Методическая работа моих коллег

Активное обучение

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов

учителя химии Коротаевой Анны Николаевны

В разработке рассматривается возможность использования методов активного обучения при реализации системно-деятельностного подхода в образовании, а также их роль в формировании ключевых компетенций учащихся. Поскольку системно-деятельностный подход является усилением прикладного характера всего образования, при котором теоретические знания становятся практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем, главной задачей педагога становится создание развивающей среды, в которой и будут формироваться основные компетенции учащихся. Создание развивающей среды возможно при использовании сочетания инновационных и проверенных временем педагогических технологий, которые, в свою очередь, содержат элементы активного обучения. Предложенная вашему вниманию методическая разработка позволит систематизировать теоретические знания педагогов о методах и формах активного обучения, обменяться практическим опытом работы в этой сфере. Методическая разработка может быть интересна специалистам муниципальных методических служб, заведующим методической частью общеобразовательных учреждений,  учителям-предметникам и иным заинтересованным лицам.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnoe_obuchenie._korotaeva.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»

Кафедра естественно-математических дисциплин

Активное обучение

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов

Выполнила:

учитель химии

Коротаева Анна Николаевна

Благовещенск, 2017

Аннотация

к методической разработке семинара-практикума для педагогов «Активное обучение», выполненной учителем химии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1 города Благовещенска», Коротаевой Анной Николаевной.

В разработке рассматривается возможность использования методов активного обучения при реализации системно-деятельностного подхода в образовании, а также их роль в формировании ключевых компетенций учащихся.

Поскольку системно-деятельностный подход является усилением прикладного характера всего образования, при котором теоретические знания становятся практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем, главной задачей педагога становится создание развивающей среды, в которой и будут формироваться основные компетенции учащихся.

Создание развивающей среды возможно при использовании сочетания инновационных и проверенных временем педагогических технологий, которые, в свою очередь, содержат элементы активного обучения.

Предложенная вашему вниманию методическая разработка позволит систематизировать теоретические знания педагогов о методах и формах активного обучения, обменяться практическим опытом работы в этой сфере.

Методическая разработка может быть интересна специалистам муниципальных методических служб, заведующим методической частью общеобразовательных учреждений,  учителям-предметникам и иным заинтересованным лицам.

Пояснительная записка.

Одна из важнейших черт современного обучения – это подготовка учащихся к активному освоению ситуаций, возникающих при социальных, профессиональных и иных переменах. Ведь системно-деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а его умение разрешать проблемы.[2]

Главное место здесь отводится формированию творческого мышления обучаемого, направленного на исследование различных учебных и повседневных задач. В этом на помощь преподавателю современная педагогическая теория предлагает всевозможные технологии обучения. И практически каждая педагогическая технология реализуется с помощью методов активного обучения.

Предложенная вашему вниманию методическая разработка семинара-практикума для педагогов содержит психолого-педагогические основы и обоснование целесообразности применения активного обучения в ходе реализации компетентностного подхода в образовании.

Показаны способы использования форм и методов активного обучения в рамках преподавания общеобразовательных дисциплин; указаны классификация и возможности их применения на различных этапах учебного занятия.

Определена роль форм и методов активного обучения в различных педагогических технологиях.

Разработаны практические задания и упражнения, позволяющие педагогам освоить и систематизировать элементарные знания, умения и навыки, связанные с применением форм и методов активного обучения в учебном процессе.

Технологическая карта практического занятия.

Цели занятия.

1. Показать возможности активного обучения в продвижении ряда педагогических идеологий; в создании на учебном занятии развивающей среды, стимулирующей поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, формирование у них ключевых компетенций.

2. Продолжить развитие творческой инициативы педагогов через создание на практическом семинаре атмосферы сотрудничества и здоровой конкуренции.

3. Дать толчок для нового витка самовоспитания и самообразования педагогов с учетом специфики их личностных особенностей.

Оборудование: листы формата А-3, маркеры, презентация, подготовленная с использованием программы Microsoft Power Point, раздаточный материал по теме занятия.

Ход практического семинара.

I. Введение (5 минут).

II. Основная часть (70-80 минут)

Материал теоретической части семинара, которая будет включена в практическую часть,  может быть сформирован по-разному, в зависимости от возраста и профессиональной подготовленности аудитории по вопросам активного обучения. Поэтому перед проведением практического занятия целесообразно провести анкетирование педагогического персонала по основным пунктам темы (Приложение 1).

Практическая часть семинара включает следующие задания.

1. Упражнение 1. «Мозговой штурм».

2. Упражнение 2. Анализ конкретной ситуации (элементы кейс-технологии).

3. Упражнение 3. Элементы проектной деятельности.

4. Упражнение 4. Элементы деловой игры.

5. Упражнение 5. Рефлексия.

III. Выводы (3-5 минут).

По окончании практического семинара его участники должны

уметь: применять методы активного обучения на практике для создания развивающей среды на различных этапах учебного занятия;

знать:  классификацию методов активного обучения, их преимущества и недостатки,  возможности в реализации различных педагогических технологий.

IV. Мини-эксперимент.

Проводится педагогами на учебных занятиях в течение месяца. Внедряются некоторые из изученных форм и методов активного обучения и отслеживается их эффективность через успешность формирования у учащихся ключевых компетенций.

По окончании педагогического эксперимента составляется краткий отчет о проделанной работе, и формулируются субъективные выводы педагога по теме «Активное обучение».

Теоретические основы практического занятия.

Активное обучение — это система методов и форм обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение направлено, главным образом, не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. [8]

В 70-е гг. XX столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М.И.Махмутова, И.Я. Лернера и других основоположников проблемного обучения.[1],[3]

На сегодняшний день педагогика предлагает современному учителю различные формы и методы активного обучения,  их дидактическое сопровождение и методическое обоснование (рисунок 1).[7]

Рисунок 1. Отличительные особенности активного обучения (АО).

АО

принудительная активизация мышления

длительность вовлеченности в учебный процесс

самостоятельность и творчество

постоянное взаимодействие обучаемого и обучающего

обучаемый должен быть активным независимо от его желания

активность должна быть устойчивой (в течение всего занятия)

повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых

возникновение прямых и обратных связей

Существует несколько видов классификации форм и методов активного обучения. Одна из них представлена в таблице 1.[8]

Таблица 1. Классификация методов активного обучения.

Методы активного обучения

индивидуальные

групповые

фронтальные

аудиовизуальные средства

деловые игры

тренинг

• учебник

• тетрадь

• учебные средства

• компьютер

• работа в группах

• проектная деятельность

• мозговой штурм

•  анализ конкретных ситуаций

• опорные сигналы

• музыка

• мультимедийные презентации (телевидение)

• видеосъемки

• ролевые

• имитационные

• учебные

• ситуационные

Ярко прослеживается использование активного обучения в различных идеологиях обучения и воспитания. Например, все личностно-ориентированное обучение построено на установлении тесных взаимообратных связей ученик – педагог; системно-деятельностный подход в образовании предполагает развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; смысл идеологии человекосообразности образования заключается в том, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал, который также можно раскрыть с помощью активного обучения (таблица 2).[1],[3],[4],[7]

Таблица 2. Методы активного обучения в педагогических технологиях.

название технологии обучения

основные принципы технологии обучения

основной метод активного обучения

Проблемное обучение

Обучение должно моделировать само мышление, которое начинается, когда человек сталкивается с какой-либо проблемой. Стремление к преодолению этого препятствия создает у человека особое психологическое состояние, называемое проблемной ситуацией.

1. Проектная деятельность.

2. Анализ конкретных ситуаций.

3. Дидактические игры

Модульное обучение

Модуль - логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

1. Сочетание индивидуальных форм работы ученика (через учебник, тетрадь, компьютер).

2. Опорные сигналы.

Эвристическое (программированное) обучение

Эвристика -  совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач. Эти механизмы решения творческих задач универсальны по своему характеру и не зависят от содержания конкретной решаемой задачи.

1. Проектная деятельность.

2. «Мозговой штурм».

3. Тренинги.

Знаково-контекстное обучение

Одна из основных целей профессионального образования - формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого в период его обучения. Это означает, что для достижения целей формирования личности специалиста в учебном заведении необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов.

1. Деловая игра.

2. Метод анализа конкретных производственных ситуаций и ситуационных задач.

3. Проектная деятельность.

Развивающее обучение

В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый - полноценный субъект деятельности на всех ее этапах.

1. Индивидуальные формы обучения (учебные средства, компьютер, музыка).

2. Опорные конспекты.

3. Научно-исследовательская деятельность.

4. Дидактические игры.

Дистанционное обучение

Под дистанционным обучением понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

1. Индивидуальное обучение (компьютер, телевидение).

2. Тренинг.

Краткая характеристика методов активного обучения представлена в Приложении 2.

Формы и методы активного обучения можно использовать на любом этапе проведения учебного или внеклассного занятия. При проверке домашнего задания особое место занимают дидактические игры (минутки или пятиминутки), которые можно проводить индивидуально, с небольшими группами или всеми учащимися. Также игры-минутки хороши для привлечения внимания к новой теме.[6]

Основную (более сложную) часть учебного занятия можно начинать с «мозгового штурма» или постановки проблемной задачи (вопроса).

Создание проекта может быть применено для закрепления новой темы, или как элемент изложения нового материала, или использоваться полностью как отдельное занятие.[1]

Использование форм и методов активного обучения в урочной и внеурочной деятельности – индивидуальное решение каждого учителя. Но необходимо помнить, что именно это обучение, как никакое другое затрагивает эмоциональную сферу учащихся, помогает им «снять напряжение», неизбежно возникающее в ходе работы, тем самым повышая уровень учебной мотивации, а значит и успеваемость по предмету.

Практическое занятие.

Представленные ниже практические упражнения могут быть использованы все вместе и по отдельности, в зависимости от времени проведения практикума.

В начале ведущий семинара оглашает тему и задачи семинара-практикума.

Весь педагогический коллектив разбивается на группы не более 6 человек. Принцип разделения на группы может быть разным. Например,  произвольным, когда участники сами выбирают с кем им эмоционально комфортнее. Или (если целью семинара еще и ставится сплочение коллектива) методом отбора, что можно использовать и как способ повышения мотивации педагогов  на семинаре.

После того, как все занимают свои места, ведущий знакомит педагогов с правилами поведения в группах.[3]

Правила.

1. Здесь  и  теперь  - предметом  разговора  могут  быть  только эмоции, мысли, чувства, происходящие  в  данный  момент.

2. Один  в  эфире – уважать  мнение  другого.  Говорит  только один, я  в  этот  момент  слушаю.

 3. Я - Принцип. Все  высказывания  строятся   с  использованием  личных  местоимений – «мне  кажется», «я  думаю».

 4. «Конфиденциальность» - все,  что  говорится в группе, должно  оставаться  внутри  группы, кроме общего решения.

Упражнение 1.  «Мозговой штурм».

1. Что такое активное обучение?

2. Каковы методы активного обучения?

Ключевые слова записываются на доске. По окончании «мозгового штурма» ведущий предлагает определение понятий «активное обучение» и «интерактивное обучение» и дает краткую характеристику основных методов обучения (желательно использование презентации и цифрового проектора).

Упражнение 2.  Анализ конкретной ситуации (элементы кейс-технологии).

Профессия педагога предполагает быстрое решение часто и неожиданно возникающих проблем. Предложите решение психолого-педагогической проблемы: «Учитель на занятиях в одном из классов, состоящего преимущественно из мальчиков, никак не может установить дисциплину. Какие формы и методы активного обучения он может применить к этому классу для решения проблемы?».

Участники работают в группах в течение 5-7 минут и предлагают свое  обоснованное и аргументированное решение.

Ведущий подводит итоги.  

1. Зачастую нарушения дисциплины среди мальчиков связаны с установлением лидерства. Следовательно, необходимо свести все к ситуации здоровой конкуренции, применяя групповые методы обучения, элементы проектной деятельности.

2. Также нарушения дисциплины могут быть связаны с тем, что учитель чаще выбирает лекционную форму ведения урока или конспектирование материала учебника, в то время, как «мальчиковая аудитория» предпочитает процессу слушания практическую деятельность.

Например, работу с картами, таблицами, опорными конспектами, выполняя сравнительный анализ, объясняя причины и т.п. Очень эффективна в этом случае учебная деятельность, связанная с применением технических средств обучения.

Упражнение 3. Элементы проектной деятельности.

Ведущий акцентирует внимание педагогов на том, что каждый из них реализует с помощью всевозможных методов обучения различные педагогические технологии. И предлагает создать небольшой проект, как с помощью методов активного обучения можно наиболее эффективно раскрыть смысл одной из педагогических технологий.

Каждой группе достается свой пример, а также участникам предлагается краткое описание принципов этой педагогической технологии.

1. Модульное обучение.

2. Эвристическое обучение.

3. Знаково-контекстное.

4. Проблемное обучение.

5. Развивающее обучение.

Проект выполняется в течение 10-15 минут в виде схем, таблиц, рисунков, опорных конспектов, элемента урока и т.п.

Ведущий подводит итоги, выводя на экран сводную таблицу 2.

Упражнение 4. Элементы ролевой игры.

В отличие от мальчиков девочки хорошо усваивают учебный материал в процессе деловой игры. Сейчас мы с вами проведем небольшую деловую игру на тему: «Как сохранить педагогов от «эмоционального выгорания».[5]

Каждая группа получает табличку с  названием роли:

1. Администрация школы (гимназии).

2. Педагоги.

3. Врачи.

4. Министерство образования.

5. Психологи.

Ведущий обозначает суть проблемы.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от учителя мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования.

Предложите способы, с помощью которых можно уберечь педагогов от «эмоционального выгорания».

Работа в группах проходит в течение 10 - 12 минут. Затем участники излагают свою точку зрения на поставленную проблему, а оппоненты задают вопросы, уточняют, спорят.

В результате вырабатываются определенный алгоритм действий защиты учителей от «эмоционального выгорания».

Упражнение 5. Рефлексия.

Процессом рефлексии рекомендуется заканчивать любой практический семинар или тренинг.[7]

В участники семинара-практикума обсуждают следующие вопросы.

1. Узнали ли вы что-либо новое сегодня?

2. Что понравилось на занятии?

3. Что не понравилось на занятии?

4. Хотели бы вы, чтобы в дальнейшем проводились подобные семинары-практикумы?

5. Если нет, то как бы вы хотели видоизменить их форму?

Заключение

Современному обществу нужны люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, обладающие выраженной индивидуальностью и творческим подходом к решению профессиональных и иных проблем, что требует от школы нового, системно-деятельностного   подхода  к образовательной деятельности, а, следовательно, требует от педагогов умения создавать развивающую среду обучения с помощью традиционных и  инновационных педагогических технологий.

Активное обучение позволяет более полно реализовать ряд педагогических технологий, мотивировать учащихся на развитие познавательного интереса,  что способствует успешности усвоения материала, стимулирует дальнейшую поисковую и исследовательскую деятельность, формирует ключевые компетенции учащихся.

Применение различных форм и методов активного обучения позволяет поддерживать доброжелательный, комфортный психологический климат на занятии, что отражается на общем состоянии здоровья учащихся, а, значит, является неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий.

Литература

1. Зайцев О.С. Проблемное обучение: использование проблемных ситуаций на уроках химии. /Химия. - № 29. – 2002. – С. 3-5.

2. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография/ А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск : Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.

3. Общая психология : учебное пособие / Ю. В. Саенко. - Москва : Акад. проект, 2006. – 180 с.

4. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ. – 1999. – 152 с.

5. Педагогическое мастерство: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Изд-во Буки-Веди, 2016. - 88 с.

6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при изучении химии в 8-м классе. /Химия. - № 25-26. – 2002. – С.10-11.

7. https://festival.1september.ru/common

8. http://strempler.ucoz.ru/load/znaesh_li_ty_khimiju/12 

Приложение 1. Анкета для педагогов «Активное обучение».

1. В своей работе вы когда-либо сталкивались с формами и методами активного обучения … …

2. Какие формы и методы активного обучения вы знаете … …

3. Что вы знаете об интерактивном обучении … …

4. Какие формы и методы активного обучения вы применяете на учебных занятиях … …

5. Нужна ли вам дополнительная информация об активном обучении …

6. Согласны ли вы принять участие в семинаре-практикуме по теме «Активное обучение» … …

Приложение 2. Характеристика методов активного обучения.

[ 1],[4],[6],[7],[8]

название метода активного обучения

основные принципы

Ролевая игра

  • наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода может быть имитировано производственное совещание;
  • Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.;
  • Ввод педагогом в процесс занятия корректирующих условий. Так, педагог может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.п.;
  • Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры педагогом и участниками.

Проектная деятельность

  • Наличие исследовательской или инженерной задачи (проблемы), которую формулирует учащимся педагог;
  • Разделение группы на небольшие подгруппы, разработка вариантов решения поставленной задачи (проблемы);
  • Представление варианта решения задачи (проблемы) с последующим анализом участниками занятия.

Анализ конкретных ситуаций (кейс-технология)

  • Наличие конкретной ситуации;
  • Разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов разрешения ситуаций;
  • Публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
  • Подведение итогов и оценка результатов занятия.

Ситуация-проблема

Ситуация-оценка

Ситуация-иллюстрация

Ситуация-упреждение

  • Представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель учащихся: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
  • Описывает положение, выход из которого уже найден. Цель учащихся: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
  • Представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель учащихся: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
  • Описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель учащихся: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Деловая игра

  • Принцип имитационного моделирования ситуации предполагает разработку:

а) имитационной модели производства;

б) игровой модели профессиональной деятельности. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания  означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых учениками в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

  • Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности  основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.
  • Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Учащиеся неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.
  • Принцип двуплановости игровой учебной деятельности  дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что "серьезная" деятельность, направленная на обучение и развитие, реализуется в "несерьезной" игровой форме.

«Мозговой штурм»

  • Условие задачи формулируется перед "штурмом" в общих чертах.
  • Группа "генераторов идей" за отведенное время (10-15 минут) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на диктофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности "мозгового штурма" полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.
  • Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.
  • Не решенная в процессе "штурма" задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.
  • Для активизации процесса генерирования идей в ходе "штурма" рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).
  • Гипотезы оцениваются по 10-ти балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

Дидактическая игра

  • Используются не ради игры, а для получения определенного результата в процессе обучения и воспитания.
  • Должны преобладать элементы забавы, занимательности и соревновательности, но игра не должна быть слишком азартной.
  • Дидактический фактор должен обеспечить широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность студентов в области смежных дисциплин.
  • Атрибуты игры должны быть яркими, необыкновенными, использующимися многократно; правила игры должны быть просты и однозначно сформулированы.
  • Во время игры поддерживается дисциплина и порядок.
  • Игра проводится в быстром темпе.
  • Педагог – активный участник игры, умело регулирующий ее ход.
  • Результаты игры определяются двояко: с одной стороны, кто победил, с другой – кто проиграл по очкам. Обязательны призы.