рабочие программы

Абросимова Галина Васильевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Статус документа

      Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна,

 В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.

           Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

                Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

                   Структура документа

          Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

                 Общая характеристика учебного предмета

         Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции. математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

                Цели

         Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической
    деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
    способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой
    культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

                   Место предмета

         На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

                 Результаты обучения

     Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и залают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь  все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

              Распределение учебных часов по разделам программы

Начальные геометрические сведения - 11 часов.

Треугольники -18 часов.

Параллельные прямые-13 часов.

Соотношения между сторонами и углами треугольника - 20 часов.

Повторение - 6 часов.

Резерв – 2 часа

        В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

        На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  1. введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  2. развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  3. совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  4. формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
  5. отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  6. формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием

      соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что

      находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;

  1. расширение знаний учащихся о треугольниках.

      В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.

                   Содержание обучения

         Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность

прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.

             Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

               Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.

              Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.

          Требования к уровню подготовки учащихся 

         В результате изучения курса учащиеся должны:

         знать:

  1. основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  2. формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

         уметь:

  1. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
  4. решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  5. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
    между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  6. проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
  7. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  8. владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. решения практических задач, связанныхс нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  3. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  4.  владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

            Используемый учебно-методический комплект

     1. Атаиасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы:   Учебник для общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2009.

      2. Атаиасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И. И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2009.

Тематическое планирование учебного материала

№ параграфа учебника

Т е м а

Кол-во часов



1

2

3

4

5

6





1

2

3

4





1

2






1

2


3

4











итого


Глава 1. Начальные геометрические сведения ( 11 часов)

Прямая и отрезок

Луч и угол

Сравнение отрезков и углов

Измерение отрезков

Измерение углов

Перпендикулярные прямые

Решение задач

Контрольная работа I


Глава II. Треугольники (18 часов)

Первый признак равенства треугольников

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Второй и третий признаки равенства треугольников

Задачи на построение

Решение задач

Контрольная работа 2


Глава III. Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности двух прямых

Аксиома параллельности прямых

Решение задач

Контрольная работа 3


Глава IV, Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Сумма углов треугольника

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Контрольная работа 4

Прямоугольные треугольники

Построение треугольника но трем сторонам

Решение задач

Контрольная работа 5


Повторение курса геометрии за 7 класс (6 часов)

Повторение, Решение задач


Контрольная работа 6 (итоговая)


Резерв (2 часа)



1

1

1

2

1

2

2

1



3

3

4

3

4

1



4

5

3

1




2

3

1

4

4

5

1



5


1




70 часов


Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Вид занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля самостоятельной работы

Дата проведения занятия

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов)

1

Прямая и отрезок

Урок изучения нового материала

Систематизация знаний 

о взаимном располо- 

жении точек и прямых. 

Знакомство со свой- 

ством прямой. Рассмот- 

рение приема практи- 

ческого проведения 

прямых на плоскости 

(провешивание) 

Знать: взаимное распо-

ложение точек и прямых;

свойство прямой; прием

практического проведения

прямых на плоскости (про-

вешивание).

Уметь: решать простейшие

задачи по теме

2

Луч и угол

Комбинированный урок

Повторение понятий 

луча, начала луча, угла, 

его стороны и вершины. 

Введение понятий внут- 

ренней и внешней обла- 

сти нсразвернутого угла. 

Знакомство с обозначе- 

ниими луча и угла 


Знать: понятия луча, нача- 

ла луча, угла, его стороны 

и вершины, внутренней 

и внешней области нераз- 

нернутогоугда: обозначения 

луча и угла. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме

Теоретический опрос,

проверка д/з, самостоятельная работа обучающего характера

3

Сравнение отрезков и углов

Комбинированный урок

Введение понятий ра- 

венства геометрических 

фигур, середины отрез- 

ка, биссектрисы угла. 

Обучение сравнению 

отрезков и углов 

Знать: понятия равенства 

геометрических фигур, се- 

редины отрезка, биссектри- 

сы угла. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме; сравнивать 

отрезки и углы 

Теоретический опрос, проверка д/з, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой

4

Измерение отрезков

Комбинированный урок

Введение понятия длины

отрезка. Рассмот рение - 

свойств длин отрезков

. Ознакомление 

с единицами измерения 

и инструментами для из- 

мерения отрезков 

Знать: понятие длины 

отрезка: свойства длин от- 

резков; единицы измерения 

и инструменты для измере- 

ния отрезков. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос, самостоятельная работа

5

Решение  задач по теме «Измерение отрезков»

Урок закрепления изученного

Обучение решении! 

задач на нахождение 

длины отрезка или всего 

отрезка. Развитие ло- 

6гического мышления. 

Проверка ЗУН по из- 

ученному материалу 

Уметь: решать задачи на на- 

хождение длины отрезка

 все

или всего отрезка 

самостоятельная работа

6

Измерение углов

Урок изучения нового материала

Введение понятий гра- 

дуса и градусной меры 

угла. Рассмотрение 

свойств градусных мер 

угла, свойства измерения 

углов. Повторение видов 

углов. Ознакомление 

с приборами для измере- 

ния углов па местности 

Знать: понятия градуса 

и градусной меры угла; 

свойства градусных мер 

угла; свойство измерения 

углов; виды углов; прибо- 

ры для измерения углов 

на местности. 

Уметь: решать задачи на на- 

хождение величины угла 

проверка д/з,

7

Смежные и вертикальные углы

Комбинированный урок

Ознакомление с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотрение их свойств. Обучение построению угла, смежного с данным углом, изображению вертикальных углов, нахождению на рисунке смежных и вертикальных углов

Знать: понятия смежных и вертикальных углов, их свойства с доказательствами.

Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать простейшие задачи по теме.

проверка д/з, самостоятельная работа обучающего характера  в форме теста с последующей самопроверкой

8

Перпендикулярные прямые

Комбинированный урок

Повторение понятия

перпендикулярных

прямых- Рассмотрение

с войства п ерпе нд и ку-

лярных прямых. Совер-

шенствование умения

решать задачи

Знать: понятие перпенди-

кулярных прямых; свойство

перпендикулярных прямых

с доказательством.

Уметь: решать простейшие

задачи по теме


Теоретический опрос,

проверка д/з, самостоятельная работа

9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и обобщения

Повторение и закрепле-

ние материала главы I.

Совершенствование

навыков решения задач.

Подготовка к контроль-

ной работе

Знать: понятия луча, нача-

ла луча, угла, его стороны

и вершины, внутренней

и внешней области нераз-

вернутого угла, середины

отрезка, биссектрисы утла,

длины отрезка, смежных

и вертикальных углов, пер-

пендикулярных прямых;

свойства длин отрезков,

градусных мер угла, измере-

ния углов; свойства смеж-

ных и вертикальных углов.

перпендикулярных прямых.

Уметь: решать задачи

по теме

проверка д/з, самостоятель- ное решение задач с последующей самопроверкой по готовым решениям и ответам

10

к/р № 1 Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы

Урок контроля ЗУН учащихся

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала

Контрольная работа

11

Анализ ошибок к/р. Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях учащихся. Совершенствование навыков решения задач

Контроль выполнения работы над ошибками

Глава II .  Треугольники  (18 часов)

12

Треугольники

Урок изучения нового материала

Повторение понятий

треугольника и его эле-

ментов. Введение по-

нятия равных треуголь-

ников

Знать: понятия треугольни-

ка и его элементов, равных

треугольников.

Уметь: решать простейшие

задачи поземе

самостоятель ное решение задач с последующей самопроверкой

(выборочно)

13

Первый признак равенства треугольников

Комбинированный урок

Введение понятий тео- 

ремы и доказательства 

теоремы. Доказательство 

первого признака равен- 

ства треугольников. Об- 

учение решению задач 

на применение первого 

1 физнака равенства тре- 

угольников 

Знать: понятия теоремы 

и доказательства теоремы; 

формулировку и доказа- 

тельство первою признака 

равенства треугольников. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос,

проверка д/з,

14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

Урок закрепления изученного

Совершенствование 

навыков решения задач 

на применение первого 

признака равенства тре- 

угольников. Закрепле- 

ние умении доказывать 

•георемы 

Знать: формулировку и до- 

казательство первого при- 

знака равенства треуголь- 

ников. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос,

проверка д/з, самостоятель-ная работа

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Комбинированный урок

Введение понятий пер- 

пендикуляра к прямой. 

медианы, биссектрисы 

и высоты треугольника. 

Доказательство теоре- 

мы о перпендикуляре. 

Обучение построению 

медианы, биссектрисы 

и нысоты треугольника 

Знать: понятая перпенди- 

куляра к прямой, медианы. 

биссектрисы и высоты 

треугольника; теорему 

о перпендикуляре с доказа- 

тельством. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме; строить ме- 

дианы, биссектрисы и высо- 

ты треугольника 

проверка д/з, самостоятель-ное решение тестовых задач работа с последующей самопроверкой по готовым ответам

16

Свойства равнобедрен-ного треугольника

Комбинированный урок

Введение понятий 

равнобедренного и рав- 

ностороннего треуголь- 

ников. Рассмотрение 

свойств равнобедренно- 

го треугольника и показ 

их применения на прак- 

тике 

Знать: понятия равнобед- 

ренного и равностороннего 

треугольников; свойства 

равнобедренного треуголь- 

ника с доказательствами. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос,

проверка д/з, самостоятель-ная работа творческого характера

17

Решение задач по теме «Равнобедрен-ный треугольник»

Урок закрепления изученного

Закрепление теорети- 

ческих знаний по изу- 

чаемой теме. Совер- 

шенствование навыков 

доказательства теорем, 

решения задач 

Знать: теоретический мате- 

риал по теме урока. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос в форме теста,

самостоятель-ная работа обучающего характера

18

Второй признак равенства треугольников

Комбинированный урок

Доказательство второго 

признака равенства тре- 

угольников. Отработка 

навыка использования 

второго признака равен- 

ства треугольников при 

решении задач 

Знать: второй признак ра- 

венства треугольников с до- 

казательством. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

проверка д/з,

19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

Урок закрепления изученного

Совершенствование 

навыков решения задач 

на применение второго 

признака равенства тре- 

угольников 

Знать: второй признак ра- 

венства треугольников с до- 

казательством: 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос, самостоятельное решение тестовых задач  с последующей самопроверкой по готовым ответам, самостоятельная работа обучающего характера

20

Третий признак равенства треугольников

Комбинированный урок

Доказательство третьего

признака равенства

треугольников.

 Обучение решению задач на

применение 3 признака

равенства  треугольников

треугольников

Знать; третий признак равенства

треугольников с доказательством.

 Уметь: решать простейшие задачи

 по теме 

проверка д/з, самостоятель-ная работа обучающего характера

21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Урок закрепления изученного

Совершенствование навыков

 решения задач  на применение

признаков равенства треуголь-


ников - 

ников

Знать: признаки равенства

треугольников.

 Уметь: решать простейшие 

задами по теме 

Теоретический опрос, самостоятель-ная работа

22

Окружность

Комбиниро-ванный урок

Систематизация знаний  об

Окружности  и ее элементах.

 Отработка навыков решения

 задач по заданной теме 

Знать: понятия окружности и ее

элементов.

Уметь: решать простейшие задачи

 по теме

проверка д/з, самостоятель-ная работа обучающего характера

23

Примеры задач на построение

Комбинированный урок

Представление о задачах на

 построение. Рассмотрении

 наиболее простых задач на

построение и обучение их 

решению

Уметь: решать простейшие задачи

по теме

Теоретический опрос,

24

Решение задач на построение

Урок закрепления изученного

Закрепление навыков  решения

простейших задач на построение

. Обучение решению задач на

построение

Уметь: решать простейшие задачи

по теме

Теоретический опрос,

 проверка д/з, самостоятель-ная работа обучающего характера

25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Урок закрепления изученного

Закрепление  и  совершенство-

вание навыков решения задач

на применение признаков ра- 

венства треугольников

. Продолжение выработки

навыков решения  задач на

построение

Построение с помощью

циркуля и линейки 


Знать: формулировки и доказатель-

ства признаков равенства треуголь-

ников.

 Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

26

Решение задач

Урок закрепления изученного

Совершенствование 

навыков решения задач. 

Отработка навыков ре- 

шения задач на построе- 

ние с помощью циркуля 

и линейки. Проверка 

готовности учащихся 

к контрольной работе 

Знать: формулировки и до- 

казательства признаков ра- 

венства треугольников. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

самостоятель-ная работа

27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и обобщения

Систематизация зна- 

ний по темам главы II. 

Устранение пробелов 

в знаниях учащихся. 

Подготовка к контроль- 

ной работе 

Знать: понятия треугольни- 

ка и его элементов, рапных 

треугольников, перпенди- 

куляра к прямой, медианы. 

биссектрисы и высоты 

треугольника, равнобед- 

ренного и равностороннего 

треугольников-, окружности 

и ее элементов; теорему 

о перпендикуляре; свойства 

равнобедренного треуголь- 

ника. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

28

к/р № 2 Треуголь-ники

Урок контроля ЗУН учащихся

Выявление знаний 

и умений учащихся, 

степени усвоения ими 

материала 

Контрольная работа

29

Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

Устранение пробелов 

в знаниях учащихся. 

Совершенствование 

навыков решения задач 

по теме «Треугольники» 

Контроль выполнения работы над ошибками

Глава III. Параллельные прямые (13 часов)

30

Признаки параллельности прямых

Урок изучения нового материала

Повторение понятия па- 

раллельных прямых. Вве- 

дение понятий накрест 

лежаших, односторонних 

и соответственных углов. 

Рассмотрение признаков 

параллельности двух 

прямых. Обучение ре- 

шению задач на приме- 

нение признаков парал- 

лельности прямых 

Знать: понятия парал- 

лельных прямых, накрест 

лежащих, односторонних 

и соответственных углов; 

формулировки и доказа- 

тельства признаков парал- 

лельности двух прямых. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Самостоятель-ное решение тестовых задач с последующей самопроверкой по готовым ответам.

31

Признаки параллельности прямых

Комбиниро-ванный урок

Совершенствование 

навыков доказательства 

теорем. Закрепление 

навыков решения задач 

на применение признаков

 параллельности   прямых

Знать: понятия параллельных

прямых, накрест лежащих,

односторонних 

и соответственных углов; 

формулировки и доказа- 

тельства признаков парал- 

лельности двух прямых. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос, тест с последующей самопроверкой по готовым ответам.

32

Практические способы построения параллельных прямых

Комбиниро-ванный урок

Совершенствование 

навыков применения 

признаков параллельности

прямых. Ознаком ление

с практическими 

способами  построения 

параллельных прямых 

и обучение их примене- 

нию на практике 

Знать: практические способы

построения параллельных

прямых. 

Уметь: решать  простейшие 

задачи по теме 

самостоятель-ная работа обучающего характера  с последующей самопроверкой, практическое задание

33

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

Урок закрепления изученного

Совершенствование навыков

 применения при знаков

параллельности прямых 

Знать: понятия параллельных

прямых, накрест лежащих,

,односторонних и

соответственных углов;

формулировки и доказательства

признаков параллельности

двух прямых.

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

проверка д/з, самостоятель-ная работа

34

Аксиома параллельных прямых

Урок изучения нового материала

Введение понятия аксиомы.

Рассмотрение аксиомы

параллельных прямых и ее

 следствий. Обучение решению

 

задач на применение 

аксиомы параллельных 

прямых 

Знать: понятие аксиомы; аксиому  параллельных прямых и ее  следствия.

Уметь: решать простейшие задачи  по теме

проверка д/з,

35

Свойства параллельных прямых

Комбиниро-ванный урок

Рассмотрение свойств параллельных прямых. Показ применения свойств параллельных прямых.

Закрепление ЗУН по теме

«Аксиома параллельных прямых»

Знать: свойства параллельных

 прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический  тест с последующей самопроверкой по готовым ответам.

36

Свойства параллельных прямых

Урок закрепления изученного

Закрепление знаний о свойствах

 параллельных прямых.

Совершенствование навыков 

доказательства теорем

. Обучение решению задач

на применение свойств

параллельных прямых

Знать: свойства параллельных

 прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический опрос

37

Решение задач по теме «параллель-ные прямые»

Урок закрепления изученного

Закрепление знаний  о признаках, свойствах и аксиоме параллельных прямых. Совершенствование навыков решения  задач  на применение признаков и  свойств  параллельных прямых

Знать: свойства параллельных

 прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический опрос,  проверка д/з, самостоятель-ная работа обучающего характера  

38

Решение задач по теме «параллель-ные прямые»

Урок закрепления изученного

Совершенствование 

навыков решения задач на

 применение признаков и

свойств параллельных прямых 

Знать: свойства параллельных

 прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

проверка д/з, самостоятель-ная работа

39

Решение задач

Урок закрепления изученного

Подготовка к контрольной

работе по теме

 «Параллельные прямые».

Совершенствование 

навыков решения задач 

по теме 

Знать: свойства параллельных

 прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

проверка д/з,

40

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и обобщения

Подготовка к контроль ной  

работе по теме «Параллельные  

прямые».

Систематизация знаний

по теме

Знать: понятия параллельных

прямых, накрест лежащих,

односторонних

и соответственных углов;

признаки и свойства парал-

лельности двух прямых.

Уметь: решать простейшие

задачи по теме

41

К/Р № 3. Параллель-ные прямые

Урок контроля ЗУН учащихся

Выявление знаний

и  умений учащихся,

Степени  усвоения  ими

материала

Контрольная работа

42

Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

Устранение пробелов

в знаниях учащихся.

Совершенствование

навыков решения задач

по теме «Параллельные

прямые»

Контроль выполнения работы над ошибками

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника  (20 часов)

43

Сумма углов треугольника

Урок изучения нового материала

Доказательство теоремы 

о сумме углов треугольника,

ее следствия. Обучение

решению задач на

применение нового 

материала 

Знать: теорему о сумме углов

треугольника с доказа- 

тельством, ее следствия. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Самостоятель-ное решение задач по теме

44

Сумма углов треугольника.

Решение задач

Комбиниро-ванный урок

Введение понятий остроуголь- 

ного, прямоугольного  и

 тупоугольного  

треугольников. 

Совершенствование 

навыков решения задач на

применение теоремы о

сумме углов треугольника


Знать: понятия остроуголь- 

ного, прямоугольного и ту- 

поугольного треугольников; 

теорему о сумме углов тре- 

угольника, ее следсгвия. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос,  проверка д/з, самостоятель-ная работа обучающего характера  с последующей самопроверкой

45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Комбиниро-ванный урок

Рассмотрение теоремы 

о соотношениях между 

сторонами и углами тре- 

угольника и ее применение  

при решении задач. 

Совершенствование 

навыков решения задач 

на применение теоремы 

о сумме углов треугольника 


Знать: теорему о соотно- 

шениях между сторонами 

и углами треугольника с до- 

казательством. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

проверка д/з, самостоятель-ная работа

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Комбиниро-ванный урок

Рассмотрение следствий 

теоремы о соотношениях

между сторонами  и

углами треугольника. 

Обучение решению задач

на применение теоремы

о соотношениях между

сторонами и углами треуг-ка

ника

Знать: следствия теоремы 

о соотношениях между сто- 

ронами и углами треуголь- 

ника с доказательствами. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме * 

Теоретический опрос

47

Неравенство треугольника

Комбиниро-ванный урок

Рассмотрение теоремы

о неравенстве треуголь-

ника и показ ее приме-

нения при решении за-

дач. Совершенствование

навыков решения задач

на применение теоремы

о соотношениях между

сторонами и углами тре-

угольника

Знать: теорему о неравен-

стве треугольника с доказа-

тельством.

Уметь: решать простейшие

задачи по теме

Теоретический опрос. Самостоятель-ное решение задач по теме

48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и обобщения

Совершенствование

навыков решения задач.

Подготовка к контроль-

ной работе

Знать: теорему о сумме

углов треугольника и ее

следствия; теорему о соот-

ношениях между сторонами

и углами треугольника;

теорему о неравенстве тре-

угольника.

Уметь: решать простейшие

задачи по теме

Самостоятель-ное решение задач с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению

49

К/Р № 4. Сумма углов треуг-ка. Соотношения между сторонами и углами треуг-ка

Урок контроля ЗУН учащихся

Выяатение знании 

и умений учащихся, 

степени усвоения ими 

материала 

Контрольная работа

50

Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

Устранение пробелов

в знаниях учащихся. Со- 

вершенствование навыков

решения задач 

Контроль выполнения работы над ошибками

51

Прямоуголь-ные треуг-ки и некоторые их свойства

Урок изучения нового материала

Рассмотрение свойств 

прямоугольных треугольников. 

Обучение решению

задач на применение  

свойств прямоугольных

треугольников 

  |               | 

Знать: свойства прямо- 

угольных треугольников 

с доказательствами. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Самостоятель-ное решение задач по теме

52

Решение задач на применение свойств прямоуголь-ных треуголь-ников

Урок закрепления изученного

Закрепление основных 

свойств прямоугольных 

треугольников. Рассмотрение

признака прямоугольного

треугольника и свойства

медианы прямоугольного

треугольника.

Совершенствование

навыков решения задач

на применение свойств

прямоугольного треугольника

Знать: признак прямо- 

угольного треугольника 

и свойство медианы пря- 

моугольного треугольника 

с доказательствами. 

Уметь: решать простейшие 

задачи по теме 

Теоретический опрос.  Самостоятельное решение задач с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению.

53

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Урок изучения нового материала

Рассмотрение признаков равенства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

Знать: признаки равенства прямоугольных треугольников с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Проверка д/з Самостоятель-ное решение задач по теме  

54

Прямоугольный треугольник. Решение задач

Урок закрепления изученного

Приведение в систему знаний учащихся по теме «Прямоугольный треугольник». Совершенствование навыков решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника, признаков равенства прямоугольных треугольников.

Знать: свойства  прямоугольных треугольников, признак прямоугольного треугольника, свойство медианы . прямоугольного треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

самостоятель-ная работа

55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельны-ми прямыми.

Урок изучения нового материала

Введение понятий наклонной, проведенной из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояния от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Рассмотрение свойств параллельных прямых. Обучение решению задач на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми

Знать: понятие наклонной, проведенной из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояния от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми; свойство параллельных прямых с доказательством.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

56

Построение треугольника по трем элементам

Комбиниро-ванный урок

Рассмотрение задач на построение треугольника по трем элементам. Совершенствование навыков решения задач на построение.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический опрос.  

57

Построение треугольника по трем элементам

Урок закрепления изученного

Совершенствование навыков построения треугольников по трем элементам и решения задач на построение

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический опрос. Проверка д/з. Самостоятельное решение задач по теме  

58

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач

Урок закрепления изученного

Совершенствование навыков решения задач на построение, нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Проверка д/з. Самостоятель-ная работа

59

Решение задач

Урок закрепления изученного

Приведение в систему умений и навыков решения задач. Подготовка к контрольной работе

Уметь: решать простейшие задачи по теме

60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и обобщения

Закрепление ЗУН по темам «Прямоугольники»и «Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми». Подготовка к контрольной работе

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Проверка д/з. Самостоятель-ное решение задач по готовым чертежам с последующей самопроверкой по готовым ответам

61

К/Р № 5. прямоуголь-ный треу-гольник. Построение треугольни-ка по трем элементам.

Урок контроля ЗУН учащихся

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала

Контрольная работа

62

Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях учащихся.  Совершенствование навыков решения задач.

Контроль выполнения работы над ошибками

Повторение курса геометрии за 7 класс (6 часов)

63

Повторение темы «Начальные геометрические сведения»

Урок повторения и обобщения

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: теоретические основы изученной темы.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический опрос.  Самостоятельное решение задач по готовым  чертежам с последующей самопроверкой

64

Повторение темы «»Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

Урок повторения и обобщения

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников.

 Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический тест,   с последующим обсуждением ответов. Самостоятельное решение задач по готовым чертежам.

65

Повторение темы «Параллель-ные прямые»

Урок повторения и обобщения

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: признаки и свойства  параллельных прямых.

 Уметь: решать простейшие задачи по теме

Теоретический тест,   с последующим обсуждением ответов. Самостоятельное решение задач по готовым чертежам.

66

Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Урок повторения и обобщения

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: теорему о сумме углов треугольника и ее следствия; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника. Уметь: решать простейшие задачи по теме

Индивидуальная проверка д/з, Самостоятельное решение задач по готовым чертежам.

67

Повторение темы

«Задачи на построение»

Урок повторения и обобщения

Повторение основных задач на построение. Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: решать простейшие задачи по теме

Самостоятельное решение задач

68

К/Р № 6 (итоговая)

Урок контроля ЗУН уч-ся

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала

Уметь: решать основные типы задач курса геометрии  за 7 класс

Контрольная работа

Резерв (2 часа)




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Статус документа

       Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.

     Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

      Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

              Структура документа

       Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание,  распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование,  учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

                    Общая характеристика учебного предмета.

       Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве  и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

                   Цели

        Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой знаний(и умений, необходимых для применения в практической
    деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном  обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
    способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

                          Место предмета

              На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого  68 часов за учебный год.

                            Результаты обучения

          Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь  псе учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

           Распределение учебных часов по разделам программы

Вводное повторение — 2 часа.

Четырехугольники— 14 часов.

Площадь- 14 часов.

Подобные треугольники - 20 часов.

Окружность- 16 часов.

Повторение - 2 часа.

         В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

        На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  1. введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  2. развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  3. совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  4. формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
  5. совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  6. отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  7. расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.

    В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам.

Содержание обучения

      Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

       Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция.

      Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Цен тральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из од ной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

       Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные  и описанные четырехугольники.

       Измерение геометрических величин. Понятий о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.  Площадь  прямоугольника  Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона.  Площадь четырехугольника.  Связь между площадями подобных фигур.

          Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на п равных частей, построение четвертого пропорционального отрезка.

Требования к уровню подготовки учащихся

      В результате изучения курса учащиеся должны:

 знать:

  1. основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  2. формулировки основных теорем и их следствий;

уметь:

  1. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
  4. решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  5. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
    между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и сооб
    ражения симметрии;
  6. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
  7. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  8. владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности а повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  3. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  4. владения практическими навыками использования геометрических инструментов для

            изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Тематическое планирование учебного материала

Вводное повторение (2 часа)


Глава V. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольники  - 2 ч

Параллелограмм и трапеция – 5 ч

Прямоугольник. Ромб. Квадрат – 3 ч

Решение задач – 3 ч

Контрольная работа I – 1 ч


Глава VI. Площадь (14 часов)

Площадь многоугольника – 2 ч

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции – 6 ч

Теорема Пифагора – 3 ч

Решение задач – 2 ч

Контрольная работа 2 – 1 ч


Глава VII. Подобные треугольники (20 часов)

Определение подобных треугольников – 2 ч

Признаки подобия треугольников – 5 ч

Контрольная работа 3 – 1 ч

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач – 9 ч

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника – 1 ч

Решение задач – 1 ч

Контрольная работа 4 – 1 ч


Глава VIII. Окружность (16 часов)

Касательная к окружности – 4 ч

Центральные и вписанные углы – 3 ч

Четыре замечательные точки окружности – 3 ч

Вписанная и описанная окружности – 4 ч

Решение задач – 1 ч

Контрольная работа 5 – 1 ч


Повторение курса геометрии за 8 класс (2 часа)


И Т О Г О:  68 часов


 

Материально-техническое обеспечение

Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования.

Минимальный набор демонстрационного учебного оборудования включает:

  1. демонстрационные плакаты, содержащие  формулы, соотношения, законы, таблиц, теоремы, признаки;
  2. демонстрационные наборы плоских и пространственных геометрических фигур, классные линейки, угольники, транспортир, циркуль;

В наборах для индивидуального использования имеется: линейка, угольник, транспортир, циркуль, наборы плоских и пространственных геометрических фигур.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

           Для учащихся

     1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Лозняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы:  Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

      2. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М.: Просвещение, 2004.

       3. Зив Б.Г., Меилер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. М.: Просвещение. 2004.

           Для учителя

    1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Лозняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы:  Учебник для общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2009.

     2. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М.; Просвещение, 2004.

     3. Зив Б.Г., Меилер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. М.:

Просвещение   2004.

      4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А.,   Некрасов В.Б.,  Юдина И.И.  Изучение геометрии и 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М.: Просвещение,  2003.

       5. Алтынов П.И. Геометрия, 7—9 классы. Тесты. Учебно-методическое пособие.  М.; Дрофа, 2000

         6. Звавич Л.И. Новые контрольные и проверочные  работы по геометрии. 7-9 классы.  М.: Дрофа,  2002.

         7. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки но   геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2010.

         8. Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. М.: Аквариум ГИПП"В, 1991

   Для индивидуальной работы с учащимися с высоким уровнем подготовленности

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С и др. Геометрия, дополнительные главы к учебнику 8 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики

 М.: Вита-Пресс, 2002. '

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Вид занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля самостоятель-ной работы

Дата проведения занятия

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное повторение  (2 часа)

1

Вводное повторение

Урок повторения и обобщения

Повторение теории за курс 7 класса. Совершенствование навыков решения задач

Уметь: решать основные типы задач курса геометрии 7 класса

Самостоятельное решение задач по готовым чертежам

2

Вводное повторение

Урок повторения и обобщения

Повторение теории за курс 7 класса. Совершенствование навыков решения задач

Уметь: решать основные типы задач курса геометрии 7 класса

Самостоятельная теоретическая работа с последующей взаимопроверкой,  самостоятельное решение задач по темам повторения

Глава V. Четырехугольники (14 часов)

3

Многоуголь-ники

Урок изучения нового материала

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника, четырехугольника. Решение задач

Знать: определения многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника; теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, четырехугольника с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

Проверка д/з

4

Многоуголь-ники

Урок закрепления изученного

Систематизация теоретических знаний по теме «Многоугольник». Совершенствование навыков решения задач

Знать: определения многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника; теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, четырехугольника.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа обучающего характера

5

Параллелог-рамм

Урок изучения нового материала

Введение понятия параллелограмма, рассмотрение его свойств. Решение задач с применением свойств параллелограмма

Знать: определение параллелограмма, его свойства с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

Проверка д/з

6

Признаки параллелог-рамма

Рассмотрение признаков параллелограмма. Решение задач с применением признаков параллелограмма



Знать: признаки параллелограмма с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельное решение задач

7

Решение задач по теме «Параллелог-рамм»

Урок закрепления изученного

Закрепление знаний о свойствах и признаках параллелограмма при решении задач


Знать: определение параллелограмма, его свойства и признаки.

Уметь: решать задачи по теме

Проверка д/з, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная  работа

8

Трапеция

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Понятия трапеции и ее элементов, равнобедренной и прямоугольной трапеций. Свойства равнобедренной трапеции. Решение задач на применение определения и свойств трапеции



Знать: определении трапеции и ее элементов, равнобедренной и прямоугольной трапеций; свойства равнобедренной трапеции с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

9

Теорема Фалеса

Комбиниро-ванный урок

Теорема Фалеса и ее применение. Решение задач на применение определения и свойств трапеции



Знать: теорему Фалеса с дока зате льcт dом.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой, самостоятельная работа обучающего характера.

10

Задачи напостроение

Комбиниро-ванный урок

Совершенствование  навыков решения задач на построение, деление отрезка на п  равных частей



Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

11

Прямоуголь-ник

Комбиниро-ванный урок

Прямоугольник и его свойства. Решение задач на применение определения и свойств прямоугольника

Знать: определение прямоугольника и его свойства с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

Проверка д/з

12

Ромб. Квадрат

Комбиниро-ванный урок

Определения, свойства и признаки ромба и квадрата. Решение задач с использованием свойств и признаков прямоугольника, ромба и квадрата

Знать: определения, свойства и признаки ромба и квадрата. Уметь: решать задачи по теме

Проверка д/з самостоятельное решение задач по теме урока

13

Решение задач по теме «Прямоуголь-ник, Ромб. Квадрат»

Урок закрепления изученного

Закрепление теоретического материала и решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

Знать: определения, свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата.

 Уметь: решать задачи по теме

Теоретическая самостоятельная работа, проверка д/з, самостоятельная работа обучающего характера.

14

Осевая и центральная симметрии

Комбиниро-ванный урок

Рассмотрение осевой и центральной симметрии. Решение задач

Знать: определения и свойства осевой и центральной симметрии. Уметь: решать задачи по теме

самостоятельная работа

15

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Работа над ошибками. Подготовка к контрольной работе. Решение задач по теме

Знать: определения многоугольника,  выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника; сумму углов выпуклого многоугольника, четырехугольника; определения, свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и квадрата; теорему Фалеса.

 Уметь: решать задачи по теме

16

К/Р № 1 Четырехугольники

Урок контроля ЗУН учащимися

Проверка знаний, умений, навыков по теме

Контрольная работа

Глава VI.   Площадь  (14 часов)

17

Площадь многоуголь-ника

Комбиниро-ванный урок

Работа над  ошибками. Понятие площади. Основные свойства площадей. Формула для вычисления площади квадрата. Решение задач

Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулу для вычисления  площади Квадрата. Уметь: решать задачи по теме

18

Площадь многоуголь-ника

Урок изучения нового материала

Вывод формулы площади прямоугольника. Решение задач на вычисление площади прямоугольника



Знать: формулу площади прямоугольника.

Уметь: решать задачи по теме

Проверка д/з, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельная работа обучающего характера, с последующей  самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению.

19

Площадь параллело-грамма

Комбиниро-ванный урок

Вывод формулы площади параллелограмма и ее применение при решении задач

Знать: формулу площади параллелограмма с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, индивидуаль-ная работа по карточкам, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

20

Площадь треугольника

Комбиниро-ванный урок

Вывод формулы площади треугольника и ее применение при решении задач



Знать: формулу площади треугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, и самостоя-тельное решение задач с последующей проверкой

21

Площадь треугольника

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Теорема об отношении площадей  треугольников, имеющих по острому углу, и ее применение при решении задач



Знать: теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по острому углу, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, самостоятельная работа обучающего характера.  с последующей самопроверкой

22

Площадь трапеции

Комбиниро-ванный урок

Вывод формулы площади трапеции и ее применение при решении задач

Знать: формулу площади трапеции с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос,

проверка д/з,

23

Решение задач на вычисление площадей фигур

Урок закрепления изученного

Закрепление теоретического материала по теме. Решение задач на вычисление площадей фигур



Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический тест,

проверка д/з, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

24

Решение задач на вычисление площадей фигур

Урок закрепления изученного

Закрепление теоретического материала по теме. Решение задач на вычисление площадей фигур



Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции,  ромба.

Уметь: решать задачи по теме

Самостоятельная работа

25

Теорема Пифагора

Урок изучения нового материала

Работа над ошибками. Теорема Пифагора и ее применение при решении задач



Знать: теорему Пифагора с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

Комбиниро-ванный урок

Теорема, обратная теореме Пифагора. Применение прямой и обратной теорем Пифагора при решении задач

Знать: теорему, обратную теореме Пифагора, с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический тест,  самостоятельное решение задач с последующей проверкой

27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

Урок закрепления изученного

Применение прямой и обратной теорем Пифагора при решении задач



Знать: теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора.

 Уметь: решать задачи

по теме

Теоретический тест,  самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой, с/р

28

Решение задач

Урок закрепления изученного

Закрепление знаний, умений и навыков по теме. Работа над ошибками. Подготовка к контрольной работе

Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба; теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь: решать задачи по теме

проверка д/з, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

29

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Закрепление знаний, умений и навыков по теме. Подготовка к контрольной работе. Формула Герона и ее применение при решении задач

проверка д/з, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

30

К/Р № 2 Площадь.

Урок контроля ЗУН учащимися

Проверка  знаний , умений, навыков по теме.

Контрольная работа

Глава VII.  Подобные треугольники   (20 часов)

31

Определение подобных треуголь-ников

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Определение подобных треугольников. Понятие пропорциональных отрезков. Свойство биссектрисы угла и его применение при решении задач

Знать: определение подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла.

Уметь: решать задачи по теме

самостоятельное решение задач с последующей проверкой

32

Отношение площадей подобных треуголь-ников

Комбиниро-ванный урок

Теорема об отношении площадей подобных 

треугольников и ее при- 

менение при решении задач. Закрепление определения подобных 

треугольников, понятия 

пропорциональных отрезков, свойства биссек- 

трисы угла 

Знать: теорему об отношении площадей  подобных 

треугольников с доказатель- 

ством . Уметь: решать задачи по теме 

Теоретический опрос, проверка д/з, индивидуаль-ная работа по карточкам, самостоятельная работа

33

Первый признак подобия треуголь-ников

Комбиниро-ванный урок

Решение задач по теме «Определение подобных треугольников». Первый признак подобия тре- 

угольников и его приме- 

нение при решении задач 

Знать: первый признак подобия треугольников с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з,

34

Решение задач на применение первого признака подобия треуголь-ников

Урок закрепления изученного

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

Знать: первый признак подобия треугольников.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующим обсуждением, самостоятельная работа обучающего характера

35

Второй и третий признаки подобия треуголь-ников

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Второй и третий признаки подобия треугольников и их применение при решении задач



Знать: второй и третий  признаки подобия треугольников с доказательствами.

 Уметь: решать задачи по теме

самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующим обсуждением

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

Урок закрепления изученного

Решение задач на применение признаков  подобия треугольников



Знать: признаки  подобия треугольников.

 Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, индивидуаль-ная работа по карточкам, самостоятельная работа

37

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Работа над ошибками. Подготовка к контрольной работе



Знать: определен ие подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла; признаки подобия треугольников; теорему об отношении площадей подобных треугольников.

Уметь: решать задачи по теме

38

К/Р № 3. Признаки подобия треуголь-ников

Урок контроля ЗУН учащихся


Проверка знаний, умений, навыков по теме

Контрольная работа

39

Средняя линия треугольника

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Теорема о средней линии треугольника, ее применение при решении задач

Знать: определение средней линии треугольника, теорему о средней линии треугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

40

Свойство медианы треугольника

Комбиниро-ванный урок

Свойство медиан треугольника. Решение задач на применение теоремы о средней линии треугольника и свойства медиан треугольника

Знать: свойство медиан треугольника.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, самостоятельная работа

41

Пропорциональные отрезки

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков. Теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла. Решение задач

Знать: определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о пропорциональных отрезках и прямоугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла.

Уметь: решать задачи по теме

 проверка д/з,

42

Пропорциональные отрезки в прямоуголь-ном треуголь-нике

Урок закрепления изученного

Решение задач на применение теории о подобных треугольниках

Знать: определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла.

Уметь: решать задачи  по теме

Теоретический опрос, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельная работа

43

Измеритель-ные работы на местности

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Применение теории о подобных треугольниках при измерительных работах на местности. Решение задач на применение теории подобных треугольников



Уметь: применять теорию о подобных треугольниках при измерительных работах на местности.

проверка д/з

44

Задачи на построение методом подобия

Урок закрепления изученного

Закрепление теории о подобных треугольниках. Решение задач на построение методом подобия

Уметь: решать задачи  по теме

проверка д/з, самостоятельное решение задач

45

Задачи на построение методом подобия

Урок закрепления изученного

Закрепление теории о подобных треугольниках. Решение задач на построение методом подобия

Уметь: решать задачи по теме

проверка д/з, самостоятельная работа

46

Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоуголь-ном треуг-ке

Урок изучения нового материала

Введение понятий синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Ознакомление с основными тригонометрическими тождествами и демонстрация их применения в процессе решения задач

Знать: понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометрические тождества. Уметь: решать задачи по теме

проверка д/з, самостоятельное решение задач

47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30, 45 и 60

Урок изучения нового материала

Обучение вычислению значений синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45' и 60°. Формирование навыков решении прямоугольных треугольников с использованием синуса, косинуса и тангенса острого угла

Знать: значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45° и 60°.

Уметь: решать задачи по теме

проверка д/з, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельное решение задач с последующим обсуждением

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике

Урок закрепления изученного

Решение задач

Знать: понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометрические тождества;, значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45° и 60°. Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, самостоятельная работа

49

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Закрепление теории о подобных треугольниках. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Работа над ошибками. Подготовка к контрольной работе

Знать: определен ие.сред-ней линии треугольника; теорему о средней линии треугольника; свойство медиан треугольника; определение среднего пропорционального(среднего геометрического) двух отрезков; теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометрические тождества; значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45° и 60°.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический тест с последующей самопроверкой,

самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой по готовым ответам

50

К/Р № 4. Применение теории о подобии треугольни-ков при решении задач

Урок контроля ЗУН учащихся

Проверка знаний, умений, навыков по теме.

Контрольная работа

Глава VIII.   Окружность (16 часов)

51

Взаимное расположение прямой и окружности

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Рассмотрение различных случаев расположения прямой и окружности, Решение задач

Знать: различные случаи расположения прямой и окружности,

Уметь: решать задачи по теме

самостоятельное решение задач с последующим обсуждением

52

Касательная к окружности

Комбиниро-ванный урок

Введение понятий касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки. Рассмотрение свойств касательной и ее признака. Свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки, и их применение при решении задач



Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки; свойство касательной и ее признак; свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки, с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический тест, проверка д/з, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

53

Касательная к окружности

Урок закрепления изученного

Закрепление теории о касательной к окружности. Решение задач



Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки; свойство касательной и ее признак; свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки, с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, самостоятельное решение задач с последующей проверкой, самостоятельная работа

54

Градусная мера дуги окружности

Урок изучения нового материала

Введение понятий градусной меры дуги окружности, центрального угла. Решение простейших задач на вычисление градусной меры дуги окружности

Знать: понятии градусной меры дуги окружности, центрального угла.

Уметь: решать задачи по теме

проверка д/з,

55

Теорема о вписанном угле

Урок изучения нового материала

Работа над ошибками. Теорема о вписанном угле и ее следствия

Знать: теорему о вписанном угле и ее следствия с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

проверка д/з, самостоятельное решение задач с последующей проверкой,

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

Комбиниро-ванный урок

Теорема об отрезках пересекающихся хорд и ее применение при решении задач



Знать: теорему об отрезках пересекающихся хорд с доказательством,

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой,

57

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

Урок закрепления изученного

Систематизация теоретических знаний по теме. Решение задач



Знать: понятия центрального и вписанного углов; теорему о вписанном угле и ее следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос,

проверка д/з, самостоятельная работа

58

Свойство биссектрисы угла

Комбиниро-ванный урок

Работа над ошибками. Свойство биссектрисы угла, его применение при решении задач

Знать: свойство биссектрисы угла и его следствия с доказательствами

Уметь: решать задачи по теме

самостоятельное решение задач с последующей проверкой,

59

Серединный перпендику-ляр

Комбиниро-ванный урок

Понятие серединного перпендикуляра. Теорема о серединном перпендикуляре и ее применение при решении задач



Знать: понятие серединного перпендикуляра; теорему о серединном перпендикуляре с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой,

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

Комбиниро-ванный урок

Теорема о точке пересечения высот треугольника и ее применение при решении задач



Знать: теорему о точке пересечения высот треугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, проверка д/з, самостоятельное решение задач по готовым чертежам  с последующей проверкой,

61

Вписанная окружность

Урок изучения нового материала

Понятия вписанной и описанной окружностей. Теорема об окружности, вписанной в треугольник. Решение задач



Знать: понятия вписанной и описанной окружностей; теорему об окружности, вписанной в треугольник, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

самостоятельное решение задач с последующей проверкой

62

Свойство описанного четырехугольника

Комбиниро-ванный урок

Свойство описанного четырехугольника и его применение при решении задач



Знать: свойство описанного четырехугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос, самостоятельная работа обучающего характера

63

Описанная окружность

Урок изучения нового материала

Введение понятий описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника. Теорема об окружности, описанной около треугольника, и ее применение при решении задач

Знать: понятия описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника; теорему об окружности, описанной около треугольника, с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

64

Свойство вписанного четырехугольника

Комбиниро-ванный урок

Свойство вписанного четырехугольника и его применение на практике



Знать: свойство вписанного четырехугольника с доказательством.  

 Уметь: решать задачи по теме

Теоретический опрос,

 проверка д/з, самостоятельная работа

65

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Работа над ошибками. 

Решение задач. Под- 

готовка к контрольной 

работе 

Знать: определения каса- 

тельной, точки касания, 

отрезков касательных, про- 

веденных из одной точки, 

центрального и вписанного 

углов, серединного пер- 

пендикуляра, вписанной 

и описанной окружностей; 

свойство касательной и ее 

признак; свойство отрезков 

касательных, проведенных 

из одной точки, теорему 

о вписанном угле и ее след- 

ствия; теорему об отрезках 

пересекающихся хорд; свой- 

ство биссектрисы угла и его 

следствия; теорему о сере- 

динном перпендикуляре; 

теорему о точке пересечения 

высот треугольника; теоре- 

мы об окружностях: вписан- 

ной в треугольник и опи- 

санной около треугольника; 

свойства описанного и впи- 

санного четырехугольников. 

Уметь: решать задачи 

по теме 

Теоретический тест, самостоятельное решение задач с последующей проверкой

66

К/Р № 5. Окружность

Урок контроля ЗУН учащихся


Проверка знаний, уме- 

ний, навыков по теме 

Контрольная работа

Повторение курса геометрии за 8 класс  (2 часа)

67

Повторение по темам «Четырех-угольники», «Площадь»

Урок повторения и обобщения

Повторение основных 

теоретических сведений 

по темам. Решение задач 

Знать: основные опреде- 

ления и теоремы по теме 

повторения. 

Уметь: решать задачи 

по теме 

тест, с последующей проверкой

68

Повторение по темам «Подобные треугольни-ки», «Окруж-ность»

Урок повторения и обобщения

Повторение основных теоретических сведений по темам. Решение задач

Знать: основные определения и теоремы по теме повторения. 

Уметь: решать задачи 

по теме 

Теоретический тест, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой