Рабочая программа для кружковой работы с детьми 6-7 лет "Обучение дошкольников грамоте"

           Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются не только нарушения чтения, но и немало таких, речевое развитие которых нарушено. Одним из речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда страдает процесс формирования произношения из-за дефектов восприятия и различения фонем. Дети с такими нарушениями речи испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, путают их, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и к ошибкам при письме. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №5

г. КУРГАНИНСКА  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 КУРГАНИНСКИЙ  РАЙОН

       

Рабочая программа

для кружковой работы с детьми 6 лет

«Обучение дошкольников грамоте»

Ступенька обучения – дети от 6 до 7 лет

Количество часов72

Составитель: Марина Владимировна Зельская

Программа разработана на основе:

Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб.: Акцидент, 1997.

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие./ Под редакцией Дуровой Н.В.-М.: Школа-Пресс, 1998.

 Дурова Н.В. От слова к звуку.- М.: Школьная Пресса, 2010.

 Дурова Н.В. Поиграем в слова.- М.: Школьная Пресса, 2010.

 Дурова Н.В. От звука к букве.- М.: Школьная Пресса, 2010.

 Дурова Н.В. Читаем сами.- М.: Школьная Пресса, 2010.

Волина В.В. Занимательное  азбуковедение.- М.: Просвещение, 1991.

Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие.- М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000.

Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №1 по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

 Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №2 по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №3 по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.



Предварительный просмотр:

№ п/п

Содержание

№ страницы

1

Пояснительная записка

2-8

1.1

Актуальность программы

2

1.2

Цель,  задачи программы

2-3

1.3

Основные методы построения программы

3

1.4

Методические рекомендации

4-6

1.5

Объем знаний, умений и навыков детей к концу обучения

7

1.6

Базисный план кружковой работы

8

2

Приложение 1.Перспективное планирование по обучению детей грамоте

9-21

3

Список используемой литературы

22



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Окружающее ребёнка человеческое общество делает его говорящим. Речевая деятельность является одной из важнейших функций человека. Она необходима для общения с окружающими, при участии человека в коллективном труде и при выполнении различных форм деятельности. Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.

    Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие: о языке, литературе, обогатить речь, развивать внимание и интерес к речи, прививать любовь к чтению, к книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочаровываться в школьной жизни.

Актуальность программы

    Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются не только нарушения чтения, но и немало таких, речевое развитие которых нарушено. Одним из речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда страдает процесс формирования произношения из-за дефектов восприятия и различения фонем. Дети с такими нарушениями речи испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, путают их, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и к ошибкам при письме.

    В нашем учреждении работают группы общеобразовательной направленности для детей старшего дошкольного возраста не охваченные  специальной логопедической помощью, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением. “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей.

Цель программы

    Развитие фонематического слуха и обучение детей первоначальному чтению, введение понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».

Задачи

Воспитывающие:

Воспитывать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание содержания произведений искусств, художественных произведений.

Совершенствование навыков общения.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать звуковую культуру речи.

Развивать фонематический слух: проводить работу над узнаванием, выделением и различием звукового фона.

Развивать интонационную выразительность речи.

Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Обучающие:

Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной слоговой структуры, качественно характеризовать выделяемый звук.

Учить детей первоначальному чтению.

Знакомить с терминами: «предложение», «звук», «слово», «буква», «ударение».

Знакомить с гласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.

Знакомить с согласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.

Учить плавному слоговому чтению слов, предложений и небольших текстов.

Основные методы построения программы

-Метод наглядности

                                                -Метод игровой

  -Метод практический

                                                -Словесный метод

Методические рекомендации

    Программа рассчитана на детей дошкольного возраста посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте 6-7 лет. Материал данной программы может быть гибко использован для детей, как имеющих проблемы в развитии речи, так и без них. Направлена на обучение плавному слоговому чтению.

    Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.  

    Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12).

    Организация обучения  построена таким образом, что:

  • обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
  • каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий;
  • используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).

    Занятия проводятся в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям.  Подобраны  дидактические игры с буквами, со словами; книжки,  кроссворды, схемы,  ребусы.

    Большое место в программе в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха (Волина В.В. Занимательное  азбуковедение.- М.: Просвещение, 1991). Однако возможно использование стихотворных описаний букв различных авторов.

    С учетом речевого дефекта значительное внимание уделяется закреплению звукопроизношения, лексико-грамматическим упражнениям, формированию навыков звуко-слогового анализа.

    Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.

   

     Используются  разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.

    Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит  всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

    Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  • подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;

  • основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

   

    Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.

    На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Для того чтобы создать возможность успешного усвоения детьми навыков чтения и письма, предусматривается подготовительный период обучения, длительность которого 16 занятий. В течение этого времени  подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков.
    В результате специальных упражнений у детей воспитывается направленность на звуковую сторону речи, они учатся четко произносить, различать и выделять отдельные звуки слова. На этом этапе учим детей: составлять схемы предложений, определять количество слов в предложении. Называть первое слово в предложении, второе и т.д. далее ведется работа над словами: слова делятся на слоги, слог состоит из звуков. Учим отличать слово от звука и слога, составлять схему слога, слоговые схемы. И в итоге знакомим с термином «ударение» и его обозначением.
    Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

   Задачи этапа.

1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.

2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.

3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.

4. Введение терминов "звук" и "слово", «буква», «предложение», «ударение».

5. Научить называть слова с заданным звуком.

6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

    Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. 

    Второй этап включает в себя изучение букв, которое происходит параллельно с изучением звуков. Сначала дается звук, потом буква и ее графическое написание. Затем дети обучаются согласованию букв в слоге, слогов в слове, слов в предложении. Постепенно переходим к обучению плавному слоговому чтению.

    Задачи этапа.

1.Познакомить с буквами родного языка, с их названиями.

2.Научить читать вслух по слогам  отдельные слова, короткие предложения и небольшие тексты.

3. Научить правильно согласовывать слова в предложении.

4.Развивать интонационную выразительность речи, развитую дикцию, умение отчетливо произносить слова.

   

     Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произносительных навыков. При этом устные упражнения, направленные на произношение, различение на слух и дифференциацию в произношении отдельных звуков, а также на воспитание навыка правильного использования звуков и речи, постоянно сочетаются с анализом слов постепенно усложняющегося слогового состава и выделением из слов ударных и безударных гласных.
    Слова различного слогового состава включаются в материал,  предназначенный для чтения, в определенной последовательности после устной подготовки, направленной на произношение и звуковой анализ этих слов.
       Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов. С этой целью применяются специальные приемы.

Структура непосредственно образовательной деятельности:

I.Организационный момент

                                         

                                        II.Новая тема

                               1. Повторение пройденного материала

                               2. Изучение нового материала

                               3.  Закрепление материала

                                     

                                        III.Итог

Объем знаний, умений и навыков к концу  обучения.

    К концу обучения старший дошкольник должен обладать следующими ЗУН:

-Уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка.

-Уметь различать звуки: гласные, согласные; твердые и мягкие.

-Хорошо владеть понятиями: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение»; знать порядок букв и их названия (алфавит).

-Правильно ставить ударение в знакомых словах.

-Последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы.

-Уметь распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове (что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения).

-Овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и короткие тексты.

-Осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, иметь

интонационную выразительность, развитую дикцию, отчетливо произносить слова.

-Доброжелательно относиться к ответам и рассказам других детей и педагога.

   

   

    К моменту поступления в школу дети, прошедшие данный курс обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.  

 

   Для реализации учебной программы имеется перспективно-календарный план работы (Приложение №1), демонстрационный и раздаточный материал.

Базисный план кружковой работы МАДОУ д/с №5

Обучение дошкольников грамоте

Группы

Количество НОД

В неделю

В год

Подготовительная

2

72

Итого

2

72



Предварительный просмотр:

Перспективно-календарное планирование по обучению чтению.

Дата

Тема

Программное содержание

Количество часов

Знакомство с понятием «Слово»

-создать условия для воспитания целеустремленности;

-способствовать  развитию  умения  различать одушевленные и неодушевленные предметы  путем соотнесения с вопросительным местоимениями кто, что;

 -обеспечить формирование первоначального понятия о слове; знакомство с термином «слово».

2

Знакомство с понятием «Предложением»

-создать условия для воспитания речевого внимания, фонематического слуха;

-обеспечить формирование умения составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;

знакомство с термином «предложение».

1

Понятие «Слог»

-способствовать развитию слухового внимания;

-обеспечить формирование умения делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов; знакомство с термином «слог».

1

Знакомство с понятием «Звук»

-создать условия для воспитания речевого внимания, фонематического слуха;

-обеспечить  формирование знаний о звуковой стороне слов; умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком; введение термина «звук».

1

Ударение

-обеспечить закрепление умения делить слова на слоги; формирование умения выделять в слове ударный слог, определять его место в слове.

1

Гласный звук [а]

- развитие речевой памяти, внимания;

- формирование навыков четкого произношения звука «а»;

- выделение гласного звука из потока звуков;

- выделение начального и ударного звука «а».

1

Гласный звук [у]

- развитие слухового внимания, речевой памяти;

- закрепление навыков четкого произношения звука «у»;

- выделение гласного звука «у» из потока звуков;

- выделение начального ударного звука.

1

Гласный звук [и]

- закрепление навыков четкого произношения звука «и»;

- выделение звука «и» из ряда гласных;

- выделение начального и ударного звука «и»;

- обучение анализу звукосочетаний;

- развитие фонематического восприятия, памяти, внимания.

1

Согласный звук [п]

- формирование умения четко произносить звук «п» в слогах, словах, фразах;

- выделение последнего глухого согласного (звуковой анализ обратных слогов);

- составление схем слогов.

1

Согласный звук [т]

- формирование умения четко произносить звук «т» в слогах, словах, фразах;

- выделение последнего глухого согласного (звуковой анализ обратных слогов);

- составление схем слогов;

- деление слов на слоги.

1

Согласный звук [м]

- уточнение артикуляции звука «м»;

- выделение звука «м» из начала слова;

- звуковой анализ обратных слогов;

- понятие о гласных и согласных звуках.

1

Согласный звук [к]

- закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах;

- развивать фонематический слух;

- формировать навыки работы над предложением;

- развивать внимание, память, мышление.

1

Гласный звук [о]

- уточнение артикуляции звука «о»;

- учить выделять звук «о» в начале, конце слова;

- обучать анализу звукосочетаний;

- развивать память, внимание, мышление.

1

Гласный звук [ы]

- закрепление навыков четкого произношения звука «ы»;

- выделение гласного звука«ы» из потока звуков;

-  выделение гласного звука «ы» после согласного;

 - развитие речевой памяти, внимания.

1

Согласный звук [с]

- уточнение артикуляции звука «с»;

- выделение звука «с» из начала слова;

- звуковой анализ обратных слогов;

- понятие о гласных и согласных звуках.

1

Гласный звук [а],

буквы А,а

-развивать зрительное восприятие;

- закрепить навык четкого произношения звука «а»;

- научить определять позицию звука «а» в слове;

- познакомить с буквой «а»;

- учить соотносить звук и букву.

1

Гласный звук [у], буквы У,у

-развивать мышление, графические навыки;

- научить четко произносить звук «у», выделять его в ряду гласных звуков, слогов, слов;

 - познакомить с буквой «у», уметь печатать  букву «у»;

- учить соотносить звук и букву.

1

Гласные звуки и буквы А,У

-воспитывать умение вслушиваться  в речь педагога, выслушивать ответы сверстников;

- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [у];

- анализ слогов ау и уа; повторить буквы а, у;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-учить слитно читать гласные.

1

Гласный звук [и], буквы И,и

- уточнить артикуляцию звука [и];

- научить определять позицию звука

[и] в слове;

- познакомить с буквой и;

- обеспечить формирование навыков анализа и синтеза;

-учить слитно читать гласные.

1

Гласные звуки и буквы  А,У,И

-создать условия для воспитания целеустремленности, умения вслушиваться в обращенную речь;

-обеспечить закрепление  артикуляции звуков [а], [у], [и], звуковой анализ сочетаний ау, уа, ауи

- повторить буквы а, у, и;

-обеспечить развитие навыков звукового анализа слов;

-учить слитно читать гласные.

1

Согласные звуки [м,м,], буквы М,м

- научить выделять в речи и различать звуки [м], [м'];

- провести анализ односложного слова мак;

- научить печатать слоги и слова

 с буквой м;

-развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие.

1

Согласные звуки [н,н,], буквы Н,н

- закрепить навык произношения звука [н], [н'];

- научить определять позицию звука [и] в словах;

- познакомить с буквой н;

- обеспечить формирование навыков анализа и синтеза слогов и слов.

2

Согласные звуки и буквы  М, Н

-закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [м, н] в слогах, словах, фразах;

- повторить буквы м, н;

-обеспечить развитие навыков звукового анализа слов;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Гласный звук [о], буквы О,о

- закрепить навык четкого произношения звука [о],

-  научить выделять

звук в начале, середине и конце слова;

  - проанализировать слоги оп, то;

- познакомить с буквой о;

- развивать фонематический слух.

1

Согласные звуки [х,х,], буквы Х,х

- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [х],  [х'];

- проанализировать слово мухи; закрепить навык написания буквы х;

-развивать мышление, память, внимание.

2

Гласный звук [ы], буква Ы

- закрепить навык четкого произношения звука [ы];

- научить определять место звука [ы] в олове (середина, конец);

- познакомить с буквой ы;

- развивать мышление, память, внимание.

1

Согласные звуки [с,с,], буквы С,с

- закрепить навыки четкого произношения звука [с];

-научить определять позицию звука [с] в словах;

-познакомить с буквой с;

- развивать фонематический слух, логическое мышление.

2

Согласные звуки [п,п,], буквы П,п

- научить выделять звук [п] в речи, определять позицию звука [п] в

словах (начало, конец);

-познакомить с буквой п;

- закрепить навык написания буквы П.

1

Согласные звуки [к,к,], буквы К,к

-  закрепить навыки произношения и различения звуков [к], [к'];

- выполнить звуковой анализ слов кот, кит;

- научить составлять короткие слова;

- закрепить навык написания буквы К.

1

Согласные звуки [т,т,], буквы Т,т

- научить различать звуки [т-ть] четко произносить их в слогах, словах, фразах;

- проводить анализ обратного слога

 ат ;

 - познакомить с буквой Т;

 - развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику;

-обеспечить совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

1

Согласные звуки [р,р,], буквы Р,р

-закрепить навык правильного произношения звука [р]; научить

определять позицию звука [р] в словах;

-познакомить с буквой р;

- выполнять звуковой анализ слов; печатать слова, предложения;

- развивать внимание, память.

2

Согласный звук [ш], буквы Ш,ш

-  закрепить навык четкого произношения звука [ш];

-научить определять позицию звука [ш] в словах;

-знакомить с буквой ш;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

- выполнять звуковой анализ слов;

- развивать внимание, память.

2

Согласные звуки [л,л,], буквы Л,л

- закрепить навык четкого произношения звука [л];

- научить определять позицию звука [л] в словах;

-  познакомить с буквой л;

- обеспечить формирования умения дифференцировать звуки [л,л,] на слух.

2

Согласные звуки и буквы Л, Р

-закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [л, р] в слогах, словах, фразах;

- повторить буквы л, р;

-обеспечить развитие навыков звукового анализа слов;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Согласные звуки [б,б,], буквы Б,б

- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [б],[б’];

- научить звуко - слоговому анализу слов на примере слова булка, научить

печатать слова и предложения с буквой б;

- обеспечить формирования умения дифференцировать звуки [б,б,] на слух.

2

Согласные звуки и буквы Б,П

-закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [б, п] в слогах, словах, фразах;

- повторить буквы б, п;

-обеспечить развитие навыков звукового анализа слов;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами

1

Согласные звуки [з,з,], буквы З,з

-воспитывать умение выслушивать ответы сверстников;

- научить различать звуки [з], [з'];

научить синтезу слов из звуков;

- провести звуко-слоговой анализ слов;

-  научить печатать слова и  предложения с буквой з;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

2

Согласные звуки и буквы З,С

- закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [с], [з];

- развивать фонематический слух;

- закрепить знания о буквах с и з;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Согласные звуки [в,в,], буквы В,в

-  закрепить навык правильного произношения звука [в]; [в'];

- научить определять позицию звука [в] [в']  в словах;

-  провести звуковой анализ слова сливы;

познакомить с буквой в;

-совершенствовать навык устного чтения слогов;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

2

Согласные звуки [д,д,], буквы Д,д

закрепить навык произношения звука [д], [д']; научить определять

позицию звука [д], [д'] в словах (в начале, в середине);

-познакомить с буквой д;

 -совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

2

Согласные звуки и буквы Д,Т

- закрепить навык произношения и различения звуков [д], [т];

- научить подбирать слова к схемам по картинкам;

- научить различать буквы д,  т;

 -повторить буквы д, т;

-обеспечить развитие навыков звукового анализа слов;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Согласные звуки [г,г,], буквыГ,г

-закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г, г' в слогах, словах и предложениях;

-учить звукослоговому анализу слов; -закрепить навыки печатания слов и чтения предложений;

- развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

2

Согласные звуки и буквы Г-К

- закрепить навык различения звуков [к], [г];

- научить детей изменять слова, меняя звук [к] на звук [г];

-повторить буквы к и г;

-развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление;

- научить различать буквы г,  к;

 -повторить буквы г,  к;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Согласный звук [ж], буквы Ж,ж

- закрепить навык правильного произношение звука [ж];

-научить определять позицию звука [ж] в словах (в начале и середине);

-познакомить с буквой ж;

-совершенствовать навык устного чтения слогов;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Согласные звуки и буквы Ш-Ж

- закрепить навык произношения

и различения звуков [ш], [ж];

- научить ,по карточкам подбирать, слова к схемам;

- познакомить с правилами

написания жи и ши;

- закрепить буквы ш, ж;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Гласный звук [э], буквы Э,э

- закрепить навык четкого произношения звука [э];

- познакомить с буквой э;

- развивать мышление, память, внимание;

--совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

 Согласный звук [й], буквы Й,й

- познакомить с буквой й;

- развивать мышление, память, внимание;

--совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Сочетание звуков [йэ], буквы Е,е

- познакомить с буквой е, с тем, что эта буква может обозначать два звука[йэ],;

- развивать мышление, память, внимание;

--совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Согласный звук [ц], буквы Ц,ц

-закрепить навык произношения звука ц в слогах, словах, фразах;

- работать над предложением;

-учить звуко-слоговому анализу слов, преобразованию слов, печатанию слов и предложений;

- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

1

Согласные звуки и буквы С-Ц

-закрепить навык различения звуков [ц], [с], синтеза звуков в слова;

-научить различать буквы ц, с;

-совершенствовать навык устного чтения слогов;

-развивать логическое мышление, мелкую моторику рук;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Согласный звук [ф], буквы Ф,ф

-закрепить навык правильного произношения звука [ф] [ф'];

-научить определять позицию звука [ф] [ф'] в слове;

- познакомить с буквой ф;

- -закрепить навыки печатания слов и чтения предложений;

- развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Согласные звуки и буквы В-Ф

- закрепить навык четкого произношения и различения звуков [в], [ф];

-научить различать буквы в, ф;

- развивать фонематический слух;

 -научить различать буквы в, ф;

 -повторить буквы в, ф;

-обеспечить развитие навыков звукового анализа слов;

-чтение слогов и слов с изучаемыми буквами.

1

Сочетание звуков [йа], буквы Я,я

- познакомить с буквой я, с тем, что эта буква может обозначать два звука [йа];

--совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Согласный звук [ч], буквы Ч,ч

- закрепить навык правильного произношения звука ;

-научить определять позицию звука [ч] в слове;

- познакомить с буквой ч;

-научить детей подбирать к схеме слова со звуком [ч];

-  научить печатать предложения с

буквой ч;

-совершенствовать навык устного чтения слогов и слов.

1

Сочетание звуков [йо], буквы Ё,ё

- познакомить с буквой ё, с тем, что эта буква может обозначать два звука[йо];

--совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

 Сочетание звуков [йу], буквы Ю,ю

- познакомить с буквой ю, с тем, что эта буква может обозначать два звука[йу];

- развивать мышление, память, внимание;

--совершенствовать навык устного чтения слогов;

- развивать фонематический слух;

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

-чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Разделительный мягкий знак Ь

-дать  детям представления о мягком знаке, как о разделительном знаке;

-продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;

-учить читать слова с данной буквой;

-различать смягчающий и разделительный мягкий знак;

-формировать навыки правильного, осознанного чтения;

- чтения слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Согласный звук [щ], буквы Щ,щ

-закрепить навык правильного произношения звука [щ];

-научить определять позицию звука [щ] в словах;

-познакомить с буквой щ;

-познакомить с правописанием ща-щу

- провести звуко-слоговой

анализ слова плащ; 

 -совершенствовать навык устного чтения слогов и слов.

1

Разделительный твердый знак Ъ

-познакомить детей с буквой Ъ, не обозначающей звука;

-продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;

-учить читать слова с данной буквой;

-формировать навыки правильного, осознанного чтения;

- чтения слогов и слов с изучаемой буквой.

1

Алфавит

- подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом.

1

             Итого часов:

72



Предварительный просмотр:

Список используемой литературы.

1.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб.: Акцидент, 1997.

2.Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие./ Под редакцией Дуровой Н.В.-М.: Школа-Пресс, 1998.

3. Дурова Н.В. От слова к звуку.- М.: Школьная Пресса, 2010.

4. Дурова Н.В. Поиграем в слова.- М.: Школьная Пресса, 2010.

5. Дурова Н.В. От звука к букве.- М.: Школьная Пресса, 2010.

6. Дурова Н.В. Читаем сами.- М.: Школьная Пресса, 2010.

7.Волина В.В. Занимательное  азбуковедение.- М.: Просвещение, 1991.

8.Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие.- М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000.

9.Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №1 по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

10. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №2 по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

11. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №3 по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.