Опыт работы по правовому воспитанию детей

Гладченко Инна Викторовна

Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.                  
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста

 с 4 до 7 лет».

Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.                  
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Придя в детский сад в 2004 году, я увидела много нарушений прав детей со стороны родителей - это обзывание, унижение, избивание ремнём, лишения прогулки, допускают жестокие по отношении к психике ребёнка высказывания, угрожают лишить своей любви, заставляют стоять на коленях в углу. При этом было установлено, что следы побоев детей тщательно скрываются родителями, и тем не менее существуют единичные случаи, когда воспитатели фиксируют их на теле у ребёнка. Поразительным фактором является то, что даже при наличии на теле ярко выраженных побоев и гематом дети не обращаются за помощью к взрослым, в частности к воспитателям своей группы.  

Были выявлены нарушения со стороны воспитателей – открытое неприятие и постоянная критика ребёнка, угрозы в адрес ребёнка проявляющиеся в словесной форме унижающее достоинство малыша, усаживание ребёнка на стул на длительное время.

Так как, меня выбрали общественным инспектором по правовому воспитанию в детском саду, то я задумалась о проблеме правового сознания детей дошкольного возраста.        Понимая важность и актуальность  данной проблемы,  педагоги  нашего дошкольного учреждения принимают решение:  изучение основных документов по защите прав ребёнка должно стать составной частью общего воспитательного процесса.

 К сожалению, основные документы по защите прав ребёнка  написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно знакомить с правами и обязанностями ребёнка, а при  выборе формы обучения донести смысл, опасность  нарушения прав человека , при этом,  не исказив их содержания.

       Но чтобы учить детей – надо знать самим.  Как это ни парадоксально, но тестирование педагогов в октябре месяце 2004 г, с целью выяснения   знаний у педагогов основных положений правовых документов по защите прав ребёнка  показало следующие результаты:

60, 2 % - имеют представления об основных документах по защите прав ребёнка;

52 % - знают требования программы по правовому воспитанию

47% - недостаточно  осознают важность данной проблемы

22% - имеют слабые представления о  методах и приёмах формирования правовой культуры дошкольников

 Анализ предметно-развивающей среды ДОУ в начале учебного года показал:

-  недостаток современного методического материала по работе с дошкольниками по правовому воспитанию;

- недостаток   печатного наглядного материала для детей;

- отсутствие пособий, игрушек, оборудования для проведения ситуативных игр.

В ходе опроса родителей  выяснилось, что многие не считают ущемлением прав ребёнка такие наказания как:

* лишение различных удовольствий – 68 %

* ставят в угол – 26%;

* запугивают  -  73 %

* лишают общения ( подолгу не разговаривают) – 48%

Несмотря на это, родители считают свое поведение вполне оправданным

   С целью выяснения знаний   был проведён опрос  детей старшего дошкольного возраста. Из 46 детей опрошенных в октябре месяце 2004 года

- 10,5 % -  смогли назвать свои обязанности по дому, по группе;

-  30  %   - владеют информацией о своей семье;

-  19  %  - знают о правилах поведения в обществе;

-  21.5 % -  имеют представления о доме, его традициях;

Диаграмма 1. Знания детей по правовому воспитанию.

Таким образом,  анализ работы по формированию у детей основ правового воспитания   выявил  основные проблемы:

1. Отсутствие соответствующей предметно-развивающей среды и методического обеспечения, способствующего формированию у детей основ правового воспитания.

2. Недостаточная  взаимосвязь между субъектами образовательного процесса: педагогами,   в обучении детей основам правовой культуры

3. Отсутствие  программы по формированию основ правовой культуры

4.Дети слабо ориентируются в вопросах правового воспитания, не сформированы представления о семье как о гаранте прав ребёнка, слабые  у детей представления о мире, о странах мира, правилах дружбы, этикета, нет знаний у детей о семейных традициях.

На основании вышеперечисленных проблем, были проведены следующие мероприятия:

  1. разработан тематический план по формированию основ правовой культуры у детей дошкольного возраста;
  2. методические рекомендации  для педагогов и родителей по формированию основ правовой культуры;
  3. конспекты занятий для  всех возрастных категорий воспитанников ДОУ. Составлен план работы  с родителями и педагогами, который включает в себя ряд мероприятий по расширению знаний, информационные листы,  анкетирование,  конспекты развлечений для детей и родителей, наглядную пропаганду, консультации для педагогов, семинары, практикумы,  оформление альбомов «Моя семья», игровую деятельность,  встречу с интересными людьми, развлечения, викторины;
  4. обогащение предметно развивающей среды необходимым наглядно-дидактическим и методическим материалом.

 Цель: 

 Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

Определила задачи:

Образовательные:
Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Формировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.

 Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать   основы правового поведения в различных видах деятельности.

 Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

Воспитательные:

Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.

Воспитывать в детях толерантность.

Воспитывать гуманные чувства.

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Развивающие:

Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка

Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

 Эффективность осуществления правового воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:

- использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;

- создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;

- обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

 Детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора: 

- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

- права, знание которых может способствовать, развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

  Формирование у детей представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

Реализация образовательных программ требует тесного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого педагогического процесса ДОУ.

Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Поэтому важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания.

Основные задачи работы с родителями:

- создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);

- обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.

Принципы работы с родителями

* Целенаправленность, систематичность, плавность;

* Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;

* Возрастной характер работы с родителями;

* Доброжелательность, открытость

Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями.

Формы работы с родителями:

Общие

Групповые

Индивидуальные

Дни открытых дверей

Презентация ДОУ

Конкурсы

Выставки

Анкетирование

Собрания

Консультации

Участие родителей в методических мероприятиях

Беседы

Обсуждение результатов

обследование ребёнка консультации

Формы работы с педагогами

  1. семинары,
  2. анкетирование,
  3. консультации,
  4. практикумы,
  5. мини-дискуссии,
  6. обогащение развивающей среды,
  7. приобретение методического материала,
  8. методические советы

Формы работы с детьми

  1. Беседы
  2. Тематические занятия
  3. Оформление альбомов
  4. Игровая деятельность
  5. Встречи с интересными людьми
  6. Развлечения
  7. Викторины КВН
  8. Выставки рисунков
  9. Видеосалон
  10. Интервьюирование детей
  11. Занятия для снятия психоэмоционального напряжения.

По итогам реализации программы, в течение двух лет, были получены следующие результаты:

Диаграмма 2.  Знания детей  по правовому воспитанию в группе № 1  в результате работы в течение двух лет.

  Группа  №1.  

Высокий уровень повысился на 55 %

Средний уровень повысился на 11 %

Низкий уровень понизился на  44 %

 Диаграмма 3.  Знания детей  по правовому воспитанию в группе № 2  

Высокий уровень повысился на 31 %

Средний уровень повысился на 3 %

Низкий уровень понизился на  28 %

Таким образом, знания по правовому воспитанию детей в подготовительной группе показали высокий уровень 63 % (дети отвечают самостоятельно), средний уровень 18 % (дети отвечают с помощью наводящих вопросов), низкий уровень 19 % ( не чего не отвечают).

Если сравнить 2004 год и 2006 годы, то получились следующие результаты.

Диаграмма 3.  Сравнительный анализ знаний детей по правовому воспитанию

в группе №1 по результатам правового воспитания.

Диаграмма 4.  Сравнительный анализ знаний детей по правовому воспитанию в группе №2

Вывод:

  Таким образом, опыт  работы доказывает, что только при объединении усилий всех субъектов образовательного процесса, при творческом подходе к реализации представленной программы, возможен качественный  рост уровня знаний детей по формированию основ правовой культуры

   Ребёнок становится  более     свободным, уважает себя и других людей,  понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей.

Владеет терминологией по правовому воспитанию.

 У детей сформированы навыки слушать других, проводить анализ с точки зрения морально – нравственных ценностей, общаться с другими, решать проблемы и выяснять свой статус – кво.

 Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы.

 У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше.

Гладченко Инна Викторовна