Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

 

Тема: «Это было в давние времена ... »

Цель: знакомство с портретом как с жанром живописи.

Задачи:

1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения.

 2. Развивать у детей практические умения в художественно-творческой деятельности: рисование, аппликация, плетение макраме.

3. Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, отзывчивость, трудолюбие.

Словарная работа: кокошник, сарафан, веретено, косоворотка, жалейка, картуз.

Материал: репродукции картин В. Тропинина «Пряха», «Мальчик с жалейкой», сундучок с русским костюмом,  дудочка, веретено.

Оборудование: кисти, гуашь, альбомные листы, шаблоны кокошников, цветная фольга для аппликаций, клей, веревочки для плетения макраме.

Ход  непосредственно-образовательной деятельности:

1.       Образовательная область «Познание»

Загадка: Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном

Или в робе верхолаз

Летчик или балерина

Или Колька, твой сосед ...

Обязательно картина называется ... (портрет)

Ведущий: Я приглашаю вас, ребята, посмотреть 2 портрета художника В.Тропинина. Люди, которых вы видите, жили в России более 100 лет назад. Внимательно всмотритесь в лица этих людей, кто они, по-вашему?  (рассуждения детей).

Нравятся ли они вам? Чем? (Красивые, умные глаза, доброе выражение лица, в руках предметы)

Ведущий: Эти дети наравне со взрослыми трудились от рассвета до заката. Каждому ребенку поручалось какое-то дело, выполнение которого взрослые строго контролировали. Каждая девочка умела прясть, вязать, вышивать. Вот эта пряха, совсем молоденькая девушка, хорошо знает свое дело. Её веретено жужжало от зари до зари. (из сундучка достаем предметы: веретено и т.д.)

Песенка с имитацией движений:

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится

Ведущий: Когда появился этот портрет, он всем понравился и поэты сочиняли стихи, композиторы к этим стихам музыку.

Воспитатель поет песню «В низенькой светелке ... »

Далее рассматривается портрет «Мальчик с жалейкой»

Дети характеризуют образ мальчика, его род занятий, его одежду. Воспитатель уточняет, что этот мальчик пастушок, его как будто оторвали от дела, он мельком взглянул на нас. В руках у него маленькая дудочка жалейка. ( предложить одеться также как мальчик с портрета и взять дудочку)

Воспитатель: Труд всегда делал человека красивым. Пословица: «Hе тот  хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож», «Делу учиться - всегда пригодится».

Далее детям предлагается рассмотреть праздничные русские - народные костюмы и примерить на себя. И полюбоваться на себя в зеркало, принять позу как на портрете. При этом закрепляют названия: кокошник, сарафан, косоворотка, картуз.

2. Образовательная область «Художественно-творческая деятельность»

Детям предлагается показать свое умение и мастерство: кто может и хочет нарисовать портрет, кто оформляет кокошник, а кто-то сплетет ремешок из веревочек.

3.Итог занятия. Дети делятся впечатлениями.