Логопедическое занятие. Тема "Членение речи на предложения."

Бутова Маргарита Ивановна 1949

На занятии учащиеся учились определять границы предложений.  С какой  буквы пишется предложение и что ставится в конце.  Составлялся рассказ . Проводилась воспитательная беседа  о любви к родному краю .   К 60-летию  образования Липецкой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d60_letokument_microsoft_word.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.           Членение   речи на предложения.

Цель.       Закрепить   членение речи на предложения.

Задачи.   1.  Формирования навыка   правильного членения речи на  предложения.                                                                                                                                             .             2.Коррекция и развитие устной и письменной речи, мышления на основе сравнения, вербальной  памяти на основе  закрепления , устойчивого произвольного внимания,  зрительного восприятия, структуры слова,  дифференциация  единственного и множественного числа , моторики, расширение словаря на тему  «Мой край».

                3.  Воспитание чувств прекрасного, любви к своему родному краю.

Оборудование.   Раздаточный  дидактический материал, газета « В краю родном»,  за 10 ноября 2013 г. , « Липецкая газета» за  6 ноября 2013 г. ,                         контурная карта  Липецкой области, «Записки краеведов» В, Бутов, Л. Мельникова, И. Чванова, «Село, мой край, судьба моя…» В. Бутов,  «Край созидателей»  А. Коновалов.ИКТ.

Тип урока -  комбинированный.

Вид -  смешанный.

Форма – групповая.

Методы общедидактические – наглядные, словесные, практические;  .

Коррекционные –  частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, творческий.

                             Ход  занятия.

1.Психологический настрой. Игра  «Договори   слово.»

   Тра(ва),   дере(во),. цве(ты,  по(ля),  зем(ля), горо(да),  заво(ды)..

2. Коррекция развития  долговременной памяти.

 Лес, природа, сёла, районы, область, реки, луга.

3.Коррекция стержневых знаний и умений.

А). Слово учителя.   Нашей области -60 лет. Она образовалась  6 января 1954 года .  Говорю о городе Липецке , о Липецой  области,показываю границы  Липецкой области, о промышленности, о том сколько районов  входит в её \

состав, о людях труда , о талантливых людях:  Соломенцев  М. С уроженец  села Ериловка -.- дважды Герой Социалистического Труда,Председатель Совета Министров РСФСР, руководитель комитета партийного контроля ЦК КПСС. Имеет многочисленные правительственные награды и  почётные звания. Его именем назван социально- реабилитационный центр  «Ковчег».  Сергей Алексеевич Бутов – уроженец села Черкассы. Вице- адмирал   .Он работал директором завода в Челябинске, возглавлял Карагандийский и Ростовский обкомы , был вторым секретарём  ЦК КП Казахстана , секретарём ЦК КПСС, руководитель Советом  Министров РСФСР. Василий Бутов  - уроженец с . Черкассы , написавший много книг и стихов о своём родном крае…. (Показываю иллюстрации). Нельзя  умолчать и о городе Ельце, о его достопримечательностях,  о  реках.

Физкультминутка .  Разминка  для глаз. (мультемид.)

Б). Дифференциация единственного и множественного числа.

Река -   ,  луг  -  ,  лес -  ,  область -  , район   -  ,  человек- ,  село - .

В).Монтаж  «  Мой край родной.»

Г) .Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях.

наша область большая и красивая на территории нашей области  много лесов, озёр , рек  я люблю свой родной край

Определите  границы предложения.

4.. Коррекция развития моторики.

Обвести по трафарету  границу Липецкой области.

В каком районе вы живёте? Обведите свой район.

5. Исполнение песни   «Наш край»  слова  А.Пришельца, музыка Д.

6.. Итог занятия.

Назовите слова.\

-В конце занятия  хочется  прочитать такое четверостишие:

Всех цветов весенних краше

Расцветает область наша .

И в грядущий юбилей

Я желаю счастья ей.

                          Самоанализ занятия по логопедии.

Тема.            Членение речи на предложения.

Цель .            Закрепление  членения речи на предложения.

Задачи.         1. Формирование  навыка правильного членения речи на         предложения                            

                        2. Коррекция и развитие устной и письменной речи,  мышления      на основе сравнения , вербальной памяти на основе  закрепления устойчивого произвольного внимания  , зрительного восприятия, структуры слова, дифференциация  единственного и множественного числа, моторики, расширение словаря  на тему «Мой  край».

                        3. Воспитание чувств прекрасного, любви к своему  родному

                         краю.          

   Оборудование: Раздаточный дидактический материал, газета «В краю родном», за 10 ноября  2013г., «Липецкая газета» за  6 ноября 2013г., контурная карта Липецкой области, «Записки к4раеведов», В. Бутов, Л. Мельникова, И. Чванова   «Село, мой край, судьба моя …» В. Бутов, «Край созидателей»  А. Коновалов, ИКТ.

Тип занятия  - комбинированный.

Вид -   смешанный.

Форма  - групповая.

Методы общедидактические  -   наглядные, словесные, практические.

Коррекционные – частично- поисковый, репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, творческий.

    К занятию учитель и ученики были подготовлены. С учащимися была проведена предварительная работа. Наглядные и  технические средства, план занятия , дополнительный и раздаточный материал  тоже были готовы. Дети были организованы на занятие , дисциплина была хорошая.

     Обращала внимание на развитие словарного запаса Содержание занятия  соответствовало возрастным  особенностям детей. Оно способствовало  формированию у детей мотивации и потребности   в знаниях. Занятие  началось  с психологического настроя   (игра  «Договори слово»), работали с  контурными картами , развивалось зрительное восприятие долговременная память.

      Время было рационально  использовано. На каждый вид  работы  отводила определённое  количество времени.

      Дидактическая  обработка проведена.  На занятии учитель предлагал работу на внимание, память , мышление, проводилась коррекционная  работа по развитию зрительного, грамматического строя речи, на посадку детей.  Постоянная смена  видов деятельности  позволяет прививать учащимся интерес к знаниям.  Межпредметная связь с  уроками русского языка, математикой,  чтением, географией  делает урок комбинированным.

     

   На протяжении  всего занятия была логическая   связь между этапами . На занятии было  взаимопонимание между учителем и учениками.  Для каждой наглядности ставилась определённая  цель. Хорошо прошла работа с текстом.  Дети читали слова, определяли границы предложения, объясняли правильное написание предложений, раскрывала смысл предложения. Получился рассказ, озаглавили его. Давала опережающее задание.  Материал заинтересовывал детей, усвоился осознанно, это способствовало  интересу детей. А физкультминутка с движениями   и разминкой  для глаз  позволило снижению напряжённости , раскованности. Говорилось о любви к Родине, к своему родному краю , об  Олимпиаде  в Сочи. Создалось праздничное настроение.

       На занятии   применялись различные  методы обучения: практические, словесные, наглядные , частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, проблемный. От детей требовала полных, чётких ответов. ответов.

 У наших детей нарушены все психические процессы. Логопед старался построить занятие так, чтобы развивались все психические процессы. Занятие было коррекционно направлено.   Применялись  ИКТ. На протяжении всего занятия  дети  были активны. Занятие было очень интересным. В конце занятия подвелись итоги .

                                           Снег.

С утра падал снег.   Медвежонок сидел на пеньке.  Он задрал голову и считал  упавшие снежинки.  Снежинки падали пушистые и белые.

             

                              Снег.

С утра падал снег.  Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову  и считал  упавшие на нос снежинки. Снежинки  падали пушистые и белые.

                       На   лугу.

На лугу  высокая трава.  Она в росе.  У реки  люди косили траву острой косой. Густыми рядами лежит травушка на земле.

                               Зима.

Пришла зима. Поля покрылись пушистым ковром. Мороз сковал реки и озёра. Тополь и осина стоят голые. Только сосна да ель зелены.

                                    Лоси.

Дети пошли в лес. Около лесного озера они  увидели лосей.  Лоси пили  воду.  Вдруг раздался громкий лай. Лоси быстро скрылись в лесу.

                                Сад.

В саду много яблонь и груш. Фрукты созрели. Душистые груши кладут в ящики. Яблоки лежат в корзинах.  Фрукты везут в город. Фрукты полезны для здоровья.

                                Сад.

В саду много яблонь и груш. Фрукты созрели. Душистые груши кладут в ящики. Яблоки лежат в корзинах.  Фрукты везут в город. Фрукты полезны для здоровья.

                                Сад.

В саду много яблонь и груш. Фрукты созрели. Душистые груши кладут в ящики. Яблоки лежат в корзинах.  Фрукты везут в город. Фрукты полезны для здоровья.

                                   Зимой.

Ребята бегут на речку , Гладкий лёд блестит на солнце.

Коньки легко скользят по льду. Весёлый шум стоит на реке.  Мальчики играют в снежки, едут на санках и на лыжах.

                                   

                                                   

                            Рябина .

Рябина поспела.  Дети делают из рябины бусы. Миша кладёт пучки рябины  на чердак. Зимой ягоды рябины замёрзнут. Рябина будет слаще. Мама сварит варенье из рябины.

                               Март.

   Наступил март.   Дни стали  тёплые и светлые.  Снег везде почернел, пропитался водой.  Он стал рыхлым, точно его изъели червяки. Ветви у деревьев почернели. Весна подступала всё больше.  Маленький  Серёжа  каждое утро лез к окну посмотреть грачей. Это были первые вестники с далёкого  юга.  Они летали, кричали и осматривали гнёзда.

                     

                         

                                       Весна.

 На горке появились  первые беленькие цветочки. Кусты и

деревья ещё   голые, но  на ветке орешника  видны жёлтенькие пушинки.  За орешником зацветает  ива, ольха и осина.  На берёзе вьют гнёзда грачи. Большой чёрный грач бродит на огороде.   Он ищет в грядках червяки.

   

                                Весна.

Открыли весну грачи.  На  всех проталинах появились их стаи .Зиму грачи провели на юге нашей страны.  Они очень спешили к нам  на север  -  к себе на родину. Сотни птиц  выбивались из сил  и погибали в пути.     Первыми долетали самые сильные.   Теперь они отдыхают.  Они важно  расхаживают   по дорогам  и ковыряют крепким клювом землю. Скоро прилетят  скворцы и  жаворонки.