Для воспитателей

Филиппова Татьяна Борисовна

Предварительный просмотр:

  1.  Практикум  для воспитателей
  2. «Использование игр, игровых упражнений и эстафет с бегом в работе с детьми дошкольного возраста»

Инструктора по физической культуре Филипповой Т.Б.

МДОУ ЦРР — детский сад № 20 «Аленький цветочек»

   

    Цель:

  1. Совершенствование педагогами знаний об  играх, играх-эстафетах, игровых упражнениях с бегом;
  2. Формирование у педагогов практических навыков проведения упражнений и игр с бегом в работе с дошкольниками;
  3. Включение в повседневную работу с дошкольниками компонентов здоровьесбережения.
  4. Отработка с педагогами на практике специальных игр-эстафет и игровых упражнений с бегом для обучения детей дошкольного возраста умения легко и быстро бегать;

    Оборудование:

  • Чудесный мешочек;
  • Обручи (8 шт.);
  • Кегли (8 шт.);
  • Стойки (4 шт.);
  • Колокольчик;
  • Ведро;
  • Гимнастические палки (2 шт.);
  • Ложки (2 шт.);
  • Теннисные мячики (2 шт.);
  • Скакалки (2 шт.);
  • Цветные круги (20 шт.);

Ход практикума:

  1 Задание  «Вопрос – ответ»

   

  • Какие виды спорта требуют от спортсмена умения правильно и быстро бегать?
  • Что необходимо развить для правильного бега? (хорошую координацию движений ног и рук, правильную осанку и постановка ноги на опору, ритмичность, которая  обеспечивает высокую скорость и продолжительность бега, в играх умение резко менять темп, неожиданно останавливаться.);
  • На каком году жизни детям начинают показывать и объяснять как надо правильно бегать?;
  • Когда ребенок бежит правильно по прямой, то он как держит туловище, двигаются руки и ноги? (туловище слегка наклонено вперед, он смотрит прямо, согнутые в локтях руки и плечи двигаются свободно, пальцы полусогнуты, ногу он ставит плавно, в большей степени на внешнюю носковую часть стопы, в момент отталкивания толчковая нога полностью выпрямляется, а маховая нога, согнутая в коленном суставе, выдвигается бедром вперед);
  • Осанка при беге на подъем? (туловище наклонено вперед, длина шага увеличивается, нога становится на всю стопу);
  • Осанка в процессе медленного бега (бедро маховой ноги поднимается невысоко);
  • Какие виды бега дети должны освоить?;
  • На что нужно обращать внимание обучая детей дошкольного возраста обычному бегу? (туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед, согласовывать движения рук и ног, бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок, сохранять направление бега)
  • Какие виды бега вы знаете?

    2 Задание «Кто быстрее?»

Цель: как можно быстрее назвать используемое упражнение с бегом

Задание: прослушать загадку до конца и дать правильный ответ. Та команда, которая  первой ответит, дается фишка. В конце ведется подсчет фишек.

1.Такой бег чередуют с ходьбой или обычным бегом. Согнутую в колене ногу поднимают под прямым углом, ставят на пол мягко, но энергично и на переднюю часть стопы. Шаги при таком беге короткие. Голова высоко поднята, корпус прямой, слегка откинутый назад. Руки можно держать на поясе. Обучая этому виду бега, наряду с показом и объяснениями можно применять имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.).(Бег с высоким подниманием колен (с четырехлетнего возраста))

2. Бег, когда пятка не касается пола, выполняется короткими шагами в быстром темпе. Руки поднимают невысоко, можно расположить их на поясе. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки). (Бег на носках (с трехлетнего возраста))

3. При таком беге усиливается толчок и увеличивается время полета. Ребенок как бы перепрыгивает через воображаемое препятствие. Нога перекатывается с пятки на всю стопу. Толчковая нога при этом полностью выпрямляется за счет энергичного отталкивания. Движения рук свободные, размашистые. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат, можно использовать скакалки, мячи, гимнастические палки). (Бег широким шагом (с пятилетнего возраста))

4. Такой бег чередуют с обычным бегом. Наклонившись вперед, ребенок после толчка отводит согнутую в колене ногу назад, стараясь пяткой достать ягодицу. Руки держат на поясе. (Бег с отведением согнутой ноги)

5. Ребенок захлестывает почти прямые ноги перекрестно: правую влево, а левую вправо. Ногу нужно ставить на стопу. (Бег с крестным шагом)

6. Ребенок бежит широкими стремительными шагами, наклонив туловище вперед по направлению движения.  Движения рук активные, передвигаются в такт с шагами. Этот бег используется в играх с соревновательными элементами. (Быстрый бег)

3 Задание «Чудесный мешочек»

Цель: определение  игр-эстафет с бегом по схемам.

Задание: достать из «Чудесного мешочка» схему и объяснить, показать игру-эстафету с бегом.

Эстафета: «Неваляшки»

 В четырех лежащих на полу обручах поставлено по одной кегле. Первый участник эстафеты бежит, рукой кладет кеглю на пол, огибает куб и возвращается по прямой. Второй участник команды бежит и ставит кегли в обручи, огибает круг и возвращается бегом по прямой.

 Эстафета. «Позвони в звоночек»

Добежать до куба, позвенеть в звонок, оббежать куб, обратно вернуться бегом, передать эстафету следующему игроку рукопожатием.

Эстафета «Баба-Яга»

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

Эстафета «Картошка в ложке»

Надо пробежать определенное расстояние, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Бегут по очереди. Если картофелина упала, ее кладут обратно и продолжают бег. Бежать без картофелины нельзя! Побеждает показавший лучшее время. Еще увлекательнее состязание команд.

Эстафета «Кружилка»

Эта игра – эстафета со скакалкой: до поворотного пункта игроки прыгают через скакалку с ноги на ногу, а при возвращении обратно берут сложенную вдвое скакалку в одну руку и бегут в команду.

Эстафета «Бег по кочкам»

Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга, чертят кружки диаметром 30 - 40 см по прямой или извилистой линии. По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.

Эстафета с обручами.

На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу.

   4 Задание  «Найди и объясни»

Цель: по названию бега, объяснить правильное его выполнение.

Задание: по плану необходимо найти карточку, на которой написан вид бега, объяснить и показать его правильность выполнения:

  бег с высоким подниманием колен

 бег с отведением согнутой ноги

  бег с крестным шагом

  1. челночный бег (три раза по десять метров);

бег прыжками;

бег широкими шагами через препятствия высотой десять-пятнадцать сантиметров

бег без сгибания коленей

бег со скакалкой

бег  с мячом



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей "Народные подвижные игры"

инструктора по физической культуре Филипповой Т.Б.

МДОУ ЦРР — детский сад № 20 «Аленький цветочек»

      Цель:

  1. Совершенствование педагогами знаний методики проведения народных подвижных игр.
  2. Отработка практических приемов обучения дошкольников народным играм.

1 часть Теоретическая

 Цель: Закрепление с педагогами знаний о народных играх.

   Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

   Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них, ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

   Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

   По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси-лебеди", "Коршун и наседка", "У медведя во бору" и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

    В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил (Катился горох по блюду, ты води, а я не буду).

   В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

   Кто засмеется,

   Губа задерется.

   Раз, два, три, четыре, пять,

   С этих пор молчать!

 Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре "Уголки" водящий подходит к кому-либо из стоящих в "уголке" (очерченном на земле круге) и говорит:

    Мышка, мышка,

    Продай уголок

    За шильце,

    За мыльце,

    За белое полотенце,

    За зеркальце!

  После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

  В игре "Жмурки" водящему завязывают глаза, а затем происходит диалог: "Кот, кот, на чем стоишь?". Жмурка: "На квашне". "Что в квашне?" Жмурка: "Квас". "Лови мышей, а не нас". После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

  Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников является глубокое знание и свободное владение обширным  игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Педагог, творчески используя игру, пробуждает у детей интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

  Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Педагог дает представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Сюжетную народную игру можно объяснить образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется ("Гуси-лебеди" и т.д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, происходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами:

  • поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким;
  • отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому педагогу с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех игроков;

  Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

   Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 2 часть Практическая

 Цель: Практическое руководство педагогами навыков проведения народных подвижных игр.

  • Закрепляющая 

  Цель: закрепление  с педагогами знаний о народных играх,  методики проведения их.

1 Задание "Кто больше назовет игр?" (за каждый правильный ответ фишка)

2 Задание "Из какой игры эти слова?"

  • Гуси-гуси, га, га, га,

Есть хотите? Да, да, да

  • А медведь не спит, он на нас рычит;
  • Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой;
  • Быстро шагай, смотри не зевай…Стоп!;
  • Гори, гори, ясно, чтобы не погасло (горелки)
  • Раз, два, три, четыре, пять, с этих пор молчать!
  • Колечко, колечко выйди на крылечко;
  • Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас;
  • Зайцы скачут скок-скок…..
  • Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть….

  • Самостоятельная

  Цель: упражнять педагогов в самостоятельном проведении новых народных игр.

 "Горелки с платочком"

   Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

   Играющие говорят хором:

        Гори, гори, масло,

        Гори, гори, ясно,

       Чтобы не погасло.

       Глянь на небо,

       Птички летят!

   После слов "Птички летят!" игроки последней пары быстро бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший "горит".

"Корзинки"

   Играющие делятся на пары, расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.

  Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами  и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя называли, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

   "Мячик кверху"

   Дети встают в круг, водящий в середине в маленьком кругу. Он бросает мяч вверх со словами: "Мячик кверху!"  Играющие, в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра  продолжается. Если кто-то из играющих после слов "Стой!" продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

   "У Дядюшки Трифона"

   Дети встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова:

       У дядюшки Трифона

       Было семеро детей,

       Семеро сыновей.

       Они не пили, не ели,

       Друг на друга смотрели.

       Разом делали, как я!

 При последних словах все начинают повторять его движения. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится водящим.

         "Малечена - калечина"

   Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (20-30 см.). Все произносят такие слова:

          Малечена-калечина,

          Сколько часов

          Осталось до вечера,

          До зимнего?

  После слов до зимнего дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три…." Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

        Дружба

  Играющие встают в круг, берутся за руки. По сигналу начинают движение по кругу, произнеся при этом:

               Мы идем по кругу,

               Найдем себе мы друга,

               Найдем себе мы друга,

               Найдем себе дружка.

  По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: "Раз, два, три - друга себе найди!"(или "Раз, два, три - двух друзей себе найди!", "Раз, два, три - трех друзей себе найди!"). После этих слов дети должны найти себе друзей. Игрок, которому не хватило друга, встает в центр круга и под веселую музыку исполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

 

       



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение детей легкому и быстрому бегу»

инструктора по физической культуре

          МДОУ  ЦРР - детский сад № 20 «Аленький цветочек»

Волжского района г. Саратова

Филипповой Т.Б.

  Задачи:

  • Уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению детей правильному бегу с учетом физической подготовленности и возрастных особенностей детей.
  • Повышение эффективности оздоровительной работы с детьми, двигательной активности детей, определение методов обучения и развития детей.

 

  Бег - это один из самых общедоступных и эффективных видов спорта. Бег – это составляющий элемент большинства видов движений (например, прыжков в высоту или длину с разбега). Баскетбол, волейбол, футбол и теннис также требуют от спортсмена умения правильно и быстро бегать.

 Для правильного бега необходима хорошая координация движений ног и рук, правильная осанка и постановка ноги на опору, которая зависит от вида бега. Кроме этого, в беге важна ритмичность. Ритмичность обеспечивает высокую скорость и продолжительность бега. Ритмичность характерна для бега в зале или на спортивной площадке. А вот бег на местности, где есть неровности, повороты, подъемы и спуски, требует умения быстро перестраивать координацию движений.

Каким основам бега нужно обучать детей?

Дети дошкольного возраста должны научиться бегать быстро, легко, ритмично, хорошо координируя руками и ногами. Ребенку необходимо уметь менять технику и вид бега в зависимости от условий. По неровной поверхности бегают в замедленном темпе, в гору – мелкими шагами, с горы – широкими. Игры, когда нужно что-то поймать или игры типа салок или пятнашек требуют умения резко менять темп, неожиданно останавливаться. Когда ребенок бежит правильно, его туловище слегка наклонено вперед, он смотрит прямо. Согнутые в локтях руки и плечи двигаются свободно, пальцы полусогнуты. Ногу он ставит плавно, в большей степени на внешнюю носковую часть стопы. В момент отталкивания толчковая нога полностью выпрямляется, а маховая нога, согнутая в коленном суставе, выдвигается бедром вперед. При беге на подъем туловище наклонено вперед, длина шага увеличивается, нога становится на всю стопу. В процессе медленного длительного бега бедро маховой ноги поднимается невысоко.

Дети дошкольного возраста должны освоить следующие виды бега:

  • бег в спокойном темпе (обычный бег);
  • бег на скорость;
  • бег с препятствиями и с включением дополнительных движений;
  • бег с меняющимся темпом;
  • бег медленный.

Разберем некоторые виды бега:

Обычный бег.

В дошкольном возрасте нужно научить детей:

  • туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
  • согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к  плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку с правой ногой;
  • бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
  • сохранять направление бега.

У детей двух лет бег характеризуется добавочными движениями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами, тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; не энергичным движением рук; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направление движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы).
В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.
С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 8590 см), становится менее частым (в среднем 168178 шагов и минуту). Скорость бега постепенно возрастает.

Бег с высоким подниманием колен (с четырехлетнего возраста)

Такой бег чередуют с ходьбой или обычным бегом. Согнутую в колене ногу поднимают под прямым углом, ставят на пол мягко, но энергично и на переднюю часть стопы. Шаги при таком беге короткие. Голова высоко поднята, корпус прямой, слегка откинутый назад. Руки можно держать на поясе. Обучая этому виду бега, наряду с показом и объяснениями можно применять имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.). Продолжительность - десять-двадцать секунд.

Бег на носках (с трехлетнего возраста)

Бег на носках, когда пятка не касается пола, выполняется короткими шагами в быстром темпе. Руки поднимают невысоко, можно расположить их на поясе. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки). Продолжительность - десять-двадцать секунд.

Бег широким шагом (с пятилетнего возраста)

При таком беге усиливается толчок и увеличивается время полета. Ребенок как бы перепрыгивает через воображаемое препятствие. Нога перекатывается с пятки на всю стопу. Толчковая нога при этом полностью выпрямляется за счет энергичного отталкивания. Движения рук свободные, размашистые. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат, можно использовать скакалки, мячи, гимнастические палки). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов. Выполняется на дистанции десять-двадцать метров.

Бег с отведением согнутой ноги

Такой бег чередуют с обычным бегом. Наклонившись вперед, ребенок после толчка отводит согнутую в колене ногу назад, стараясь пяткой достать ягодицу. Руки держат на поясе. Продолжительность - десять-двадцать секунд.

Бег с крестным шагом

Ребенок захлестывает почти прямые ноги перекрестно: правую влево, а левую вправо. Ногу нужно ставить на стопу.

Бег прыжками

Бег прыжками выполняется энергично, широкими размашистыми движениями. Толчок делается вперед-вверх.

Быстрый бег

Ребенок бежит широкими стремительными шагами, наклонив туловище вперед по направлению движения. Необходимо следить, чтобы голову ребенок держал прямо, плечи должны быть развернуты и не напряжены. Ногу ставят на переднюю часть стопы. Толчковая нога после отталкивания полностью выпрямляется, маховая выносится вперед-вверх. Движения рук активные, передвигаются в такт с шагами. Быстрый бег используется в играх с соревновательными элементами. Его продолжительность составляет пять-восемь секунд. Его можно повторять четыре-пять раз, чередуя с отдыхом.

Бег может сочетаться с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.
В средней и старшей группе задания усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.
Бег в колонне по одному 

В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего  выполняет воспитатель, потом дети.
Детей необходимо учить правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре. После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их можно учить бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).
Бег врассыпную

 Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала. Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд бега, принятых в гимнастике.

Упражнения для детей четырех-шести лет с использованием разных видов бега:

  1. бег на носочках;
  2. бег с поднятыми коленями;
  3. бег с чередованием мелких и широких шагов;
  4. бег с выполнением какого-либо задания;
  5. бег с сочетанием других движений (со скакалкой, с мячом);
  6. быстрый бег на десять метров (повтор три-четыре раза)
  7. бег с определением скорости на расстояние двадцати-тридцати метров;
  8. челночный бег (три раза по десять метров);
  9. чередование бега и ходьбы на двух-трех отрезках по шестьдесят-сто метров;
  10. бег в умеренном темпе по пересеченной территории на расстояние до ста пятидесяти-двухсот метров;
  11. медленный бег в течение полутора-двух минут.

Упражнения для детей шести-семи лет с использованием разных видов бега:

  1. бег с отведением назад согнутых в коленях ног;
  2. бег без сгибания коленей;
  3. бег прыжками;
  4. бег с сочетанием других движений (со скакалкой, с мячом);
  5. бег широкими шагами через препятствия высотой десять-пятнадцать сантиметров;
  6. скоростной бег – дистанция тридцать метров;
  7. бег из разных стартовых позиций;
  8. челночный бег (пять раз по десять метров);
  9. чередование бега и ходьбы на трех-четырех отрезках по сто-сто пятьдесят метров;

Общеизвестно, что дети рождаются марафонцами, поэтому, когда они бегают круглый год для здоровья и удовольствия, это следует приветствовать. Бег естественное продолжение игры. Главная цель – приучить детей к длительному бегу для развлечения.

Существует несколько основных принципов в работе с детьми дошкольного возраста по обучению бегу:

1.В основе беговой практики должны лежать олимпийские и спортивные идеалы;

2.Прививайте детям разноплановую легкоатлетическую подготовку (избегайте однообразия и монотонности);

3.Каждый юный бегун заслуживает внимания и похвалы независимо от способностей.  Лодырей и бездарей от природы не существует (помните это!);

4.Каждая тренировка должна быть веселой и разнообразной.

 Как сказал доктор Ван Аакен, здоровый ребенок любит бегать и играть весь день, и его скорее надо приобщать к занятиям видами спорта, требующими выносливости. Выносливость – дар природы, который мы наделены в детстве и который бездарно теряем, когда становимся взрослыми.

Несомненно бег- «король тренировки». Работает много мышц, дыхание не стесненно, нагрузка ровная, дозировка ее удобная – от самой медленной «трусцы» до любой скорости. Дыхание имеет значение, но не очень большое. Запыхался ребенок – придержите его темп и дыхание восстановится. Кончилось время или дистанция – путь пройдется немного шагом и пусть дышит как дышится. Лучше меньше, чем больше. Излишек углекислоты в крови как раз способствует расширению сосудов, и кислородный долг скорее исчезнет. Необходимо с первых занятий приучать детей дышать носом во время бега. Но это совсем не просто и пройдет со временем. Дыхание носом хотя и труднее, кажется менее эффективным, но зато тренирует диафрагму, приучает дыхательный центр к излишкам углекислоты. Зимой защищает трахею и бронхи от прямого попадания холодного воздуха.

Как далеко бегать детям? Столько, сколько они хотят, и столько, сколько они могут без вреда для себя. Не обязательно пробегать всю дистанцию без остановки. Ребенок может во время бега устраивать кратковременные перерывы для отдыха, переходя на шаг.

 Итак, главное в обучении детей бегу заключается в строгой постепенности в повышении нагрузок, индивидуальный подход при разумной достаточности, как во время занятий, так и самостоятельной деятельности, используя естественные факторы природы.

   



Предварительный просмотр:

   Семинар-практикум для воспитателей

«Малоподвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста»

инструктора по физической культуре Филипповой Т.Б.

МДОУ ЦРР — детский сад № 20 «Аленький цветочек»

г. Саратов

           

    Цель:

  1. Совершенствование педагогами знаний методики проведения малоподвижных игр.
  2. Отработка практических приемов проведения с дошкольниками малоподвижных игр.
  3. Включение в повседневную работу с дошкольниками компонентом здоровьесбережения.

 

    1 часть. Теоретическая. 

                             Малоподвижные игры

     Подвижные игры достаточно широко используются в детском саду, в том числе в качестве самостоятельной формы работы по физическому воспитанию. А вот малоподвижные игры в настоящее время дети играют нечасто.

     Цель малоподвижных игр - снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному.

     К особенностям малоподвижных игр относятся следующие:

  • способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.);
  • движения, которые включаются в игру;
  • методика (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей, объяснение хода и правил игры, её проведение, завершение);
  • темп (медленный);
  • количество повторений движений (3-6 раз );

    Эти игры не требуют подробного объяснения правил: педагог показывает движение сам или выбирает для этого кого-либо из детей.

    Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно.

   Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физминуток и физкультурных пауз, 10-минутных перерывов между занятиями, самостоятельной двигательной деятельности детей во второй половине дня или в случае плохой погоды.

   Малоподвижные игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и в любое время года. В них с удовольствием играют дети, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

   2 часть. Практическая:

  • Обучающая

     Цель: разучивание педагогами малоподвижных игр для работы с       детьми разных возрастных групп.

    Предлагаемые игры для разучивания:

  - "Ты медведя не буди"

  Дети образуют круг. Хороводом идут по кругу и произносят текст:

     Как на горке снег, снег,

     И под горкой снег, снег (поворот в обратную сторону).

     И под елкой снег, снег,

     И на елке снег, снег (идут к центру круга).

     А под елкой спит медведь.

     Тише, тише! Не буди,

      Сядь на место, не шуми! (присаживаются на корточки).

   Дети замирают, медведь ищет кто шевелится. Кто шевельнулся выходит из игры.

  - "Найди мяч!"

   Все играющие встают в круг вплотную друг к другу лицом в центр. Один ребенок становится в центр - это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из них педагог дает в руки мяч. С этого момента дети начинают передавать его друг другу за спиной. Ведущий старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого показать свои руки, сказав ему: "Руки". Ребенок должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч или уронил его, становится в центр, а на его место идет тот кто был водящим.

 - "Четыре стихии"

  Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: "Земля!"- руки вниз; "Вода!" - руки вперед; "Воздух!" - руки вверх; "Огонь!" - вращение руками в лучезапястных суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

  • Самостоятельная

Цель: упражнять педагогов в самостоятельном проведении новых малоподвижных игр.

Перечень игр, предлагаемые педагогам для обыгрывания на семинаре:

  1. "Угадай по голосу"; Играющие стоят по кругу; водящий в центре круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят слова:

            Мы немного порезвились,

            По местам все разместились.

            Ты,(имя ребенка), отгадай,

             Кто позвал тебя, узнай.

    С окончанием слов дети останавливаются. Педагог показывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает - открывает глаза и меняется с ним местами. Если ошибается - снова закрывает глаза. Игра повторяется.

           

  1. "Тик - так – тук!». Дети стоят врассыпную по залу. По сигналу «Тик!» все делают наклоны вправо – влево, по сигналу «Так!» останавливаются, а по сигналу «Тук!» подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5 – 8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться.
  2. "Шел король по лесу". Дети становятся в круг, взявшись за руки. Идут по кругу и произносят слова:

                    Шел король по лесу, по лесу, по лесу

                    Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

                    Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

                      (прыжки на двух ногах на месте)

                    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

                    (выбрасывают прямые ноги вперед)

                    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

                     (хлопают в ладоши)

                    И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

                      (топают ногами на месте)

                   

    С каждым разом слова произносятся с убыстрением.                                  

  1. "Угадай, что делали" Педагог выбирает водящего, который отходит от детей на расстоянии 8 – 10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде педагога «Пора!» отгадывающий поворачивается к играющим:

«Здравствуйте, дети!

   Где вы бывали?

   Что вы видали?»

Дети отвечают:

«Что мы видели – не скажем,

   А что делали – покажем»

        Дети изображают какое – нибудь действие, например играют на           гармони, скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает и опять отгадывает новое действие.

     

  1. "Рыбы, птицы, звери". Участники становятся в круг, в центр которого встает водящий. Водящий закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув правую руку вперед и повторяя слова: «Рыбы, птицы, звери». Затем он останавливается и говорит любое из этих трех слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим. Водящий считает до трех, и если за это время стоящий в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, выходит из игры. Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий.
  2. "Свободное место". Играющие сидят по кругу. Педагог вызывает двух рядом сидящих, они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три, беги!» - бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Взрослые и дети отмечают, кто первым занял свободные места. Затем педагог вызывает двух детей, и игра повторяется.
  3. "Воздушный шар". Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу.

          С мамой в магазин ходили,

           Шар воздушный там купили.

           Будем шарик надувать,

           Будем с шариком играть.

           (останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга,  

                         держатся за руки выполняют «пружинку»)

                        Шар воздушный, надувайся!

                        Шар воздушный, раздувайся!

                        (идут маленькими шагами – надувают шар)

                        Надувайся большой

                        Да не лопайся!

                        (хлопают в ладоши)

                        Шар воздушный улетел,

                        Да за дерево задел

                 И….лопнул!

            Поднимают руки, медленно приседают, произнеся: «Ш-ш-ш».

  1. «Тишина». Дети идут друг за другом.

        «Тишина у пруда,

          Не колышется вода,

          Не шумят камыши.

          Засыпайте, малыши»

  На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.

       

                                         



Предварительный просмотр:

                                     

                                             

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НИЗКИМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

инструктора по физической культуре Филипповой Т.Б

МДОУ ЦРР-детский сад № 20 «Аленький цветочек»

Цель:

  • Совершенствование педагогами знаний методики проведения  игр и игровых упражнений с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
  • Отработка практических приемов развития двигательной активности дошкольников с низким и высоким уровнем,  с помощью игр и игровых упражнений.

 1 часть. Теоретическая.

    Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако действия детей во многом зависят от  условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

     Самостоятельную двигательную деятельность детей организуют в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна, во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуют с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

     Большое внимание уделяют организации в группе и на участке группы физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяют в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды  в течение дня необходимо вносить различное физкультурное оборудование и по-разному группировать его. Это позволит избежать  однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

     Своими действиями нужно стараться влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений.  Учить детей играть вместе, побуждая более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своих товарищам.

     В упражнениях и играх детей очень важен личный пример воспитателя. Поэтому при возможности необходимо продемонстрировать детям, что педагог умеет: ходить на лыжах, играть в теннис, прыгать через скакалку, крутить обруч на талии и т.д.

     В самостоятельной двигательной деятельности дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Отмечено, что детям с высоким уровнем  ДА (гиперативные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега (бег наперегонки, бег друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

     Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой интенсивности (кольцеброс, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети, как правило, предпочитают играть вдвоем или в одиночку. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

     Для детей со средним уровнем ДА (оптимальный уровень) характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности. Такое поведение является наиболее благоприятное для детей особенно старшего дошкольного возраста.

     Всем педагогам необходимо знать особенности и уровень двигательной активности каждого ребенка группы с тем, что правильно планировать и организовывать самостоятельную двигательную деятельность детей своей группы. Так, важно повышать ДА у детей с низкой подвижностью до среднего уровня, воспитывать у них интерес к подвижным играм, спортивным упражнениям и играм с элементами спорта; в развитии физических качеств, умения использовать  полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей самостоятельной деятельности.

     Детей с высокой интенсивностью ДА  учить сознательно управлять своими действиями; воспитывать у них выдержку и настойчивость, внимательность, интерес к играм и упражнениям, требующим точного выполнения.

     Среди причин низкой ДА детей следует отметить недостаточное использование физкультурных пособий и оборудования, спортивного инвентаря, с помощью которых можно обогатить игровой сюжет и наполнить его разнообразными движениями. Среди других причин можно отметить недостаточность места для их самостоятельной деятельности, запреты на использование спортивной площадки, нерациональное размещение спортивного оборудования, редкую сменяемость физкультурных пособий.

     Большинство детей затрудняются в выборе игр, и длительное время остаются в пассивном состоянии. Для детей в этом состоянии характерны инертность, безразличие, низкая двигательная активность. Таким детям необходимо оказывать помощь, четко знать,  какие игры и упражнения рекомендованы  для детей  с различной степенью двигательной активности.

     Для малоподвижных детей это – бег за мячом, прыжки через скакалку, бег в разных направлениях, все виды прыжков,  игры с нестандартным оборудованием.

     Для чрезмерно подвижных детей – бросание и ловля мяча, лазание по гимнастической лестнице, ходьба по буму и др.

     Для руководства  двигательной деятельностью детей необходимо выделить два этапа:

  1.  Сначала необходимо устанавить контакт с каждым ребенком, выяснить его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, выявить наличие двигательного опыта, его взаимоотношения со сверстниками. Создать условия для  развития самостоятельной деятельности, оказать своевременную помощь каждому ребенку в выборе игр и оборудования, места для занятий или игры. На этом этапе надо применять следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнения ребенка с педагогм или сверстником,  объяснение и показ более сложных элементов или движений, поощрение.
  2. На втором этапе осуществлять более интенсивное опосредованное воздействие  на двигательную активность детей с разной подвижностью. Стараться постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную подвижную деятельность, развивать у них интерес к различным видам движений. С чрезмерно  подвижными детьми осуществлять косвенное руководство, направленное на постепенное переключение их на более спокойную деятельность, формирующую внимание, обеспечивающую точное выполнение разнообразных движений.

  Очень полезно вносить физкультурное оборудование в сюжетные игры детей. Так, в сюжетной игре «Пароход» трапом может служить наклонная доска, а прыжки со скамейки в обруч – спасение утопающих матросами и т.д.

    В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место нужно отводить показу разнообразных движений с использованием физкультурных пособий. При  этом  сосредотачивать внимание малоподвижных детей на выполнении упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимнастической стенке, бег со скакалкой, прыжки из обруча в обруч и т.д), а чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях средней и низкой интенсивности (ходьба по буму, пролезание через обруч, подбрасывание волана с помощью ракетки).

     Вся эта работа с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к детям должна строиться с учетом интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособий.

 2 часть. Практическая.

цель:

  • проверить знания педагогов об особенностях и уровнях двигательной активности детей группы
  • упражнять педагогов в самостоятельном проведении игр и игровых упражнений для обучения с детьми с высоким и низким уровнем ДА.

  • 1 задание «Определи для кого эта игра?»

Описание: на карточке написано две игры. Каждому педагогу нужно определить с детьми какого уровня в нее лучше играть.

  • 2 задание «Мы играем»

Описание: педагог берет две карточки, на которых написаны названия игр и игровых упражнений. Каждому педагогу нужно вспомнить правила игры и проиграть с педагогами.

  • 3 задание «Когда же нам играть?»

описание: у каждого педагога карточка, на которой перечислены режимные моменты. Каждому педагогу – отметить в какие режимные моменты можно играть с детьми в разные игры.

Приложение:

Игры для детей с высоким уровнем ДА (двигательной активности)

(старший дошкольный возраст)

Игры-упражнения на развитие внимания:

  1. «Поверни». Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условного места, обозначенного, например, кеглей, ведущий поворачивается и ведет колонну в обратном направлении.
  2. «Стоп». Дети бегают по залу врассыпную в течение 2-3 минут. По сигналу «Стоп» останавливаются и делают какую-нибудь фигуру («лыжник», «пловец» и т.д.). Дети вместе выбирают лучшую фигуру, игра повторяется.
  3. «Меняемся местами». В центре зала лежит длинный шнур или лента. Дети делятся на две команды. Каждая бегает врассыпную по своей половине. По сигналу «Меняйтесь» команды бегом меняются местами.
  4. «Не ошибись». По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По первому сигналу дети ходят, прыгают, бегают, выполняют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделал это быстрее и правильно.
  5. «Найди свой кубик». По всему залу разложены разноцветные кубики. Возле каждого стоит ребенок. По сигналу дети легко бегают по помещению. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет кубики местами. После следующего сигнала дети стараются быстрее найти свой кубик.
  6. «К своему флажку (кубику)». Дети небольшими группами по 3-5 человек образуют кружки вокруг цветного флажка. Затем все разбегаются по всему помещению, по сигналу останавливаются, приседают, а воспитатель меняет флажки (кубики) местами. Затем по сигналу дети должны встать и быстро найти свой флажок (кубик). Побеждает та группа, которая быстрее всех образует кружок.
  7. «Петушиный бой». Двое детей встают в очерченный круг диаметром 1-1,5м лицом друг к другу, скрестив руки на груди и одну ногу согнув в коленке. По сигналу пытаются заставить противника выскочить из круга или опустить ногу. Проигрывает тот, кто опустит ногу или выходит из круга.
  8. «Петрушка». Ребенок сидит на корточках, затем высоко подпрыгивает, расставив ноги и руки в стороны, после этого приземляется и вновь приседает на корточки.
  9. «С мячом под дугой». Проползти на четвереньках под дугой, высокой 40 см., толкая мяч головой. Расстояние до дуги 2-3 метра.
  10.  «Вперед с мячом». Сесть на пол, мяч зажать между ступнями ног, руками опираться на пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед, не отпуская мяч, на расстояние примерно 3 м.
  11. «Найди мяч».  Все дети стоят плотно по кругу, лицом в круг. За спинами передают по кругу маленький мячик. В центре круга стоит водящий, который пытается угадать, у кого мяч и просит показывать руки то одного, то другого ребенка. Если он  угадывает, то меняется с этим ребенком местами.
  12.  «Проведи мяч» На полу расставлены предметы (кегли, кубики и т.п.). Ребенок ведет мяч ударами об пол, обходя или обегая предметы.
  13.  «Мяч в кругу». Дети сидят по кругу на корточках, воспитатель стоит в центре круга и прокатывает набивной или обычный мяч каждому ребенку по очереди. Ребенок ловит мяч, быстро подбрасывает его, хлопает в ладоши 2-3 раза и бросает воспитателю.
  14. «Прокати мяч с горки». Все дети стоят друг за другом  около наклонной доски. По очереди скатывают мяч с горки, догоняют его и передают первому стоящему у доски.
  15.  «Меняемся местами». На полу положена по кругу веревка. Дети бегут парами: одни  внутри, другие снаружи веревочного круга. По сигналу воспитателя, не прекращая бега, дети в парах меняются местами.

Игры для детей с низким уровнем ДА (двигательной активности)

(старший дошкольный возраст)

На развитие быстроты движений:

  1. Выполнять задания по команде воспитателя: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки или группы, учащенная ходьба, медленный бег, ходьба с подскоками и обычная ходьба.
  2. «Прыгни и повернись» - прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делают резкий поворот прыжком вокруг себя.
  3. «Найди пару в кругу». После свободного легкого бега, дети по сигналу должны найти себе пару по какому-то признаку (например, по цвету одежды или цвету волос).
  4. «Пропеллер». Держать гимнастическую палку за середину двумя руками, активно вращать палку вправо-влево. После отдыха – повторить. Можно выполнять то одной рукой, то другой.
  5. «Успей поймать». Воспитатель держит палку вертикально с упором на пол. На расстоянии от воспитателя стоят дети. Воспитатель показывает глазами на ребенка и отпускает палку. Тот должен подбежать и поймать палку, чтобы она не упала.
  6. «Быстрее вверх». Несколько детей перехватывают кулачками по палке снизу вверх.
  7. «Быстро переложи мяч». Вращать мяч вокруг туловища, перекладывая мяч из одной руки в другую.
  8. «Ударь и догони». Проводится на прогулке. Дети ударяют мяч ногой и догоняют его.
  9. «Шмель». Несколько детей сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Один из них начинает перекатывать другому по полу внутри круга. Получивший мяч, опять катит его другому. Важно не коснуться мячом ног. Если мяч дотронулся до ног, этот ребенок поворачивается лицом из круга. Играют, пока все дети не отвернуться из круга.
  10.  «Поймай мяч». Играют 3 чел. Двое перебрасывают друг другу мяч любым способом, в третий пытается его поймать.
  11.  «Догони обруч». Толкнуть обруч по полу на ободе, догнать его.
  12.  «Не теряй домик». На полу обручи по количеству детей. Дети выполняют движения вне обруча. Воспитатель убирает несколько. По сигналу дети должны занять места в обручах. Кому не хватило – выбывает из игры. Игра повторяется.
  13. «Не потеряй». Дети стоят в кругу, у каждого на голове мешочек. В центре круга – корзина. По сигналу дети бросают мешочек в корзину и поворачиваются спиной. Воспитатель убирает один мешочек из корзины. По второму сигналу дети поворачиваются, бегут к корзине и берут мешочек. Кому не хватило мешочка – выбывает.
  14. «Скорее до середины». Скручивать ленту или шнур до середины с двух сторон.
  15. «Удочка».
  16. «Волчок». Дети, сидя в обруче, приподнимают ноги, быстро отталкиваются руками и стараются повернуться кругом.
  17. «Не урони мяч». Дети стоят в линию. Дети бросают мяч вверх и ловят его, после этого ударяют о землю и снова ловят. Опять подбрасывают вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением вперед на один шаг, если мяч не падает. Если мяч упал, ребенок возвращается на исходную линию и начинает движение сначала.
  18. «Цапли». На полу разложены обручи на расстоянии одного шага друг от друга. Дети перепрыгивают из одного обруча в другой на одной ноге разными способами (прямо, боком, спиной). Выигрывает тот, кто дольше всех продержится на одной ноге.



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей по развитию координационных способностей у детей дошкольного возраста

 Основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения. Для этого необходимо в работе с дошкольниками использовать разнообразные  игры и игровые упражнений, способствующих эффективному развитию специфических координационных способностей. Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, выявила координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач,это :

  • Способность к ориентированию в пространстве
  • Способность сохранять равновесие
  • Чувство ритма
  • Способность к реагированию
  • Способность к перестроению двигательных действий
  • Статокинестическая устойчивость
  • Способность к произвольному мышечному расслаблению

Для развития способности ориентироваться в пространстве,  необходимо в работе с детьми применять такие подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четвёрки»,  «Дружба», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи» ; ведение мяча по различным разметкам и линиям; ходьбу и бег с преодолением препятствий и т. д.

Умению сохранять равновесие способствуют удлинение времени сохранения позы «Ласточка», «Цапля» и др; выполнение заданий с исключением зрительного анализатора (присесть, повернуться, идти вперёд-назад) ;упражнения на уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед) ; подвижные игры: «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с кольцом на голове», «Морская фигура», «Совушка», «Паук и мухи» и др.

Развивая чувство ритма можно использовать танцевальные шаги; логоритмические упражнения («Осторожный снег», «Ножки», «Лягушки» и др.);  а также упражнения под ритмическую музыку, перестроения в ходьбе и на месте; игровые упражнения: «Дерево, пенечки», «Хлопушки», «Сбор грибов».

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, можно применять разные подвижные и спортивные игры, а также игры - эстафеты («Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим! », «Кто быстрее? », «Колдуны», «Ловишка с мячом», «Дружные тройки», «Эстафета с гимнастической палкой», эстафета с прыжками «по кочкам», «Челночная передача мяча» и т. д.)

Для развития способности к произвольному мышечному расслаблению применяются элементы психогимнастики «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», упражнения на расслабление «Волшебный сон», игровые упражнения «Саранча», «Дерево», «Червячок» и т. д.

При подборе координационных упражнений необходимо  руководствоваться тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому нужно предлагать детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать? » и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них можно дать образное название.

Игровые упражнения проводить в любой части занятия для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом надо пользоваться старыми педагогическими правилами:

-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации) ;

-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания);

-от малого к огромному (объём нагрузки)

Игровые упражнения и  разнообразные игры положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков, эффективно развивают координационные способности, а также быстроту, силу и выносливость, потому что эти физические качества взаимосвязаны, и удовлетворяет естественную двигательную потребность детей, стимулирует их самостоятельность.