Экзамен

Абакумова Ирина Александровна

полезная информация

Скачать:


Предварительный просмотр:

На сайте ФИПИ опубликованы планируемые изменения в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена (ОГЭ) за 2015 год. В заданиях планируются лишь незначительные изменения.

Русский язык – принципиальных изменений нет.

1) Изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15).

 2) Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 42 до 39).

 3) Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

 4) Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.

 5) Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).



Предварительный просмотр:

Причастие-это особая форма глагола, которая совмещает грамм.значение глагола и прилагательного и обозначает признак предмета по действию.

Причастный оборот.

К причастию, как и к глаголу, могут относиться зависимые слова. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. (Листья, тронутые заморозком, пожелтели.) Причастный оборот является одним членом предложения.

Запятые при причастном обороте.

- Если ПО стоит после определяемого слова, то он на письме выделяется запятыми. (Искры, (какие?) ярко пылающие, были похожи на звезды.)

- Если ПО стоит в начале предложения, т.е. перед определяемым словом, то он НЕ выделяется запятыми.(Какие?) Ярко пылающие искры были похожи на звезды.

                                                                     ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

                                                 НАСТОЯЩЕЕ

ВРЕМЯ

Д

Е

й

С

Т

В

От основы  глаголов

переходных и непереходных

несовершенного вида

I спр.  -УЩ-, -ЮЩ-

II спр. -АЩ-, -ЯЩ-

Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова.

от основы  глаголов

переходных

несовершенного вида

I спр.  -ОМ-, -ЕМ-

II спр. -ИМ-, -ЫМ-

Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова.

С

Т

Р

А

Д

А

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

е

от  основы глаголов

переходных и непереходных

совершенного и несовершенного вида

-Ш-

-ВШ-

Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова.

от  основы глаголов

переходных

совершенного и несовершенного вида

-НН-      -ЕНН-    -ЁНН-        -Т-

Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова.

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

е

                                               ПРОШЕДШЕЕ

ВРЕМЯ

!!!Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут образовывать краткие формы. В предложении они являются именной частью составного именного сказуемого (Ответ был получен). В суффиксах кратких страдательных причастий пишется ВСЕГДА одна Н.  НО!!! В суффиксах кратких  отглагольных прилагательных пишется столько Н, сколько в полных. Отличие кр.прич.  от  кр.отгл.прил. (клятва сдержана, т.е. клятву сдержали-можно заменить глаголом, значит краткое прич.;  девочка сдержанна-заменить глаголом нельзя, значит крат.прилагательное.

                                              Причастие и отгл.прил.

        НН        Н        

1)есть  приставка, кроме –не-                                                    в остальных случаях

2)если слово на ованный, еванный

Искл: кованый, жеваный

3)есть зависимые слова

4)слово образовано от бесприст. гл. СВ

5)в полных страдательных причастиях пр.времени

                               Слитное и раздельное написание –НЕ- с причастиями

                      слитно                                                                                     раздельно

 1)если без НЕ не употр.(негодующая речь)                1)с краткими причастиями (концерт не окончен)

2)нет зависимых слов и против. с союзом А        2)есть противопоставление с союзом А и зависимые слова

                           



Предварительный просмотр:

                         Образец сочинения-рассуждения (ОГЭ русский язык).

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

           Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

           Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

          Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  (204 слов)



Предварительный просмотр:

    ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки.

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

 Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

·                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;

·                     о средствах выражения мыслей;

·                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

·                     о взаимосвязи лексики и грамматики;

·                     о роли синтаксиса в человеческом общении;

·                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

·                     сформулировать позицию автора высказывания;

·                     выразить своё отношение к ней.

 Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

·                     автор анализирует

·                     характеризует

·                     рассуждает

·                     отмечает

·                     доказывает

·                     сравнивает

·                     сопоставляет

·                     противопоставляет

·                     называет

·                     описывает

·                     разбирает

·                     подчёркивает

·                     ссылается на...

·                     останавливается на ...

·                     раскрывает содержание

·                     отмечает важность

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

·                     действительно

·                     на самом деле

·                     не могу не согласиться с автором высказывания

·                     я полностью согласен с ...

·                     вынужден согласиться с ...

·                     я разделяю точку зрения автора высказывания

·                     я поддерживаю мнение автора

·                     бесспорно мнение автора о том, что ...

·   и т.д.

 Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

 Можно применить цитирование, например:

        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

 Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:

        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть

 Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

 Докажем эту мысль на примерах из текста...

 Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

·                     примеров должно быть 2;

·                     примеры должны быть из указанного текста;

·                     приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.

Например:

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

 Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

 При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение

 В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

 Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ...

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.



Предварительный просмотр:

 1.Чередующиеся гласные в корне

В следующих корнях пишется и, если есть суффикс а

бер - бир

 дер - дир

 мер - мир

пер - пир

 тер - тир

 блест - блист

 жег - жиг

 чет - чит

 стел - стил        соберу - собирать

 задеру - задирать

 замереть - замирать

 запереть - запирать

 стереть - стирать

 блестеть - блистать

 разжечь - разжигать

 зачесть - зачитать

 расстелю - расстилать

Исключения: чета, сочетание, сочетать

Кас/кос

 Если есть суффикс а - пишется кас, если нет - кос

касание - прикоснуться

Мак/мок

 Мак - пишется в словах со значением "погружать в жидкость"

 Мок - со значением "пропускать жидкость" или "содержать жидкость"

обувь промокает, мокрица

Плав/плов

 Плов пишется в словах пловец, пловчиха, пловцы и производных от них

 Плав - пишется во всех остальных словах (сплавлять лес)

Скак/скоч

 В корне скак - пишется гласная а

В корне скоч - пишется гласная о

скакать, соскочить

 Исключения: скачу, скачок

Лаг/лож

 В корне лаг - пишется гласная а

 В корне лог - пишется гласная о

слагать, сложить

 Исключение: полог

В следующих корнях пишется без ударения о, под ударением а

гар - гор

 зар - зор

 клан - клон

твар - твор        загар - загореть

 зарево - зорька

 кланяться - поклон

 тварь - творец

 Исключения: заря, зоревать, утварь, изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)

Рос/раст/ращ

 В корне рос - пишется гласная о

 В корнях раст, ращ - пишется гласная а

выросший, растение, наращение

 Исключение: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав, подростковый

Равн/ровн

 Равн - пишется в словах со значением "равный, одниаковый"

 Ровн - со значением "ровный, гладкий, прямой"

уравнение, уровень

 Исключение: равнина

2. Правописание безударных  гласных в корне, проверяемых ударением. (чародей-чары)

3. Правописание безударных гласных в корне непроверяемых ударением. (словарные слова)

(ватрушка, каморка)



Предварительный просмотр:

Правописание приставок

1. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.

 Для них характерно традиционное написание.

2. Буквы З, С на конце приставок

В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.

3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.

В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.

4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

5. НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях

В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.

Правописание выражений:

 не кто иной, как... - никто иной не...;

 не что иное, как... - ничто иное не...

Правописание сочетаний:

 ему все нипочём; это ни к чему; остался ни с чем; остался ни при чём; я тут ни при чём.