Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Шинова Евгения Игоревна

Здесь представлены материалы, которые помогают при подготовке к экзаменам по русскому языку, а также литературе. Буду рада, если мои материалы окажутся полезными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lovushki_ege.ppt2.27 МБ
Файл 3_zadanie_oge.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Ловушки" ЕГЭ

Слайд 2

Обратите внимание! В «Методических рекомендациях, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 201 7 года по русскому языку», отмечено: ниже других заданий базового уровня (в диапазоне от 54 до 65 баллов) находится процент выполнения заданий, проверяющих освоение следующих элементов содержания : «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи ( задание 14 ); «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» ( задание 19 ), «Функционально-смысловые типы речи» ( задание 21 ).

Слайд 3

Задание 15 Слова, содержащие орфограмму «-Н- и -НН- в разных частях речи», относятся к наиболее трудным написаниям. Затруднения вызывает неумение разграничить краткую форму причастия и прилагательного. (Была образована группа любителей поэзии. Эти ребята хорошо образованны )

Слайд 4

Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи Краткое причастие Краткое прилагательное Отвечают на вопросы каков? какова? каково? Образуется от полных страдательных причастий ( решённый – решён, решена, решено) Образуется от полных прилагательных ( ценный – ценен, ценна, ценно) Всегда пишется одна Н Пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

Слайд 5

Смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия Краткое причастие Краткое прилагательное 1. При нем есть зависимое слово в творительном падеже, которое обозначает производителя этого действия (т.е. действие совершается кем-то или чем-то ): Иконы написаны ( кем? ) Андреем Рублёвым. Жильцы дома возмущены (чем?) решением суда. 2. Обозначает действие, которое можно заменить глаголом : Легенды рассказаны старожилами. – Легенды рассказали старожилы. 1. Обычно относится к существительному и обозначает «родной», постоянный признак предмета : Подруга умна и образованна (Подруге свойственны ум и образованность ) . 2. Этот постоянный признак (качество) сочетается с наречием «очень»: Подруга умна и очень образованна. 3. Можно краткую форму заменить синонимом в краткой же форме : Их взгляды очень ограниченны (т. е. узки , недалёки ) 4. Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени, пишутся с НН , например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный «обнаруживающий результаты хорошего воспитания»); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный «привыкший к исполнению своих прихотей»); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный «полный высокого содержания»). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени : воспитаннее, избалованнее, возвышеннее.

Слайд 6

Наиболее употребительные случаи написания Н и НН в краткой форме Полная форма Краткие причастия  можно заменить глаголом;  есть зависимое слово или действие совершается кем-то или чем-то). Краткие прилагательные  свойства характера, качества человека);  в предложении есть ещё одно краткое прилагательное, характеризующее предмет. Н НН Испуганный Подруга испугана ( чем?) появлением брата. Дама была смущена и испуганна . Обдуманный Решение посетить карстовые пещеры было тщательно обдумано ( кем-то). Поведение парашютистки необдуманно и опасно. Избалованный Эта девочка явно избалована ( кем?) родителями. Её дети избалованны и капризны. Сдержанный Все атаки врага были сдержаны ( кем-то) на подходах к крепости. Верующие люди сдержанны и немногословны. Собранный Материалы о подвигах разведчиков были собраны и переданы ( кем-то) в музей. Саперы были собранны , внимательны и осторожны. Изысканный Средства были изысканы ( кем-то) из дополнительной статьи расходов. Роспись на стенах была невероятно красива, изысканна.

Слайд 7

Запутанный Следы на снегу запутаны ( кем-то). Взаимоотношения с родственниками были запутанны , неясны, вызывали недоумение. Запущенный Наконец-то воздушные шары были запущены ( кем-то) в небо. Все клумбы на подворье были запущенны , поросли диким бурьяном. Рассеянный Картины экспрессионистов рассеяны ( кем-то) по миру. Ася рассеянна и невнимательна. Образованный В нашей школе образованы ( кем-то) кружки по интересам. Аспирантка была хорошо образованна и культурна. Начитанный Все воспоминания на диске были начитаны ( кем?) самим поэтом. Пришедшие на собеседование были начитанны и умны. Возвышенный Льстецы часто бывают возвышены ( кем?) начальством. Помыслы Данко возвышенны , прекрасны. Уверенный Журналисты уверены ( в чём?) в достоверности информации. Поступь ее уверенна , грациозна, красива.

Слайд 8

Ограниченный Поля ограничены ( чем?) лесопосадками. Во время ее выступления всем стало понятно, что она ограниченна и глупа. Сосредоточенный Войска сосредоточены ( кем-то) у западной границы. На просмотре нового фильма все были сосредоточенны и внимательны. Подавленный Все проявления недовольства были подавлены ( кем-то). После беседы с участниками событий все были подавленны и молчаливы. Организованный Мероприятия хорошо организованы ( кем-то). Прибывшая группа была энергична и организованна . Измученный Дети измучены ( чем?) переходом через горы. Лица были измученны, бледны. Оправданный Обвиняемые оправданы ( кем-то) за недостаточностью улик. Чрезвычайное положение было необходимо, оправданно . Собранный Деньги на помощь пострадавшим собраны ( кем-то) в срок . Моряки собранны , решительны.

Слайд 9

Решите самостоятельно 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Чугу(1)ая пушка наша была заряже(2)а картечью и направле(3)а в сторону остановле(4)ого врага. 2. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н. Говорят, местная барыня невежестве(1)а, изнеже(2)а, капризна и враждебно настрое(3)а против образова(4)ых соседей. 3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Стены деревя(1)ого дома были очище(2)ы и расписа(3)ы яркими красками. 4. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н. Дорога дли(1)а, утопта(2)а стра(3)иками, исхоже(4)а вдоль и поперёк. 5. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Школьниками на экзамене по математике все задачи были реше(1)ы, провере(2)ы и разложе(3)ы по вариантам. 6. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н. По мнению окружающих, поведение Егора рискова(1)о, непродума(2)о, безнравстве(3)о. 1 2 3 4 5 6 23 124 23 13 123 123

Слайд 10

Задание 20 В задании 19 есть такая пунктограмма, как стык союзов , т.е. рядом стоящих двух подчинительных ( что если; что когда, потому что если и т.п) или сочинительного и подчинительного союзов ( и когда; но если; и чтобы и т.п)  Обратите внимание! Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов то , но , так . Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов то , но , так . Сравните два предложения: В половодье в озеро рыба заходила из реки Белой, а когда вода начинала убывать, то мещеряки перегораживали плетнем узкий и неглубокий проток. 2. Я думал, что , когда умрет дедушка, и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая. В первом предложении у союза когда есть продолжение в виде слова то ( когда ... то ), поэтому на стыке союзов ( а когда ) запятая не ставится . А во втором предложении нет продолжения в виде слова то , поэтому на стыке союзов ставится запятая ( что , когда ). Кроме того,  такие предложения легко перестроить: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, когда умрет дедушка, потому что она старая и седая .  можно «изъять» внутреннюю придаточную часть, не нарушив структуру предложения: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

Слайд 11

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении В задании 20 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И. Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая (знаки препинания не расставлены): 1. Скворцы внимательно наблюдали за воробьями (1) и (2) если те не собирались покидать обжитые за зиму сковоречники (3) караулили нахальных гостей (4) чтобы потом задать им трёпку. 2. Вечером мы встретились в парке (1) и (2) когда увидели друг друга после сорока лет разлуки (3) каждый невольно подумал (4) что годы изменили многих из нас до неузнаваемости. В первом предложении союз и соединяет однородные сказуемые ( наблюдали и караулили ) , поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится . На месте цифры 2 (стык союзов и , если ) запятая ставится : при союзе если нет продолжения в виде соотносительного слова то — второй части составного союза если … то . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые , как на границе главной и придаточной части. Следовательно, правильный ответ: 2, 3, 4 . Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: мы встретились , вторая — каждый подумал ), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая . На месте цифры 2 также нужно поставить запятую : это стык союзов и , когда и после придаточного предложения времени нет слова то . На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые , как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Слайд 12

Проверьте себя 1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) Мать отвечала (1) что (2) покуда искра жизни тлеется во мне (3) она не перестанет делать всё (4) что может (5) для моего спасенья. 2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) Мать клала меня в ванну (1) вливала в рот бульону (2) целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками (3) а (4) если и это не помогало (5) то наполняла легкие мои своим дыханьем. 3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) Первые ощущения страха поселили во мне рассказы няньки (1) и (2) хотя мать строго запрещала ей даже разговаривать со мною (3)но она иногда успевала сообщить мне кое-какие известия о буке (4) о домовых и мертвецах. 4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) Я так боялся комнаты моего покойного деда (1) что (2) когда проходил мимо неё (3) всегда зажмуривал глаза. 5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) Дедушку с бабушкой мне также хотелось видеть (1) потому что (2) хотя я и видел их (3) но помнить не мог: в первый мой приезд в Багрово мне было восемь. 1 2 3 4 5 12345 1235 134 123 13

Слайд 13

Функционально-смысловые типы речи Задание 23 Во внешнем облике речи, в её строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий. Одно дело описать какой-либо предмет или явление, другое — рассказать о нем, третье — объяснить его причины. В каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. В процессе развития мышления, речи выработались наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих языковых задач. Поэтому выделяют такие компоненты речи, как описание , повествование , рассуждение , которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и её смысла.

Слайд 14

Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния ( перечень постоянных или временных предметов ) Каков предмет? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Повествование Сообщать о последовательности действий или событий. ( Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец ) Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходит потом? Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события ( Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события. ) Почему? В чём причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Слайд 15

Отличие повествования от описания Описание Повествование Нет динамики ; действия или признаки в описании постоянные, одновременные, не изменяющиеся во времени. Повествование динамично , действия последовательны. Можно изменить порядок перечисления действий или признаков, поменяв местами фрагменты текста. Последовательность действий в повествовании изменить невозможно. «Новое» в описании – это свойства предмета. «Новое» в повествовании – это действия предмета.

Слайд 16

Обратите внимание! Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает определить тип текста ( описание – один кадр, повествование – несколько кадров, а рассуждение сфотографировать невозможно ). Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку. Обратимся к тексту. Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада. Таков был обычный приход Субоча. ( К.Паустовский ) Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий , характеризующих его поведение , и указание на реакцию окружающих . Однако употребленные здесь автором глаголы не способны показать развитие действия , они указывают на одновременность происходящего . Известный лингвист В.В.Виноградов говорил так о динамическом описание: «Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости».

Слайд 17

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д Схема рассуждения

Слайд 18

Тренировочные упражнения По-моему, Несомненно, Можно с уверенностью утверждать, что… Я считаю, Я думаю, Мне кажется, На мой взгляд, это высказывание – описание, так как (потому что) изображён целый ряд отличительных признаков предметов, явлений или событий, которые представлены одновременно. Между предложениями параллельная связь. данное высказывание – повествование, передан ряд действий, происходящих в разное время, последовательно. Между предложениями последовательная связь. это высказывание – рассуждение, объясняется какой-либо факт; доказывается что-либо; делаются умозаключения, выводы, обобщения. В высказывании чётко прослеживаются причинно- следственные отношения. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не жи- вет под чеченскими пулями – напра- сно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, - и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял поч- ти последнюю надежду. Когда я уви- дел Бэлу в своем доме, когда в пер- вый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…М.Лермонтов Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, краснова- тые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промо- инами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, об- нявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется се- ребряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. М.Лермонтов Я затворил за собою дверь моей комна- ты, засветил свечку и бросился на пос- тель; только сон на этот раз заставил се- бя ждать более обыкновенного. Уж вос- ток начинал бледнеть, когда я заснул, но - видно, было написано на небесах, что в эту ночь я не высплюсь. В четыре часа утра два кулака застучали ко мне в окно. Я вскочил: что такое?.. "Вставай, одевайся!" - кричало мне несколько голосов. Я наскоро оделся и вышел. М.Лермонтов

Слайд 19

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год — веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый прекрасный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулеж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия. (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские отточили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год. (6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее другого — про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию — и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились. (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, ученые — словом, те, кого принято называть наставниками, пастырями духовными. (11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, куклы в национальных костюмах, которые я привез из заграничных поездок… (13)А где же новогодняя елка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлочку ко мне в комнату в самый канун Нового года — свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своем натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух. (15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объяснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет). (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу — не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год? (19)В передней зазвенел звонок — почта, должно быть. (20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлебывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам. (23)— Нет, нет, — услышал я опять торопливый и шепелявый голос, — это наша работа, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете… (25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой каторжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лестницы на лестницу), да ещё и — «обижаете»… (28)Я пошел на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в теплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытертым кроличьим воротником, старые ботинки… (31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет. (33)Я надбавил денег — может, теперь будет посговорчивее? (34)— Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! — сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твердым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдерживаемые слёзы. (37)Я глядел в ее большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле обижаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её — честность и неподкупность труженицы. (39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу! (По Ф. Абрамову)

Слайд 20

Проверьте себя 1. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 11,12 содержится описание. 2) В предложениях 37-40 заключена основная мысль текста. 3) В предложениях 29, 30 представлено рассуждение. 4) Предложение 27 обосновывает мысль, содержащуюся в 25, 26 предложениях. 5) Предложения 30, 31 содержат итоговый вывод. 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов. 1) В предложениях15—18 представлено рассуждение. 2) Основная мысль текста заключена в предложении 22. 3) В предложениях 6-10 представлено повествование. 4) В предложениях 25-27 представлено описание. 5) В предложениях 11,12 содержатся элементы описания. 3. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 15-18 представлено повествование. 2) Предложения 29,30 содержат описание. 3) Предложения 37,38 раскрывают смысл, заложенный в предложениях 26, 27. 4) В предложении 33 доказывается мысль, сформулированная в 26 предложении. 5) В предложениях 1-3 представлено рассуждение. 4. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов. 1) В предложении 12 представлено описание. 2) В предложениях 9-11 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6-8. 3) Предложения 11,12 содержат элементы рассуждения. 4) В предложениях 19-22 представлено повествование. 5) В предложениях 16-18 обосновывается мысль, которая сформулирована в предложении 12. Проверьте себя: 1 2 3 4 124 15 14 35

Слайд 21

100 100 100 Высоких баллов на экзамене!



Предварительный просмотр:

Задание 3

1.. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Недавно шёл первый снег (1) и тогда всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом (2) под ногами мягко хрустел снег. Всё вокруг было мягко (3) бело (4) холодно (5)и от этого дома выглядели иначе (6) чем вчера (7) фонари горели ярче. И в душу (8) вместе с морозным воздухом просилось чувство (9) похожее на молодой снег.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов (1) Саврасова (2) Васильева (3) Левитана (4) и многих других. Один из лучших художников этого жанра (5) Шишкин. Русская природа (6) основная тема его творчества. Цветущие поля и сосновые рощи (7) папоротник в лесу и ручей в лесной чаще (8) всё это близко и дорого сердцу художника.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С утра в степи было (1) не только холодно (2) но и ветрено. Ветер (3) просушивая колеи дороги (4) шуршал прошлогодним бурьяном. Чуть левее от нас (5) на западе (6) картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов (7) она тонула в утреннем тумане. Степь увлекала (8) овладевая душой и (9) наполняя её чувством радости.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

И. И. Шишкин (1) известный русский художник. Всё (2) обыкновенное дерево (3) старый пень (4) полевые цветы (5) привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту (6) в тумане над рекой и в лесной чаще. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы (7) у знакомой речки (8) в родном лесу (9) в поле.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Недалеко от столицы, там, где протекает река (1 )Сестра(2), находится небольшой город (3)Клин(4). С этим городом связаны последние годы жизни П. И. Чайковского, выдающегося русского композитора, создавшего балет (5 )Щелкунчик( 6 ). На окраине города стоит (7)дом-музей(8) Чайковского, в котором самые известные музыканты собираются и исполняют его произведения.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С конца сентября сады пустеют (1) погода круто меняется. Ветер треплет деревья (2) и дожди (3) не прекращаясь ни на минуту (4) поливают их с утра до ночи. Воздух делается чист и ясен (5) а солнечный свет ослепительно сверкает между (6) волнующейся от ветра (7) листвой. Ветер нагоняет зловещие космы пепельных облаков (8) бегущих низко и (9) затуманивающих солнце.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

П. А. Плетнёв (1) поэт (2) литературный критик (3) издатель сочинений А. С. Пушкина. В одном из писем он писал (4) «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта... Я был для него всем (5) и родственником (6) и другом (7) и издателем (8) и кассиром». «Евгения Онегина» Пушкин (9) посвятил Плетнёву.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Брянская земля (1) древняя и славная (2) удивительно красива. Прекрасны её леса (3) золотые в лучах осеннего солнца (4) и (5) покрытые зимой сверкающим снегом поля (6) и луга (7) пёстрые летом и (8) опустевшие осенью. А сколько героических событий видели деревья-великаны (9) храня тайны веков!

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Берёзовый сок (1) очень ценный продукт (2) богатый полезными для организма веществами. Наблюдательному человеку не нужно резать берёзку (3) чтобы узнать (4) началось ли движение сока. Лягушки прыгают (5) есть сок в берёзе. Тонет нога в земле (6) есть сок в берёзе. Зяблики поют (7) жаворонки (8) скворцы и дрозды (9) есть сок в берёзе.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Под лёгким дуновением знойного ветра (1) море вздрагивало (2) и (3) покрываясь мелкой рябью (4) ослепительно ярко отражавшей солнце (5) улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Чайки сидели рядами на песке (6) раскрыв клювы и (7) опустив крылья (8) или же лениво качались на волнах. Солнце садилось (9) и на жёлтом песке лежал розоватый отблеск его лучей.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Иван Кулибин (1) талантливый русский изобретатель. Первый русский телеграф (2) самодвижущиеся экипажи (3) приводимые в действие педалями (4) гениальные проекты деревянных мостов (5) всё это великие изобретения Кулибина. Но была у этого человека настоящая страсть (6) часы. Что бы Иван Кулибин ни делал (7) что бы ни изобретал (8) мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал (9) необыкновенные часы.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Я вспоминаю книги Островского и Толстого (1) Горького и Пушкина (2) Маяковского и Шолохова и говорю (3) «Спасибо вам (4) мои любимые писатели (5) первооткрыватели и учителя (6) за всё (7) за вдохновение (8) за школу (9) за уроки жизни!»

13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Лепка из глины проста в освоении (1) и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека (2) любого возраста. Древнейшие чувства (3) которые (4) к сожалению (5) в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (6) с помощью лепки начинают восстанавливаться и не только приводят к развитию эстетического чувства (7) ной восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие(8) таким образом (9) оказывая на человека определённое психотерапевтическое воздействие.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Лиза присела на край стула и посмотрела в окно.

  1. Мама, ты тоже считаешь (2) что Наташа Ростова (3) это положительный герой? (4) вдруг спросила она.

Софья Васильевна быстро повернулась на стуле.

  1. Думаешь? (6) Она помедлила. (7) Ну конечно...

15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Страшная буря рвалась и свистела (1) между колёсами вагонов. Вагоны (2) столбы (3) люди (4) всё (5) что было видно (6) было занесено снегом и заносилось всё больше. «Сюда (7) пожалуйста!» (8) кричали разные голоса (9) и пробегали мимо люди.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Самый яркий образ Москвы создан (1) конечно (2) в «Евгении Онегине». Москва (3) это и сады (4) и чертоги (5) и золотые головы церквей (6) и деревянные дома в старых переулках с обветшавшим бытом. С (7) одному лишь ему присущим (8) даром (9) Пушкин передал неповторимый и густой аромат московского бытия.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Триумф (1) торжество (2) победа (3) вот какой смысл заложен в одном из самых красивых фонтанных комплексов мира (4) который является блестящим памятником искусства барокко (5) в легендарном Большом каскаде Петергофа. Однако (6) данный каскад (7) это не просто шедевр в архитектурном плане (8) но и кульминация всего дворцово-паркового комплекса Петра (9) его апогей.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Один из знакомых Пушкина (1) увидев на его столе «Повести Белкина» (2) заинтересовался их автором. «Кто бы он там ни был (3) а писать повести надо так (4) просто (5) коротко и ясно!» (6) отвечал Пушкин. Эти повести стали образцом прозы для многих писателей (7) Гоголя (8) Тургенева (9) Чехова...

19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Усталая (1) разбитая (2) я сидела среди всего этого разгрома (3) и беспорядка отъезда (4) и в конце концов дождалась того (5) что Петя подошёл ко мне (6) и сказал ласково:

— Катя (7) голубчик (8) очнитесь!

20. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Пушкин, сосланный в (1 )Михайловское(2), много читал. (З)Книг, ради бога, книг!(4) — просит он в письме к брату. Главы (5)Евгения Онегина(б), трагедия ( 7)Борис Годунов(8), несколько десятков лирических стихотворений — таков далеко не полный список созданного им в течение двух лет ссылки.

21. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное (1) иней. Обильный и пушистый (2) он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Деревья (3) скворечники (4) провода (5) всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы (6) кусты шиповника (7) в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана.

22. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Через минуту (1) в дверь комнаты господина из Сан-Франциско легонько стукнул метрдотель (2) явившийся (3) чтобы узнать (4) будут ли господа приезжие обедать (5) и в случае утвердительного ответа (6) в котором (7) впрочем (8) не было сомнения (9) доложить о времени обеда.

23. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Виктор Михайлович Васнецов (1) замечательный русский художник. Его картины написаны на темы (2) взятые из народных сказок (3) былин (4) преданий (5) словом (6) из народного эпоса. Одна из наиболее известных картин Васнецова

  1. «Алёнушка». Эта картина (8) поэтическое воплощение народной скорби о тяжёлой сиротской доле. Осенняя печальная природа дополняет трогательный образ девушки-крестьянки (9) уединившейся в лесу выплакать своё горе.

24. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Здесь (1) среди болот (2) поросших богатой растительностью (3) и глухих лесов (4) изгибаясь (5) пробирается тоненький ручеёк. Так (6) начинает свой путь Волга. Пройдя через несколько озёр (7) она набирает силу и ширится. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге свои воды. Путешествующий по Волге человек (8) не перестаёт удивляться красоте её берегов (9) разнообразных и живописных.

25. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Весной ты прогуливаешься по лесу (1) и вдруг до тебя доносится шипение. Поворачиваешься и видишь (2) из дупла соседнего дерева на тебя смотрит змея (3) со странной головой на длинной шее. Это птица (4) которую за длинную подвижную шею назвали вертишейкой. Во второй половине апреля всюду (5) в лесу (6) садах (7) аллеях (8) звучит её жалобный голос (9) «Кяй-кяй-кяй!»

26. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда в сознании писателя рождается книга (1) он испытывает чувство (2) приближающегося счастья. Волнение писателя (3) начинающего книгу (4) сродни волнению человека (5) уходящего в глубину (6) ещё не открытых (7) стран. По-моему (8) у настоящих писателей в чувстве радости от работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку друга (9) и повёл его за собой в полную событий и света страну.

27. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Кенгуру (1) известное всем животное. Его можно увидеть (2) и в зоопарке (3) и на страницах детских книжек (4) оно изображено (5) на австралийских деньгах и на почтовых марках. В глубине Австралии живёт гигантский рыжий кенгуру, а в лесах (6) его серый брат. Есть у этого животного удивительные особенности. Взглянешь на второй и третий пальцы на задней ноге кенгуру (7) увидишь (8) они срослись и образовали ручку (9) которой очень удобно расчёсывать шёрстку.

28. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Олег Меньшиков (1) первый русский актёр (2) удостоенный премии имени Лоуренса Оливье. Эта премия была вручена ему за роль Есенина в спектакле (3) «Когда она танцевала», где актёр играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв. Эта престижная ежегодная премия (4) нечто вроде «Оскара» у кинематографистов. Никаких денег к премии не прилагается (5) но престиж (6)разумеется (7) дороже любых денег (8) тем более для актёра (9) получившего эту награду впервые.


29.
 Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Воздух был пропитан острым запахом моря (1) и жирными испарениями земли (2) незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч (3) пышные (4) странных очертаний и красок. Между ними (5) ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (6) украшенные золотыми крапинками звёзд. По степи (7) по песчаным берегам (8) по воде поплыли тени облаков (9) пропитанные голубым сиянием.

30. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Вещи из льна обладают удивительным свойством (1) там (2) где они (3) всегда пахнет свежестью. Учёные утверждают (4) лён сберегает здоровье человека. В доме Пушкина в Михайловском было много льняных вещей (5) скатертей (6) полотенец (7) занавесей (8) вытканных сельскими ткачихами на старинных станках.

31. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Поздно. Ночь становится всё таинственнее (1) и я чувствую это (2) хотя не знаю ни времени (3) ни места. Погас последний огонёк в долинах (4) и седой туман воцаряется над ними (5) зная (6) что всё вымерло на земле и (7) уже никогда не наступит утро (8) а будут только возрастать туманы (9) окутывая величавые горы.

32. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Впереди стоял капитан (1) подавая команду осторожным движением руки. Поднимет руку над головой (2) все тотчас останавливались и замирали (3) вытянет руку в сторону с наклоном к земле (4) все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились (5) махнёт рукой вперёд (6) все двигались вперёд (7) покажет назад (8) все медленно пятились назад.

33. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кроме этих зловещих таинственных огоньков (1) в полуверсте ничего не было видно. Хорошо ещё (2) что морозно (3) и ветер легко сдувает с дороги жёсткий снег. Но зато (4) он бьёт им в лицо (5) засыпает с шипеньем придорожные дубовые вешки (6) отрывает и уносит в дыму позёмки почерневшие листья (7) и (8) глядя на них (9) чувствуешь себя затерянным в пустыне.

34. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Однажды в доме (1) где я жил (2) поднялись крики (3) вопли (4) у хозяйки украли двух кур (5) и она обвиняла в этом моего денщика. Он оправдывался (6) призывал меня в свидетели (7) говоря (8) «Станет ли Егор Артамонов красть!» Я уверял хозяйку в честности Егора (9) но она и слушать ничего не хотела.

35. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Вспоминаются знаменитые слова (1 )Эйнштейна(2) о том (3) что Достоевский даёт ему больше (4) чем математика. Недавно кто-то из писателей сказал (5) что русская литература поддержала нас в войну. (6)Жди меня( 7) К. Симонова...

  1. В землянке(9) А. Суркова... Эти произведения помогли выстоять!

36. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

(1)Что за странное существо?(2) — спросишь ты, если увидишь (З)морского конька(4). Его необычная форма тела напоминает шахматную фигурку (5)коня(6). Гибкий хвост составляет больше половины тела. Рыбка пользуется им как (7)якорем(8). Цепляется за водоросли и застывает. Живут коньки в тёплых тропических морях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12345679

568

2345678

267

56

123458

45

1234679

1569

345689

11

12

13

14

15

16

17

119818

20

156

37

345678

134567

48

12456

37

47

12578

345678

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

157

23456789

1578

1234579

259

13458

167

14

2346789

145

31

32

33

34

35

36

12345689

2468

1256789

48

6789

12