Для учеников

Ковальчук Юлия Викторовна
Материалы для технического зачёта

Музыкальные жанры

Определения

Термины 1-2 класс

Термины 3-4 класс

Термины 5-6 класс

Полезная информация

Правила для музыкантов

Интересные факты

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальные жанры

Ария- большая пьеса для голоса соло или инструмента с сопровождением. Для арии, как правило, характерна широкая распевность.  Ария является одной  из основных частей оперы, оратории, кантаты. Ариями иногда называют инструментальные пьесы певучего характера.

Буре – старинный французский народный хороводный танец весёлого, шутливого характера. Размер двухдольный, начинается с затакта.

Менуэт – старинный придворный французский танец. Темп менуэта умеренный, музыка изящна, изобилует украшениями. Размер- 3/4.

Ригодон – старинный французский народный танец оживлённого характера. Размер двухдольный, начинается с затакта.

Канон – одна из распространённых форм полифонического письма. Сначала в одном голосе вступает тема, второй голос начинает проводить эту же тему с опозданием на несколько долей или тактов. То же – в третьем голосе и т.д. в зависимости от количества голосов в каноне.

Инвенция – инструментальная полифоническая пьеса имитационного склада. В переводе с латинского – «выдумка».

Фуга – высшая форма полифонии, основанная на проведении одной темы во всех голосах по принципу имитации. В переводе с итальянского – «бег».

Соната (в переводе с итальянского- «звучать»). Произведение камерной музыки, предназначенное для исполнения на одном или нескольких инструментах. Состоит из 3-х, 4-х частей. 1-я часть – сонатное аллегро, включает в себя экспозицию, разработку, репризу.

Рондо ( в переводе с французского- «круг»). В основе классического рондо лежит одна, неизменно возвращающаяся тема- рефрен. Рефрен чередуется с эпизодами, музыка которых контрастна основной теме.

Вариации ( в переводе с латинского- «изменение»). Музыкальная форма построена на  видоизменённых повторениях одной и той же мелодии. Иногда видоизменяется ритм, гармония, сопровождение.

Концерт – музыкальное произведение для двух исполнителей или солиста и оркестра. Пишется в сонатной форме, состоит из 3-х частей.

Ноктюрн – музыкальная пьеса певучего, лирического, мечтательного характера. В переводе с французского- «ночная песня».

Элегия - музыкальная пьеса задумчивого, печального, скорбного характера.  В переводе- «жалоба».

Токката – виртуозная музыкальная пьеса, выдержанная в быстром, ритмически чётком движении. В переводе - «касаться».

Юмореска – небольшая музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера.

Экспромт – музыкальная пьеса, возникшая в результате импровизации. Музыка отличается лиризмом, порывистостью.

Прелюдия – небольшая музыкальная пьеса свободного, импровизационного склада.

Песня – основной жанр народного музыкального творчества, одна из форм вокального искусства. Широко распространена в быту и профессиональной музыке. Песней иногда называют небольшое инструментальное произведение с яркой, запоминающейся мелодией.

Этюд – музыкальная пьеса, предназначенная для развития беглости и других технических навыков  игры на музыкальном инструменте. Характерной особенностью этюда является  единообразие технической фигуры, выдерживаемой  в течении всей пьесы или значительной её части.

Зачётные требования.

2 класс - песня, этюд, буре, менуэт;

3 класс - песня, этюд, буре, менуэт, канон, вариации, соната;

4 класс - песня, этюд, буре, менуэт, канон, вариации, соната, ария, ригодон,

               инвенция, фуга;

5 класс - песня, этюд, буре, менуэт, канон, вариации, соната, ария, ригодон,

               инвенция, фуга,  рондо, ноктюрн, прелюдия, токката;

6 класс - песня, этюд, буре, менуэт, канон, вариации, соната, ария, ригодон,

               инвенция, фуга,  рондо, ноктюрн, прелюдия, токката, элегия,

               юмореска, экспромт, концерт.



Предварительный просмотр:

Музыкальные определения

3 класс

Мотив – музыкальное  построение, которое  имеет  одну сильную долю.

Фраза -  музыкальное построение, состоящее из двух или более мотивов.

Предложение – относительно законченное музыкальное построение,     состоящее из двух или нескольких фраз.

Жанр (в переводе с французского- происхождение) – род, вид  музыкального произведения.

4 класс

Транспонирование- перенесение музыкального текста из одной тональности  в другую.

Артикуляция ( в переводе с латинского- произношение) – легато, нон легато, стаккато.

Цезура – граница между музыкальными построениями.

Фразировка ( межмотивная артикуляция) – аналог знаков препинания,

говорящих о  смысловой законченности и интонационной связи в группе нот.  Обозначение межмотивной артикуляции: двумя чертами,  одной чертой,  окончанием лиги, знаком стаккато перед цезурой.

5 класс

Секвенция – повторение одного и того же построения от разных звуков. В

 переводе с латинского- «иду вслед, следую»

Интерпретация -  индивидуальный подход музыканта к исполняемому произведению, наличие собственного творческого отношения  в воплощении авторского замысла. В переводе с латинского- «разъяснение, истолкование».

Мелизмы – трель, мордент (простые и перечёркнутые), группетто. В переводе с греческого- песнь, мелодия.

6 класс

Определения 3, 4, 5 классов



Предварительный просмотр:

        

  1. 2 класс

Штрихи ( приём игры)

legato

легато

связно

Non  legato

нон легато

не связно

staccato

стаккато

отрывисто

marcato

маркато

чётко, подчёркнуто

sf

сфорцандо

внезапно громко

акцент

ударение

portamento

портаменто

протяжно, но не связно, переступая со звука на звук

Динамические оттенки

P  (piano)

пиано

тихо

mp  (mezzo piano)

мэццо- пиано

не  очень тихо

f  (forte)

фортэ

громко

mf (mezzo forte)

мэццо- фортэ

не очень громко

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука

diminuendo

диминуэндо

постепенно затихая, ослабляя силу звука

Темп- степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения ( в переводе означает- время)

allegro

аллегро

скоро, весело

allegretto

аллегретто

оживлённо ( медленней, чем аллегро)

andante

анданте

спокойно, не спеша

andantino

андантино

не спеша, но живее, чем анданте

moderato

модерато

умеренно, шагом

largo

лярго

широко, протяжно

ritenuto

ритенуто

замедляя



Предварительный просмотр:

adagio

адажио

медленно

agitato

аджитато

возбуждённо, взволнованно

accelerando

аччелерандо

ускоряя

brilanto

брильянто

блестяще

cantando

кантандо

певуче, распевая

con brio

кон брио

с огнём

energico

энержико

энергично

grazioso

грациозо

грациозно

giocoso

джокозо

радостно, весело, игриво

lento

ленто

медленно, протяжно

marciale

марчале

маршеобразно

maestozo

маэстозо

величественно, торжественно

molto

мольто

очень, много

meno mosso

мено моссо

менее подвижно

piu mosso

пью моссо

более подвижно

pesanto

пезанто

тяжело, грузно

presto

престо

очень скоро

non troppo

нон троппо

не слишком

rallentando

раллентандо

замедляя

riterdando

ритердандо

расширяя

risoluto

ризолюто

решительно

rubato

рубато

ритмически свободное исполнение

viva

виво

быстро, живо

vivace

виваче

живо

5-6 класс



Предварительный просмотр:

Жизненные правила для музыкантов Р.Шумана.

1.Развитие слуха- это самое важное. Старайся с юных лет распознавать

  тональности и отдельные звуки. Колокол,оконное стекло, кукушка-

  прислушайся, какие звуки они  издают.

2.Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но  есть много

  людей, которые полагают, что этим всё и достигается, которые до глубокой

  старости ежедневно проводят многие часы за механическими упражнениями.

  Это похоже приблизительно  на то, как если бы стараться ежедневно всё

  быстрее и быстрее  произносить азбуку. Употребляй своё время с большей

  пользой.

3.Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не  

   бери с них пример!

4.Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим  чувством играй вещь

   до конца, никогда не бросай на  половине.

5.Тянуть и спешить- одинаково  большой недостаток

6.Добивайся того, чтобы играть лёгкие вещи правильно и хорошо;  это лучше,

  чем посредственно исполнять  трудные.

7.Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь

   также напевать её для себя без инструмента. Развивай своё воображение

   настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию

   произведения, но и относящуюся к   ней гармонию.

8.Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без  помощи

  инструмента; тонкость твоего слуха от этого   будет возрастать.

9.Ты должен настолько себя развивать, чтобы понимать  музыку,  читая её

   глазами.

10.Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер.

11.Если тебе предлагают сыграть незнакомое произведение, то сначала

  «пробеги» его глазами.

12.На сладостях, пирожках и конфетах  ни один ребёнок не  вырастит здоровым

   человеком. Духовная пища, так же как и телесная, должна быть простой и

   здоровой. Великие мастера  достаточно позаботились о такой пище-

   пользуйся ею!

13.Постепенно знакомься со всеми значительными произведениями

     всех выдающихся композиторов.

14.Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в

     тебе музыкальность.

15.Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если боязливо

    уставившись глазами в ноты, с усердием доигрываешь свою вещь до конца;

    ты не музыкален, если в случае, когда кто- нибудь нечаянно перевернёт тебе

   сразу две страницы,- остано вишься и не сможешь продолжать. Но ты

   музыкален, если  в новой вещи приблизительно  чувствуешь, что  должно

   быть дальше, а в знакомом произведении знаешь это на память,- словом,

   когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.



Предварительный просмотр:

Музыка и интеллект

        Чтобы ребёнок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо отдать его в музыкальную школу. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. К таким выводам пришли учёные из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи. В течение 9 месяцев учёные наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребёнка в возрасте 8-9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. Перед авторами стояли задачи:

1. Можно ли говорить о врождённой предрасположенности к музыке, или это результат образования,

2. Улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи.

        Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других стали обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, они смогли преодолеть скованность в речи.

        Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые и не воспринимали их слова в штыки.

        Связь музыкальности и речи интересовала учёных давно. После изобретения позитронно- эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг профессиональных музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной  извилины. А они совпадают с теми областями коры головного мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи- это зона Вернике и зона Брока.

        По мнению аналитиков, остаются непонятными причины возникновения такого рода структурных изменений мозга, ведь известно, что височная доля мозга формируется в течение 29-31 недели внутриутробной жизни. Тогда можно бы было говорить о генетически запрограммированной музыкальности.

        Безусловно, пренатальные факторы играют  важную роль в её развитии. Но тот факт, что окончательно  кора головного мозга человека формируется после рождения, лаёт все основания утверждать, что музыкальное воспитание в раннем детстве, ещё в младенческий период, оказывает существенное влияние на формирование функциональных свойств коры головного мозга.

        Учёным ясно- мозг музыкантов работает лучше. Исследователям удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ  у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.

Концерты после инсульта.

        Врачи университетской  клиники в Хельсинки экспериментируют с новым способом реабилитации пациентов, перенёсших инсульт. Их разделили на 3 группы: одна на протяжении многих часов  ежесуточно слушала выбранную самими пациентами музыку, вторая- аудиокниги, третья ничего не слушала. Почти все участники опыта страдали нарушением движений, памяти и концентрации внимания.

        Через 3 месяца такого режима у слушавших музыку запоминание слов улучшилось на 60%, у второй группы- на 18%, у третьей –на 29%. Способность концентрировать внимание  и решать в уме задачи у слушавших музыку улучшилось на 17%, у пациентов двух других групп изменений не произошло. Кроме того, у «музыкальных» пациентов реже отмечались спутанность и угнетённость сознания.

        Финские врачи рекомендуют начинать музыкальную терапию как можно раньше после инсульта, но подчёркивают, что это не замена обычных методов лечения, а лишь дополнение к ним.

Занятия музыкой развивают интеллект.

        Тот, кого в детстве родители заставляли заниматься музыкой, должен быть им благодарен. Даже если занятия шли из-под палки и вы не стали профессиональным музыкантом, не играете иногда для собственного удовольствия, эти уроки помогли развитию вашего мозга. Канадский психолог  Э. Шелленберг из университета Торонто показал, что шестилетние дети, которым на протяжении года преподавали игру на фортепиано или давали уроки пения, в тестах на коэффициент интеллекта получают оценки на 5-6 пунктов выше, чем сверстники, не бравшие таких уроков. Но Шелленберг хотел узнать, вызывает ли дальнейшее музыкальное образование дополнительный рост интеллекта, поэтому он обследовал не только детей в возрасте от 6 до 12 лет, но и студентов колледжей. Оказалось, что шестилетнее обучение музыке или пению повышает коэффициент интеллекта  у детей  в среднем на 7,5 балла, и это действует положительно на школьные оценки по предметам, далёким от музыки,- по математике, чтению, правописанию.

        У студентов колледжа, прошедших в детстве  шестилетний курс музыки, коэффициент интеллекта на 2 балла выше, чем у сокурсников, не учившихся музыке.  Причина таких различий пока не ясна. Шелленберг не исключает, что дело не в стимуляции мозга музыкой, а просто дети, согласившиеся заниматься музыкой, изначально были умнее тех, кто наотрез отказался.

Музыкальная терапия при храпе.

Швейцарский музыкант, обучающий игре на традиционном австралийском духовом инструменте, состоящем из древесного ствола, выеденного термитами, обнаружил, что у тех из его учеников, кто сильнее храпел во сне, этот недостаток проходит через несколько уроков. Мало того, повышается общий тонус организма и пропадает дневная сонливость.

Группа швейцарских врачей заинтересовалась этим наблюдением и провела опыты с участием 14 добровольцев, страдавших храпом. Он и практиковались по 25 минут ежедневно на копии туземной трубы, изготовленной из оргстекла. Действительно, храп пропал, а с ним исчезла и склонность к сонливости, так как у многих из нас она объясняется недосыпом- храпящий человек часто сам себя будит ночью. У 11 храпунов из контрольной группы, не игравших на трубе, ничего не изменилось.

Причина, как полагают врачи, в том, что игра на большой трубе тренирует мышцы верхних дыхательных путей. Храп вызывается именно тем, что расслабленные во сне стенки дыхательного горла спадаются и мешают прохождению воздуха. Может быть в наших широтах для той же цели тоже попробовать трембиту?

Шум самолётов и гипертония.

Обследование 140 человек, живущих вблизи четырёх крупных аэропортов, показало, что шум от ночных самолётов повышает у них кровяное давление, даже если люди привыкли к рёву турбин и не просыпаются от него. В среднем шум от пролетающего самолёта повышает систолическое давление на 6,2 миллиметра ртутного столба, а диастолическое- на 7,4 миллиметра. Каждое увеличение ночного шума на 10 децибел повышает риск развития гипертонии на 14%. Медики рекомендуют запретить ночные полёты. В свою очередь инженеры советуют усилить звукоизоляцию окон у домов и спланировать зоны разворота для захода на посадку и выхода на курс подальше от жилых кварталов.

Обезьяны-  не меломаны.

Психологи из Массачусетского технологического университета и Гарвардского университета предлагали мартышкам и тамаринам ( неболь-шие южноамериканские обезьянки) выбор  между двумя камерами, в которых проигрывалась музыка. Музыка предлагалась разная: колыбельная с темпом 65 ударов в минуту, либо электронная музыка стиля «техно» с темпом 369 ударов в минуту. Две трети времени обезьяны проводили в помещении с колыбельной мелодией. Когда же им предложили выбор между тремя камерами с колыбельной, концертом Моцарта и без всякой музыки, обезьяны предпочли тишину. В аналогичных опытах с людьми участники выбирали музыку, особенно часто- колыбельную.

Учёные считают, что человек обладает врождённой любовью к музыкальным звукам. Ранее в подобных опытах была доказана любовь к музыке у певчих птиц.