Учителю-дефектологу

Коновалова Галина Николаевна

Статья раскрывает методические требования к кабинету учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabinet.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические требования к кабинету учителя-дефектолога

Канд. пед наук

Учитель-дефектолог ГОУ СОШ № 960

А.Д. Вильшанская

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и  мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

  1. Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
  2. Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
  3. Соответствие возрасту ребенка  - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
  4. Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.

Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:

А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)

- учебную зону

- двигательную зону

- игровую зону

Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия,  демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).

Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

- диагностическую зону

- коррекционно-развивающую зону

- консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся (см. Приложение 1).

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. (см. Приложение 2, пункт Организация среды). Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога (см. Приложение 3, см. Список рекомендуемой документации учителя-дефектолога). Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися[1] следует выделить следующие развивающие среды.

Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG, комплекты Монтессори)

Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):

Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия из комплекта Монтессори; дидактические игры: «Зоопарк из Тарамбуко», «Сенсино» и др; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями

Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; звуковые лото; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.

Материал для развития  тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами; Монтессори материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик».

Материалы для развития сенсорной интеграции (полисенсорное восприятие объектов): наборы для полисенсорного восприятия; сыпучие материалы; комбинирование природных материалов; наборы Лего-конструктора; Лего-мозаики.

Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры: «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик»;  пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG ; игры на полу ««Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.

Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):

Материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик» и др

Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры «Сырный ломтик», «Бамболео», игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.

Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, образовательные конструкторы LEGO, LEGO Education, развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA (счетные материалы, магнитные доски и плакаты), LOGO VERLAG, компьютерные развивающие игровые пособия, например, «Мир за твоим окном»  Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)

Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):

Материалы для развития учебного поведения, организации деятельности, произвольности: учебные пособия (см. Приложение 2, раздел организация деятельности); развивающе-обучающе игры «Палитра», «Мозаика для развития пальцев», «Карточки Кайе» и др.

Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия (см. Приложение 2, раздел умственное развитие);  дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.

Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия (см. Приложение 2, раздел пространственно-временные отношения); кирпичи из конструктора LEGO; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал», «Пространственные представления в речи», «Пространство языка», Семаго Н.Я., М: «Айрис-Пресс»2007

Материалы для развития мышления: учебные пособия (см. Приложение 2, раздел умственное развитие); развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO;  LEGO-мозаика и др.

Материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия (см. Приложение 2, раздел формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи); магнитные плакаты серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др); предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.

Материалы для формирования учебных навыков: магнитные плакаты и счетные материалы серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др), комплекты рабочих тетрадей с печатной основой для детей с ЗПР (см. Приложение 2, раздел готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков); наборы букв, цифр; пособия для закрепления учебных навыков для 1-4 классов начальной школы; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела).

При подготовке материалов был использован интернет ресурс www.int-edu.ru. Здесь вы можете ознакомиться с пособиями Института новых технологий.


ПРИЛОЖЕНИЯ к Методическим требованиям к кабинету учителя-дефектолога

(в общеобразовательной школе)

Приложение 1. Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.

  1. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
  3. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
  4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006
  5. Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. - М.: НПЦ «Коррекция», 1994
  6. Н.Л. Белопольская Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005

 Приложение 2. Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

2.1 Сенсорное и сенсомоторное развитие

- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001

- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003

- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003

- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002

-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009

-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.

2.2 Пространственно-временные отношения

- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)

- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»  Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)

2.3 Умственное развитие

- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995

- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991

- Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006

-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

2.3 Нормализация ведущей деятельности

-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 –  4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития  школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992

2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

-Л.Н. Ефименкова Коррекция  устной  и  письменной  речи – М., 2001г.

- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999

-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи–  М.,  2005

2.5 Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:

-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004

- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.

-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.

-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.

-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

Приложение 3. Список методической литературы.

Организация работы, нормативная база

  1. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
  2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
  3. ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
  4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л.М. Шипициной М:2003
  5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
  6. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
  7. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. –  Волгоград: Учитель, 2008

Методическая копилка

Задержка психического развития

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982
  2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
  3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
  6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
  7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
  8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
  9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
  10.  Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
  11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
  12.  Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006

Аутизм

  1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006
  2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

М: «Владос», 2002 г.

  1. Питерс Т., Гилберт К.,  Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005

4. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007

Интеллектуальные нарушения

  1. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
  2. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
  3. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007

Нарушение зрения

  1. Фомичева Л.В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения С-Пб: «Каро», 2007
  2. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: М: «Линка-Пресс», 2009
  3. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной М: 2004
  4. Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991
  5. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л.И. Плаксиной, Калуга, 1998

Нарушение слуха

  1. Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
  2. М: «Владос», 2001
  3. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха С-Пб «КАРО», 2006
  4. Королевская Т.К. , Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей Владос, 2005
  5. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха Леонгард Э.И. М:Агенство Образовательного Сотрудничества 2009
  6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М: «Советский спорт», 2004
  7. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида М: «Владос»,  2003
  8. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
  9. Тигранова Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы: Рабочая тетрадь по развитию логического мышления для 1 (1-6) классов специальных образовательных учреждений № 1-6. М: «Просвещение», 2006

ДЦП

  1. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004
  2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001


[1]  К основным направлениям коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога относятся: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных и словесных форм мышления); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала (восполнение пробелов дошкольного периода по программному материалу); формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.