Вокальная работа с детьми дошкольного возраста

Остапенко Татьяна Андреевна

"Над нашей голубой планетой с рассветом солнышко встает 

 И льется солнечная песня, и каждый эту песню ждет. 

 Давайте  за руки возьмемся, давайте вместе песню петь, 

 Давайте просто улыбнемся, и жить нам станет веселей!"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Степан Булдаков                                                                                                                                                                                                                Музыка - важное средство для формирования личности через искусство - воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Решение этой задачи возможно при взаимодействии педагогов и родителей. Психологами установлено, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыке. Воздействуя на эмоционально - чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности. Для того чтобы научиться петь, необходимо обладать музыкальным слухом, который есть у всех без исключения людей. Уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного, и его необходимо тренировать и развивать. Многие дети, так и не научившись петь, став взрослыми, сохраняют свою неприязнь к музыке. Поэтому, обучение детей правильному пению является главной задачей вокальной работы.    Пение - это основной вид музыкальной деятельности детей, это выражение душевных переживаний, потому оно является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе пения у дете развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, пвмять, чувство ритма. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки, поэтому при знакомстве детей с новой песней, необходимо исполнить ее очень выразительно, или дать прослушать песню в  исполнении детского хора или вокальной группы в записи. Таким образом, у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Постепенно дети познают жанровую основу песни. У детей формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок - дошкольник не просто познает язык музыкальной   (мяукает кошечка, лает собачка, поет петушок). В старшем возрасте дети постепенно овладевают певческими вокальными навыками (чистота интонирования,четкая дикция, звукообразование, дыхание). В процессе вокальной работы дети овладевают и хоровыми навыками - умение петь всем вместе, у3мение петь по жесту руки. дошкольники выражаю свои чувства; слышат движение мелодии вверх и вниз; определяют характер песни и ее содержаниесоздают  с помощью голоса образ, используя мимические и подражательные движения. Большую роль в достижении  чистоты интонирования и облегчении четкости дикции в пении играет правильный выдох. Благодаря грудному звучанию голос ребенка становится более сильным.очень важно обращать внимание на то, чтобы дети не пели громко. Голос ребенка при естественном "легком" звукообразовании, сам "идет в грудь", становится более полныи и темброво - богатым. Дети старшего дошкольного возраста могут петь в более широком диапазоне, при этом должна быть удобная тесситура. В ходе вокальной работы с детьми, учитывая результаты диагностики музыкальных способностей детей,привело к созданию покального кружка "До-ре-ми", занятия которого проводятся один раз в неделю, соответственно плану работы кружка. Пение в вокальном кружке объединяет детей  общим настроением, раскрепощает их, создает условия для музыкального общения. На занятиях вокальной группы необходимо использовать различные методические приемы: Распевание, развитие звуковысотного слуха, импровизация,дикция, ритмодекломация, дыхание,