Самообразование

Белякова Елена Викторовна

Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в экологическом воспитании детей»

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И именно  первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

 

              Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Для успешного решения задач экологического воспитания я  в своей работе использую метод мнемотехники. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании:

обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного); кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы); перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы). Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. 

Содержание работы

Сроки

Результат деятельности

1 й  этап работы над проблемой Организационно - ознакомительный

1

Проанализировать свои профессиональные затруднения

Сентябрь

Аналитическая справка

2

Изучение методической литературы

Октябрь

Оформление каталога методической литературы, по теме самообразования

3

Изучение работы педагогов региона,

Сентябрь- декабрь

Посещение семинаров

4

Составление плана работы по самообразованию

Сентябрь

План по самообразованию

5

Посещение НОД воспитателей, занимающихся данной проблемой

Сентябрь – май

Приобретение  новых знаний

6

Повышение знаний в области ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

Март

Приобретение новых знаний

7

Педагогическая диагностика детей

Май

Диагностические таблицы

2        й этап – основной

1

Создание банка дидактических игр по проблематике самообразования

Сентябрь – ноябрь

Банк дидактических игр

2

Разработка и реализация игровых образовательных ситуаций по экологическому развитию с применением мнемотаблиц

Декабрь – январь

Конспекты НОД

3

Презентация методических разработок для педагогов ДОУ

Февраль

Выступление на педагогическом совете

4

Показ мастер – класса для педагогов

Февраль

Мастер - класс

5

Участие детей в экологических викторинах

Февраль – май

Участие в викторине

6

Проведение педагогического мониторинга

Май

Карты мониторинга

7

Разработка экологического проекта «Лес – наше богатство»

Июнь – август

Проект

3        -этап заключительный

1

Консультация для молодых специалистов «Дидактические игры в обучении детей экологии»

Сентябрь

Консультация

2

Изготовления совместно с родителями и детьми макета: «Наш лес»

Октябрь – ноябрь

Макет леса

3

Тематическая фотовыставка: «Моя семья в лесу», «Мои домашние питомцы»

Декабрь

Фотовыставка

4

Публикации в социальной сети педагогических работников

Январь – май

Размещении на сайте консультаций, методических разработок

5

КВН «Знатоки природы»

Февраль

Грамоты для детей принявших участие в КВН

6

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов и родителей

Март – апрель

Практический материал

7

Праздник «День Земли»

Апрель

Участие детей в празднике

8

Проведение педагогического итогового мониторинга

Май

Карты мониторинга

9

Разработка парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию детей

Июнь- август

Программа