Наставничество

Кузнецова Людмила Николаевна

Девиз наставника "Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ  Я"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»

Программа

работы наставника с молодым специалистом

педагогом – психологом

«Мы вместе»

на 2020 – 2023 уч. год.

F:\наставничество\07101265.jpg

                                                                                                                              Составитель:

Кузнецова Людмила Николаевна

Педагог - наставник

Девиз наставника «Мы отрываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я»

Сведения о педагоге – наставнике

Кузнецова Людмила Николаевна, педагог-психолог

Педагогический стаж: стаж по данной специальности педагога-психолога- 28  лет, педагогический стаж- 33 года

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»

Должность: педагог-психолог, учитель начальных  классов

Образование: высшее.

Квалификационная категория: высшая

Молодой специалист: Сандова Илона Александровна, педагог-психолог

Сведения о молодом специалисте

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»

Должность: педагог-психолог

Образование: высшее.

Квалификационная категория: базовая

 

Пояснительная записка.

Современному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию. Практика работы с молодыми педагогами показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительное время. Исследования работы с молодыми педагогами показывают, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы организации занятия, дисциплины и порядка на занятии, методическая сторона занятия, оформление документации, организация консультаций с родителями учащихся, осуществление индивидуальной работы. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой педагог-психолог в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым специалистам. Работа с молодыми педагогами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы образовательного учреждения.

Период вхождения молодого педагога-психолога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог-психолог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другой сфере деятельности или вообще останется ли он в сельской школе.

Особенностью труда начинающих педагогов-психологов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги-психологи с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

  • Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное  образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога. Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Основное предназначение программы – как можно быстрее ввести наставляемого в курс дела. Программа способствует снижению количества ошибок, уменьшает первоначальный дискомфорт, повышает уровень квалификации педагога в первые дни работы. Программа - современная системная единица профессиональной подготовки молодого специалиста к работе, благодаря которой обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» с учетом уровня квалификации молодого специалиста. 

В любом деле имеются риски и в работе  наставничества могут присутствовать:

-формальное неэффективное наставничество (дальше бумаги дело не ушло)

-неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника

-низкая компетентность наставника

Чтобы избежать риски надо:

  1. Обязательное положение о наставничестве, где разработана система мотивации наставников, оговорены обязанности всех сторон.
  2. Создание смежных групп наставников,
  3. Приветствуется взаимообучение наставника и наставляемого и наоборот.

Цели и задачи программы.

Цель программы «Мы вместе»: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

1. Адаптировать молодого специалиста для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение  норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.

2. Минимизация сроков адаптации молодого специалиста в коллективе педагогов и педагогов – психологов Берёзовского района.

3. Обеспечение необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда.

4. Обеспечение необходимой осведомленности педагога-психолога о предъявляемых к нему требованиях.

5. Содействие вовлечению педагога-психолога учреждения в решение задачи повышения качества образования, являющейся целью школы.

6. Оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации психологической деятельности.

7. Ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности наставляемого  педагога на основании рефлексивного анализа ИППР .

8. Оценить результаты программы и ее эффективность

Структура и примерное содержание программы.

Программа охватывает несколько направлений работы. Содержание программы отражает современные прогрессивные тенденции развития науки и практики в области школьного образования.

Направления:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса,

2. Психолого-педагогическое  сопровождение,

3. Программирование и моделирование образовательного процесса,

4. Методическое сопровождение образовательного процесса,

5. Диагностика результатов образовательной деятельности и особенности представления результатов педагогической деятельности.

Существует  механизм управления программой

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:  

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.  

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.  

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.  

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Срок реализации программы: 3 года

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Программа реализуется в три этапа, каждый этап составляет 1 год

1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный 

Цель этапа: выявление уровня имеющихся ЗУН  молодого педагога-психолога, сильных и слабых сторон,  разработка основных направлений работы с молодым специалистом. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:

 Содержание этапа:

  • сбор информации для формирования плана действий; https://nsportal.ru/node/5722021 стартовая диагностика затруднений молодого специалиста.
  • требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.
  • совместное составление плана работы по направлениям
  • разработка плана профессионального становления молодого специалиста (ИППР)

2 этап.  Основной, проектировочный этап:

 Цель этапа: реализация направлений работы с молодым специалистом в рамках программы.

Содержание этапа:

  • проводится работа над темой самообразования,
  • осуществляется планирование методической работы,
  • вырабатывается индивидуальный стиль деятельности,
  • начинается оформление портфолио,
  • разрабатывается и организуется программа адаптации,
  • осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя,
  • педагог-наставник и педагог-психолог помогают выстроить собственную программу самосовершенствования.
  • изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста;

В работе  используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, тренинг, открытые занятия, методические консультации, методические бюллетени, посещение занятий, анкетирование, тестирование, участие в методических и воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров методических объединений и совещаний и т.д. Для дальнейшей более эффективной работы  специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки (https://nsportal.ru/node/5721889 ), которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. На этом этапе педагог-психолог может использовать таблицу.

Возможные недостатки в работе начинающего педагога и пути их преодоления

Недостатки в работе молодого специалиста

Реакция обучающихся на недостатки

Способы преодоления недостатков

1

2

3

Неумение поддерживать внимание школьников

Отсутствие дисциплины и работоспособности у обучающихся, они постоянно отвлекаются, шумят

Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса школьников

Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся. Правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение к учителю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение контролировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной, обязательной информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы обучающихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы на уроке

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации учителя

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления

Неумение опираться на коллектив обучающихся

Пассивное поведение части обучающихся

Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей обучающихся

Недостаточное внимание к организации домашних заданий

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации

Внимание сосредоточено лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, акцент на ввод всех обучающихся в деятельностное состояние

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика, несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание

Нервозное состояние отвечающего ученика

Внимание к логически законченной информации (вербальное, средствами акцентирования на главном, составление плана)

Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся

Притупление интереса к учебе

Творческий подход к заданиям (их усложнение или временное облегчение)

Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся; мотивирование к интеллектуальному росту

Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся

Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учебе, преодоление трудностей

Стимулирование творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учебе

Дозировка времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)

3 этап. Контрольно-оценочный этап.

Цель этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности обучения молодого специалиста.

Содержание этапа:

На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодого учителя, не имеющие опыта работы с детьми, часто бывают прямолинейны, легко возбуждаются, кричат, угрожают. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо.

Успех молодого педагога нередко зависит от "пустяков" - одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Как очень удачно сказал А.С. Макаренко: "Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовки, полученной в вузе, недостаточно для формирования мастерства. К нему приходят только путем самообразования и творческих поисков. Поддержать учителя в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким он будет.

  • создание портфолио молодого педагога-психолога, сайта педагога-психолога
  • оформление «Банка методических материалов» молодого специалиста; диагностического инструментария
  • подготовка и реализация молодым педагогом самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ.

Ожидаемые результаты

Молодой специалист приобретает возможность личностного и профессионального роста. Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста. Кроме этого, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

1. Повысить % участия педагога в конкурсах педагогического мастерства;

2. Повысить % результативности участия в конкурсах различного уровня и различной направленности;

3. Повысить % участия педагога в научно-исследовательской деятельности;

4. Повысить % , демонстрации своего педагогического опыта;

5. Увеличить % положительных отзывов деятельности специалиста со стороны общественности, администрации и коллег.

6. Снижение % «текучести» кадрового персонала, который так важен в сельской школе.

Оценка усвоения программного материала может проходить в различных форматах:

  • Анкеты обратной связи.

      • Оценочные формы теоретических знаний.

      • Оценочные формы умений и навыков: система наблюдений; система практикумов (серия заданий с разработанными оценочными формами); оценочные деловые игры, тренинги.

  • Достижения профессиональной работы.

https://nsportal.ru/user/1356754/page/moya-aktivnost

«Плох тот учитель, который не превзошёл своего учителя»

                                                                                                    Леонардо да Винчи