Акция "Скворечник"

Калашникова Наталья Владимировна
Каждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах, где парков и лесов, практически, не осталось, им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и дети сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного.
 
Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.
 
Ежегодно в рамках экологического воспитания детей и подростков в МБОУ СОШ 91 имени М А Шолохова Первомайского района города Ростова-на-Дону проводится акция «Скворечник». Акция проводится в целях развития  у детей  творческой и практической деятельности по охране и защите  птиц. Основные задачи конкурса: привлечение обучающихся к  проведению практических мероприятий, способствующих увеличению и сохранению численности и видового состава   птиц; воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям. Так же школа принимает участие в конкурсе скворечников. Конкурс проводит государственное природоохранное учреждение Ростовской области "ПРИРОДНЫЙ ПАРК "ДОНСКОЙ", директор Белов Виталий Владимирович. 
                                                                                                                              
Гнездовья, рекомендуемые для развески
                                                                                                                                               
Типы
и конструкции  гнездовий
Площадь дна (см)
Высота гнездовья (см)
Размеры  летка (см)
Высота развески (м)
 
Скворечник
15х15
30
5
3-5м
 
Синичник (для больших синиц)
12х12
25
3
1-3м
 
Синичник (для мелких  синиц)
10х10
20
3
1-3м
 
Галчатник
40х40
50-70
12х12
более 10м
 
Стрижатник
30х15
10
30х5
более 10м
 
Для трясогузок
30х15
10
30х5
под крышей одноэтажного
дома
 
Из истории празднования Дня птиц
 
Привлечение птиц в искусственные гнездовья впервые было начато в России. Знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, во время путешествия по Астрахани писал, что местные крестьяне для скворцов вывешивали цилиндрические ящики из коpы деревьев. Возможно, что Паллас и завез сам этот обычай из России в Геpманию. На Украине и в Белоруссии также существовала давняя народная традиция весной на столбах выставлять колеса от телег, чтобы на них гнездились аисты…
 
Однако впеpвые День птиц, как массовый детский пpаздник, стал пpоводиться в Соединенных Штатах Амеpики. В 1894 году праздник организовал педагог из городка Оил-Сити штат Пенсильвания Чаpльз Бабкок. Педагога поддеpжала популяpная газета «Питсбуpгская телегpафная хpоника», которая начала популяpизовать Дни птиц, делая это очень активно. Более того, газета оpганизовала специальный клуб-музей по охpане птиц для школьников. Через некоторое время День птиц стал шиpоко пpоводиться, как наpодный пpаздник, во всех штатах стpаны, а чуть позже и во многих стpанах Стаpого и Hового света, уже как Международный день птиц. Была написана пеpвая книга по пpивлечению птиц — “Всеобщая защита птиц”, пеpеведенная на многие языки.
 
День птиц пpоник и в Россию. Его подхватили pазличные школьные Майские союзы, отделы Российского общества покpовительства животным. «Тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо», – говорил Петр Филиппович Бузук, школьный учитель из села Хортица на Днепре, с энтузиазмом подхвативший идею помощи птицам и в 1910 году создавший первое в России Общество охранителей природы, члены которого взяли под контроль охоту и рыбную ловлю в Екатеринославском уезде, организовали публичную библиотеку по естествознанию, устроили зимнюю подкормку для птиц и развешивали искусственные гнездовья.
 
 
В сеpедине 20-х годов московскими юннатами Центpальной биостанции, под pуководством большого энтузиаста охpаны птиц, пpеподавателя этой станции Hиколая Деpгунова, в Погонно-Лосино-Остpовском лесничестве, что под Москвой, было pазвешено несколько десятков дуплянок. Чеpез год pебята под pуководством того же Hиколая Деpгунова пpовели пеpвый в стpане официальный День птиц, устанавливая сквоpечники на Воpобьевых гоpах. Есть сведения, что в этом пpазднике пpинял участие Владимиp Маяковский, имевший дачу недалеко от биостанции. Он помогал pебятам pисовать шуточные плакаты,.
В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было pазвешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч pебят. Однако, до 27 пpоцентов установленных сквоpечников pазбивали уличные мальчишки. Hекотоpые оpнитологи пpедлагали пpивлекать их к ответственности. Однако H. Деpгунов считал иначе: «Только потому, что не зная как пpоявить свою активность, они занимаются pазоpением гнезд. ... Из главных вpагов пеpнатых pебята должны стать их лучшими дpузьями чеpез пpивлечение ко Дню птиц».
 
С 1928 года День птиц зашагал по всей стpане, в нем пpиняло участие пpимеpно 65 тысяч энтузиастов, pазвешено 15 тысяч сквоpечников. Пpаздник удавался. Наверное, потому, что оpганически вплел в себя экологические тpадиции древних славян — устpойства гнездовий для сквоpцов и аистов, и   веселых встpеч жавоpонков по весне.
 

Праздник Жаворонки

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
 
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
 
На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
 
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
 
 
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
 
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
 
Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
 
Рецепты для выпекания Жаворонков
 
Компоненты:
800 г муки,
1 яйцо,
5 столовых ложек сахарного песка,
1 чайная ложка соли,
50 – 70 г размягчённого сливочного масла,
500 г теплого молока,
30 – 40 г дрожжей,
1 пачка ванилина
 
Приготовление теста:
Дрожжи развести теплым молоком с сахаром.
Муку просеять 2 раза.
Добавить в муку соль, сахар, ванилин. Размешать.
Вмешать, добавляя постепенно, в муку молоко, яйцо, масло, дрожжи.
Всё как следует перемешать до получения однородной массы.
Поставить опару в тёплое место.
Примерно через 1 час ещё раз перемешать, и поставить опять в теплое место.
После того как пройдет ещё 1 час, тесто должно быть готово.
 
Примечание: Не стесняйтесь вымешивать тесто руками. Тесто это очень любит.
 
 
 
Изготовление «Жаворонков»:
А теперь можно приступать к творчеству – лепке самых разнообразных птиц. Самый легкий вариант – раскатанная колбаска теста завязывается простым узлом. На одном конце вылепляется клюв, получается голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получаем хвост. Для украшения можно использовать изюм – из него у птиц получаются замечательные глаза.
 
Но, не привязывайтесь к формам, творите. Жаворонки могут быть любыми…
 
Перед отправкой птиц в духовку смажьте их либо взбитым яйцом, либо подслащённой водой.
 
Песенки Веснянки
 
 
Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» — украинского происхождения). К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.). (И. И. Земцовский)
 
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…
 
 
Веснянка
Украинская народная песня
 
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
 
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
 
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
 
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
 
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
 
***
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
 
***
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
 
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
 
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
 
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
 
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
 
***
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
 
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
 
***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
 
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
 
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
 
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
 
Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!
 
***
Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!
 
***
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
 
***
Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
 
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
 
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
 
***
Дети исполняют заклички
 
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
 
***
Жаворонок, жаворонок, выгляни, выскочи,
Твои дети на повети сыр колупают, в масло окунают.
Я на солнышке печен, я соломкою строчен.
 
***
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
 
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули – гули
 
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…
 
***
На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы
 
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
 
 
Обряды встречи птиц птиц и за клички весны
 
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
 
Весна
 
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
 
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
 
 
 
Заклички 22 марта
 
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
 
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
 
 
 
Обрядовое дерево
 
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
 
 
 
Выпекание жаворонков
 
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
 
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
 
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
 
 
 
Хоровод «Ручеек»
 
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
 
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
 
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
 
 
 
Обряд отпускания птиц на волю
 
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
 
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
 
«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».
 
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
 
 
Священные птицы
 
 
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
 
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
 
Птица Гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
 
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
 
Птица Феникс
 
Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
 
Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.
 
Птица Бенну (Бен-Бен)
 
Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
 
По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
 
Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.
 
Жар-Птица
 
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
 
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
 
Птица Симург
 
Симург – вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).
 
На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург – положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, – например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, – таинственная птица проживает на горе Каф – горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.
 
Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».
 
В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.
 
Птицам открывается, что шах Симург – это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски – тридцать, «мург» – птица.
 
Симург и его подданные едины:
 
Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.
                     (Навои, «Язык птиц»)
 
Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме – город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), – в классической восточной поэзии Мани – образ гениального художника.
 
Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.
 
Птица Алконост
 
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
 
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
 
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
 
Примеры возможных занятий о птицах и мастер-классов
 
— «В гостях у веселой семейки» (для младших школьников). Малыши в игровой и легкой форме знакомятся с птицами.
— «Конструирование скворечников» (от 11 лет). Мастер-класс по полному циклу изготовления скворечника. Советы по развешиванию домиков для птиц.
— «Сборка скворечников» ( с 8 до 11лет). Сборка скворечника из готовых деталей для детей младшего школьного возраста или изготовление на технологии
— «Кто Вы, птицы?» (для всех возрастов). Рассказ о птицах, которые живут вокруг нас. Голоса птиц. Презентации
— «Хочу летать!» (для всех возрастов). Исследовательское занятие о загадках птичьего полета. Чему птицы научили человека.
— «Жаворонки» (для всех возрастов). Приготовление традиционных сдобных жаворонков. Рассказ о традициях, связанных с праздником «жаворонки» - днем прилета птиц.
— «Птица счастья» (для всех возрастов). Традиции народов мира, связывающие счастье с птицами . Лепка птиц из соленого теста (славянская традиция). Оригами (японская традиция)

http://www.newacropol.ru