для родителей

Паксянова Елена Константиновна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

  1. кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  2. то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  3. те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

  1. Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

  1. выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  2. то же левой рукой;
  3. то же двумя руками;

"Человечек"

  1. указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
  2. те же движения производить пальцами левой руки;
  3. те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

  1. вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  2. то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  3. то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

  1. образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

  1. вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  2. то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  3. то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

  1. поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

  1. пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

  1. поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
  2. выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
  3. выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
  4. согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
  5. выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
  6. выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

  1. согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

  1. пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

  1. соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

  1. руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

  1. руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

  1. прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
  2. одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";
  3. кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
  4. положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

  1. на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также:

  1. Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  2. Нанизывание бус, бисероплетение;
  3. Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  4. Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  5. Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  6. Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
  3. Упражнение "Сорока-белобока"
  4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
  5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
  6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
  7. Интенсивное растирание каждого пальца
  8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
  9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

  1. "Пальчики здороваются"
  2. Повторить первое упражнение.