Для родителей

Сердюкова Елена Петровна

 

                                       Как проявляется функциональная дислалия?
При функциональной дислалии не сформированными оказываются специфические речевые умения произвольно устанавливать артикуляторные органы в позиции, необходимые для произношения звука.
Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков. Так как ребенок не различает какие-то звуки по звучанию заменяет один звук на другой. Это явление называется заменой звуков.
Замены зависят от того, какие образы (артикуляторные или акустические) оказались не сформированными: если ребенок "не слышит" разницы он будет заменять "трудный" для себя звук на близкий ему по звучанию. Например, звук "З" будет заменять на "С", "Ж" на "Ш" или на другие звуки. Ребенок может смягчать твердые звуки или же, наоборот мягкие произносить как твердые.
Если же ребенок не улавливает незначительной разницы в позициях органов артикуляции при произнесении разных звуков, замены будут осуществляться на звуки похожие по положению губ, языка и т. при их произнесении. Например, звук "Р" может быть заменен звуком "Л", а если звук "Л" является сложным для ребенка, то он может быть заменен звуком "Д" и т. д.
В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Например: ребенок правильно обозначает звук в начале слова ("шапка"), но испытывает затруднения при произнесении того же звука в середине слова ("кася" - "каша"). Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков. 
В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков. Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.
Замены и смешения звуков квалифицируются как фонематические ( фонологические ) дефекты, искажения - как фонетические.
Это деление важно для логопедического воздействия, то есть для выбора методов и средств коррекции речевого дефекта.

 

         Тихий голос и речь ребенка.

 

      Тихий голос ребенка может отразиться на его речь . Достаточная сила и продолжительность выдоха обеспечивает плавность речи, своевременное формирование звуков, достаточную громкость голоса. Так, например, ребенок, нерационально использующий выдох воздуха, часто вынужден добирать в середине фразы и даже слова, отчего нарушается плавность высказывания. У некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук /р/ лишь по той причине, что они не могут произвести достаточно сильный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.
       Маленькие дети во время речи не всегда умеют правильно, рационально расходовать воздух. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание.

Для того чтобы научить ребенка продолжительному, плавному и сильному выдоху, предложите ему сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты (летят пушинки, снежинки), летом сдувать пушинки с одуванчиков ( летят парашютики),приводить в движение бумажные вертушки (ветерок дует на мельницу).Вдох ребенок должен совершать, не поднимая плеч, а выдох производить непрерывно (предложите ребенку сдуть с руки несколько бумажек одним выдохом- бумажки расположите на ладошке так, чтобы они находились друг от друга на некотором расстоянии).
Для тренировки дыхания можно произносить на одном выдохе протяжно гласные звуки -паровоз гудит уууу.... Попросите ребенка слитно произнести ау, при этом переход от звука [а] к звуку [у] должен быть сделан без дополнительного вдоха.
        Если даже после всех упражнений ребенок говорит тихо, сделайте вид, что вы не слышите его, не понимаете, что он просит, и предложите ему повторить свою просьбу погромче.
В процессе работы над речевым дыханием одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять шею, грудь, живот; помещение должно быть предварительно хорошо проветренно; нельзя проводить занятия сразу после еды ( лучше через !.5-2 часа после еды). Для развития у ребенка умения менять громкость голоса предложите ему игру " Кто как кричит." Взрослый рассказывает ребенку. как лает большая собака и как лает маленькая: "Большая собака лает громко АВ-АВ, а маленькая лает тихо ав-ав".Взрослый произносит эти звукосочетания с различной громкостью. а затем предлагает ребенку повторить: " Скажи, как лает большая собака, как лает маленькая". Ребенок воспроизводит лай большой собаки, громко произнося это звукосочетание, лай маленькой собаки-тихо.
        Если же ребенок торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то такому ребенку необходимо напоминать о том. что надо говорить медленнее, показать ему, в каком темпе нало говорить, предложить ребенку вместе произнести фразу, а также следить за своей речью.
Ребенок третьего года жизни может уже пользоваться и интонационными средствами выразительности речи ( изменять голос по высоте и силе. правильно пользоваться паузами. смысловым ударением, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Дети обычно перенимают от взрослых тон и манеру их речи. Живая, эмоциональная речь взрослых служит хорошим образцом для подражания. Поэтому, рассказывая или читая ребенку сказку, не забывайте о выразительности своей речи. 
Ребенок может только тогда правильно передавать интонации, когда он хорошо понимает то, о чем говорит. поэтому сказки, рассказы надо подбирать с учетом возраста ребенка.