Роль моделирования в воспитании дошкольников

Садретдинова Роза Нарматовна

 

В настоящее время вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание.

   Многочисленные  исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

   По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.

   Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана  работниками психологов и педагогов -  Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.

  Использование различных моделей  развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_modelirovaniya_v_vospitanii_doshkolnikov.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать у детей  осознанно правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним через умение работать с моделями, знаками, символами.

Задачи: Развивать у детей соответствующие содержанию знаний, познавательные умения, анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;

-  формировать основы работы детей с графическими моделями;

-  развивать у детей соответствующие содержанию знаний речевые умения;

-  воспитывать у детей положительное, гуманное отношение к природе.

Условия реализации данных задач:

  1. Создание развивающей среды в группе – уголок природы в группе  подбор материала для работы с детьми, изготовление различных моделей.
  2. Сотрудничество педагога и родителей.

                                              - 3 -

Методы и приёмы решения задач:

  1. Наблюдения за объектами природы;
  2. Д/игры по экологическому воспитанию с использованием моделирования;
  3. Обучающие ситуации с игровой мотивацией, с использованием моделей;
  4. Моделирование объектов природы;

 

Формы решения задач:

  1. Диагностика (прилагается №1).
  2. Занятия.
  3. Целевые прогулки.
  4. Экскурсии.
  5. Познавательные минутки с использованием моделей, значков, схем.
  6. Свободная деятельность детей.

 

                                                           - 4 -                                                           

Роль моделирования в воспитании дошкольников.

    В настоящее время вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание.

   Многочисленные  исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

   По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.

   Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана  работниками психологов и педагогов -  Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.

  Использование различных моделей  развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.

   У ребёнка, владеющим внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применения моделирование в уме, представить себе при их помощи  то, что рассказывают, заранее  видеть возможные результаты собственных действий. Л. А. Венгер «Программа развития №2».

                                                           - 5 -

      Значение моделирования при ознакомление                  

                            дошкольников с природой.   

   Моделирующая деятельность оказывает  большую помощь при  ознакомлении детей с животными и растениями. Многообразие природных явлений, окружающих детей, создаёт видимость их лёгкого познания. Но скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и  зависимости внутри природных сообществ рождает объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

   Кроме того, при овладении способами моделирования, перед детьми раскрывается область особых отношений,- отношение моделей и оригинала и соответственно формулируется два тесно связанных между собой отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

   Что же такое модель?

Модель – это устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого- либо другого ( моделирующего) устройства;

Любой образ (схема, чертёж и т. д.) какого- объекта процесса или явления, используемого в качестве «заменителя».

   Таким образом, модель, как условный образ (изображение, схема, описание, и т.д.) какого либо объекта служит для выражения и познания отношения между человеческими знаниями об объектах и этими объектами и выступает как одно из средств наглядности.

Моделирование – суть исследования каких – либо явлений, а использование людей позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей как на занятии, так и в свободной деятельности детей, является одним из методов ознакомления дошкольников с природой.

    Исходя из выше указанного, я считаю , что работа с моделями при ознакомление дошкольников с природой играет огромную роль в умственном и речевом развитие, формирует у детей осознанно бережное отношение к животным и растениям, повышает эффективность подготовки ребёнка к обучению в школе

                    -6-

   В дидактике выделяют три вида моделей.

Первый вид моделей - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогично предмету воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве.

Второй вид модели - предметно - схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков.

Третий вид модели - это графический вид модели - это графики, схемы и прочее. Этот вид модели применяется в основном в работе со школьниками. Но в последующее время авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера рекомендует использовать этот вид моделей в работе с дошкольниками при ознакомлении с пространственным отношением.

   Использование этого вида в работе с дошкольниками развивает у них умение ориентироваться в пространстве, что важно в дальнейшем обучении в школе.

   Чтобы модель как наглядно - практическое средство познания выполняло свою функцию она (модель) должна отвечать ряду требований:

1. Четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

3. Ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

4. Облегчить познания.

   При ознакомлении дошкольников с моделью можно выделить несколько этапов.

   На первом этапе - предусматривается овладение самой моделью. При работе с моделью дети осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

   На втором этапе - осуществляется замещение предметно - схематической модели. У детей формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить объект с его функциональными связями и зависимостью.                        

   На третьем этапе - происходит самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

 

                                                          - 7 -

  Из поставленных задач, в работе с детьми для создания в группе благоприятного психологического климата, я беру за основу личностно- ориентированную модель общения, которая даёт возможность чувствовать контакт ребёнка с окружающим, и в тоже время не терять личную свободу, что позволяет ребёнку успешно реализовать свои способности в различных видах деятельности.

   В течение года , решая задачу по умению детей работать с моделями, я использовала различные методы и приёмы, различные формы обучения,- где ведущую роль играет занятие, на которых дети учились работать с различными моделями, так же использование моделей происходило и в собственной деятельности детей (см. приложение).

   Приоритет на занятие я старалась отдавать не простому, механическому запоминанию, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

   Все занятия я строила исходя из блочной системы программы «Гармония развития» с использованием интеграции. Занятия построены по блокам, на каждый блок ориентировочно 8 занятий. Занятие состоит из трёх частей.

   1 часть- беседа (рассказ, наблюдение).

   2 часть- экологическая игра.

   3 часть- опытническая деятельность.

Моделирование как часть занятия вводилось от решения задач занятия  т.е. или беседа с использованием моделей, или игра с использованием моделей, или опыт с использованием модели.

Особую роль в своей работе я отвожу диагностике педагогического процесса.

   Диагностика помогает оптимизировать процессе развития и воспитания каждого ребёнка.

   Диагностика решает несколько взаимосвязанных задач.

- в какой степени ребёнок освоил программу;

- как ребёнок владеет речевыми и познавательными умениями.

- какова степень освоения ребёнком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.

   Для решения этих задач я использовала разнообразные методы педагогической диагностики – беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др.

                         

                                              - 8 -

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.

 

   В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формированию разнообразных реалистических представлений о природе, происходит успешнее, если педагог использует в своей работе различные формы наглядности.

Одним из видов наглядности по умению составлять графические модели я считаю, является календарь природы.

   Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные явления и события в природе. Календарь природы так же играет огромную роль в экологическом воспитании детей, т.к. происходит его создание, а затем использование в учебном или воспитательном процессе.

   Вести календарь природы я начинала со 2 мл. гр. (по рекомендации С.Н. Николаевой). Именно в мл.гр. у детей происходит подготовка к графическому моделированию; в старшей, подготовительной гр. Эти умения успешно формируются, и уже к концу дошкольного возраста ребёнок осознанно владеет графическим моделированием.

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность,- является важным эколого- педагогическим процессом, который осуществляется в повседневной жизни детей.

Приучая детей аккуратно делать рисунки, схемы, обозначения, у дошкольника вырабатывается привычка работать в альбоме, воспитывается усидчивость, развиваются познавательные умения- всё в комплексе подготавливает детей к будущей учебной деятельности.

   

    Второй тип графического моделирования- создание календаря за ростом растения или животного.

   Фиксировать изменения растущих растений легче, чем изменения в жизни молодых животных. Это объясняется тем, что животные в «неволе» размножаются редко, и ведут скрытный образ жизни.

   Моделирование роста растений и развития можно осуществлять с помощью рисунка.

   Во всех возрастных группах один раз в неделю фиксируется (рисунки на отдельных страницах) прорастающий в банке репчатый лук. Графическая модель получается интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации.

Такие опыты можно проводить во всех группах, здесь только усложняются задачи наблюдения.

    Такие календари, я считаю являются графической моделью экологического содержания; в них наглядно представлена взаимосвязь изменения роста растения со средой обитания.

    Для того, чтобы дети могли рассказать о растение (форма листа, цвет, строение, способы ухода и пр.), в своей работе я использовала модель, рекомендуемую Н.Н.Кондратьевной. Работая с такими моделями, у детей расширяются, конкретизируются и обобщаются знания о растениях.

                                                       - 9 -

   Для формирования у детей мл.гр. понятие домашние и дикие животные, птицы, рыбы я использовала разные задачи.

- Домашние животные- нарисован дом,

- Дикие животные- лес,

- Рыбы – вода,

- Птицы- домик на дереве.

В ходе занятия по знакомству с каким- либо животным, я предлагала детям определённый знак. Использование таких символов способствовало формированию у детей мл.гр. таких понятий, как домашние и дикие животные, рыбы, птицы.

   В средней группе с детьми апробировалась модель рекомендуемая С.Н. Николаевой – модель защитной окраски. Использование такой модели помогали детям усвоить и объяснить, почему у животных меняется окраска шерсти.

   Для осуществления закрепления у детей существенных признаков внешнего вида животных, я использовала модель Н. И. Ветровой.

   Это различные карточки - модели, которые указывают лишь на отдельные существенные признаки.

   После первоначального выделения существенных признаков групп предметов дошкольникам предлагаются задачи моделирования содержания элементарных понятий - «звери, птицы, насекомые, рыбы» по существенным признакам внешнего вида и способам передвижения.

   Первый набор отражает особенности головы различных групп животных:

   1)  у птицы - клюв;

   2)  у зверей - пасть с зубами;

   3)  типичное очертание головы у рыб;

   4)  членистость тела насекомых и наличие у них усов.                                              

   Второй   набор   рисунков   -   схем   отражает   существенные

признаки численности, пространственного расположения отдельных частей тела животных,

   Данная карточка - модель показывает особенности пространственного расположения и численности ног птиц, зверей, насекомых. При работе с карточками детям говорят; что эта группа карточек называется «Части тела, сколько их и как они располагаются ».

   Третий набор карточек воспроизводит существенные признаки характера поверхности тела, отдельных классов животных.

   Эти карточки передают чешуйчатую поверхность рыб, покрытость шерстью зверей, наличие перьев у птиц, наличие хитиновой поверхности тела насекомых.

   Этот набор карточек, получил название «Какая поверхность тела».

   И последний набор карточек отражает три вида среды, в которой могут передвигаться различные животные.

   После некоторого рассматривания наборов со схематическими изображениями существенных признаков головы животных, характера поверхности их тела. численности ног и пространственного расположения частей тела, а также типичной среды обитания, старшие дети безошибочно называют все ряды предложенных моделей.                            

 

                                                         - 10 -                                                                                                                                                   

   Н.Н. Кондратьева предлагает другие модели для формирования обобщенных представлений у детей о классах животных. Например, знакомя детей с птицами, необходимо не только направлять их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей), но и выделить общие для всех птиц признаки - имеют два крыла, две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначают моделью. Затем формируют обобщение: птицы - это животные, у которых два крыла, две ноги, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птицы - клюв.

   Для формирования понятия «рыбы» использовала модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической труппы животных - среды обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

   Сформировать обобщенное представление о зверях - это животные, имеющие четыре ноги, тело, покрытое шерстью, кожей, иголками, есть пасть с острыми зубами, звери рождают детенышей живыми, вскармливают их молоком - поможет соответствующая модель, разработанная и рекомендуемая Кондратьевой.

                    Работа с родителями. 

   

   Для родителей в дальнейшем я планирую провести консультацию:

- « Хотите ли вы умного ребёнка?» (прилагается).

- «Природа в жизни дошкольника» (прилагается).

   А так же проведение родительского собрания по данной теме.

   В группе апробируется ведение журнала «Давайте поиграем», где мы сможем рекомендовать различные д/игры в домашних условиях. Суть этого журнала состоит в том, что мы исходя из поставленных задач предлагаем  родителям различные игры, а родители пишут свои впечатления от проведения этих игр дома. Такой способ поможет воспитанию у детей осознанно- правильного отношения к природе.

                                              - 11 -

                        Заключение.

   Таким образом, использование моделей при ознакомлении дошкольников с природой, обеспечивает им понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

   Также использование различных моделей развивает у детей умственные способности, подготавливает детей к дальнейшему обучению в школе.

   Использование моделей в деятельности детей формирует у них осознанно- правильное отношение к природе, развивает и обогащает речь, формирует позицию активного защитника окружающего мира.

                                                           - 12 -     

                                         

                                     Библиография.

    1. «Дошкольное воспитание»

 №7- 1997г.

 №7- 2003г.

           №2- 2001г.

    2.  Д.И.Воробьёва

 «Гармония развития».

 Санкт- Петербург

         «Детство – пресс» 2003г.

    3.  Л. А. Венгер

«Программа Развитие»

Москва 1992г.

    4.  О.А. Воронкевич

     «Добро пожаловать в экологию»

Санкт- Петербург

«Детство- пресс» 2002г.

     5.  Программа «Мы»

 Экологического образования детей

 Санкт- Петербург

 « Детство- пресс» 2000г.

     6.  С.Н.Николаева

 « Методика экологического воспитания дошкольников»

 Москва 1999г.

7.  Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

 Москва 1999г.

     8 .  Т.М. Бондаренко

«Экологическое занятие с детьми».

Воронеж 2004г.

ТЦ Учитель.

                         - 13-  

                         Оглавление.

1. Введение.

    Цели и задачи……………………………………………. 3-4.

2. Основная часть.

2.1Роль моделирования в воспитании и

      обучении детей……………………………………………5.

2.2 Значение моделирования при ознакомление      

      дошкольников с природой………………………………6-8.

2.3Графические модели и моделирующая деятельность  

     в процессе ознакомление детей с природой….………..9-11.

2.4 Работа с родителями……………………………………..11.

3.  Заключение……………………………………………..…12.

4.  Библиография…………………………………..…………13.

Цель: Учить детей рисовать по представлению дерево, передавая его форму кроны, пропорции;

Совершенствовать умение работать с кооперационной картой уметь ее

считывать в процессе работы;

Понимать переданные художником настроения природы и фантазировать на

её темы;

Расширять знание детей о сезонных изменениях в природе;

Развивать способность осознанно владеть своим телом, и с помощью

движения рук, тела, мимики передавать образ дерева;

Развивать планирующее мышление;

Воспитывать умение доводить свою работу до завершения, радоваться

успехам;

Активизировать и обогащать словарь детей.

Материал: репродукции с картин И.Шишкина « Утро в сосновом лесу»;

 И.Левитан « золотая осень»; пооперационные карты, игрушка Незнайка.

Раздаточный: кисточки, краски, салфетки, стаканчики, бумага.

Задачи: Учить детей до начала игры распределять роли, подготавливать атрибуты для игры;

Расширить знания детей о родном городе: какие улицы, здания находятся в городе, люди каких профессий живут в городе;

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;

Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Предварительная работа: экскурсии в ДДТ на улицы Мира, Ленина; Рассматривание альбомов о городе, открыток, рисование на тему: «Мой любимый город».

Оборудование: модули, фотографии г. Нижневартовска, рисунки о городе, предметы для сюжетно- ролевой игры.

                                      Ход игры:

- Вспомнить с детьми, куда они ходили в выходные дни с родителями;

- куда они ходили на экскурсии;

- создать проблемную ситуацию для экскурсии на автобусе по улицам города;

- какие здания они знают в нашем городе и т. д.

- какие машины ездят по улицам города;

- кто живёт в нашем городе и другие.

Задание №1

Цель: выявить уровень знаний детей о диких и домашних животных.

Материал: картинки с изображением домашних и диких животных; с изображением конкретного местообитания животного.

Проведение: ребёнку предлагается поиграть в игру «Кто это?», «Кто где живёт?».

Задание№2

Цель: выявить уровень знаний детей об особенностях жизнедеятельности животных по сезону.

Материал: картинки с изображением запасов белки, мышки, берлога медведя; модель приспособительной окраски (заяц), картинки с изображением птиц.

Проведение: «Покорми животное».

Работа с моделью. Беседа о птицах.

Задание №3

Цель: Выявить уровень знаний детей о приспособлении животных к среде обитания.

Материал: игра «Каждому своё место»; картинки животных разных групп- звери, птицы, рыбы, и картинки с изображением суши, воды и воздуха.

Проведение: предлагается ребёнку расселить животных по местам их обитания.

Задание №4

Цель: выявить уровень знаний детей о месте обитания животных.

Материал: картинки с изображением некоторых животных и их жилища.

Проведение: предлагается ребёнку собрать картинки животных и места их обитания.

                                                            - 1 –

Задание №5

Цель: выявить уровень знаний у детей о классах животных (птицы, рыбы).

Материал: игра «Подбери картинки» (модели Н.Н.Кондратьевой).

Проведение: ребёнку предлагается разложить картинки по классификации.

Примечание: в средней группе вводится модель, и даётся задание – разложить модели к картинкам, и объяснить, что обозначает эта модель.

Задание №6

Цель: выявить уровень знаний детей о способах передвижения животных.

Материал: игра «Кто летает, бегает, прыгает»;картинки с изображением животных, модели «части тела животных».

Проведение: ребёнок выбирает картинки и отвечает на вопрос «Кто летает» и т. д.

 Примечание: в средней группе детям предлагаются модели «части тела животных», и дети отвечают «Кто бегает, летает».

                                             - 2 –

Задания для выявления знаний детей о растениях.

Задание №1

Цель: выявить уровень знаний детей о характерных признаках растений, кустарников, трав.

М: картинки с изображением дерева, кустарника, листьев дерева, травы; картинки с изображением дерева в разное время года, части дерева.

П: предложить  показать дерево, кустарников, траву. Назвать части дерева и показать картинки. Показать дерево в разное время года. Игра «Разложи по сезонам».

Примечание: в средней группе вводится модель «Растение».

Задание №2

Цель: выявить уровень знаний детей о комнатных растениях, их существенных признаках, о росте и развитии растений.

М: комнатные растения по программе. Картинки с изображением частей растения.

П: ребёнку предлагается рассмотреть комнатные растения и ответить на вопросы:

- Что это?

- Назови части растения? И другие.

Примечание: в средней группе вводится модель «Растение».

Задание №3

 Цель: выявить уровень знаний о состоянии и потребностях растений.

М: картинки: растение растёт,

                        растение завяло.

П: ребёнок рассматривает картинки отвечает на вопросы: - Что нужно растению, чтобы оно росло? И другие.

Задание №4

Цель: выявить уровень знаний и умений у детей об уходе за растениями.

М: комнатное растение, картинки с изображением лейки.

П: ребёнок рассматривает, а затем рассказывает как он ухаживает за растением.

                                                 

                                                           - 3-

Исходя из результата диагностики, можно определить уровни представления детей мл., ср. групп о природе.

Низкий - в ответ на вопрос воспитателя, называет объекты, выделяет их свойства, признаки только с помощью взрослого.

Средний – различает и называет большое число объектов природы, знает основное строение растений, животных, состояние по сезонам.

Высокий – различает и называет конкретные виды растений – деревьев, кустарников, цветов; животных разных групп, знает основное строение растений, некоторые особенности органов животного, состояние по сезонам.

Имеет представления о месте обитания и способах существования;

Имеет представления о моделях по классу «Животные», «Растения».

                               

                                                             - 4 -