Конспект непосредственной образовательной деятельности (Вторая младшая группа) Тема: «Вот цветочек, он живой! Мы подружимся с тобой!»

Шевцова Елена Михайловна

Авторская разработка непосредственной образовательной деятельности по экологии с использованием элементов моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(Вторая младшая группа)

Тема: «Вот цветочек, он живой! Мы подружимся с тобой!»

Составила: Шевцова Елена Михайловна

Должность: воспитатель

первая квалификационная категория

                                                                               

                                                         г. Рубцовск

2013 год

Концептуальные основы совместной деятельности

Тема: «Вот цветочек, он живой! Мы подружимся с тобой!»

Образовательная область: Познание

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, трудовая.

Цель: Расширять представления  детей о комнатных растениях.

Задачи:

Образовательные: 

- Продолжать формировать представления детей о строении, условиях

роста, о способах ухода за растениями.

 -формировать умение использовать модели при описании строения

растений, трудового процесса по уходу за ними.

 Развивающие:

-Развивать разговорную речь детей;

-способствовать развитию исследовательского интереса;

-развивать наблюдательность, мышление, зрительное восприятие,

  память;

 -совершенствовать общую моторику через игровую деятельность.

- способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

 Воспитательные:

 -Воспитывать желание ухаживать за растениями;

-обогащать опыт общения со сверстниками и взрослыми;

-воспитывать стремление участвовать в играх.

Активизация словаря:

Модели,  лупа, опрыскиватель, питательные вещества, подкармливать, шероховатые

Методы и приемы: 

  • наглядный метод (рассматривание комнат, показ игрушки, рассматривание моделей частей растений, модели трудового процесса по уходу за растениями);
  • словесный метод (художественное слово, беседа, вопросы, сравнение, объяснение, уточнение, обобщение, поощрение)
  • прием эмоциональной заинтересованности (психогимнастика )
  • игровые приемы (сюрпризный момент, игровой персонаж, двигательная игра «Цветочек на окошке»,  дидактическая игра «Подбери к цветочкам потерянные лепесточки»)

Предварительная работа:

-Наблюдение за растениями (знакомство с внешним видом, строением).

-Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями.

-Знакомство с моделями  строения растений; моделями трудового процесса по уходу за растениями, непосредственное участие в данном процессе.

-Дидактические игры: «Найди такое же растение», «Чего не стало», «Подбери к цветочкам потерянные лепесточки».

-Рассматривание фотографий с изображением комнатных растений.

-Разучивание стихотворения «Цветочек на окошке»

-Рисование цветочков пальчиками.

Материалы и оборудование:

Группа разделена на две половины, каждая из которых оформлена под комнату (одна из комнат украшена комнатными растениями), модели частей растений, оборудование по уходу за растениями (лейка, варежка для удаления пыли, бутылочка с питательным раствором - подкормка для растений), фотография и кукла - бибабо медвежонка, пирамидка,  магнитная доска, аудиозапись музыкального произведения.                        

                        Описание совместной деятельности

Организационный момент

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность

Задачи:

1.Установление контакта, создание положительного настроя на предстоящую деятельность.

          2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный(беседа, вопросы, художественное слово), игровой(сюрпризный момент, игровое двигательное упражнение).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие из интереса к моему  предложению.

Дети с радостью принимают  

      Предложение педагога.

 

Дети улыбаются друг другу, берут за руки, идут вслед за воспитателем.

Для привлечения внимания детей к предстоящему занятию организую сюрпризный момент – показываю фотографию медвежонка.

-Ребята, посмотрите, это мой знакомый медвежонок. Его зовут Митя. Он очень любит растения и поэтому выращивает их у себя дома. Так вот, Митя пригласил нас к себе в гости. Хотите познакомиться с удивительным медвежонком?

-Тогда идемте, тут недалеко

       

       Мы за ручки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

По дорожке пойдем-

Прямо к Мите попадем.

Приглашаю детей к действию.

Создаю благоприят-

ную атмосферу для дальнейшего взаимодействия детей друг с другом и взрослым

2. Основная часть занятия

Цель: Способствовать углублению знаний детей о комнатных растениях

Задачи:

1.Уточнить представления детей о уже знакомых им комнатных растениях (бальзамин, фиалка, герань)

2.Формировать умение сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках, отличать живое от неживых предметов.

3.Развивать мышление, воображение, связную речь.

4. Вырабатывать координированные действия во взаимосвязи с речью.

Методы и приемы: словесный(вопросы, беседа, сравнение, уточнение, обобщение, указания),игровой( игровой персонаж, дидактическая игра, двигательная игра); наглядный (модели); практический(исследовательская деятельность); психогимнастика.

Дети идут вместе с педагогом.

             

 Дети выбирают, объясняют свой выбор.

         Дети высказывают свое мнение, показывают комнатку.

Дети отвечают на вопрос.

               Ответы детей.

       

Дети здороваются с растениями, называют свои имена.

                       

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети называют растение по-другому.

Ребята высказывают свое мнение.

Дети  называют растение.

Отвечают на вопрос, напоминаю при затруднении.

Дети эмоционально реагируют на появление персонажа, здороваются с ним.

Дети дают утвердительный ответ.

         

 Дети помогают игровому

    персонажу найти правильный

                         ответ.

Дети отвечают на вопрос педагога.

Проявляя исследовательскую активность, дети показывают модели строения растений, объясняют медвежонку, что у них есть листья, они зеленые, у растений есть корни, они держатся в земле, а также есть стебель, цветы. Показывают части растения на примере бальзамина.

       Дети высказывают свои

               предположения.

Дети отвечают на вопрос педагога.

Ответы детей.

       Дети отвечают на вопросы

                  педагога.

Дети рассматривают, рассказывают, что увидели, проявляют заинтересованность к исследовательскому процессу

                                     

Дети вспоминают и называют цвета лепесточков.

Дети играют в д/игру «Подбери к цветочкам потерянные лепесточки»

Двигательная игра «Цветочек на окошке».

 Дети произносят слова, совершая действия во взаимосвязи с речью:

Дети стоят, подняв руки вверх.

Присели, ладонями коснулись пола.

Встали, подняли ручки вверх.

Улыбаются.

Поворачивают ладони

Покачивают головой

Выполняют имитирующие движения

Обхватывают себя ручками.

          Дети спрашивают.

             Ответы детей.

             

Дети проводят исследовательские действия.

      Дети высказывают свои предположения.

(поливать растения лейкой, рыхлить почву, протирать с листьев пыль, любить растения).

   Дети называют предметы, дарят медвежонку.        

(Лейка, чтобы поливать растения, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы, варежка вытирать пыль).

Дети свободно располагаются на ковре, закрывают глазки.

Дети открывают глаза, спокойно встают, поднимают руки, тянутся вверх,

Дети высказываются, свободно выражают свои чувства.

(за ними ухаживали, поливали, рыхлили и т.д.)

 Подходим к двум комнаткам, одна из которых украшена комнатными растениями, различными картинами с цветами.

-Ребята, какая комната вам больше нравится? Почему?

-А как вы думаете, в какой комнате живет медвежонок?

Я тоже думаю, что медвежонок Митя живет в комнатке, где много красивых растений. Ведь тот, кто любит растения, старается все вокруг ими украсить, чтобы они доставляли радость всем.

А вы, дети, видели такие же растения летом на улице?

-Правильно. Такие растения живут только в помещениях, детском саду или дома. Поэтому как называют?

             -Верно, молодцы!

Ребята, растения – это живые существа. Они, как и вы, растут, а сначала были маленькими росточками, они пьют воду, любят солнышко и любят, когда за ними ухаживают и ласково разговаривают.

Давайте с растениями поздороваемся и познакомимся

Ребята, у всех растений, как и у людей, есть свои имена – названия.

Как называется это растение?                                Верно, бальзамин.

      Как по-другому его можно  

                     назвать?

(Правильно, Мокрый Ванька)

А почему мокрый?

(потому что он любит воду и его  нужно хорошо поливать)

        -Детки, это как растение

              называется? (герань)

Правильно, ребята. Герань не только красива, но и полезна.

Кто знает, чем полезна герань?

(отпугивает моль)

А что это за растение?

(фиалка)

Молодцы, ребята! Но, что это медвежонка Мити нигде не видно?

Ах, вот он!

     -Ой, ребята, здравствуйте!

Вы, наверное, меня заждались?

Скажите, вы уже познакомились с моими друзьями – комнатными растениями?

А я вот еще принес красивое растение, и оно будет украшать мой дом! (показывает детям пирамидку)

Спрашиваю у детей:

-Ребята, разве это растение?

Медвежонок: «Но ведь мое растение зеленое и стоит в цветочном горшке».

-Ребята, давайте поможем Мите научиться различать комнатные растения и никогда ни с чем не путать. Для этого нам понадобятся эти картинки.

Как они называются?

         Спрашиваю у медвежонка:  

        «Есть у твоего растения – пирамидки листья, корень, стебель?»

Медвежонок: (грустно) Нет

-А главное, медвежонок, все растения живые, а пирамидка, ребята, какая?

-Да, она неживая. Пирамидка- деревянная.

- Скажите, ребятки, все ли растения одинаковые?

-Чем растения различаются?

Правильно, молодцы! У них разные стебли, листья, цветы.

 У бальзамина стебель высокий (предлагаю детям показать его), а у фиалки? Видите стебли этого растения?

Листочки у растений тоже разные – потрогайте.

 У бальзамина какие листья? Правильно, гладкие.

А у фиалки какие листочки?    

Да, они шероховатые.

Что у меня в руках? (показываю лупу)

Предлагаю посмотреть через лупу на листочки растений.

-Цветочки тоже у растений разные.

 - Какого цвета цветы у герани?

У бальзамина?

У фиалки?

У меня тоже есть цветочки. Но вот только у них потерялись лепесточки. Помогите цветочкам найти лепесточки.

-Молодцы, ребята! А теперь послушай, медвежонок, какое стихотворение расскажут тебе ребята.

Стоит на окошке цветочный горшок.

В землю спрятал цветочек свой корешок.

А из земли стебелек потянулся,

Солнышку теплому он улыбнулся.

Зеленые листья рады свет, теплу.

Не хочет стоять он в темном углу

Не забудем цветочек мы поливать,

С листьев тряпочкой влажной пыль удалять,

Палочкой земля будем рыхлить,

А главное нежно, нежно любить!

Молодцы, дети. А теперь подойдите к растениям и спросите у них, хорошо ли им живется у медвежонка?

Что ответили растения?

Потрогайте, какая земля в горшочках? Чистые ли листочки?

Что нужно делать, ребята, чтобы растения себя хорошо чувствовали?

-Правильно, лейкой мы поливам – растениям необходима вода. Без солнечного тепла и света растения не растут. Растениям нужен воздух и обязательно нужна наша забота, нежность и любовь.

Не забывай об этом, дорогой Митя.

Для этого мы дарим тебе вот эти предметы…

Дети, что это?

А это что?

Ребята, я предлагаю вам и тебе,  медвежонок, превратиться в красивые комнатные растения.

          Предлагаю детям удобно

               расположиться на ковре.

               Психогимнастика:

                 «Мы – растения».

Представьте, что вы маленькие растения. Вас посадили в теплую, черную землю. Вы еще маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки вас поливают, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали. Вы начинаете расти. Ваши листики подросли, стебли становятся крепкими, вы тянетесь к свету.

Хорошо вам расти рядом друг с другом?

Понравилось вам быть растениями? Почему?

То же чувствуют  все комнатные растения и твои растения тоже, медвежонок.

Медвежонок: Я буду их очень любить, заботиться и ухаживать за растениями. Спасибо вам, ребята.

Обращаюсь к субъетивному опыту детей.

 Стимулируя интерес к дальнейшей

деятельности,

вношу игровой персонаж, держащий в лапках цветочный горшок, в котором стоит пирамидка.

Модели размещены на магнитной доске.

Обращаю внимание на малоактивных детей

При затруднении помогаю детям назвать правильно цвет лепестков. .

Авторское сочинение Шевцовой Е.М.

Игру провожу с целью развития двигательной активности детей.

Показываю модели

Поощряю высказыва-ния детей

Звучит спокойная музыка.

Провожу психо-

гимнастику для снятия психо-эмоциональ

ного напряжения детей

3. Заключительная часть

Цель: Подведение итогов занятия

Задачи: 1.Формировать умение обобщать полученные знания, делать выводы.

2. Сохранить и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Методы и приемы: беседа, вопросы, обобщение

Дети прощаются с медвежонком

Дети идут, держась за ручки.

Дети высказываются, делятся своими положительными эмоциями.

Ну, что же, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Митя.

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

По дорожке мы пойдем,

В детский садик свой придем.

Вот мы и вернулись в детский сад. Вы все молодцы! Были дружными, хорошо отвечали на вопросы, помогли медвежонку Мите.

Задаю вопросы:

-Скажите, ребята, вам понравилось в гостях у медвежонка?

-Чему мы его научили?

-А дома есть у вас комнатные растения?

-Расскажите своим мамам и папам, как нужно ухаживать за ними?

Ребята, я вам предлагаю посмотреть, как себя чувствуют наши комнатные растения, которые растут  у нас в группе.

Создаю атмосферу доброжелательности в общении друг с другом

Это дает

возможность заинтересовать детей на перспективу построения совместной работы с родителями, направленной на развитие познавательной активности детей.