Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Лисицына Маргарита Станиславовна

Подготовка к итоговой аттестации всегда остаётся важным моментом. В данном разделе я расположила материала , которые считаю интересными и необходимыми при подготовку к экзамену.  Материал не является авторским.


image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Готовимся к сочинению»

Ведущий 1:

   Сейчас мы пройдём всеми этапами написания сочинения, начиная с формулировки проблемы и заканчивая редактированием.

Первый этап – познакомьтесь с текстом:

КНИГИ

   Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

  • Ты читал «Тома Сойера»?
  • Нет.
  • А «Вия»?
  • Нет.
  • Счастливый, - вздохнул с завистью старший.

   И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

   По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

  • «Войну и мир» читал?
  • Смотрел в кино.
  • А «Белые ночи»?
  • Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше.

   Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

   Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полётах на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.

(По С. Михалкову)

Задание №1.

Сформулируйте проблему. Какой вопрос решает автор?

Задание №2.

Найдите предложение, в котором выражена авторская позиция – ответ на поставленный вопрос.

Задание №3.

Прокомментируйте устно эту проблему. Выскажитесь, насколько эта проблема актуальна в наши дни, каков тип проблемы, встречаемся ли мы сейчас с подобным?

Задание №4.

Сформулируйте собственную позицию по данной проблеме

Задание №5.

Подумайте, почему вы так считаете, какие факты могут быть доказательством вашей позиции. Проведём мозговой штурм. Предлагайте идеи. Кто больше? Кто быстрее? (все аргументы записываются на доске)

Задание №6.

После того, как вы написали черновик, его надо проверить и отредактировать. Каждой команде предлагается карточка. Найдите в отрывке из школьного сочинения ошибки и исправьте текст

Карточка №1.

Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)

   В тексте Соловейчика ставится проблема силы духа. Ведь духовность это не чтение книг, посещение театров и музеев, а именно то, что происходит с самим человеком.

   Автор заставляет нас задуматься над тем, что в жизни нас окружает только прекрасное, и мы должны восхищаться им. Например, читая книгу, мы проникаем в её сюжет всем сердцем и душою, и понимаем для чего писатель написал её, что он хотел до нас донести.

   Проникаясь в смысл написанного, можно представить, что всё это происходит не с каким-либо героем, а именно с тобой. Ты на какое-то время будто покидаешь свой естественный мир, и проникаешь в другой, непонятный.

   Люди, которые не имеют образования, но имеют силу духа, способны понять всё то, что хотят донести до нас художники. Рассматривая картину с изображением природы, возникает чувство радости и гордости за нашу страну, наш край, где мы родились и выросли.

   Но есть люди, которые не могут понять смысл жизни, но стремятся к этому. Они посещают всевозможные выставки, кино, музеи и театры, и стараются понять для чего всё это нужно. И со временем у них это получается.

   Я согласна с точкой зрения автора, что духовность – это внутренний мир человека: душа, сердце, понимание, вера в добро, правду и красоту.

   Если поставить перед собой цель, и идти к ней постепенно, то всегда можно добиться того, чего хочешь. А если не будет желания, то и жизнь будет стоять на одном месте.

Карточка №2.

Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)

   Что это значит – духовная жажда?

   Нам выпала большая честь видеть и сохранить великолепные творения гениев прошлых лет: стихи А. Пушкина, картины П. Пикасо, книги Л. Толстого, но умеем ли всё это ценить, являемся ли мы настоящеми ценителями искусства? Я думаю далеко не все…

   Как размышляет автор – духовным делают человека не умение вести себя, не уровень образованности, а стремление к добру, жажда правды, голод по красоте. Я часто слышу из новостей, как на очередном аукционе какой-то богатый человек за миллионы купил произведения Фоберже, но лишь один раз я услышала как обычный врач подарил портрет «Боткина» нарисованного знаменитым художником Третьяковской галлереи. И сделал это лишь с той целью, чтобы тысячи людей могли увидеть этот шедевр. И кто из этих людей духовно развит?

   Мне больно смотреть, когда искусство превращает в один из способов заработать деньги. Когда то, что должно излучать свет и дарить добро превращается в пустую вещь. К сожалению, людей промышляющих таким бизнесом много.

   Но есть и другие люди – способные любить, надеяться, способные дарить миру тепло и освещать сердца. Такой человек постоянно испытывает духовную жажду, которая проявляется в его стремлении быть ближе к вечным ценностям. Ему дан дар видеть, слышать, понимать и чувствовать то, что не дано другим.

   Как же хочется, что бы таких людей было среди нас как можно больше!

Карточка №3.

Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)

Отрывок написанный в публицистическом стиле и типе речи рассуждении. Главная тема текста это значение духовности в жизни. Чтобы заинтирисовать читателя данной темой он использует самые разнообразные средства выразительности.

Риторические вопросы С. Соловейчик использует для воздействия на читателя, сформировать отношение к проблеме:

Риторические вопросы:

«Чего ждёт человек, когда у него духовное томление?»

«Чего это значит – духовная жажда?»

Цитаты:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

Индивидуально-авторские слова:

«Священный сердца жар, к высокому стремленью» (А. С. Пушкин)

Авторские слова и цитаты раскрывают тему, поднятую автором.

Чтобы приукрасить текст он использует ряди однородных членов: высокие и низкие, добрые и дурные, конечные и бесконечные.

Пожалуй я соглашусь со С. Соловейчиком, с его проблемой и его доводами. Не все люди понимают или даже не знают сущность духовности и искусства.

Духовная жизнь – это собственное стремление к высокому.

Смысл жизни на мой взгляд является духовность, интеллегентность, уважение к своему народу и своей культуре.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Клише для написания сочинения 15.2

  1. Вступление

Цитирование автора

Объяснение слов  автора, поступка, проблемы текста

Переходное предложение

Цитирование.

Автор текста (писатель, известный публицист и т.д.) ФИО писал:  «…»

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на…) Он поднимает проблему (называется проблема), заставляет читателя задуматься ...

Приведу примеры из текста писателя (публициста, автора текста)

  1. Примеры из текста (2!!!)

Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

   А в предложении № ___, (во-вторых)… автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

  1. Вывод (ваше мнение)

Автор прав в том, что…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Кажется спорной мысль автора о том, что…
Текст (ФИО  автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны, … с другой стороны, …
С автором рассказа трудно не согласиться.
Действительно, …

Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

Клише для написания сочинения 15.3

  1. Вступление

Объяснение слова

Пояснение  проблемы текста*

Переходное предложение

 

     Я в очередной раз  задумался... над проблемой (какой?)
    Проблема, которую затрагивает автор произведения…

Эту проблему рассматривали и по-своему решали многие писатели, поэты, философы. В частности её затрагивает (пытается решить)  и …. (автор текста).

  1. Примеры (2!!!)

     1 пример из текста. Например, (во-первых),  в тексте писателя (публициста)  ФИО сказано: «ЦИТАТА» или вольный пересказ.  Автор подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на…  

     2 пример из жизненного опыта или из текста.

Удачные примеры:
1. Из истории.

2. Из жизни  знаменитых людей: ученых, писателей, политиков, спортсменов, меценатов и т.д.
3. Из  художественной литературы.
4. Благотворительная и волонтерская деятельность школы, класса, семьи ученика.

Неудачные примеры:

1. Из жизни родственников, соседей.

2. Из развлекательных телепередач, художественных фильмов.

  1. Вывод (ваше мнение)

(Возвращаемся к определению).  Хотелось бы верить, что я смог(ла) объяснить значение слова «…»; Мне кажется, я объяснил(а) значение слова «…» и привел(а) удачные примеры.

Словарик понятий для написания сочинения 15.3

Бескорыстие

Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Благородство

Высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Великодушие

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство.

Добродушие, доброта

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

– это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Дружба

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях  Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Красота

То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Милосердие

Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Мужество, отвага

Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие.

Нравственность

Совокупность норм, определяющих поведение человека.

Сострадание

Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Совесть

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Чёрствость души

Бессердечность, бездушность, сухость, холодность, нечуткость, неотзывчивость.

Щедрость

Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости

Взаимовыручка

- взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

Внутренний мир человека

- это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Выбор  

– главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Драгоценные книги

- те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Жизненные ценности

- это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь.

Любовь

 – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Материнская любовь

-  это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.

Настоящее искусство

Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

Неуверенность в себе

Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует  вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди  беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Нравственный выбор

– это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.

Сила духа

Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей. (Николай Тихонов)

Клише для написания сочинения 15.1

  1. Вступление и переходное предложение

Цитирование автора.

Комментарий к высказыванию.

Переходное предложение

   

Прямая или косвенная речь.

(Кто?) …..  писал (считал, думал, подчеркивал и т.д.)…

      Объяснить языковое явление!!!

Я согласен с мнением … Чтобы доказать свою точку зрения,  вспомню некоторые функции…

Прочитав мнение …, я  удивилась тому, что  
    Ознакомившись с мнением …, я тоже задумался над  вопросом: а нужны ли … в речи (на письме)?...
    Прочитав мнение …, я не мог с ним не согласиться, так как считаю, что …

Попробую разобраться в словах… и приведу примеры из текста …

Объясню слова… примерами из текста …

  1. Аргументы из текста (2!!!)

Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор использует (употребил)…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

   А в предложении № ___(во-вторых,)  автор использует (употребил) …..

чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

  1. Вывод

    Еще раз формулируем основное суждение и уже утверждаем его правильность 

Мне кажется, я смог объяснить … важность … в речи (в … стиле речи)
Я постарался доказать …,

Мне хотелось бы верить в то, что мои рассуждения о роли …, помогут (помогли) … понять их значимость

 Таким образом, прав был…

Итак,

  Мне кажется, я смог доказать; я постарался доказать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренажёр « Орфография » Prezentacii.com

Слайд 2

Все задания имеют четыре варианта ответов. Из них только один ответ правильный. Его и нужно найти. Если ты ответил правильно, ты увидишь довольного смайлика. Если ты ошибся, то смайлики также сообщат тебе об этом своим появлением. Не огорчайся, подумай ещё, не торопись! Переход к новому слайду – по щелчку. Удачи вам, дорогие ребята! Правила пользования тренажёром ОТЛИЧНО! ПОДУМАЙ! ОШИБКА! МОЛОДЕЦ! Ошибочка! УМНИЦА! ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Слайд 3

ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ! мат Е матика – непроверяемая безударная гласная корня Укажи неверное объяснение написания слова. сыплется из ту Ч – существительное женского рода во множественном числе родительного падежа пишется без Ь завис Ящ ий от погоды поход – причастие с суффиксом –ЯЩ-, т.к. оно образовано от глагола 1 спряжения ПРЕ восходный – приставка ПРЕ- обозначает высшую степень качества

Слайд 4

ОШИБКА! УМНИЦА! р А стереть - пишется А, т.к. дальше следует сочетание СТ вооруж Ё нный - в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишется Ё без Ы дейный – после приставки на согласную пишется буква Ы вместо буквы И (идейный) отвечал рассея НН о – наречие, образовано от от отглагольного прилагательного РАССЕЯННЫЙ, в котором пишется НН Укажите неверное объяснение написания слова.

Слайд 5

Ошибочка! ОТЛИЧНО! Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. ан А логичный – безударная гласная, проверяемая ударением пр И вокзальная площадь – приставка ПРИ- обозначает приближение скоше НН ый луг - в суффиксе страдательного причастия пишется НН пиш ИТЕ красивее! – в глаголах повелительного наклонения всегда пишется –ИТЕ независимо от спряжения

Слайд 6

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. Пол -Таганрога – ПОЛ пишется через дефис, т.к. присоединяется к собственному существительному с Ы грать – начальная гласная корня И переходит в Ы после приставки на согласную стаж Ё р – в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется Ё извес Т но – непроизносимая согласная в корне слова ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ!

Слайд 7

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. увид Е л – в формах прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется та же буква, что и в инфинитиве перед - ть карма НН ый – в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две НН огр А ничение – безударная гласная корня, проверяемая ударением ПРИ прятать – приставка ПРИ- имеет значение присоединения ОШИБКА! УМНИЦА!

Слайд 8

УРА! ВЕРНО! Укажите неверное объяснение написания слова. НЕ пришедший вовремя – НЕ с полными причастиями всегда пишется раздельно девч ОНК а – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О С делать – приставка С- всегда пишется одинаково независимо от произношения говорить по -русски – наречие на –СКИ пишется с ПО- через дефис ПОДУМАЙ!

Слайд 9

Укажите неверное объяснение написания слова. пришёл- ТАКИ – частица –ТАКИ пишется с глаголами через дефис полным-полно – наречие, образованное повторением, пишется через дефис силищ А – окончание –А пишется после суффикса –ИЩ существительных, независимо от рода н Е кто – в неопределённом местоимении под ударением пишется Е Ошибочка! ОТЛИЧНО!

Слайд 10

Укажите неверное объяснение написания слова. стари НН ая – на стыке двух суффиксов (-ИН- и -Н-) пишется две буквы Н ПРИ думать – приставка ПРИ- имеет значение «доведение действия до конца» мат Е матика – непроверяемая безударная гласная корня из-за ту Ч – после шипящих у существительных 2 склонения Ь не пишется ПОДУМАЙ! УРА! ВЕРНО!

Слайд 11

Укажите неверное объяснение написания слова. форме НН ый – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного при помощи суффикса –ЕНН-, пишется две буквы Н повел Е вать – проверяемая безударная в корне (проверочное слово ВЕЛЕТЬ) м А кать в мёд – безударная гласная в корне слова, имеющего значение «погружать в жидкость» отреж Ь – в форме повелительного наклонения глаголов на конце пишется Ь ВЫУЧИ ПРАВИЛО! ОТЛИЧНО!

Слайд 12

Укажите неверное объяснение орфограммы. ПРИ стройка – приставка ПРИ-, т.к. имеет значение неполноты действия ЗАЧЕМ волноваться! – наречие, которое пишется слитно это не сдела Н о – в суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н ЗА ЧЕМ очередь? – местоимение с предлогом пишется раздельно Ошибочка! УРА! ВЕРНО!

Слайд 13

Укажите неверное объяснение написания слов. ре З ко – согласная в корне, проверяемая словом РЕЗОК завяза НН ый узел – в полном страдательном причастии пишется две буквы Н ( в слове есть приставка) друж О чек – в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется О в течени Е дня – существительное в винительном падеже пишется с окончанием -Е ОТЛИЧНО! ПОДУМАЙ!

Слайд 14

Укажите неверное объяснение написания слов. пер И одический – безударная гласная корня, проверяемая ударением девч О нка – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О услыш И т – в окончании глагола II спряжения пишется буква И дикови НН ый – в суффиксе прилагательного пишется НН Ошибочка! УРА! ВЕРНО!

Слайд 15

Укажите неверное объяснение написания слов. (смотреть ) растеря НН о – наречие , образованное от прилагательного, пишется так же, как и прилагательное мо ЩН ость – в сочетании букв ЩН не пишется Ь пр Е достеречь - здесь приставка ПРЕ- см И рение – гласная в корне, проверяемая ударением Ошибочка! МОЛОДЕЦ!

Слайд 16

Укажите неверное объяснение написания слова. удерж А т – глагол-исключение II спряжения имеет окончание -АТ меж И нститутский - после приставки МЕЖ- начальная гласная И переходит в Ы пром О кнуть под дождём – ударная гласная корня раст Е ряться - безударная гласная, проверяемая ударением ВСПОМНИ ПРАВИЛО! ОТЛИЧНО!

Слайд 17

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. жаре НН ый в масле- прилагательное с суффиксом –ЕНН- пишется с двумя буквами Н ук О рачивать – безударная гласная в корне, проверяемая ударением в тетрад И – окончание существительного женского рода, 3 склонения, предложного падежа НЕ досолить – глагол с приставкой НЕДО-, обозначающей недостаточность по сравнению с нормой ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ!

Слайд 18

ВСПОМНИ ПРАВИЛО! Укажите неверное объяснение написания слов. льня Н ой – в суффиксе прилагательного –ЯН- пишется одна буква Н пр Е терпеть – здесь приставка ПРЕ- употреблена в значении ПЕРЕ- выжг И те на доске узор – в окончании глагола II спряжения пишется И очер Е дь – проверяемая безударная гласная корня УРА! ВЕРНО!



Предварительный просмотр:

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2009.
К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ А1. ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ НА ЕГЭ 2009.

Задание А1 представляет собой 4 варианта слов с ударениями, из которых нужно выбрать один верный. Экзаменуемых часто ловят на словах, в которых неверное ударение ставится многими нашими согражданами (например, позвонИт, чЕрпать, тОрты и т.д.).

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ, ПОДЛЕЖАЩИЙ ПРОВЕРКЕ НА ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ 2009

А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б
балОванный, прич.
баловАть
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н

В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт

Г
гналА
гналАсь
граждАнство

Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха

Е
еретИк

Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь

З
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
зАсветло

И
избалОванный
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпать

К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный

Л 
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ

М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд

Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали
начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые-убрать
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.

О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться,
освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество

П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть повторЁнный
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт

Р
рвалА

С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
сорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
созЫв

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас

У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт

Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Ч
чЕрпать

Ш
шАрфы
шофЁр

Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать

Э
экспЕрт

Желаем успехов на ЕГЭ 2009!