Родителям первоклассников 2012

Орешкина Ирина Юрьевна

У родителей первоклассников часто возникает беспокойство по поводу будущей учёбы ребёнка. его взаимоотношений с учителем, сверстниками. К психологу зачастую никто не обращается, считая, что и так всё пройдёт. На странице буду собирать материалы консультаций практикующих школьных психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания.

Проблема домашних заданий. О ней столько говорится! А вопросы не кончаются. Проверенные опытом работы рекомендации родителям и учителям дает Галина Алексеевна Панина, кандидат психологических наук, практикующий психолог.

       Психологическая служба в образовании давно уже стала реальностью. Однако далеко не всегда психологи, становясь неотъемлемой частью педагогического коллектива, могут похвастаться тесными профессионально-доверительными отношениями с учителями, пусть и не со всеми. Конечно, психолог должен прежде всего выполнять «социальный заказ» администрации - директора или завучей, ведь именно они определяют главный вектор психолого-педагогической компоненты образовательной среды школы. Однако и профессиональный контакт с педагогами - важнейшее условие его успешной и эффективной работы.
       Характеры запросов, то есть вопросы к психологу, у учителей могут быть различными, но традиционно много вопросов вызывает проблема выполнения учениками домашнего задания. Вот, например, одно из обращений молодой учительницы.
«В этом году сын пошел в первый класс. Я думала, что я, как учитель, сделала все, чтобы он был успешен в школе. Но оказалось, что это не так. Когда он выполняет домашнее задание, довольно часто отвлекается. Если он выполняет его один, а так бывает часто в силу моей занятости, проходит полчаса, а он еще почти ничего не сделал или сделал очень небрежно. Вообще же он часто просит моей помощи или ноет, чтобы рядом посидела. Я разбираю с ним задание, он все понимает, и я вижу, что он может сделать его сам, без моей помощи. Из-за этого я сержусь на него, раздражаюсь. Результат - он в слезы, я в крик».
       По опыту психологического консультирования я знаю, что это проблема не только этой мамы, с ней часто сталкиваются и многие другие родители, причем не только первоклассников. Раздражение и недовольство ребенком в этой ситуации совершенно неконструктивно. Прежде всего родителям надо понять реальные проблемы ребенка, а не навешивать на него ярлык лентяя и неумехи. Причин подобного поведения ребенка на самом деле может быть много. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций.
       А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное, существенное. Очень часто ребенок, особенно в 1 и 2 классах, испытывает трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это не лень или нежелание работать, а вполне объективные трудности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности. Итак, первым правильным шагом в подобной ситуации будет обращение к специалисту: дефектологу, психологу, неврологу. Именно они позволят вам понять объективные первопричины трудностей в обучении. Профессионально грамотно посоветуют, как помочь ребенку.
       Но многое зависит и от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего ученика может оказаться так называемая организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что ребенку необходимо обратить внимание в своей работе.
       Не могу не сказать, что начинать, безусловно, надо с помощи ребенку в организации его рабочего места. Конечно, об этом родителям следует подумать заранее. Выделить ребенку отдельную комнату для приготовления уроков могут далеко не все. В этом случае особенно важно организовать в комнате, где живет ребенок, две отдельные зоны, «игровую» и «рабочую», и визуально отделить их друг от друга, так, чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Для этого можно использовать передвижную перегородку - подойдет ширма, стеллаж, или подвешенные тканевые жалюзи. Визуально разделить пространство можно также, наклеив обои нейтрального цвета в «рабочей» зоне, в отличие от остальной части комнаты.
       Оформляя рабочее место ребенка, родителям следует помнить о том, что создаваемая атмосфера должна располагать к труду, к учебе (игрушки, телевизор и прочее лучше разместить в «игровой» части комнаты). Например, можно повесить на стене разработанный родителями (вместе с ребенком!) режим дня или расписание уроков, какие-либо учебные таблицы, географические карты. На свободной стене родители могут разместить полку или специальные тканевые кармашки, в которые ребенок будет складывать какие-то важные для него вещицы.
       Теперь о выполнении самого домашнего задания. Иногда бывает целесообразным разбить весь объем работы ребенка на отдельные мелкие части и поэтапно работать с каждой, помогая ему при этом переключаться с одного задания на другое.
       Могут возникнуть ситуации, когда первокласснику стоит напомнить, какой учебник надо достать из портфеля, вместе с ним найти нужную страницу, номер упражнения. Этим вы сэкономите время и силы ребенка.
       А главное - не торопите его! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить начинающего ученика, увеличить его нервозность. Под давлением взрослого ребенок может быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Однако еще раз повторю, что продуманный внешний контроль со стороны родителя (или учителя, если домашние задания ребенок выполняет в классе), как правило, повышает эффективность работы ученика.
Кроме того, спокойная и доброжелательная помощь поможет малышу не только сэкономить силы, но и поверить в себя и свой скорый и обязательный успех. И не надо бояться того, что ребенок никогда не станет самостоятельным - ведь при сопровождающей, поддерживающей помощи мы не лишаем его инициативы, не навязываем жестко свой способ действия.
       Разумеется, это общие рекомендации: каждая ситуация индивидуальна, как и ребенок. НО! Важно, чтобы растущий человек верил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать, его познавательной активности хотя бы на самых простых заданиях.
       В реальности очень немногие родители принимают такую установку, что обычно связано с полузабытым собственным школьным опытом, который долгие годы у многих из нас продолжает оставаться источником тревожности, переносимой на своих детей.
Обратимся еще к одному вопросу, который также довольно часто задается учителями начальной школы психологам. «Меня беспокоит то, что некоторые ученики, не только неуспевающие, но и «хорошисты», тратят слишком много времени на приготовление домашнего задания. Они не успевают дома полноценно отдохнуть и на уроки приходят вялые, нервозные, а потому работают плохо, часто бывают пассивны. С одной стороны, вроде бы и хорошо, что ученики так стараются, но как это скажется на здоровье?»
Трудно не согласиться с этим учителем и не признать того, что ничего хорошего в подобном «старании» ребят нет. Часто такая ситуация бывает связана с тем, что некоторые родители очень нервно воспринимают возможную не успешность своих детей, выраженную учительской отметкой. Некоторые мамы и папы бессознательно относятся к отметке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность, а иногда и связанные с нею родительские амбиции, принуждают ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будет отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться, черновики при этом считаются обязательными. Но увеличение объема работы может привести лишь к нарастанию количества ошибок у ребенка. А это вызывает уже вторичное бабушкино или мамино раздражение и язвительные замечания в адрес ребенка. Бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания, он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить, с чего начать. Он или смотрит в окно или начинает играть. А время идет... Потом приходят взрослые и... Я думаю, можно не продолжать.
       И в первом, и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении интереса к учению, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей. Есть и еще один отрицательный результат: ребенок получает опыт и знание того, что учиться «небезопасно», да еще к тому же трудно и скучно. Поэтому в данной ситуации говорить о формировании полноценной учебной мотивации, об осознанном принятии ребенком позиции ученика просто не приходится.
       Учителя также часто спрашивают: «Каковы рекомендации специалиста родителям по времени выполнения их ребенком домашнего задания?»
       В книге замечательного дефектолога А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе, начиная со второго полугодия, - не больше одного часа, во втором классе - до полутора часов, в третьем-четвертом классах - до двух часов.
       Следует помнить, что перед началом работы ребенку необходимо полноценно отдохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.
       Кроме того, для эффективной работы необходимы перерывы - работать без отдыха ребенок может недолго. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 10 минут, письмо - 5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физминутка, а также специальные упражнения для глаз, кистей и пальцев рук.
       Через 40-45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв - можно дать ребенку возможность перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на турнике. Только не стоит смотреть телевизор или играть в компьютер. Помните - должны отдохнуть глаза, и поработать и другие группы мышц.
       Учителя первых классов, готовясь к родительскому собранию, к встрече с обеспокоенными мамами и бабушками, задают и такой вопрос: «С каких
предметов следует начинать выполнение домашнего задания?»
       Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребенка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив на «закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам планирует выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать, дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся более интересными.
       Внимательным родителям дома нетрудно организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха: они знают своего ребенка и чувствуют его состояние. А как быть учителю в классе, где 30 человек? По каким признакам он может понять, что ученики устали? Прежде всего, следует обращать внимание на осанку детей. Многие при утомлении часто «ложатся» на парту, «сползают» с нее, откровенно при этом зевая. Другим показателем утомления является снижение чувствительности учеников: для того, чтобы привлечь их внимание, учителю приходится чаще повышать голос.
       Учитель может заметить у ребят и потерю интереса к выполняемому заданию, что связано со снижением продуктивности умственной деятельности, ухудшением концентрации внимания. Следует помнить, что в процессе обучения утомление неизбежно, об этом, кстати, надо обязательно сказать и родителям учеников. Нагрузка, которую мы даем детям, должна дозироваться таким образом, чтобы она могла полностью компенсироваться последующим отдыхом. Если же этого не происходит, то утомление ребенка накапливается и переходит в хроническое переутомление. А этого быть не должно.
       Режим дня ученика начальной школы необходимо тщательно планировать с учетом того, например, что ребенок должен находиться на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Сочетание свежего воздуха, движения и положительных эмоций позволит ему зарядиться бодростью и энергией, и он обязательно с помощью учителя и родителей справится со школьными трудностями.

Журнал "Практика образования", №1, 2008 г.



Предварительный просмотр:

Преступление и наказание. Советы психолога



Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связана с унижением личности ребенка, назовем наказанием. В обсуждаемый нами период, в первые десять дней школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Да и всегда с наказанием надо быть очень осторожным.

Так что же, терпеть дерзость? Нет, конечно.

- Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой.

или

- Когда ты так кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо.

Такую реакцию можно назвать санкциями, можно как угодно иначе. Важно не название, а суть: не унижая личности ребенка, мы добиваемся добронравного поведения. При этом стресс, в котором дитя пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается.

Элвин Фрид в " Книге для тебя " рассказывает, что есть на белом свете мурашки и есть ласковушки.

Мурашки - это любые "прикосновения", от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное "что-что?", ироничное замечание, просто замечание. Знаете, есть такое мнение, что три замечания в день для ребенка - это предел. Больше - залог невротизации. Не верите? Представьте себе, что вам, взрослому человеку со сложившейся психикой и самооценкой, делают в течение дня нравоучительным или раздраженным тоном три замечания. Как вы себя будете ощущать? А ведь дети куда слабее нас, они еще не знают о себе почти ничего и вынуждены принимать на веру то, что говорят близкие.

Ласковушки - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Как это? Очень просто. Дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом полуспрашивает-полуутверждает: "Что, "Колобка" перечитываешь?" И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках "Колобок". Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе". Правда, неожиданно? Или сын строит в своей комнате из " Лего", а папа заскакивает на секунду перед уходом: "О, Игорь, замок-то уже подрос". И Игорь понимает, что папа его видит, помнит о том, каким был замок вчера и вообще заметил их существование - и сына и его постройки. Один известный психолог утверждает, что
дети могут вырасти нормальными людьми с положительной самооценкой без поощрений, но не могут - без констатации факта своего существования. Странно, правда, но это так. То есть горячие ласковушки - это как десерт. А ласковушки теплые - хлеб насущный.

Как-то раз наш уважаемый Психолог в ноябре занималась с группой первоклассников. Почему важно, что в ноябре? Прошли первые месяцы школьной жизни, дети должны уже войти в новую жизненную колею.

- Я спросила их - когда вам хочется получить ласковушки? И мурашки пошли уже у меня. Дети ответили: когда мы капризничаем и нам не остановиться, когда мы сердимся и не можем перестать сердиться, когда что-то не получается.

- А что им дают в это время родители?

- В том-то и дело! Мурашки. То есть в тот момент, когда ребенку нужна поддержка, ласка, даже принятие его капризов, родители обрубают эмоциональные связи и оставляют ребенка наедине с его состоянием.

Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом.

Отвратительное это слово: "каприз". Меня всегда поражали мамочки в метро, везущие коляску с плотно запакованным, изнывающим от жары ребенком. Ему плохо, он вертится, сползает с сиденья, хнычет, страдает. "Не капризничай!" - внушает бедному чаду мамочка. Недавно в том же метро услышала вообще потрясающий разговор двух теток:

- Я своего в год и семь в ясли отправила. Так две недели нам жить не дает. Ревет, похудел на четыре кило.

- Плохо ему в яслях?

- Я тоже сперва думала, что плохо. Потом поняла. Назло нам капризничает, не хочет туда ходить, вот и добивается своего!

Поразительная слепоглухота! Считать капризом горе ребенка! Но так уж у нас принято: не понимаем мы, отчего дитя плачет, страдает, мается, - клеим ярлык "каприз". А ребенку плохо! Он сам не знает, почему плохо, не может понять и назвать причин, а нам и горя мало, его непокой, маяту, душевный разлад обозвали капризом - значит, можно наказывать, вот и вся недолга!

- Действительно, каприз - это поведение, которое на первый взгляд не мотивировано реальной ситуацией, корни которого взрослому непонятны. И взрослый считает поведение ребенка необоснованным, "капризом".

Получается, что любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года - это не каприз или поведение, подлежащее пресечению, а что-то вроде болезни. За отношения отвечает всегда старший. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период. Мы же не будем сводить счеты и предъявлять требования к человеку, которому и так плохо? Так оставим на это время в покое и малыша-первоклассника.

Не будем добавлять в его вздрюченное состояние нервотрепку дома. В школе дитя может вести себя идеально, чаще всего так и бывает. На три-четыре часа, пока идут уроки, он концентрируется, держит нагрузку, как Атлант небо. А дома, где и стены помогают, где все родное, знакомое, где его любят, он может и должен расслабиться - это нормально.

Дети бывают разные. Кто-то, придя домой, сразу засыпает, хотя давно перестал спать днем, и потом как новенький скачет до вечера, а кто-то ходит раздраженный до позднего вечера, даже ночью ему не заснуть. Здоровый ребенок с сильной нервной системой, может быть, спокойно сможет существовать в этом новом процессе. Но если ребенок чем-то болен, ослаблен, если есть любые хронические заболевания, то не будем удивляться любым, самым неадекватным реакциям. К этому нужно быть готовыми.
Авторы: А. Гиппиус и С. Магид



Предварительный просмотр:

Десять советов родителям школьников

Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок!

Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.

Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

8. Работайте только на «положительном подкреплении».

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…

Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!

 

Татьяна Корчагина, школьный психолог



Предварительный просмотр:

Приложение

 к письму информационно-методического центра

департамента образования

администрации

Кстовского муниципального района

от ___19.09.2011__ № __486__

Схема

проведения стартовой диагностики

 готовности первоклассников к обучению в школе

Личностная готовность

Сформированность внутренней позиции школьника

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

            -  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

№ вопроса

Вопросы беседы

Ключ

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни

А

Б

1а. Ты хочешь пойти в школу?    

1б. Тебе нравится в школе?

да

не знаю, нет

Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

называет школьные предметы, уроки

перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

Представь себе, что, мама тебе говорит:

 – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу  не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?  

нет, не хочу

хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает:

– Кто такой – «Хороший ученик?»

Что ты ему ответишь?

указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях

нет ответа или неадекватное объяснение

Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

нет

согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

школа А

школа Б

Представь себе, что к вам домой           приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)  

вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

Представь, что  ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

– выбор отметки

выбор игрушки, шоколадки

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
  2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
  3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

Уровень

Характеристика

Ответы детей

0 уровень

Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее

обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень

Положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

обязательно 1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

1, 3, 5, 8  – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Образец заполнения результатов диагностики на определение сформированности внутренней позиции школьника (для учителя)

Стартовая диагностика.Определение личностной готовности к обучению. Внутренняя позиция школьника.         2011-2012 уч.г. 1___ класс. Учитель _________________________

Фамилия, имя об-ся

Уровень сформированности внутренней позиции школьника

 

 

Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации)

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными

Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Итого: (чел)

0

0

0

0

               (%)

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Мотивация

Методика определения мотивов учения

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Форма проведения: индивидуальная.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).

Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).

Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в).

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).

Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).

Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему? (Выбор I)

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос:

"А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Анализ результатов:

         Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

         Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

         Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

         Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

         Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

         Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

         Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив  (В) - 0 баллов;

Игровой мотив    (И) - 1 балл;

Получение отметки (О) - 2 балла;

Позиционный мотив (П) - 3 балла;

Социальный мотив (С) - 4 балла;

Учебный мотив (У) - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

Оценочная таблица уровней мотивации

Уровни

мотивации

Выбор 1

Выбор 2

Выбор 3

Общая оценка

в баллах

I

5

5

5

13 -15

II

4

4

4

10 - 12

III

3

3

3

7 - 9

IV

2

2

2

4 - 6

VI

0 - 1

0 - 1

0 - 1

0 - 3

Общий уровень мотивации (по итогам трех выборов)

Очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов – 13-15 баллов;

Высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов – 10-12 баллов;

Нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов – 7-9 баллов;

Сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов 4-6баллов;

Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива 0-3 балла.

Уровень мотивации

Очень высокий– 13-15 баллов

Высокий – 10-12 баллов

Нормальный – 7-9 баллов

Сниженный 4-6баллов

Низкий 0-3 балла

Образец заполнения результатов диагностики на определение мотивации

(для учителя)

Стартовая диагностика. Определение личностной готовности к обучению.  Мотивация.    2011-2012 уч.г. 1 ____ класс. Учитель  ____________________

Фамилия, имя об-ся

Выборы

Общая оценка в баллах

Уровень мотивации в целом

I выбор (кол-во баллов)

II выбор(кол-во баллов)

III выбор(кол-во баллов)

0

1

2

3

4

5

Всего

0

1

2

3

4

5

Всего

0

1

2

3

4

5

Всего

В

И

О

П

С

У

 

В

И

О

П

С

У

 

В

И

О

П

С

У

 

1

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

0

 

2

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

0

 

3

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

0

 

4

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

0

 

Итого: (чел)

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

0

0

 

 

 

               (%)

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

 

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

 

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

 

 

 

Стартовая диагностика. Уровень мотивации в целом.       2011-2012 уч.г. 1 ___ класс. Учитель____________________

Уровень мотивации в целом

Очень высокий

Высокий

Нормальный

Сниженный

Низкий

Кол-во (чел.)

 

 

 

 

 

Средние показатели (в%)

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Нравственно-этическая ориентация

Задание на норму справедливого распределения

Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания (в этом случае и во всех последующих пробах): ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков – главный герой - мальчик, для девочек – соответственно, девочка. В случае необходимости текст задания - моральной дилеммы - зачитывается повторно.

Текст задания:

Представь себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка), Ваня (Аня), гуляли по площадке в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы подошли к воспитательнице и попросили ее принести вам игрушки. Когда она вернулась, то принесла с собой 3 игрушки, дала их тебе и сказала «Играйте».

1. Как ты поступишь в этой ситуации? (что ты сделаешь в этой ситуации?)

2. Почему ты так сделаешь?

Критерии оценивания:

Способ решения моральной дилеммы – принятие нормы справедливого распределения как основания поведения (ответ на вопрос №1)

Осознание нормы, лежащей в основе ситуации (ответ на вопрос № 2). Возможно выделение и вербализация (осознание)  нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1).

Уровень моральных суждений как показателя развития морального сознания (ответ на вопрос №2).

Показатели уровня выполнения задания:

Уровни освоения нормы справедливого распределения:

Варианты ответов на  1 вопрос:

1  Эгоцентризм, ориентация только на свои желания, игнорирование сверстника – взять все игрушки  себе, со сверстником не делится, указаывает на свои желания  (я возьму себе, я больше хочу играть»)  

2.  Ориентация на норму справедливого распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной пропорции: две игрушки себе, одну сверстнику (эгоцентризм)

3а. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию -  поделить игрушки таким образом, что одну оставляет  себе, две отдает сверстнику.

3б.  Отдать все три игрушки сверстнику (альтруизм). Решение об эгоцентризме или альтруизме основывается на  аргументации, данной ребенком: а) другой ребенок как более нуждающийся с выделением качеств «слабого» (альтруизм), б) другой ребенок как  более авторитетный, властный, сильный, драчливый и т.п. (эгоцентризм).

4.  Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке, с третьей – играть по очереди или вместе. Совместная игра («нужно вместе играть, тогда будет общая») или правило очередности («пусть сначала один поиграет со второй машинкой, а потом второй поиграет»).

Уровни осознания нормы:

Варианты ответа на 2 вопрос: 1 -  норму не называет; 2 – называние нормы через описание действий (например «всем надо давать игрушки»); 3 – называние нормы («надо делиться с другими»).

Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу):

1.стадия «власть и авторитет» - указание  на власть («воспитательница накажет», «мама заругает», «сверстник отнимет»)

2.стадия  инструментального обмена («в другой раз он мне даст- не даст игрушки»)

3.стадия межличностной конформности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»)

4.стадия «закон и порядок» - формулирование нормы как правила, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»).

Образец заполнения результатов диагностики на определение нравственно-этической ориентации (для учителя)

Стартовая диагностика. Определение личностной готовности. Нравственно-этическая ориентация.                        2011-2012 уч.г. 1 ___ класс. Учитель ______________________

Фамилия, имя об-ся

Уровень освоения нормы справедливого распределения

Уровень моральных суждений

Эгоцентризм с ориентацией только на свои желания (все игрушки себе)

Эгоцентризм с ориентацией на норму справедливого распределения                       (2 игрушки себе, 1 – сверстнику)

Ориентация на норму справедливого распределения, готовность к альтруизму (1 себе, 2 – сверстнику)

Альтруизм  (отдать все игрушки другому,  более нуждающемуся)

Эгоцентризм (отдать все игрушки  другому, более сильному)

Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации 1 – себе, 1 – сверстнику, 1 - общая

«Власть и авторитет» (указание на власть – «мама заругает»)

Стадия инструментального обмена (в другой раз он мне даст)

Стадия межличностной конформности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»

«Закон и порядок» («нужно делиться с другими»)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: (чел.)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого: (%)

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Сформированность регулятивных УУД

Выкладывание узора из кубиков

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).

Форма: индивидуальная работа

Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и  красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.

Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями:  1 – нет планирования,  2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется.

Контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2-  оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

Демонстрационный материал

к заданию  «Выкладывание узора из кубиков»

        

Образец заполнения результатов диагностики на сформированность

 регулятивных УУД (для учителя)

Стартовая диагностика. Сформированность регулятивных УУД. 2011-2012 уч. г.  1 ___класс. Учитель _______________

Фамилия, имя об-ся

Принятие задачи

План выполнения

Контроль и коррекция

Оценка

 

 

задача не принята, принята неадекватно; не сохранена

задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес

задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена

нет планирования

 план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется

план есть, адекватно используется

нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен

есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная

адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная

оценка либо отсутствует, либо ошибочна

оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются

адекватная оценка результата

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: (чел)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Итого: (%)

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Сформированность познавательных действий

Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 -7 лет).

Форма: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

Критерии оценивания:

1. Количество допущенных при кодировании ошибок;

2. Число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.

3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

Образец заполнения результатов диагностики на сформированность

 познавательных УУД (для учителя)

Стартовая диагностика. Сформированность познавательных УУД.                                                     2011-2012 уч. г. 1 ___ класс. Учитель ____________________

Фамилия, имя об-ся

Уровни сформированности действия замещения (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов)

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована

Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно

Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Итого: (чел)

0

0

0

 

Итого: (%)

0,0%

0,0%

0,0%

Сформированность коммуникативных действий

Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

·        продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

·        умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

·        взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

·        взаимопомощь по ходу рисования,

·        эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Образец заполнения результатов диагностики на сформированность

коммуникативных УУД (для учителя)

Стартовая диагностика. Сформированность коммуникативныхУУД.                                                                                        2011-2012 уч. г. 1 ___ класс. Учитель ____________________

Фамилия, имя об-ся

Уровни сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Низкий.

Средний.

Высокий.

 В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем

Сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия

Рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Итого: (чел)

0

0

0

 

Итого: (%)

0,0%

0,0%

0,0%