Открытое образование в открытой среде

Воронкова Мария Владимировна
Организация работы над решением проектных задач в начальной школе. На сегодняшний день очень важно использование в учебной деятельности приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, работать в команде. Организация работы над проектными задачами в начальной школе способствует получению качественно новых образовательных результатов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронкова Мария Владимировна

                                                       МБОУ «Школа № 41»Канавинский район

г. Нижний Новгород

«Организация работы над проектными задачами в начальной школе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Последние годы страна живет мыслями и идеями о федеральных государственных стандартах образования. В соответствии с требованиями ФГОС при получении начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности.

На сегодняшний день очень важно использование в учебной деятельности приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, работать в команде.

Проблема

Требования ФГОС предъявляют требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Однако традиционные  технологии, методы и приемы начального общего образования направлены на достижение исключительно предметных результатов.  Возникает проблема: недостаточная представленность в начальной школе технологий, форм и методов обучения, обеспечивающих маленькому человеку способность ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и легко адаптироваться в современной социокультурной среде

Вывод: решить проблему можно через  формирование  у младших школьников приемов и способов проектной деятельности.

Психолого – педагогические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов. Для успешного протекания ученической ситуации развития младших школьников необходима деятельностная технология, которая включает учебное сотрудничество, дискуссионные формы, пробу, поиск, а так же формы контрольно-оценочной деятельности.

Такая педагогическая технология должна быть основана на проектной деятельности младших школьников и может быть эффективно использована, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, Она строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем

Цель и задачи организации работы над проектными задачами

Конечно, сразу создать систему проектов в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Отсюда возникает цель: создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

1. Проанализировать содержание учебных предметов и определить возможности использования проектных задач в урочной и внеурочной деятельности

2. Разработать систему проектных задач, дифференцируя их по отношению к учебным предметам и годам обучения

3.  Реализовать разработанную систему учебных задач

4.  Определить влияние проектной деятельности учащихся на достижение требуемых ФГОС новых образовательных результатов путём диагностического мониторинга.

Организация работы над проектной задачей включает в себя следующие фазы:

  1. Фаза «запуска»: 1 класс, используются предметные проектные задачи для актуализации предыдущего (дошкольного) опыта действий.  Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий (Приложение 1).
  2. Фаза решения учебных задач: 2-3 класс, используются предметные и межпредметные проектные задачи для  формирования УУД: обучение учебному сотрудничеству, действию в нестандартных ситуациях, переносу открытого способа действий в практические, социално-жизненные ситуации, перенос способов действий из одной области знаний в другую, удержание нескольких условий задачи, информационный поиск. Проектная задача может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом (Приложение 2).
  3. Рефлексивная фаза: 4 класс, используются межпредметные проектные задачи для формирования способности детей осуществлять перенос освоенных способов действий из учебного материала за весь период обучения в модельную ситуацию (при переходе на уровень основного общего образования). Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий, справочных материалов учащиеся сами планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения. Способы учебного сотрудничества становятся средством для эффективного решения проектной задачи (Приложение 3).

Алгоритм организации работы  над проектными задачами (ПЗ):

  1. Отбор предметного содержания: проектные задачи строятся на материале одного учебного предмета \ проектные задачи имеют разнопредметное содержание
  2. Разработка текстов ПЗ и формы их подачи: зависит от фаз организации работы над проектными задачами.
  3. Определение в рабочих программах места для решения ПЗ: как правило отводится по два урока ежедневно в течениие недели – «недели проектных задач» (20 % учебного времени).
  4. Применение ПЗ в урочной и внеурочной деятельности как прообраза проектной деятельности
  5. Определение влияния проектной деятельности учащихся на достижение требуемых ФГОС новых образовательных результатов путём диагностического мониторинга

Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача(предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.

Этапы работы над проектной задачей:

  1. Этап анализа (описание  проблемной ситуации, постановка задачи).  Проблемная ситуация, в которой на прямую не поставлена задача. Задача формулируется самими детьми по результатам анализа проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы было несколько возможных вариантов конечного «продукта».
  2. Моделирование - набор или система заданий (действий), которые выполняются группой детей.
  3. Этап синтеза (итоговый результат). Итоговое задание – оформление итогового результата в виде различных текстовых, знаковых, графических  средств.
  4. Защита готового «продукта». Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

Работа над проектными задачами при изучении различных предметов

Процесс решения проектных задач детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в своей практике четвёртый год.

Организовать работу по решению проектных задач можно на разных этапах изучения темы по всем предметам учебного плана: можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Наиболее эффективным является организация работы по решению проектных задач на уроках математики, русского языка, литературного чтения  и окружающего мира.

Работа над проектными задачами во внеурочной деятельности. Особое место среди проектных задач занимают итоговые (межвозрастные и межпредметные) проектные задачи. Данные виды задач решаются в рамках внеурочной деятельности.  С помощью подобных задач можно осуществлять в коллективной работе перенос способов действий из одной области знаний в другую, удерживать несколько условий задач, возвращаться к одним и тем же заданиям несколько раз и т.п.

Результативность работы по решению проектных задач

Применение проектной задачи в учебной деятельности, как показывает практика, вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в проектной задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.

Использование проектных задач помогает достичь сразу нескольких результатов:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

По нашим наблюдениям, осуществленным в ходе проведения проектных недель 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее, что свидетельствует о сформированности такого качества личности как рефлексивность младшего школьника.

Многие школьники отмечают в своих анкетах, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями», что может быть аргументом в пользу формирования коммуникативных качеств личности, развития умения сотрудничать.

87% учащихся отметили свою полную удовлетворенность работы над проектными задачами, 13% учащихся предложили увеличить время проектной недели до двух недель, что, безусловно, говорит о заинтересованности учащихся такой формой учебной работы.

Анализ результатов опроса «Школьники о проектной деятельности» свидетельствует, что к четвертому классу у учащихся повышается интерес к информационно – аналитическому этапу и этапу создания проектного продукта в процессе решения проектной задачи. Также изменяется отношение к разным типам проектов, усиливается интерес к информационно – исследовательскому проекту (Приложение 4).

При анкетировании родителей на вопрос «Чему удалось научиться учащимся в ходе работы над проектной задачей?» (Приложение 5) были даны следующие ответы:

- распределять правильно время;

- анализировать собственные действия;

- презентовать результаты своего труда;

- доделывать все до конца;

- достигать поставленной цели;

- рассматривать тему с разных точек зрения;

Таким образом, можно констатировать, что в результате организации работы над проектными задачами в начальной школе у учащихся на конец обучения на уровне начального общего образования сформированы на достаточно высоком уровне: целеполагание (ставить и удерживать цели); планирование (составлять план своей деятельности); моделирование (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); инициативность и активность при поиске способа (способов) решения задачи; коммуникативность (умение взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других), рефлексивность (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

Литература:

  1. Гузеев В.В., «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6
  2. Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9 – 18 с.
  3. Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2 – 54-56 с.
  4. Конышева М. Н., Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов / М.Н. Конышева. − М.: Ассоциация ХХI век, 2006. – 48 с.
  5. Матяш Н. В., Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
  6. Пахомова Н. Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. − 110с.
  7. Поливанова К.Н., Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с
  8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцев, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с
  9. Савенко А. И., Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. − Самара.: Фёдоров, 2010. − 192 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru.