Мои разработки

На этой странице размещены мои методические разработки: конспекты уроков, презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihalkov.rar1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.Литовко

        УМК «Школа России».

Предмет: литературное чтение.

Класс:  2

Учитель: Таскина М.В.

Тема: «С.В. Михалков  «Мой щенок»».

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель: познакомить  учащихся с творчеством С.Михалкова  и его стихотворением «Мой щенок»».

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить  с жизнью и  творчеством С.Михалкова, показать красоту его поэзии. Совершенствовать навыка выразительного чтения.
  2. Развивающая: развивать критическое мышление, творческие способности.
  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к поэзии и культуре общения,  любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других.

Планируемые результаты:

Предметные: знать  кратко биографию С.Михалкова, знакомы со  стихотворением «Мой щенок»; умеют  анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворение.

Метапредметные:

          Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.

                Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами  из текста.

                Коммуникативные:  слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

     Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению;  развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.

Современные образовательные технологии: урок построен на основе технологии развития критического мышления.

Приемы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, приемы технологии развития критического мышления.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой “литературное чтение. 2 класс”, выставка книг С.В. Михалкова, презентация.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Речевая разминка

1.Артикуляционная гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3.Фонетическая зарядка

  1. Проверка домашнего задания
  2. Введение в тему

Прием «Прогнозирование по фотографии»

  1. Вводная беседа. Рассказ учителя о жизни С.Михалкова
  2. Физкультминутка
  3. Введение в тему

1.Прием «Прогнозирование по заголовку»

2.Первичное чтение

3. Первичное восприятие

  1. Словарная работа
  2. Работа над стихотворением

1.Прием «Чтение с остановками»

2.Выборочное чтение

  1. Выразительное чтение стихотворения
  2. Творческая работа
  3. Рефлексия
  4. Домашнее задание

Прием «Идеальное домашнее задание»

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель: настроить детей на работу

Личностные УУД: умение настроиться на работу

Учитель читает стихотворение

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

(Садитесь).

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок
.

Учащиеся слушают учителя

2.Речевая разминка

1.Артикуля ционная гимнастика

Цель: развитие органов артикуляции

2.Дыхатель ная

гимнастика

Цель: развитие дыхательной гимнастики

3.Фонетичес кая зарядка

Цель: закрепление правильного произношения звуков

- Ребята выполним артикуляционные упражнения: лопаточка, трубочка, маятник, часики.

- Давайте мы с вами правильно подышим: сначала понюхаем цветок, а затем задуем свечку.

- Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

- Найдите родственные слова.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «ежик», «ежа», «ежат».

- Прочитайте с ускорением, с замедлением, скороговоркой.

Учащиеся выполняют

Артикуляционные упражнения

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.

Дети произносят скороговорку с разной интонацией, различным темпом произношения

3.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения С.Я.Маршака «Кот и лодыри»

- Для чего нужно учиться?

Учащиеся выразительно читают стихотворение

- Чтобы грамотным быть, достичь поставленной цели.

4. Введение в тему

Цель: определение темы и цели урока

Регулятивные УУД: высказывать свои предположения

Регулятивные УУД:

определение и формулирование темы и целей урока  

Прием «Прогнозирование по фотографии»

- Рассмотрите внимательно портрет (слайд 2), и попробуйте понять, каким он был человеком. Помните, лицо человека может многое о нем рассказать.

- А  кто   знает этого человека?

- Есть ли у вас книги С.Михалкова?

- А какие произведения вы читали или слышали С.Михалкова?

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Цель урока?

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с жизнью и творчеством С.Михалкова.

Учащиеся рассматривают в течение нескольких минут портрет.

Говорят  свои предположения: он умный, любит детей, серьезный, заботливый.

- Мы сегодня будем говорить о С.Михалкове, познакомимся с его творчеством.

5. Вводная беседа знакомство  с творчеством С.Михалкова

Цель:  формирование знаний о писателе

Познавательная УУД: знать о творчестве писателя

Рассказ учителя о жизни С.Михалкова. (слайд 3-9)

Родился 13 марта 1913 года в Москве.
Потомок старинного русского дворянского рода. Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет.

После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году он становится внештатным сотрудником отдела писем газеты Выходит первый сборник стихов.
Юные годы провёл в Пятигорске.

Известность получил как автор стихотворений для детей.

С.В. Михалков — автор текста гимна Советского Союза и Российской Федерации
Во время Великой Отечественной Войны Сергей Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями.

После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие.
Сергей Владимирович ушёл из жизни 27 августа 2009 года .По словам его внука Егора Кончаловского, "он умер от старости, просто заснул".

Дети слушают учителя

6.Физкультминутка

Цель: дать детям отдохнуть

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета – поднялись.

Три, четыре – руки вниз.

(Дети потягиваются на носках с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.)

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Учащиеся выполняют упражнения

7.Ознакомление со стихотворением

Цель: развитие навыков чтения

Регулятивные УУД: высказывать свои предположения

Стадия вызова

Прием «Прогнозирование по заголовку» (слайд 10)

- Сергей Михалков сочинил замечательное стихотворение.

- Прочитайте название этого стихотворения.

На доске: С. В. Михалков “Мой щенок”.

- О ком будет это произведение?

- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке?

- Как вы думаете, почему девочка грустит?

Стадия осмысления

Первичное чтение        

- Сейчас мы узнаем, кто был прав, познакомившись с произведением.

Первичное восприятие

- Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка грустила?

- О щенке.

 - Она грустит.

- Предположения детей.

Ответы детей

- Грусть – пропал щенок и радость – нашелся.

- У нее пропал щенок.

8.Словарная работа

Цель: разобрать непонятные выражения

Личностные УУД: опора  на свой  жизненный опыт

- Прежде чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение нескольких слов и выражений. (Слайд 11)

  1. КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.
  2. ЖБАН — кувшин с крышкой.
  3. ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ
  4. ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА -
  5. ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -
  6. ГОРЕВАЛА - грустила

Ответы учащихся

9.Работа над стихотворением

Цель: анализ стихотворения

Коммуникативные УУД: умение слушать, построить ответ на вопрос

 

Познавательные УУД:

находить ответы в тексте к иллюстрациям

Вторичное чтение

Прием «Чтение с остановками»

Чтение стихотворения по частям.

Чтение первой части

- Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног»?

- Почему девочка сбилась с ног?

- Как можно озаглавить эту часть?

Чтение второй части

- Как вел себя щенок с самого утра?

- Как вы понимаете эти строки «одеяло он увидел – покрываться нечем стало»?

- Что главное в этой части?

- Как  автор пишет о шалостях щенка?

- Почему так решили?

- Как можно озаглавить эту часть?

Чтение третьей части

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка? Докажите словами из стихотворения.

- Как озаглавим эту часть?

Чтение четвертой части

- Каким вернулся щенок домой? Почему?

- Как вы думаете, эта часть стихотворения грустная или смешная?

- Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам грустно и в то же время смешно?

- Почему он щенка называет «страшный зверь»?

- Как озаглавим эту часть?

Чтение пятой части

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку?

- Как можно озаглавить эту часть?

Выборочное чтение (слайд 12)

Учитель показывает иллюстрации.

Учащиеся разбирают стихотворение вместе с учителем

Щенок расшалился

Щенок пропал

Девочка волнуется

Щенка не узнать

Девочка лечит своего друга

Ученики  читают нужный отрывок с выражением.

10.Выразительное чтение

Цель: развивать навык выразительного чтения

Коммуникативные УУД:                  умение слушать, построить ответ на вопрос, выразительное чтение

Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

 

Найти строки, которые описывают проказы щенка
-  Как нужно читать первую строчку?

- Как надо читать о том, что делал щенок утром?

-  Зачитайте, чего боялась девочка?
- Как надо читать?

- Прочитайте, что сказала мать?
- Прочитайте. Как появился щенок?

- Как он выглядел?
- Прочитайте с гордостью последние строчки.

- С тревогой

- Спокойно, с удивлением
- Грусть, тревога

- Неожиданно

11. Рефлексия

Цель: повторить пройденный на уроке материал, оценивание свой деятельности на уроке

Личностные УУД: объяснить самому себе что получилось, а что нет.

Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке.

Стадия рефлексия

- С каким стихотворением вы сегодня познакомились?

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

- Как бы вы поступили на месте девочки?

- Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?

- Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?

- Что главное хотел сказать автор в этом произведении?

 - Было ли интересно на уроке? Оцените урок с помощью человечков. (Приложение 1).

- Что было трудно?

- Продолжите предложение: « Сегодня на уроке я …»

- Кто поделится своими размышлениями вслух?

Дети отвечают на вопрос учителя с помощью сигнальных карточек, устные ответы

Ответы учащихся

12. Домашнее задание на выбор

Цель: дать детям домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения

Прием «Идеальное домашнее задание»

На выбор:

  1. Наизусть понравившегося отрывка
  2. Рисунок к понравившемуся эпизоду
  3. Сочинить «Синквейн» про щенка

Дети записывают домашнее задание в дневник

 

Литература.

Литературное чтение. Родная речь. Учеб.для 3 кл. нач.шк. Сост. Л.Ф.Климанова и др. М. - Просвещение, 2008

Биография С.Михалкова http://persones.ru/biography-963.html