Конкурсное задание " Методический семинар" (объяснительная записка)

Трофимова Татьяна Борисовна

Областной конкурс "Учитель года Нижегородской области-2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_opyta_trofimovoy_t.b_1.doc571.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему:

«ИКТ как средство реализации  системно- деятельностного подхода

при обучении математики»

                                    Т.Б. Трофимова, учитель математики  высшей категории 

                                  МОУ Пильнинская СОШ № 2 им. А. С. Пушкина, п. Пильна  

            «Когда  людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому,

              как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»

Г. Лихтенберг

      Современная школа в условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования.

       Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

      ФГОС применяют четыре года  в начальной школе, его ведущие принципы — принципы преемственности и развития.  Поэтому ФГОС среднего  общего образования будет являться его логическим продолжением, который нам, учителям среднего и старшего уровня   предстоит внедрять уже на следующий год. Следовательно, уже сейчас  мы должны быть готовы к новшествам в образовании, а именно: овладевать технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, непрерывно профессионально самосовершенствоваться.

      Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями, умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни.   Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность)

      Поэтому тема моего инновационного педагогического опыта: ИКТ как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении математики.

       Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Достижение этой  цели обеспечивается решением следующих задач:

  • Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
  • Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
  • Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

        Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.  Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ поставило меня  перед дилеммой: либо я иду в ногу со временем, учу  детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаю или ухожу  из профессии. Вот тогда-то я решила, что должна  освоить эти новые технологии. Пройдя курсовую подготовку в НИРО,  я начала применять полученные знания в учебном процессе.  

        Математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

       Использование на уроках информационных и коммуникативных технологий реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности. Использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности. Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

  • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
  • как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

       Конечно, идеальный вариант, к которому я стремлюсь, наверное, как  каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.    

        Использование информационных технологий я рассматриваю,  в  неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием  ИКТ;
  • творческая проектная работа учащихся;
  • дистанционное обучение, конкурсы;
  • библиотека, ресурсы Интернет;
  • элективные курсы;

       Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядно средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.

Новые стандарты предъявляют и новые требования к проектированию  урока. Изменилась типология и структура уроков, подходы к постановке цели и методы ее достижения, основанные на совместной продуктивной деятельности учителя и ученика, важное значение придается  рефлексии на каждом  этапе урока. При  организации комбинированного урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) я придерживаюсь следующих этапов:

1.  Этап мотивации и целеполагания

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Способы действия:

●     создание условий для положительно-эмоциональной направленности;

●     включение в деятельность;

●     определение целей, ”девиза” урока.

Помощь ИКТ и ЭОР:  использование видеороликов, музыкальных фрагментов

2. Этап актуализации знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Способы действия:

●     актуализация знаний, умений, навыков и мыслительных операций;

●     выявление и фиксация затруднений;

●     создание проблемой ситуации.

Помощь ИКТ и ЭОР: возможность оперативного предъявления вопросов и заданий и корректировки результатов их выполнения.

3. Этап “открытия нового знания”

Цель: изучение новых знаний

Способы действия:

●     диалог, работа в парах и группах;

●     организация исследовательской деятельности под руководством учителя;

●     выведение алгоритма действий.

Помощь ИКТ и ЭОР: поиск информации, иллюстрирование понятий и объектов, демонстрация учебного эксперимента, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи понятий.

4. Этап проверки первичного усвоения  знаний

Цель: проверка первичного усвоения нового знания в словесной и знаковой форме

Способы действия:

●     фронтальная работа, групповая работа;

●     выполнение заданий с проговариванием, комментированием;

●     записи в виде опорного конспекта.

Помощь ИКТ и ЭОР: использование интерактивного плаката, аудиозаписей, возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.

5. Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: включение нового знания в систему знаний и повторение.

Способы действия:

●     выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее;

●     определение областей применения новых знаний;

Помощь ИКТ и ЭОР: возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой, иллюстрация применения знаний, установление взаимосвязей новых знаний с изученными ранее

6. Этап самоанализа и самоконтроля

Цель: применение знаний и способов действий, понимание того, чему научился на уроке.

Способы действия:

●     самостоятельная работа с последующей проверкой

●     самоконтроль по эталону;

●     самооценка по принятым критериям;

●     создание ситуации успеха.

Помощь ИКТ и ЭОР: демонстрация эталонов и алгоритмов, критериев оценки, возможность оперативного предъявления заданий и упражнений.

7. Этап рефлексии (итог урока)

Цель: осознание учащимися и самооценка своей учебной деятельности и деятельности всего класса.

Способы действия:

●     сопоставление задач и результата урока;

●     определение задач следующего урока;

●     выражение чувства удовлетворения результатами деятельности.

Помощь ИКТ и ЭОР: установление связи цель-результат; предъявление результатов самостоятельной работы, самоконтроля.

          В своей работе я часто использую компьютерную технику. Прежде всего, в методической подготовке к урокам с ее помощью я подбираю и подготавливаю необходимый дидактический материал, осуществляю поиск и систематизацию дополнительной информации. Для этого в нашей школе оборудован доступ к сети Интернет, что дает возможность педагогам и учащимся школы использовать информацию из нее в учебной деятельности.

Кроме того, я провожу уроки с компьютерным сопровождением. В нашей  школе это возможно сделать,  так как все кабинеты оснащены компьютером,  мультимедийным проектором, экраном.  

        Меня, как  учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные презентации. Такое творчество вызывает мыслительную активность учащихся, которые самостоятельно проводят отбор материала по изучаемой теме, его всесторонний анализ, систематизацию и обобщение. Применение   компьютера при этом  помогает развивать творческие способности учащихся. Одновременно с этим идет процесс освоения компьютерных программ по созданию презентаций, отработка умений работать со звуком и анимацией.

          Проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность. При этом повышается мотивация учащихся к самостоятельному изучению математики.  Работа над проектами заканчивается их защитой, что приводит к созданию очень интересных презентаций, которые я затем могу включать в свои уроки.  Примерами таких проектов служат работы моих учащихся над темами «Правильные многогранники», «Графики функций с модулями»,  «Золотое сечение», «Симметрия» и их защита на научно-практической конференции «Академия стремлений».

В настоящее время существует множество программ,  позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения сечений, рисовать разнообразные геометрические фигуры,  проводить доказательства и др. Такие программы  как  УМК «Живая математика», Advanced Grapher , S3d, Algebry v1.1, интегрированный продукт «КМ-школа»,  позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Средства ИКТ технологий позволяют быстро и качественно отслеживать пробелы в  знаниях на этапе контроля, что позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет. Во время подготовки к ЕГЭ и ГИА на уроках использую сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.  Опыт показывает, что регулярное использование данного приема повышает активность работы учащихся на уроках, усиливает желание самоутвердиться, позволяет повысить качество знаний. На уроках  использую  материалы сайтов: http://www.mathege.ru/, http://www.resolventa.ru/demo/training.htm

          Использование компьютера на уроках  - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

Показателями  оценки  результативности реализации моей педагогической идеи являются:

  1. Качество знаний  по предмету

                                                 Результаты ЕГЭ

 Успеваемость и качество обучения

    Результаты ГИА                              

2. Творческая активность учащихся.

  • Победители и призеры школьного и муниципального уровней.
  • Победители и призеры школьной научно-практической конференции НОУ «Академия стремления».
  • Победители и призеры математического конкурса-игры «Кенгуру» (Школьный, районный уровень).
  • Участники 1-го Вахтеровского фестиваля-конкурса творческих работ по математике «Красота и величие математики» в номинации математические вариации.
  •  Участники  проектов социальной направленности: «Помнить, чтобы жить», «Дети - детям», «Доброе сердце - добрые поступки», «Пусть поселок будет чистым».
  • Авторы публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru  творческих работ.
  • Участники ежегодных недель математики.

3.  Моя активная жизненная позиция.

  • Выступления  на школьных заседаниях МО и педагогических советах:

Тема: « Модель совместной деятельности по формированию толерантности у учащихся»

Тема: «Традиции классного коллектива»

Тема: «Новые требования к учителю в рамках образовательной инициативы» наша новая школа»

Тема: « Технология дифференцированного обучения»

  • Выступления на районных заседаниях МО:

Тема: «Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики»

Тема: « Системы уравнений и задачи с параметром. Задачи С-5 ЕГЭ»

  • Публикация «Роль дифференцированного обучения в процессе  развития диалогической личности учащихся». Сборник докладов учителей творческой группы иллюстрирующих инновационный опыт учителя:
  •  Участник творческой группы экспериментальной площадки «Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации» на базе  МОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина
  •  Участник Всероссийского интернет - педсовета.

Показатели  результативности  от реализации моего педагогического опыта:

  • Программа элективного  курса по математике «Модуль» для учащихся 9-х классов. (Экспертное заключение НМЭС ГОУ ДПО НИРО №279 от 17 мая 2011 года).
  • Участница Всероссийского интернет – конкурс «Педагогическое творчество»  2012г.
  • Победитель районного конкурса классных руководителей  «Самый классный, классный» - 1 место в номинации «Классный руководитель городской школы, 2009 г.
  • Участница районного конкурса профессионального мастерства «Моя мастерская», 2010 г.
  • Участница Московского педагогического марафона учителей математики «ФГОС. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в основной школе» , 2012 г.

     Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы — это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.