МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ. ЭССЕ "КАК СТАТЬ ОТЛИЧНЫМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ?" ИЛИ "МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В ПРОФЕССИИ "ПЕДАГОГ".

Михайлова Анна Николаевна

Эссе «Как стать отличным классным руководителем?» или  «Мои педагогические открытия в профессии педагог»

           Здравствуйте. Меня зовут Михайлова А.Н. После окончания школы поступила в Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова на коми школьное отделение и получила 2 специальности: преподавание в начальных классах и преподавание коми языка и коми чтения в начальных классах. После колледжа в 2009 году поступила на 3 курс Коми государственного педагогического института на факультет  "Педагогика и методика начального образования" с дополнительной специальностью "Педагогика и психология". И уже тогда, во время учёбы начались мои первые открытия. Преподаватели открыли  замечательных педагогов и их труды: Я. А. Каменского, Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко. До прихода в школу, будучи студенткой,  я говорила, что ни за что не пойду работать учителем. Но работаю учителем начальных классов девятый  год.

Перед тем, как я решилась устроиться работать в школу,  много размышляла и было много у меня сомнений – смогу ли работать учителем.

Когда я решилась и пошла устраиваться на работу в школу, администрация школы мне сообщила, что мне дают 1 класс и я буду их  классным руководителем. Передо мной возникли проблемы: как стать отличным классным руководителем, как заработать авторитет у учащихся своего класса и их родителей. Сейчас я решила поразмышлять и вспомнить весь процесс поиска решения этих проблем.

          Слова Сент Экзюпери из “Маленького принца” - “Все мы родом из детства” относятся ко мне.  Еще маленькой девчонкой была просто очарована своей первой учительницей – Есевой Эмилией Ярославовной.  Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла - только учителем! И я осуществила свою мечту.  Я не просто учитель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семью. Я – первая учительница. Я не просто учительница, а классный руководитель на целых 4 года. И даже не просто классный руководитель, а вторая мама, которая помогает сделать первые шаги школьной жизни, помогает успешно преодолевать  первые препятствия, помогает совершать первые открытия, помогает добиться  первых побед. Как стать настоящим классным руководителем? Вот этот вопрос встал передо мной в первый год работы. И до сих  пор я стараюсь усовершенствоваться в своей роли классного руководителя.

               Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь.

          Открытие – понятие, без которого немыслимо существование человека на Земле. В моей работе  было много маленьких открытий. В XXI веке крайне сложно привнести в педагогический процесс и классное руководство что - то новое. И, скорее всего, мир не получит «новых» Каменских, Песталоцци, Ушинских и Макаренко, но оказывается есть место и нам что открыть не только для себя, но для наших коллег и наших учеников, ведь каждый момент – это что-то новое. А ребята  вместе со мной учатся делать открытия, видеть чудо в обыденности, радоваться и удивляться. Придя работать в школу,   я сделала для себя первое открытие: нужно иметь способность спуститься с высот своих взрослых знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершать открытия и восхождения. Работать стало интересней и результаты моей деятельности значительно улучшились. Также считаю своим открытием – быть искренним и честным перед детьми, которые у тебя учатся. Дети очень тонко чувствуют ложь, наигранное к ним отношение. Только искренние слова  и поступки со стороны классного руководителя.

 

Педагогика… Игра на струнах душ
В сольном исполнении, в оркестре…
Зазвучит сюита или туш?
Исполняй же музыку, маэстро!
Дети наши – чуткий инструмент: 
Ты сфальшивишь – и не отзовутся…
Так умрет мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!

 

             Школа - это небольшая, но особая страна. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

           Также считаю своим открытием – «если перестал удивлять – сдавайся». Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. В ходе своей деятельности сделала еще одно открытие – все дети талантливы! И пусть талант этот не абсолютный, но зато у каждого свой.       Я работаю над созданием атмосферы, среды потребляющей творческие продукты детей, то есть креативной среды.    В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.  Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика. Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Особенно  детям близок классный руководитель. Классный руководитель должен постараться найти эти серебряные колокольчики и помочь учителям, которые работают с классом эти колокольчики разглядеть и не растерять.

           Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Ведь от классного руководителя зависит комфортное пребывание ребенка в школе. Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
           Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
         Передо мной встала практическая задача – выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Для этого я использую различного рода тесты, анкеты, творческие игры, конкурсы и другие пути сбора информации для выявления творческих способностей детей. 

        В начале своего профессионального пути мне было сложно найти изюминку каждого ребенка. Для меня все дети были одинаковы. Сегодня я с легкостью могу найти, за что похвалить каждого своего ученика, и вижу, как ребенок, не важно, какого возраста, верит в свои возможности. Считаю, что ситуация успеха – это одна из дорог к раскрытию ребенка. Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это тоже моё открытие. Это открытие я в своей работе классным руководителем использую.

Маленькому ребенку и подростку необходимо общение со сверстниками, со взрослыми. Поэтому формой взаимодействия старюсь выбирать не назидание и чтение морали, а беседы-рассуждения. Считаю, что основная и давняя идея педагогики – это сочувствие к детям, принятие и понимание их, способность радоваться за них. Однако вредно заигрывать с детьми и их родителями. Дети и взрослые хотят, чтобы их наставники были умными, тактичными, требовательными, понимающими, уважающими личность человека. Педагог наделен определенной властью над детьми, он напрямую руководит большой частью их жизни. Грамотная власть не в окрике и назидании, не в заискивании и поблажках, а в умении добиться неформального авторитета и сотрудничества в любом деле. Надо уважать мнение ребенка, но обязательно подсказывать, в чем он не прав. Считаю и открытием своим то, что главный человек – мой ученик и важно найти для него то слово, в котором он сейчас нуждается.  Вот так, с этих незаурядных, но великих для меня открытий во мне рождался педагог. С годами работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но пока дети будут познавать, расти и взрослеть на моих глазах, я ещё не раз вспомню книгу В. Сухомлинского и как девиз для себя, повторю ее название «Сердце отдаю детям». Открытием для меня как классного руководителя стало следующее  – поддержка детских инициатив и дети как главные организаторы и участники  всех классных и внеклассных мероприятий.         

 Наши традиции: участие в общешкольных мероприятиях - «Сельскохозяйственная ярмарка», «Осенний кросс», день Гимназиста, акции «Сбор макулатуры», «Наши братья меньшие» и т.д.; участие в классных мероприятиях - творческий вечер талантов «Минута славы»,  здоровьесберегающие акции (физминутки на уроках, зарядка перед началом занятий, которые проводят сами дети); также традиция – все учащиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность – кружки и секции (в рамках школы и  вне школы); акции «Читаем вместе» (сбор книг для классной библиотечки) и ведение читательских дневников, пятиминутки чтения на уроках; классная «Почта» (куда дети  кладут письма друг другу, либо вопросы к классному  руководителю); чаепития с родителями; поздравление именинников летних, осенних, зимних, весенних; конкурс для семей  «Папа, мама, я – счастливая семья»;  посещение театров, музеев; проведение классных часов в нетрадиционной форме (круглый стол, кафе, игра, конференция).  Инициаторами и организаторами всех мероприятий являются дети, а я, как классный руководитель только помогаю им.

          Также у нас есть самоуправление в классе, где каждый ученик занимает какую-то должность – от президента класса до министров (помощников президента). На  каждой колонке есть командир, который отвечает за сбор тетрадей, порядок на своей колонке, готовность к уроку. Такая структура самоуправления (хотя и упрощенная), даёт возможность ребенку почувствовать себя настоящим взрослым человеком, который может уже что-то изменить в своём «маленьком» городе. Для детей очень важно чувствовать себя значимым. Ведь ДЕТИ, ТАКИЕ ЖЕ ВЗРОСЛЫЕ, ТОЛЬКО МАЛЕНЬКИЕ. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужными, понимал свою значимость в общественной жизни класса, ему нужна помощь педагогов и родителей. Это значит, что мы должны работать рука об руку: Дети + Педагоги + Родители!

            Я очень уважаю В.А.Сухомлинского как педагога. Его книги “Сердце отдаю детям” и “Письма к сыну” помогают мне в моей педагогической работе решать многие педагогические проблемы. Я хорошо запомнила его слова “Понимать чувства ребёнка – это значит понимать самые тонкие, порой скрытые, недоступные с первого взгляда побуждения, причины, стимулы его поступков”. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и душевная красота. Открытием стало для меня и то, что никак не сможешь повлиять на ребенка, если нет авторитета. Учительский авторитет... Он добывается ежедневно с великим трудом, главным образом, педагогическим творчеством. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой ребята встречают меня в школе, радости в глазах детей, когда захожу в класс, букета первых весенних цветов, бережно собранных детскими руками. Когда ученики посвящают тебе стихи, пишут сочинения о любимом учителе, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость....  Ради этого стоит быть учителем и классным руководителем!

          Работа в школе многому меня научила: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность». Считаю важным открытием и то, что вся  воспитательная работа классного руководителя должна базироваться на духовных ценностях, на языке и культуре коми народа. А человек, знающий родной язык, культуру, никогда не будет пренебрегать культурой другого народа. Открытие – организация работы на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип моей педагогической деятельности.          Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика и вижу свою роль.

           Быть союзником и другом ученика, чтобы учить его жизни.        В работе с детьми я стараюсь создать атмосферу добра, тепла и юмора. Весёлые случаи на уроках я записываю, а потом размещаю на доске под рубрикой «Говорят дети» и может быть, выпущу книгу о весёлых случаях на уроке.

          «Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».  «Развитие творческой личности через систему учебной и воспитательной работы».  «Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка».

 «Учитель – помощник в искании ребенком путей к совершенству, в процессе духовного его пробуждения и становления личности».  «Учатся у того, кого любят» (И.В. Гете). Любовь к детям - не просто слова - это терпение, помощь, 
уважение маленького человека!

          Вовлечение родителей во все мероприятия – это тоже открытие.      Родители нашего класса сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, спортивных соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья», оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д. Мы –  Вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

       Я думаю, что если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким. • Отдых – значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.• Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
• Коллективизм – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.• Творчество – ищи в новом старое, в старом-старое, в новом-новое.
• Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.• Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.  Сейчас наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно.
      Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности. И главное я вознаграждена тем, что иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков…             Победа ребенка становится и моей победой.    Я должна поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности, потому что в противном случае Гадкий Утенок так и не увидит величественные черты Прекрасного Лебедя.  Все мы были детьми. Все мы родом из детства. С детством я не расстанусь никогда, потому что я учитель. В этом моя огромная человеческая радость, а может быть, и большее - счастье.     Когда-то я выписала в свою записную книжку слова из книги М. Алексеева: “Доброе-то в человеке заглушить легче, чем дурное. Дурное так и лезет в глаза всем. А хорошее надо еще увидеть, разглядеть, да все время ухаживать за ним, чтобы не увяло, не засохло, не пропало в человеке! Пропалывать надо, очищать от сорняков”. И в первую очередь мы, учителя, должны воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть.

       Мое призвание – учитель. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Главное ее правило – создать каждому ребенку ситуацию успеха, убедить каждого в том, что у него все получится. Что он способный и умный. И результат не замедлит сказаться. Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов его поступков. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Моя роль, как педагога, заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка — четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.

Седьмой принцип — сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Таковы мои педагогические аксиомы. Я убеждена, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

 

                Мне нравится замечательный педагог, большой знаток детской души Шалва Александрович Амонашвили. Он сочинил обращение учеников к взрослым. Это обращение я часто перечитываю, чтобы лучше понять душу ребёнка. А к сегодняшнему выступлению я подготовила запись этого письма:

« Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас! Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, мы будем радоваться жизни, и стремиться к удовольствиям. Зачем возмущаться с тем, что у нас пока ещё нет здравого смысла. Он придёт к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте нас с недостатками и помогайте нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которые мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимайте всё это, как наши детские болезни, против, вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно. Нам трудно понять всё. Потому что мы дети. Вы должны разгадать нас. Потому что вы взрослые.»

 Да, наша главнейшая задача состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Образна, и глубоко человечна древняя мудрость: «Ученик- это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего человека, человека свободного, раскрепощённого, ответственного. И чтобы ученик стал таковым, важно не нарушить, не сломать уникальность, неповторимую индивидуальность каждого ученика.

 

А вам, Уважаемые коллеги, свое пожелание хочу выразить словами Амонашвили: Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!
Будь надеждой для школьника! Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!  Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!