Мой блог

Тренинг – практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

 Участнику стоят в кругу.
Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:
- кто в хорошем настроении;
- кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;

- кому сегодня весело;
- кто любит рисовать;
- кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;

- кто любит свою работу;

- кто еще не здоровался

 Присядьте на стулья

Наша профессия уникальная и сложная.
В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сердца, своей любви, своей мудрости. Ко всем надо найти особый подход, помочь сделать первые шаги в общении друг с другом, познавательной и творческой деятельности. И с родителями порой бывает сложно — у каждого своя система воспитания.  Часто не остается времени и сил на свою семью, на своих детей. Но несмотря ни на что, каждый день, переступая порог родного учреждения, нужно хорошо выглядеть, быть мастерицей на все руки, снова танцевать, петь, познавать мир вместе со своими воспитанниками.
Любая профессия предъявляет человеку требования, под которые вынуждена подстраиваться психика — требования личностного порядка, а не только профессионального. В процессе любой деятельности возникает усталость, происходит накопление отрицательных эмоций. Наша профессия сложна еще и тем, что педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. Педагоги больше других подвержены синдрому «эмоционального сгорания» оттого, что находятся в каждодневном психическом напряжении; к этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, снижения престижности работы.  

Определить степень эмоционального напряжения можно по 12 признакам, выявленным исследователем Е. Малером:

истощение, усталость;

психосоматические осложнения;

бессонница;

негативные установки по отношению к детям, родителям;

негативные установки по отношению к своей работе;

пренебрежение исполнением своих обязанностей;

увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

уменьшение аппетита или переедание;

негативная самооценка;

усиление агрессивности (раздражительность, гнев);

усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

чувство вины.

Если вам знакомы эти симптомы, будьте внимательны к себе. Я предлагаю несколько способов эмоциональной разгрузки. Надеюсь. Что это поможет вам сохранить себя!

1. "Дышите глубже"

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 – 6 раз. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы.

 Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

2. Упражнение "Лимон"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

3. Упражнение «Мой герб». На работу отводим 7 мин.
Во время работы участников звучит медленная, спокойная музыка.

Материалы: ватман, маркер, для демонстрации; чистые листы, цв. карандаши, колокольчик.
     Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков.
Перед вами чистые листы. Выполним с вами маленький графический диктант.
Делим лист вертикальной линией пополам. Далее, двумя горизонтальными линиями, необходимо разделить лист на шесть равных секторов.
В полученных секторах надо изобразить фигуры - заготовочки. Они могут быть произвольной величины, в любом месте сектора, который будет озвучен.
В верхнем левом секторе изобразим круг; в верхнем правом – треугольник, в среднем левом - графическая ступенька, в среднем правом – горизонтальные песочные часы (бантик из двух треугольников); нижний левый – квадрат, нижний правый– 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь Вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до какого-либо изображения и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисуночку (можете записывать их рядом с изображением).


После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ, и дать разъяснения участникам.
Левый верхний рис. – отношение к себе.
Правый верхний рис. – отношение др. ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
ВТ - Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно-окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации лучшему.
Попросить нескольких участников озвучить прилагательные характеризующие отношение к себе, к внутреннему миру, к жизненному пути.
 

4. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: обучить методике повышения самооценки.

Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.

   И помните, если хотите продлить свой профессиональный путь, необходимо всеми возможными средствами расширять сферу своей деятельности, не сводя ее  только к профессиональным ценностям, — спорт, турпоходы, экскурсии, спектакли, творчество, рукоделие и т.п. Чем больше различаются между собой обычное, «житейское», и «рабочее» состояния, тем длиннее путь профессионального развития.

5. «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.

Воспитателям  предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Спасибо всем за активное участие в тренинге!
Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь!
Верьте в себя, свои силы и возможности!
Желаю успехов, профессионального роста и личного счастья!