Тишкина Н.В. Тематический педсовет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Тишкина Наталья Васильевна

 

Цель данного педсовета:  активизировать мыслительную деятельность педагогов, путем усовершенсвования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»

/тематический педсовет/

Тишкина Н.В. 

Цель:  активизировать мыслительную деятельность педагогов, путем усовершенсвования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном направлении.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.     Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развитию речи детей дошкольного возраста.

2.     Проведение анализа воспитательно- образовательной работы в данном направлении.

3.     Составление   кроссворда по развитию речи.

4.     Проведение тематической проверки по «Развитию речи детей дошкольного возраста».

План проведения:

1.     Актуальные проблемы речевого развития

                                                           Вступительное слово

                               

2.     Экспересс-опрос «развитие речи»

3.     Анализ планирования воспитательно- образовательной работы по речевому развитию.

                                       ст. воспитатель

                                                                                     педагоги

                                                                        

6.     Педагогический пробег  «Знатоки развития речи»                             

                                                                                                Педагоги

7.     Подведение итогов тематической проверки « «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Вступительное слово :

Актуальность проблемы речевого развития

Ведущая: Начать свое выступление хотелось бы с мудрых слов «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, грамматической.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

·        связные высказывания детей  короткие;

·        отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

·        состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

·        уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Именно педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Ø Речь педагога должна быть четской , ясной,  полной, грамматически правильной;

Ø В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

2.Анализ планирования воспитательно- образовательной работы по речевому развитию.

2-я часть  «Педагогический пробег»

Ведущая : Уважаемы коллеги, предлагаю вам поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного.  Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат волшебные колокольчики. Если вы знаете ответ, то прежде должны позвонить в колокольчик, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после того как позвонит в колокольчик..Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.

1.     Проводится экспресс- опрос «Развитие речи»

1-я команда

1.     Назовите формы речи?(диалогическая и монологическая)

2.     Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой либо ситуацией (диалог)

3.     Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос)

4.     Назовите виды пересказа.

2-я команда

5.     С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6.     Как называется текст в котором идет перечисление призаков, свойств качеств, действий? (описание)

7.     Назовите основные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.

8.     Речь одного собеседника обращенная к слушателям. (монолог)

 Задание     2. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

1-    команда

1.Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)

2.Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

(Подготовительная к школе группа)

2-команда

1. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (2-ая младшая группа)

2.Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)

Задание   2.Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

1-я команда

1.     А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок»,С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»       

(1-ая младшая группа)

2.     З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» 

(2-ая младшая)

2-я команда

3.     «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».

 ( средняя)

4.     Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Султане», «Спящая красавица»

 (подготовительная)

Задание3 Закончите пословицу:

1-я команда

1.     « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

2.     « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

3.     « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

4.     « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

2-я команда

5.     «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

6.     « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

7.     « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

8.     « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

Задание4. К какому виду творчества это относится?

1-я команда

« Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»

 ( Потешка)

2-я команда

«В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)

«Ехала машина темным лесом, за каким- то интересом (считалка)

-«Расскажу- ка я вам про дела старые,(былина)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

Задание 5 . Определить по  возрасту  соответствуют  программые  задачи  по  разделу РР «Развивающая  речевая  среда»:
        Продолжать  расширятьп редставления  детей  о  многообразии  окружающего  мира.Предлагать  для  рассматривания  изделия  народных  промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы  игрушек, выполненных из  определенного  материала), иллюстрированные  книги (в том числе знакомые  сказки с рисунками  разных  художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края  города и т.п.
      Поощрятьпопытки  детей  по  собственной  инициативе  рассказывать  о  представленном  для  рассматривания  предмете (картинки, альбом, буклет). Способствовать  превращению  высказывания  ребенка в рассказ, его повторению  для  детей, заинтересовавшихся этим  предметом.
       Продолжать  развивать  речь  как средство общения. В повседневной жизни, в играх подсказывать   детям  формулы выражения  словесной 

 вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

        Учить  детей  решать  спорные  вопросы и улаживать  конфликты   с  помощью  речи: убеждать, доказывать, объяснять).  
(старшая  группа)

2-ой вариант
     Определить какому возрасту  соответствуют  программные  задачи по  разделу РР «Развивающая  речевая  среда»:
       Удовлетворять  потребность  детей  в  получении  и обсуждении  информации  о  предметах, явлениях, событиях, выходящих  за пределы  привычного  им  ближайшего  окружения.
       В  уголок  «интересных вещей»  вносить  наборы  картинок, фотографий,  открыток  (животные  разных стран и  их детеныши, транспортные  средства, спорт, растения  сада  и  луга, юмористические  картинки, достопримечательности   родных   мест); иллюстрированные  издания  любимых  книг; предметы, позволяющие детальнее  рассмотреть знакомый  объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых  свойствах  предметов (магнит) и т.д.
     Учить  детей  содержательно и  доброжелательно  общаться со   сверстниками. Выслушивать  детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие  особенность  предмета, явления, состояния, поступка; помогать  логично  и понятно  высказывать  суждение.
   
(средняя группа)

Подведение  итогов  педсовета.
Уважаемые  коллеги, на этом наш  педсовет  завершен. По результатам  проделанной  работы  принимаются  следующие решения:
- активизировать  работу  развитию речи, используя  разнообразные  методы  и  приемы;
- принять к исполнению  рекомендации  по  результатам  тематической  проверки;

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Опросник для оценки или самооценки

профессионализма воспитателя по разделу

"Развитие речи"

1. Какую программу по развитию речи детей Вы используете в своей работе?______________________________________________________

2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?____________________________________________________

3. Какова основная цель активизации речи детей в дошкольном возрасте?_____________________________________________________

4. Сформулируйте задачи активизации речи в своей возрастной группе?______________________________________________________

5. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач активизации речи в ДОУ или это отдельное направление работы?______________________________________________________

6. Какое из перечисленных ниже средств активизации речи Вы считаете самым значимым?

- Общение взрослых и детей;

- Обучение родной речи и языку на занятиях;

- Художественная литература;

- Культурная языковая среда, речь воспитателя;

- Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

7. Какие методы и приемы по активизации речи детей Вы используете в своей работе?_________________________________________________

8. В какие занятия Вы включаете задачу по развитию активного словаря детей?_______________________________________________________

9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей по проблеме активизации речи?____________________________________

__________________________________________________________


 

Комментарии

Голуб Виктория Валентиновна

Спасибо. Очень интересная работа