, что сегодня вы получили интересную и нужную информацию и вам обязательно что-то пригодится в вашей работе.
  • Я прошу вас оставить свой отзыв вот на этом Зубике!  
  • Большое спасибо за совместную деятельность!

Рефлексия.

Сюрпризный момент.

Показать педагогам «Календари чистки зубов» и памятки «Как правильно чистить зубы».

Показать картинку «Зуб».