Внеклассное мероприятие

Ефремова Наталья Владимировна

Проектная деятельность.

1.Проект праздника "Покравские посиделки".

2. Проект "Ночь в музее под открытым небом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokrovskie_posidelki.doc99 КБ
Microsoft Office document icon proekt_noch_muzeev_2.doc2.9 МБ
Файл klassnyy_chas_sergiy_radonezhskiy.docx159.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов»

  1. Проект
  2. ”Покровские посиделки”
  3.  

               

                                                                                                                                             

                                                                                       Руководитель проекта:

                                                                      Ефремова Наталья Владимировна

                                                                                   учитель русского языка                                                                                    и литературы                                

                                                                                     

                                                                                       

                                                                                       

                                             

  Арзамас, 2013г.

  Объект проектирования

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традицию национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Духовное обогащение детей формирует устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально- положительную основу для развития патриотических чувств. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность

  Культура – это мир, создаваемый человеком: мир материальный и духовный, где происходит реализация физического и умственного труда в предметах, представлениях, во всём, что окружает наш внешний и внутренний мир. Народная культура связана и гармонично вплетается во все сферы жизнедеятельности человека. Наши предки ощущали свое единствос окружающей их природой, были убеждены в том, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами и праздниками помогают себе и природе, тем самым способствуют единению и гармонии. Однако наше поколение теряет искусство ощущение причастности к великим богатствам прошлого своего народа.

Народные праздники по своей сути духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых, и детей. Русский народный праздник всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирает в себя элементы светские элементы. Это создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно- нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения. Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим предкам. К.Д.Ушинский говорил: « Воспитание, лишённое народных корней, бессильно». Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Мы хотим, чтобы в нашей школе выросла духовно-богатая, гармонично развитая личность, бережно относящаяся к традициям своего народа, любящая свою Родину, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.

                 

       Тип проекта: коллективный, общешкольный,  краткосрочный, творческий, метапредметный

Время работы над проектом: 2012 – 2013 учебный год.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

  1.                
  2.                                          Постановка проблемы

 

         духовное обогащение детей, формирование устойчивого отношения к культуре родного края, создание эмоционально – положительной основы для развития патриотических чувств.

  1. Цель проекта
  2. формирование   нравственно-здоровой,  духовно-богатой личности школьника; развитие интереса к прошлому своей страны, сохранение православных традиций народа и воспитания грамотной личности в духовно- нравственном аспекте.
  3.                                                        Задачи проекта

- поддерживать интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру;

- развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки.

- формировать у обучающихся уважение к культуре предков, красоте родного языка.

- сохранять и укреплять православные традиции;

- создать единое образовательное пространство, позволяющее обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Пути реализации

1.Создание инициативной группы ребят и педагогов.

2.Налаживание   связей   со школьным музеем, занимающимся той же проблемой.

3.Встречи     с     администрацией     школы,     родительским комитетом школы по проблемам проекта.

4.Работа с родителями, поддерживающие связь с сельским населением, для сбора старинных вещей, рецептов русской православной кухни, примет о Покрове.

5. Создание ярмарки поделок из овощей, собранных со своих земельных участков.

 

                                                Ожидаемые результаты

 ─ повышение социальной активности учащихся, их реальный вклад в
повышение духовно-нравственной культуры населения;

─ положительные изменения в сознании школьников, повышение
общей культуры личности;

─ приобретение навыков коллективной работы по подготовке и осуществлению духовно-нравственных мероприятий;

─ приобретение дополнительных знаний о православных традициях города Арзамаса – памятнике культуры Нижегородской области.

Конкретизация участия в проекте  учащихся и педагогов МБОУ СОШ № 16

─презентация коллективного  проекта;

─проведение  выставки «Чудо - овощ»;

─разработка сценария «Покровские посиделки»;

─организация и проведение экскурсий по станциям.

                                     Механизм реализации проекта

1 этап – подготовительный:

- разработка плана проведения мероприятий,

- распределение педагогов и учащихся по следующим  станциям: «Обрядовая», «Русская изба», «Трапезная», « Покровские игры», «Коса – девичья краса», «Хороводная», «Засолы-разносолы», «Сад – огород», «Ума – палата», «Рукодельница»;

- создание маршрутного листа по станциям для каждого класса,

 - изготовление подарков-оберегов,

- сбор экспонатов русской старины для оформления экспозиции школьного музея «Русская изба»,

- сотрудничество с народным коллективом под руководством А.  Мурашова.

 

2  этап – пропагандистский:

─ выпуск школьной информационной газеты;

─ публикации в  прессе о целях и задачах проекта;

─разработка сценария «Покровские посиделки» и проведение экскурсии для детей и взрослых по творческим станциям;

─разработка плана действий, определение сроков реализации проекта на базе МБОУ СОШ № 16.

                                                3 этап – реализация проекта:

                План-график работы по проекту

октябрь 2012 года

Этапы реализации:

1

Организация работы. Участники в русских народных костюмах с песнями и стихами приветствуют гостей у входа, вручают подарок  – трехцветную ленточку (символ единения поколений). Гости знакомятся с маршрутным листом праздничного мероприятия.

2

- Работа выставки «Чудо – овощ» ( в течение всего праздника проводится голосование за лучшую поделку),

- работа школьного фотоателье «Остановись, прекрасное мгновенье!»,

- работа выставки поделок, выполненных учащимися «Творчество моей семьи»

3

-  работа каждой станции по сценариям;

- проведение мастер – класс для гостей на каждой станции;

- подведение итогов работы станций и приглашение победителей на театрализованное представление «Покровские посиделки».

4

- участие в театрализованном представлении «Покровские посиделки»;

- угощение пирогами всех присутствующих гостей праздника;

- вручение оберегов гостям праздника;

-заполнение «Книги пожеланий и предложений»

5

Анализ  проекта. Публикации в  городской газете «Арзамасские новости» о проведении фольклорного  праздника для детей и родителей;

4 этап – подведение итогов:

─ публикации в городской газете «Арзамасские новости» о проведении фольклорного  праздника для детей и родителей;

 - анализ проекта, с последующими предложениями, дополнениями, рекомендациями.

Результаты реализации проекта

   За время реализации проекта проведено боле 10 экскурсий для учащихся школ города  и гостей г.Арзамаса.

 В проекте  приняло участие 325 учащихся и родителей МБОУ СОШ №16, 15 педагогов.

Оказана помощь со стороны старшего поколения в сборе материалов по Покрову, в сборе экспонатов для экспозиции «Русская изба».

  

Перспективы развития проекта

         Разработка и проведение учебных, обзорных, тематических мастер -классов по станциям

                       

-


 



Аналитическая записка

         Проект праздника «Покровские посиделки» был разработан и реализован в рамках приобщения молодого поколения к национальной культуре. Народная культура связана и гармонично вплетается во все сферы жизнедеятельности человека. Русский народный праздник всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирает в себя  светские элементы. Организатором проекта выступили педагоги, учащиеся и родители  МБОУ СОШ №16. Проект поднимает проблему духовного обогащения детей, формирования устойчивого отношения к культуре родной страны, созданию эмоционально- положительной основы для развития патриотических чувств. Целью проекта является формирование   нравственно-здоровой,  духовно-богатой личности школьника; развитие интереса к прошлому своей страны, сохранение православных традиций народа и воспитания грамотной личности в духовно- нравственном аспекте.

     На данный момент проект реализован в полном объеме.

Собрана и обработана информация по направлениям:

- поддерживать интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру;

- развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки.

- формировать у обучающихся уважение к культуре предков, красоте родного языка.

- сохранять и укреплять православные традиции;

- создать единое образовательное пространство, позволяющее обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

 В рамках реализации проекта был разработан план проведения мероприятия, распределены функции педагогов и учащихся по следующим  станциям: «Обрядовая», «Русская изба», «Трапезная», « Покровские игры», «Коса – девичья краса», «Хороводная», «Засолы-разносолы», «Сад – огород», «Ума – палата», «Рукодельница»;создан маршрутный лист по станциям для каждого класса; изготовлены подарки -обереги, были собраны экспонаты русской старины для оформления экспозиции школьного музея «Русская изба».

         В день проведения праздника участники в русских народных костюмах с песнями и стихами приветствуют гостей у входа, вручают подарок  – трехцветную ленточку (символ единения поколений). Гости знакомятся с маршрутным листом праздничного мероприятия. В фойе учреждения в течение всего праздника работала выставка «Чудо-овощ» и фотоателье «Остановись, прекрасное мгновенье!». Особенно понравилась всем участникам праздника посещение станций, участие в мастер-класс, участие в театрализованном действии.

        При подведении итогов проекта все организаторы остались довольны результатами и отметили, что социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Мы хотим, чтобы в нашей школе выросла духовно-богатая, гармонично развитая личность, бережно относящаяся к традициям своего народа, любящая свою Родину, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей. Это факт следует учитывать при планировании работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Кроме того, сами организаторы воодушевились идеей продолжить традицию народных празднеств с участием педагогов, учащихся и родителей.  Проект имеет перспективы развития.

                                      

 Приложение.

1.Реквизит.

1.     Маршрутный лист.

2.     Обереги.

3.     Лента желаний.

4.     Названий станций.

5.     Пригласительные билеты.

6.     Народные костюмы: сарафаны, рубашки, ленточки.

7.     Названия станций.

8.     Жетоны для голосования в конкурсах «Чудо-овощ», «Поделки из природных материалов». 

9.   Экспонаты предметов русской старины  для оформления экспозиция «Русская изба»: домашняя утварь, посуда, прялка, ткацкий станок, веретёна, макет русской печки, ухваты, чугунки, лапти, национальная русская одежда и др.

10. Мультимедийная презентация.

11. Музыкальное оформление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         2. Работа станций.

        Станция «Русская изба».

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми предметами крестьянского быта Нижегородской губернии ХIХ – сер. ХХ вв.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся,

- развивать творческую и познавательную активность,

- развивать навык связного устного высказывания,

- воспитывать интерес к традициям русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Макет крестьянской избы,

2.     Горшки, крынки, ухват.

3.     Лапти,

4.     Кочедык.

5.     Сумка из бересты.

6.     Самовар.

7.     Деревянные ложки.

8.     Прядильный станок.

9.     Утюги.

10. Рубель.

11. Веретено.

12. Корзинки.

13. Платки, рубахи, кушаки, сарафаны.

 

 

 

 

                                  Станция «Рукодельница».

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми видами рукоделия крестьянского быта Нижегородской губернии ХIХ – сер. ХХ вв.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся,

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к народным промыслам  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Спицы, крючки, пяльцы, иголки.

2.     Нитки для вязания, мулине.

3.     Образцы вышивок, вязаных изделий.

4.     Выставка изделий, выполненных детьми, родителями.

 

 

                     Станция «Сад- огород».

 

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми видами  работ с землей.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся,

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к работам с землей  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Ящики с землей.

2.     Инструменты для посадки: совочки, грабельки, лейки.

3.     Посадочный материал лука, чеснока, культурных растений: нарцисса, тюльпана, крокуса.

4.     Перчатки, фартуки, клеенки.

 

                                Станция  «Обрядовая».

 

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми видами  обрядовой культуры на праздник Покрова.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся,

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к традициям  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Свечки, блины, платки.

2.     Самовар, посуда для чая, деревянные ложки, вязаная скатерть.

3.     Колечко, бумага для записей, лапти.

 

                           Станция «Покровские игры».

 

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми видами  игр Нижегородской губернии ХIХ – сер. ХХ вв.

Задачи:

- развивать физическую силу, выносливость, ловкость.

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к народным играм  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     канат.

2.     Подушки для борьбы.

3.     Обручи, мячи, городки.

4.     Мешки для прыжков.

5.     Сапоги и кепка.

 

                            Станция «Ума – палата».

 

 

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми видами  игр познавательного характера.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к развивающим играм  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Компьютер.

2.     Картинки для ребусов, шарад.

3.     Загадки.

4.     Макет русской избы.

 

                      Станция « Коса – девичья краса».

 

 

Цель: познакомить учащихся и гостей с некоторыми видами  причесок на праздник, которые делали  в ХIХ – сер. ХХ вв.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к традициям  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Шкатулка с принадлежностями для причесок.

2.     Зеркало.

3.     Расчески, гребешки.

4.     Ленточки для украшения головы.

 

                      Станция «Засолы – разносолы».

 

Цель: познакомить учащихся и гостей со способами заготовки урожая на зиму , которые делали бабушки.

Задачи:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к традициям  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Деревянное корыто, тяпка для рубки капусты, кадка для засолки овощей

2.     Капуста, морковь, яблоки, соль, сахар .

3.     Разделочные доски, ножи, ложки, мерные стаканчики.

4.     Косынки на голову, фартуки.

 

                              Станция «Хороводная».

Цель: познакомить учащихся и гостей с подготовкой к праздничному хороводу.

Задача:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к традициям  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.    Ленточки для сплетения в хороводе.

2.    Музыкальная подборка хороводных мелодий.

 

                              Станция «Трапезная».

Цель: познакомить учащихся и гостей с изготовлением блюд из овощей, фруктов, выращенных на своем участке земли.

- расширять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивать творческую и познавательную активность,

- воспитывать интерес к  кулинарным традициям  русского народа, любовь к родине.

Оборудование:

1.     Скатерть, самовар, старинная  кухонная утварь, тыква, яблоки для украшения.

2.     Блюда и приложенные к ним рецепты, изготовленные каждым классом вместе с родителями.

3.     Презентация блюд: стихотворение, рассказ, сказка и т. д.

                        3.Сценарий праздника. 

 

         Действующие лица: Осень, Зима, 6 девушек, 6 парней, Леший, 2 Кикиморы, Коробейник.

                                                                   

Звучит легкая мелодия. Выходит и кружится Осень. Разбрасывает листья.

 Вот и лето прошло. Я Осень – красна девица, прошусь к вам на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.

 В мое осеннее ненастье семь погод на дворе: сею, вею, кручу, рву, сверху лью, снизу мету.

К осени люди должны собрать урожай, сделать запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха.

Звучит мелодия зимняя. Выходит Зима. Разбрасывает снежинки.

- Здравствуйте, кто меня  звал-величал? Осень, здравствуй! Что так рано обо мне вспомнила?

Осень: В октябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал праздник Покрова.

Зима: Да, мне надо  на  Покров землю покрыть– где листком, где снежком.

Осень: На Покров до обеда осень

Зима: А после обеда – зимушка-зима.

(кружатся вместе)

Осень: В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”

Зима: На Покров люди печи топили и блины пекли.

Осень: Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без дров!”

Зима:  А еще, на Покров день было принято хвалиться - у кого сколько хлеба да овощей припасено на всю русскую зиму.

Осень : День Покрова - настоящий праздник всех земледельцев, позволяющий им отдохнуть после всех трудов сбора Урожая.

Зима: Люди ждали прихода снежной пороши, когда земля укладывалась отдыхать в свою снежную постель до будущей весны.

Осень: заглянем в горницу, посмотрим, как люди Покров праздновали!

Зима: А сколько гостей собралось у нас! А почетным гостям красный угол! Милости просим вас, дорогие гости! (кланяются)

(уходят из зала)

 
Появляются девушки, усаживаются на лавки, берут в руки спицы, веретена, прялки и др. рукоделие.


1 - я девушка: Ох, хорошо, подруженьки. Наконец -то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.

2-. Девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!

3- я девушка: Ну, теперь все вечера наши будут! Будем собираться с вами поочередно у всех подружек да нехитрым рукоделием заниматься.

 4-я девушка: На Покров день играли свадьбы: урожай убран, в хозяйстве достаток. Появилось свободное время

5-я девушка: В день Покрова девушки пораньше бежали в Церковь и ставили Богоматери праздничную свечу. Какая раньше других поставит, та и первой замуж выйдет.

6-я девушка: А девицы-красавицы просят, не напросятся: “Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком”.

1-я девушка: Ой, слышу чей-то смех. Боюсь я что-то.


Осень: на посиделки на самом деле недобрые люди не заглядывали, боялись видно, света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же еще приглядишь пригожую подружку, как не на посиделках.

Входят мальчики.

1-й парень.
 Здравствуйте, красны девицы!

(девочки хором визжат)

2-й парень Да, что с вами? Или мы такие страшные?

4-я девушка: Нет, это мы так.

5-я девушка:
 Страшных историй наслушались, теперь боимся!

3-й парень: А мы к вам в гости на огонек заглянули. Не прогоните?

1-я девушка: Да зачем прогонять, коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли?

4-й парень. И с добром и с весельем. Сейчас весь страх пропадет!

                  Танец «Эх, Ванечка, спляшем»


5-й парень: А мы с подарками пришли. Целый туесок загадок принесли.

2-я девушка: да мы на все знаем ответы!

- Уж как что это, девицы, выше лесу?

- Выше  лесу светит месяц!

- Уж как что это, девицы, чаще лесу?

- Чаще лесу часты звезды!

- Уж как что это, девицы, подле лесу?

- Подле лесу пала роса!

- Уж как что это, девицы, краше свету?

-Краше свету – красно солнце!

- Уж как что это, девицы, бескрылечно?

- Бескрылечно – белы снеги.

- Уж как что это, девицы, без коренья?

- Без коренья – горюч камень.

- Уж как что это, девицы, не удержишь?

- Не удержишь буйны ветры!

3-я девушка: Мы - то все отгадали. А вот гости дорогие смогут ли наши покровские загадки отгадать?

(загадки для зрителей)

 

1.Одно бросил - целю горсть взял (зерно)

2 Красные сапожки в землю ушли (свекла)

3 Не разбив горшочка, не съешь кашки (орех)

4 Семьсот поросят, на колышке висят (связка луковиц)

5 Маленький, горький, луку брат (чеснок)

6 У закатанных девиц, волос ветер шевелит (кукуруза)

7 Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (морковь)

8 малина

Танец «Ягодки-малинки».


6 парень: Ноги так и просятся в пляс. Ну, народ, собирайся в хоровод!

2-я девушка: Посмотрим, кто лучше водит хоровод – девочки или мальчики!

                           Водят хоровод со зрителями.

1-я девушка: А девушки лучше водили хоровод (обращается к зрителям) , правда?

1 парень:  А мы тоже не отставали, так, мальчики? (обращаются к зрителям)

2 парень: В частушках нам равных нет. Гости должны помогать нам – это хлопать и смеяться!

 парни

1 - Как у нашей Нюшки

Чистота в избушке:

Тараканы по стенам,

По полу лягушки.

 

2 - наша Зиночка с корзиночкой

Ходила по грибы.

Она сбилася с дороженьки-

Попала не туды.

 

3 - У меня милашка Машка,

За рекой она жила,

Захотела повидаться –

В решете переплыла.

 

4 - Сидит милка на крыльце

С выраженьем на лице.

А у милочки лицо

Занимает все крыльцо.

5 - У меня милашка Дуня

Рукодельная была:

В решето коров доила,

Из кармана чай пила.

6- Моя милашка наварила –

В чашку луку накрошила,

Еще квасу налила,

Похлебка первый сорт была.

Девушки

1-     Мне сказали на базаре,

Что ребята дешевы:

На копейку три десятка –

Самые хорошие.

2 – Кавалеры наши модны,

Никуда не годны:

По метелке в руки дать –

По амбарам крыс гонять!

 

3 В другой деревне, не у нас,

Ребята хитрые горазд:

У ворот поставлены,

Ворон считать заставлены.

 

4 Ахи-ахи-ахоньки,

Наши парни махоньки!

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней!

5- Арзамасские ребята

 Испугалися овец:

Колька в гору, Гришка в лес,

Алешка на угол залез.

 

6- Самовар, самовар,

Золотая ножка!

Я посеяла горох –

Думала картошка!

(  Все рассаживаются по местам. В тишине стук в дверь.)

Девушки пугаются: Кого еще нелегкая несет.

Парни: Кто бы не был, в такой праздник он будет желанным!

 

 

1 - я девушка. Ой, что же это за гость к нам пожаловал?

Леший проходит по сцене собирает как бы сучья в кучу для своей постели.

2 - я девушка : да это же Леший

Леший: Я - Леший, хозяин лесов, владыка деревьев, полян и чащоб!



Леший: Ну, что страшно!? Зима еще не скоро! Давайте лучше поиграем, а то мне скоро спать до самой весны!

Кикимора: 17 октября- заповедный леший день. изгнанная в сентябре из села в лес нечисть в этот день проваливалась до весны под землю, стараясь при этом напакостить людям. Потому в лес в леший день старались не ходить, зато врагам своим говорили: «Иди к лешему» или «Леший тебя задавил». Лешаков лесовиков можно было узнать ночью по светящимся ярким зеленым светом глазам. Мог леший быть крохотным и под листочком прятаться, а мог быть и «выше леса стоячего, облака ходячего». Когда нужда заставляла в лес идти, старались обходить тропинки, следили, чтобы не ступить в отпечаток ступни лешего: случиться такое- обязательно заболеешь.

Леший: Знал народ, какими способами, кроме креста и молитвы, оборониться от меня: верхнюю одежду вывернуть наизнанку, ботинки поменять с одной ноги на другую.

Кикимора:У самого-то лешего все шиворот-навыворот, вот и вас он в вывернутом не узнает, отпустит, приняв за своего. К утру, с пением первых петухов проваливается нечисть под землю. При этом, хватается за корни деревьев, отчего те трещат. Попадает в этот момент человек - обязательно утащат в свое темное царство, чтоб не скучать зимним небытием в одиночестве.



Леший проводит игру «Собери шишки»

Леший: (Потягиваясь и зевая) Заигрался я с вами, а ведь мне пора уходить. Именно на Покров день лешие устраиваются в зимнюю спячку.

И каждый приличный Леший должен веток наломать, повыть малость, да и провалиться под землю до весны. (Воет)

 

День Покровский красивый и праздничный.
Растворит он печаль и ненастье.
Праздник осени, желтый и сказочный,
Обернется удачей и счастьем.


Не видать уж листочков зеленых.
В хоровод встанут рыжие клены.
Только осени желтые сны.
Красных листьев на ветках костры.

Хоть и хмурится небо туманное,
В нашем сердце нет места страданиям.
Возвратится весна к нам желанная,
Ведь надеждой живут обещания.


Шелест Листьев, цветных и загадочных,
Звуки осени - нежной, хрустальной -
Говорят, что весенние радости
К нам придут после песни прощальной.

 

Самовар, самовар!

Старый, медный самовар!

Может, стал ты слишком старый,

Где ж твой прежний

Пыл и жар?

Все стоишь

Да пыхтишь,

Все никак не закипишь! Нам пора гостей пригласить на пироги

Коробейник:  - Кренделя, ватрушки, пышки, сдоба, пончики, коврижки! Сколько стоит мой пирог? Пятак… а могу за так! Хочу пожелать вам всем, чтобы зима у вас была такой же сытной и веселой, как наши посиделки!

Всех гостей мы угостим, с праздником поздравим, где здоровья пожелаем! Примите теплые слова – поздравления от хозяйки большого дома директора школы Любовой Е. В.

Приглашаем всех на пироги!

 (угощение гостей пирогами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

« Преподобный Сергий – молитвенник земли Русской»

Ефремова Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы

                                                                МБОУ СОШ №16 г.Арзамас

Пояснительная записка.

Личность преподобного Сергия, как отмечал выдающийся историк Василий Осипович Ключевский, связана как с нравственным, так и с политическим возрождением Руси. Поэтому духовный и патриотический подвиг этого святого служит примером не только крепкой веры, смиренного и исполненного любви служения ближнему, но и самоотверженного патриотического подвига, готовности созидать мир, как в отношениях между отдельными людьми, так и в масштабах всей страны. Сергий Радонежский – образец духовной чистоты и святости, самоотверженного служения людям и беззаветного служения Родине, высокой нравственности, глубокой  веры и  безграничной любви к Богу.

Глобальная капитализация, увы, затронула и нашу страну. На первый план выходят успешность, коммерческий интерес, материальность.

Очень важно и актуально именно сегодня вспоминать свои исторические корни, так как сила России всегда держалась на вере в добро, любви, сочувствии, сострадании, взаимопомощи, но самое главное, на её великих людях, каковым является преподобный Сергий. При своей жизни Сергий Радонежский желал укрепить веру народа, возвысить его нравственность и сам был при этом лучшим примером.

  Цель классного часа:

- формирование духовного воспитания учащихся на примере жития Сергия Радонежского

Задачи:

 - выявить основные факторы, оказавшие влияние на формирование личности Сергия      Радонежского, проследить его путь к святости;

- воспитывать чувство патриотизма, приверженность к бережному сохранению нашей истории и уважение к памяти преподобного Сергия, игумена земли Русской.

      - развивать эстетические, духовные и нравственные ценности учащихся.

Оформление и оборудование:

        -мультимедийная презентация;

        - видеоматериалы о жизни Преподобного Сергия Радонежского;

        - музыкальное оформление (звон колоколов, духовное песнопение);

        - репродукции картин, икон с изображением Преподобного Сергия;

        - святая водичка из Троице – Сергиевой Лавры;

        - блокнотики, иконки Преподобного Сергия с молитвой к нему для учащихся.

Ход классного часа.

Звучит колокольный звон.

 Учитель.

  Звучат колокола колокольни Троице – Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм… Вот и мы с вами собрались все вместе сегодня. Главная тема нашей встречи — празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Сегодня вы узнаете о житие Святого, храмах, связанных с именем Сергия Радонежского и я очень надеюсь, что наша встреча станет вам интересной и познавательной.

 В течение всего классного часа негромко звучат духовные песнопения, посвященные Преподобному Сергию Радонежскому.

Ученик 1:

    Святые угодники - люди, жизнью своей угодившие Богу, всегда почитались в нашем народе. Среди небесных заступников есть особенно любимые. Один из них - преподобный Сергий Радонежский. Он жил в далёком XIV веке, в ту пору, когда Русь изнывала под монголо-татарским игом, и многие  люди искали помощи и спасения в святых монастырях.


В том веке был Ростов Великий

Под властью золотой орды,

И правил демон многоликий -

Поклонник силы и войны.

Князья расплачивались данью,

Что забирал татарский хан,

Зорил и грабил по желанью

Дома и города славян.

Поборы часто разоряли

Купцов, холопов и бояр,

В долги и бедность загоняли,

Нищали все: и млад и стар.

И власть, и совесть продавались,

За всё платили серебром,

Князья уже не избирались,

Зло властвовало над добром.

Ученик 2:

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: "Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться".

Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.

Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.

Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: "Бессчетны птицы -
Вот сколько к Богу обратится".

Когда Угодник Божий в храме
Служил пред Чашею с Дарами,
То в алтаре - священном месте
Сам Ангел с ним молился вместе,
Крылатый воин Божьей рати.
И видели монахи-братья,
Как вдруг огонь с небес спустился
И прямо в Чашу опустился.

Так жил подвижник Православья,
Христа и Богоматерь славя.
И по его дана молитве
Победа в Куликовской битве.
Свою показывая милость,
К нему Пречистая явилась
И обещала, что Обитель
Спасет Господь наш Вседержитель.

Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.

Ученик 3:

Сергий Радонежский был великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской, «Игумен земли Русской» - называли его в народе. Игумен—это настоятель православного монастыря. Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 г. в селе Варницы и был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родители его отличались горячей верой в Бога. За их праведную жизнь Господь послал им удивительного сына. В детстве и отрочестве святой Сергий носил имя Варфоломея (сл.№1)

             Варфоломей был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда слушался своих родителей. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но грамота не давалась ему, и он не мог научиться писать, считать, читать. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения (сл.№2)

Однажды, ища в поле пропавших жеребят, он увидел под дубом незнакомого старца, монаха, который молился. Мальчик подошел к нему и поведал свою скорбь: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Чудесный старец дал мальчику просфору (хлеб) и благословил хорошо учиться. С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе (сл.№3)

               В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж. Любовь к родителям удерживала его в родной семье, до их смерти. Ради них он не уходил в монастырь. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глухом лесу. Помолившись, братья начали своими руками лес рубить и на плечах своих бревна переносить на выбранное место. Сначала они соорудили хижину для жилья, затем келью, а затем и церковь. И освящена была церковь во имя Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевской Лавре. (сл.№4)

 

   Ученик 4:

            Стефан не перенес тяжелого испытания пустынножительства и скоро ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, но Варфоломей остался тверд и, расставшись с братом, постригся в монахи у некоего игумена Митрофана, настоятеля одного из окрестных приходов, и принял имя Сергия в честь мученика, память которого празднуется 8 октября. В это время Варфоломею было 23 года. После пострижения, молодой инок остался один в лесу безмолвствовать и провел в полном уединении около двух лет. К нему приходил медведь. Самому Сергию было почти нечего есть, но он делился с медведем последним куском хлеба. И зверь его не трогал. (сл.№5).

    Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространялась повсюду. Постепенно к нему стали приходить ученики, образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра)  (сл.№6)

Став игуменом, начальником над монахами, он не возгордился, а вел себя как самый простой монах, всем помогая и всех жалея. Сергий оставался таким же, как раньше: мягкая поступь, внимательный и светлый взгляд. Вставал поутру раньше всех, первым являлся в церковь. Был не только игуменом для братии, но, как и прежде, поваром, дровосеком, портным, плотником. А теперь стал еще и писцом – переписывал книги, некоторые из них хранятся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Он управлял только посредством своего примера: строил кельи, рубил и колол дрова, носил их к кельям, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах. Одним словом, по выражению блаженного Епифана, он служил братии как купленный раб. Сергий подавал всем пример смирения и трудолюбия. (сл.№7)

 Ученик 5:   Однажды батюшке в обитель (сл.№8)

Больного сына на руках

Принес благочестивый житель,

Но мальчик умер на глазах.

Тогда отец, убитый горем,

Уходит. Гробик мастерит.

Но, возвратившись, видит вскоре:

Малютка жив и в келье спит.

Он бросился к ногам святого,

Но тот его остановил,

Мол, нет тут чуда никакого!

Так думать даже запретил.

Ученик 1:

Постепенно слава о Сергии росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, он мирил их и уговаривал подчиняться великому князю московскому, то есть сделал многое для объединения Руси. (сл.№9)

  Преподобный Сергий жил в то время, когда монголо - татарское иго уже ослабевало, надламывалось. Времена хана Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити — все в прошлом. Идут два процесса: разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, убивают, ослабляя силу целого. В России, наоборот,— объединение вокруг Московского князя Дмитрия. В Орде между тем выдвинулся Мамай, он стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло — летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.      Именно у Сергия Радонежского, известного на всей Руси своей святостью и обладающего даром провидения, решил испросить благословения Дмитрий Иванович, прежде чем идти на битву с Мамаем. (сл.№10,11)

  До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь он стоял пред трудным делом: благословения на войну, кровь, смерть.  18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь собралась против захватчиков. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые объединились. Тронулись не зря. Все это понимали. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.— «Иди, не бойся. Бог тебе поможет» И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».

 Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослаблю..Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Дмитрия священно-крестоносный облик.

 Рано поутру 8 сентября 1380 года на Куликовом поле сошлись русская рать и ордынское войско. По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст.

 Ученик 3:

А Сергий в те часы уединился,

Пред Святою Троицей молился

Казалось он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья.

 Храм наполняли свет и тишина.

 Порою старец прерывал молитвы –

 Погибших называл он имена

 И тех, кто ранен был на поле битвы.

Настало в битве страшное мгновенье:

Казалось, что не выдержат полки

Жестокой схватки и придут в смятенье,

Вновь одолевают русичей враги.

 Но выждав время, чтоб ударить в срок,

Из небольшой желтеющей дубравы,

Рубя врагов налево и направо,

Волынский вывел свой засадный полк, -

И силы свежие легко монголов смяли,

Те с поля боя в ужасе бежали.

  Ученик 2:

   Все время, пока шла битва, в Троицкой обители Сергий и братья молились за русское войско. Преподобный Сергий, обладая прозорливостью, видел битву издали. Духом Сергий был на поле брани, называл по именам павших, сообщал об успехах и неудачах русского войска и, наконец, возвестил о полном поражении врага. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. 

С надеждой ждал их преподобный,

Молитву в храме возносил.

Он предсказал и плач надгробный,

И славу ратную Руси.

Благословил идти без страха,

Коль Русь святая дорога!

И в подкрепленье двух монахов

Послал на злобного врага.

Семь дней убитых хоронили

С залитых кровию холмов.

На небо ангелы носили

Их души под святой Покров.

 Ученик 4:

 Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрел свою кончину.

                                             

 Вот Сергий-старец на исходе дней,

Остались в прошлом подвиги, затворы,

В нем ищут люди мудрости, опоры,

И жизнь его, окидывая взором,

Хотят постичь, что было главным в ней?

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

Ученик 5:

     За несколько лет до смерти Сергию было чудесное видение. Он молился перед образом Богоматери, говоря: «Пречистая Мати Господа нашего Иисуса Христа, печальница и заступница, крепкая помощница роду человеческому! Будь нам, недостойным, Покровительницей и молись Сыну своему, Богу нашему, чтобы призрел он это святое место». И вдруг великий свет, сияющий ярче солнечного, осенил святого. Сергию явилась сама Богородица в сопровождении двух апостолов, Петра и Иоанна. (20 слайд) Сергий пал ниц. Богородица коснулась его рукой и сказала: «Услышана была молитва твоя об учениках и об обители твоей. Не печалься о них, ибо отныне буду я беречь и сохранять эту обитель, не только при жизни твоей, но и после твоего отшествия ко Господу». Сказав так, Богородица стала невидима. В келье Сергия был в это время один из его учеников по имени Михей. Узрев небесный свет, Михей в страхе упал на пол и лежал, как мертвый. Когда виденье минуло, Сергий поднял Михея и привел его в чувство. Михей спросил. «Отче, что это было? Дух мой едва не разлучился с плотью». Сергий сказал: «И во мне дух трепещет от чудного виденья». Он призвал братию и рассказал о том, что видел и слышал. И все исполнились неизреченной радости.

         

    Ученик 2:

       А 25 сентября скончался 1392 года, прожив 78 лет. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия. (сл.№12)

Уж шесть столетий вереницей
В обитель Сергия идут
И пред святой его гробницей
Поклоны ревностно кладут.
И преподобный выручает
Из всех напастей и невзгод.
Большую радость получает
У раки страждущий народ.
 (сл.№13)

Учитель:

 Ребята перед вами таблица с добродетелями святого, попробуйте очень кратко её заполнить, вспоминая житие святого (работа в парах). Далее учитель беседует по результатам заполнения таблицы (составляется схема).

                         Положительные качества личности святого Сергия Радонежского

Добро

Трудолюбие

Милосердие

Смирение

    Учитель:

      В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября, а также 5  июля, в день обретения мощей.      Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. Жертвенность, молитвенность, смирение, проповедь, рассудительность - всё это черты образа Господа, к которым  стремился всю жизнь Сергий Радонежский. Святой Сергий – это непростой человек, это не просто человек, это больше, чем человек, это избранник Божий. Безусловно, пастырь играет огромную роль в жизни человека, помогает стать настоящим человеком. Необходимо, чтобы у человека был надежный духовник.  Образ Сергия Радонежского,  сумел стать для людей настоящим помощником, духовным врачевателем и образцом для подражания,  смог вместить в себя целый мир и  повести за собой сподвижников. Хочу наш классный час цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».

 Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь  земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело –

Живёт его святое дело.

Он всем нам  показал дорогу,

Которая приводит к Богу

Ученик4:
      Сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра - одно из любимых мест паломничества русских людей , крупнейший центр духовного просвещения и культуры.. Здесь всё дышит нашей историей и напоминает о преподобном Сергии, ставшем нашим небесным покровителем. Троице-Сергиева Лавра находится в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.

 Самым ранним строением монастыря считается белокаменный Троицкий собор, возведенный в 1422 году на месте деревянного храма. Он построен силами сербских монахов из Косово, нашедших здесь прибежище после битвы на Косовом Поле. Это уникальный исторический объект, один из немногочисленных соборов, где сохранился иконостас, расписанный величайшими мастерами-иконописцами - Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан. Собор увековечил традиции московского зодчества XIV-XV столетий. С течением времени вокруг храма сформировался архитектурный ансамбль.  В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула Лавры. Сегодня это действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. Монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. На его территории проживают около 300 служителей церкви. Главные ворота Лавры - Святые с надвратной церковью Иоанна Предтечи.  За ними расположена самая большая постройка - главный Собор Успения Богородицы.  С северо-запада к собору примыкает небольшая палатка - Усыпальница Годуновых. В ней находятся останки царя Бориса, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении. С XVII века здесь стали хоронить русских митрополитов. Многочисленные сокровища хранятся в монастырской Ризнице - это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. В Лавре веками собиралась единственная в своем роде библиотека рукописных и старопечатных книг. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия - старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. С 1940 года Троице-Сергиева Лавра - государственный музей-заповедник.

Учитель:

     А сейчас я вам хочу рассказать о чуде свидетелем, которого я оказалась вместе с ученицей нашей школы. Как вы думаете, что такое чудо?

  (Дети высказываются) .

Мы вместе с Ксюшей победили в конкурсе «Подрост» и нас пригласили в г.Пушкино на Всероссийский этап. Там были дети со всей России. Во вторник мы должны были отправиться на экскурсию в Троице- Сергиеву лавру. С утра всё небо было заложено тучами, лил дождь. По прогнозу это на целый день. Мы сели с детьми в 4 больших автобуса и поехали. Всю дорогу шёл дождь, но как только мы приехали в Лавру и вышли из автобусов, тучи разошлись в стороны и выглянуло солнце, а везде на небе по кругу были тёмные тучи. Экскурсовод отметила: «Ребята это вас с любовью встречает Сергий Радонежский». Наша экскурсия длилась около 2-х часов. Всё это время светило солнце, и голубой круглый купол сдерживал тёмное кольцо дождевых туч. Мы с огромным вниманием слушали о житие Сергия Радонежского, благочестиво прикладывались к иконам и раке святого, набрали святой водички из источника, купили сувениры. Но как только все сели в автобусы, чтобы отправиться в обратный путь, тучи сомкнули голубой купол, в считанные секунды пошёл дождь, а перед нашими автобусами вспыхнула яркая, красивая радуга. Словно чудесные небесные ворота пропускали нас! Вот это было чудо! Все мы решили: это сам преподобный Сергий Радонежский нас провожает и дарит своё благословение! На нас снизошло какое-то непонятное, но доброе, теплое  чувство!

Ксюша: действительно ребята, я это запомнила на всю жизнь. У меня на память остались фотографии. Я вам сейчас покажу. Рассказывает по фотографиям на слайде.

Учитель: Ребята, у нас с Ксюшей есть для вас подарок – святая водичка из источника. Мы хотим с вами поделиться. (Дети открывают 0,5  л бутылочки с водой, и в каждую бутылочку мы наливаем понемногу святой воды).

Ксюша: Святому Сергию Радонежскому молятся о помощи в учёбе. Если это делать искренне, от всего сердца, с душой, то преподобный Сергий обязательно нас услышит и поможет преодолеть  трудности в учёбе. Мы хотим подарить всем ребятам маленькие иконки с изображением Преподобного Сергия и блокнотики с молитвой к нему.

Заключительное слово учителя:

         Ребята, в заключении я хочу процитировать слова нашего историка В.О.Ключевского: «Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею. Для современников Сергий стал «светильником» - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия.»

         Хочется верить, что вы почувствовали  -  вся жизнь Преподобного была служением на благо ближних. В сердце святого Сергия звучала боль за всех людей. И помощь следовала и в молитвах, и в словах поддержки. Мудрым было каждое слово, каждое действие святого. Для нас имя России – это Преподобный Сергий Радонежский. Вся его жизнь – это образец смирения, воздержания, терпения, трудолюбия, справедливости, нравственной чистоты и глубокой веры.

.

Литература

1. Аветисян С. А. История Отечества в лицах. М.,19931.Житие Сергия Радонежского // Древнерусская литература. М.,1993.

2. «Исторические портреты» . В.О. Ключевский. Москва «Правда» 1990 г.

3. Исмаилова С.Т. «История России и ее ближайших соседей. Том 5.

4. Крутин В.Н.Великие русские. Русские святые». «Росмэн» 2002 г. Часть 1». Москва «Аванта+» 1996 г.

5.Куприн В.Святые заступники России. Православие и мы.- М.,2007.

6. Рыжов К. «100 великих россиян» Москва «Вече» 2000 г.

7. Шикман А.П. Деятели Отечественной истории. Биографический

справочник. М.,1997.

  Приложение 1.

    Иконка с изображением Преподобного Сергия Радонежского.

C:\Users\Оксана\Desktop\9479.jpg

Приложение 2.

На первой странице блокнота написано:

На второй и далее страницах вклеены напечатанные молитвы о помощи в учёбе Сергию Радонежскому.

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любвесвоея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовиюпритекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждоблагопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общникибыти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

О священная главо, Преподобне отче, преблаженнеАввоСергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упаслеси, и не забудипосещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престаймоляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за нымолитися. Не мним ботясуща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сыйпребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведущеботявоистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Приложение 3.

Схема в помощь для заполнения таблицы

сергей радонежский