КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Хомченко Любовь Фёдоровна

Здесь выкладываю материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА, ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В свете  Федерального государственного образовательного стандарта признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

В соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив является особенно актуальным.

Вопрос аудитории:  Что такое ИНИЦИАТИВА и ОБРАЗОВАТЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА? И как Вы понимаете эти понятия?

Википедия дает понятие Инициатива (от лат. initium — начало) — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Образовательная инициатива рассматривается как механизм преодоления отчуждения общества от образования и закрытости образовательных учреждений от процессов, происходящих в обществе, культуре, гуманитарных практиках.

Наша задача – не только профессионально помочь семье в воспитании детей,  дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций, но и  помочь стать родителям непосредственными участниками образовательного процесса, стремиться обогащать свой педагогический опыт, испытывать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка

Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.  Другие считают,  что детский сад обязан полностью взять на себя функцию по воспитанию и обучению ребенка, а родители обеспечивают материальное благополучие ребёнка. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы, устанавливаются доброжелательные отношения между воспитателями и родителями с установкой на будущее сотрудничество.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. По данному направлению проводится: анкетирование, тестирование, личные беседы с родителями, опросы. Это позволяет понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, воспитательные возможности, выяснить проблемы, с которыми в воспитании и развитии  ребенка сталкиваются родители. Данные сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения их к оказанию помощи учреждению.

  Повышение педагогической культуры родителей ведется в нескольких направлениях. Это оформление наглядных материалов для родителей. Информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты. В век компьютерных технологий  огромную роль для  информирования родителей играет сайт ДОУ, где постоянно выкладывается информация о жизни  ДОУ и группы.  На сайте группы мы выкладываем презентации о проведенных проектах, фотоотчеты мероприятий и итоговых занятий, да и просто режимных моментов.

Большую роль в формировании позитивного отношения к своему ребенку, открытие его индивидуальности играют  открытые просмотры образовательной деятельности с детьми, где каждый родитель может увидеть своего ребенка с другой стороны.

Просветительская работа, представленная  традиционными формами работы с родителями, такими как педагогические беседы, консультации, общие и групповые собрания, направлена на взаимодействие с широким кругом родителе. И в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально, родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей. Поэтому обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

  Анализируя такие формы работы, мы пришли к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Так для родителей организуются педагогические гостиные, «Круглые столы», собрания в форме дискуссий, КВН, диспутов, родительские собрания с использованием ИКТ технологий (презентации, видеопромотры). Такие формы построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. В ходе неформальных отношений родители сближаются с педагогами, лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в новой для себя обстановке.

 Совместное участие всех участников педагогической деятельности способствует сближению детей, родителей и воспитателей

В процессе реализации ФГОС в работе с родителями мы стремимся не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Совместное групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, может быть наиболее эффективной формой убеждения родителей занимать активную позицию и находить положительные стороны их участия в жизни группы, ДОУ, самостоятельно принимать решения.

Родители с удовольствием принимают участие в совместных конкурсах, выставках проводимых в группе, ДОУ, городских. Мы стараемся  ежемесячно принять участие в каком-нибудь конкурсе или выставке: поделок, открыток, «Алло, мы ищем таланты», «Укрась зимнее окошко».    Родители начинают видеть своих детей по другому, это усиливает семейные воспитательные позиции и обязывает родителей к чему-то большему, нежели просто отдать ребёнка утром в детский сад, а вечером забрать из детского сада.

Доброй традицией стала организация чаепития вместе с родителями,  как заключение досуговых мероприятий.  Во время таких чаепитий родители сближаются друг  с другом, находят общие интересы.

Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается «гость группы» (родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью «добровольного помощника» с обязательным объявлением благодарности.  

Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. Укрепились партнёрские отношения между педагогами и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.

Это дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками педагогических мероприятий и помощниками воспитателя, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.

Ещё одна форма вовлечения родителей в образовательный процесс – досуговая деятельность с привлечением родителей как участниковкоторая очень много дает родителям: они получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Целью таких мероприятий является создание атмосферы радости и налаживание психологического контакта между ребенком и родителем,   педагогическое просвещение родителей. Такая совместная деятельность даёт возможность родителям снизить дефицит общения. 

У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День Здоровья», театрализованная деятельность, КВНы различной тематики: «Знаю ли я своего ребёнка», «Как избежать неприятностей» и др.

Доверительные отношения с родителями устанавливаются постепенно, в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.

Взаимодействие родителей и детского сада это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Педагоги ДОУ, не останавливаются на достигнутом, продолжают искать новые пути сотрудничества с родителями.