" Я и моя профессия"

Быкова Мария Александровна

 Автор: Быкова Мария Александровна, воспитатель, первой категории , ГБОУ СОШ с/п детский сад « Белочка- « корпус-№1»» с .курумоч .

Воспитание появилось вместе с первыми людьми. Детей воспитывали безо всякой педагогики, даже не подозревая об её существовании. Первые зачатки педагогической мысли выражались в народе в виде поговорок и пословиц. В них отображались поучения взрослых детям. В первобытном обществе воспитание и обучение носили непрофессиональный характер, не было отдельного человека, который занимался бы этим специально. Воспитанием занимались все, всё общество, передавая все свои знания и опыт своим потомкам. Собственно педагогика появилась в связи с потребностями общества в передаче знаний следующему поколению и потребности в более эффективном воспитании. Педагогика является одной их древних наук возникшей в русле философии в рабовладельческом обществе. В то время педагогами называли людей, которые водили детей в школу, позже – людей, которые воспитывали и обучали детей. А педагогика как самостоятельная наука сформировалась сравнительно недавно и стремительно продолжает развиваться. В каждое время педагогика отличалась по требованиям, методам, приёмам и средствам воспитания и обучения.

В наше время, время технического прогресса воспитание детей стало ещё более необходимым. Так как вместе с техническим прогрессом пришло не только положительное, но и очень много неблагоприятного и негативного. Люди как будто разучились правильно говорить и выражать свои мысли, порой, выражая их нецензурной лексикой. То, что раньше было неприемлемо – сейчас в пределах нормы. Об этом свидетельствует и высказывание Веслава Брудзиньского, он писал: «Любопытно: с каждым поколением дети всё хуже, а родители всё лучше; отсюда следует, что из всё более плохих детей вырастают всё более хорошие родители».

Средства массовой информации пропагандируют сигареты и спиртное, то есть всё, что ни коем образом нельзя отнести к здоровому образу жизни. Дети повторяют за рекламными роликами, не понимая их значения. А по поводу кинофильмов, мультфильмов и телепередач всё ещё гораздо хуже. Недавно проводилась статистика по программам на телеканалах страны, которая показала что детских передач, (которых должно быть не менее 15 % от общего числа передач) на одном канале, в среднем, приходится всего 3-5 %. Эта статистика показывает, на сколько безразлично отношение нашей власти и общества на полноценное и здоровое будущее подрастающего поколения. Их больше волнует собственное обогащение. Мало того, программы и фильмы с ограничением возраста, в которых сплошное насилие, убийства, агрессия и аморальное поведение, показывают в дневное и вечернее время. Эти фильмы травмируют психику даже нормального человека, не говоря уже про психику ребёнка. Даже в детских программах и мультфильмах прослеживается агрессия и насилие. Современные дети начинают воспринимать всё увиденное как норму поведения и уровня жизни, так как видят это постоянно. Очень мало действительно хороших обучающих и развивающих передач, но они всё же есть и хотелось бы, чтобы их было гораздо больше. Телевидение должно помогать нам, в нашем нелёгком труде, в воспитании и образовании личности, а не разрушать её.

Во многом «благодаря» телевидению и Интернету у детей складываются искажённые представления о реальной действительности и идеалах. Раньше большинство детей хотело стать космонавтами, пилотами, спортсменами, пожарными, докторами, учителями. Хотели делать научные открытия, спасать, лечить, учить, то есть делать что – либо во благо человечества. А сейчас детей, как и взрослых, интересуют только денежные профессии, такие как президент, депутат, актёрство, что ещё хуже хотят стать криминальными авторитетами (силачами с мускулами, убивающими всех подряд). В этой ситуации виновато не только телевидение, но и мы сами, так как наше поколение тоже, отчасти, воспитано на телевидении. И если мы хотим добиться большего результата в воспитании и обучении детей, нам нужно начинать работу с их родителей и самих себя. Ещё Сенека (римский государственный деятель, философ) живший до нашей эры говорил: «Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди». Ведь так оно и есть, рано или поздно ребёнок последует твоему примеру, а не твоим советам и поучениям. Дети вообще редко перевирают слова взрослых, они удивительно точно повторяют всё то, чего окружающим не следовало бы говорить. Родители рядом с детьми с самого их рождения и на протяжении всей жизни, и в первую очередь они являются самым главным и ярким примером для подражания. Поэтому нам педагогам необходимо поддерживать тесное сотрудничество с родителями: разговаривать, давать консультации, советы по проблемам именно их ребёнка, проводить родительские собрания, беседы по определённым, волнующим темам.

Как говорил великий писатель Лев Толстой: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние». Он прекрасно знал, что дошкольный возраст является самым сенситивным для развития личности в целом, так как он сам был отличным педагогом. К работе педагога нужно подходить очень ответственно, так как в его руках «чистый лист бумаги» и от того, что мы в него вложим, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребёнка, его воспитание, отношение к окружающему миру и людям, ЗУНы и т.д.

Всю жизнь меня окружали маленькие дети. У меня очень хорошо, получается, находить с ними общий язык, они любят меня, а я их. Но полное осознание того, что это моя профессия ко мне пришло тогда, когда я начала работать с детьми. Каждый ребёнок как открытая книга, то, что у них на душе и в уме, то и на языке. Они удивительным образом чувствуют, как к ним относятся и говорят ли им правду. Не всегда понимая, почему с одними людьми они не хотят или не могут общаться, а от других не отходят ни на шаг.

По моему мнению, для работы с детьми педагог должен быть компетентен во всех вопросах, должен знать и уметь очень многое, даже не касающееся к педагогике и воспитанию. В этом деле пригодится абсолютно всё и умение шить, вышивать, вязать, рисовать, лепить, петь, танцевать, и заниматься актёрским, режиссёрским мастерством и многое другое. Вообще педагог должен быть очень творческим человеком, а все эти умения позволяют ему сделать серые будние дни детей яркими и весёлыми. Педагог может поставить театральное представление (кукольный или пальчиковый театр), может сделать любую куклу для игры или кукольного театра, сшить и оформить любой костюм для выступления, любую декорацию, построить сцену из картона и красочно разрисовать её, подготовить любое пособие для занятия (наглядный, демонстрационный и раздаточный материал). В свободное время педагог может разучивать с детьми стихи и песни, отрабатывать движения танцев, определять для каждого ребёнка роль в постановке с учётом индивидуальных особенностей.

Обязательны также знания в области детской психологии и психологии общения и конфликтов между детьми и людьми в целом. Воспитателю необходимы знания по психологии, но одного знания не достаточно, их нужно правильно применять. Без них педагог не смог бы найти с детьми общий язык и разобраться в конфликтах. Порой и родители не могут найти общего языка между собой и со своими детьми. В данное время по телевидению показывают одну линию решения конфликтов – это жестокая месть или убийство, а мы должны помочь им и научить достигать в спорах компромисса или сотрудничества.

Педагог должен в достаточной мере знать медицину, гигиену, детскую (и не только) литературу и ответы ещё на очень и очень многие вопросы, которые задают дети, так как для ребёнка воспитатель является авторитетной личностью, которая знает ответы на абсолютно все его вопросы. И чтобы не потерять свой авторитет в его глазах необходимо быть эрудированными во всех аспектах. Знать в совершенстве этикет, нормы поведения. А для того чтобы научить чему – либо ребёнка необходимо обладать этими качествами и умениями самому, показывая своим личным примером. Педагог должен быть воплощением и носителем духовно – нравственной культуры. В педагоге должна быть соединена высокая образованность, профессиональная компетентность, нравственная направленность личности.

Чем больше педагог знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать, а детям интереснее заниматься и легче усваивать учебный материал. Педагогу следует разумно чередовать обучение и игру (хотя в дошкольном возрасте обучение осуществляется через игру), труд и отдых, чтобы не было монотонности и годы, проведённые в детском саду, были самыми счастливыми, запоминающимися, чтобы каждый день был похожим на праздник. Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», я полностью согласно с этим английским писателем. Ребенок, который окружён со всех сторон любовью, лаской и заботой, у которого есть хороший пример для подражания не вырастет плохим человеком.

Помимо знаний и умений педагогу необходимо любить свою профессию и, конечно же, детей, готовность работать с ними, обладать определёнными личностными качествами, такими как доброжелательность, отзывчивость, организаторские и творческие способности и умения, коммуникативность, и многими другими не менее важными. Бывает так, что у педагога есть и знания и умения, но работать с детьми он не может, к этой профессии необходимо и призвание, а ведь оно не каждому дано. Также я прекрасно осознаю, что обстановку в стране и во всём мире не возможно изменить усилиями только одного человека, но общими усилиями у нас получится всё задуманное.