Экскурсия по экологической тропе « Кто и как живет в водоеме»

Панченко Елена Анатольевна

Экскурсия по экологической тропе « Кто и как живет в водоеме»

Программное содержание: ознакомить дошкольников с некоторыми обитателями водоемов (растительным и животным миром, его особенностями (среда обитания); сформировать представление о водном сообществе; развивать навыки исследовательской деятельности; детей бережно относиться к растительным сообществам; помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода; прививать детям культуру поведения у водоема.

Материалл: бинокль, компас, фотоаппараты, лупа, кепки (по количеству детей) обручи.

 Ход экскурсии

- Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня вы будите исследователями, а значит особенно внимательными. Все, что мы сегодня увидим на занятии, это и будут объекты нашего исследования. Каждый исследователь имеет особое снаряжение. Вашим сегодняшним снаряжением будут:

1) бинокль

2) фотоаппарат

3) кепки на голову

Итак, мы отправляемся в путь. Сегодня нам необходимо исследовать водоем, а именно, который находится в нашем детском саду. Мы должны будем доказать, что любой водоем  живет своей жизнью и по своим законам.

(дети надевают снаряжение, под маршевую мелодию отправляются в путь).

-Вот и очутились мы с вами около искусственного водоема. А вот около любой речушки  нас всегда встретят заросли ивы. Мы называем, ее ива белая или ветла, что в переводе означает «близко вода». И уж конечно у каждой реки мы встречаем заросли тростника обыкновенного. Он всегда растет зарослями, потому что у него ползучее корневище. Он очень высокий (от 1 до 4 метров). А что это за красивое растение плавает на воде в нашем водоеме? Может быть кто то из вас знает как он называется (ответы детей).

-Это кувшинка белая. Очень редкое растение. Она занесена в красную книгу. Вы ребята всегда должны помнить, что водные растения рвать нельзя, так как они погибают сразу.

Не рвите водные цветы.

В воде растут волшебные цветы,

И нет вокруг нежнее красоты.

Вот лилия, как первый снег, бела,

На радость нам красиво расцвела.

А вот кувшинка желтая стоит и, головой кивая, говорит:

- Ребята, не пытайтесь нас срывать –

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды - завянем сей же час.

Не надо, люди, не губите нас!

- Как вы думаете на что похожи листья кувшинок? ( плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз.

 -Ребята, звуки каких насекомых вы слышите? ( звуки насекомых, жужжание комара)

- Ребята, а как вы думаете, кто это может быть? Вы узнаете , если отгадаете мою загадку.

На ромашку у ворот

 Опустился вертолет,

Золотистые глаза.

-Кто же это?

-Правильно, это стрекоза! Она добывает себе корм в воздухе, уничтожая различных насекомых.

-А каких вы еще насекомых знаете. Послушайте еще одну загадку.

Кружится рядом, над ухом звенит.

Укусит - потом это место зудит.

Питается кровью зверей и людей.

Кто это, дети? Ответьте скорей.

-Правильно ребята. Это комар.

-Ребята, представляете, что бы с нами было, если бы стрекозы не питались этими насекомыми. Их было бы очень много, и они бы нанесли природе большой вред. Но в природе всегда есть место равновесию - сколько насекомых появилось, столько должно исчезнуть.

- А вот и рыбье царство - гордость водоема, пища для животных и людей. Чтобы в водоеме  было много рыбы, надо его  охранять.

На берегу реки такая благодать!

Сюда скорей беги, купаться, загорать!

Но только разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй сейчас прекрасный водоем –

 И мы еще не раз, с тобой сюда придем!

- Ребята, а вы хотите посмотреть, какие красивые рыбы водятся в нашем водоеме?

Для этого нам надо спуститься на дно реки. Послушайте плеск воды.

-Слушаем команду погружения. (Дети берутся за руки, руки вниз,  руки плавно поднимают вверх, выполняя плавные движения руками)

Голос диктора: - Внимание! Глубина погружения - 10 метров.

У нас запас воздуха на 5 минут.

Погружение начинается!

- Посмотрите, что это за рыбы, кто знает, как они называются?

Щука опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам. Но щука - это и ценная промысловая рыба, если в водоёме нет щуки или мало, то резко возрастает численность разной мелочи, а ещё щука истребляет больную рыбу, являясь, таким образом, подводным санитаром.

- А, что это за бревно лежит под корягой?

Спина тёмная, брюхо - светлое.

Вместо чешуи - кожа покрыта слизью,

А над верхней челюстью усы. (сом)

- Его усы напоминают червяка. Маленькие рыбы подплывают к нему, и он их ловит. Он так же, как щука питается падалью, поэтому сом тоже считается санитаром реки.

Голос диктора: - Внимание!

Воздух в баллонах заканчивается.  Пора всплывать.

(всплывают так же, как погружались, те же движения)

В реке много разных рыб, давайте еще раз перечислим их.

Игра «Рыболов»

Воспитатель предлагает выбрать рыболова, который произносит следующие слова «Пойду на рыбалку и поймаю карася,   … и т. д.»

При каждом шаге рыболов  называет какую-нибудь рыбу. Нельзя два раза называть одну  и туже же рыбу. Победителем считается тот, кто дошел до реки, при каждом шаге называя новую рыбу. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на рыбалку отправляется следующий. Неудачливому рыболову можно разрешить еще раз пойти на рыбалку.

-Ребята, понравилось вам в рыбьем царстве? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство? (не засорять водоем, не бросать мусор, не мыть в  машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек)

-Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, а еще лягушки украшают реку своим пением - кваканьем. Давайте попробуем спеть песню, как лягушки (дети квакают на разные голоса и прыгают по лягушачьи)

Игра «Лягушки в кадушке»

На старой кадушке, плясали лягушки,

Зеленые ушки, глаза на макушке.

Я к ним подошла, они в воду бултых!

И нечего больше сказать мне про них.

-Но есть и такие животные, которые питаются лягушками. Из рыб это сом, судак, щука. Любят лягушек и пушные звери - норка, выдра. Особенно любят их птицы - чайки, вороны, совы и цапли.

- Итак, я думаю, что сегодня мы узнали так много нового и интересного, что сразу осмыслить все очень сложно. Но и это мы попытаемся с вами сделать, ведь мы сегодня - ученые - исследователи.

- После каждого путешествия ученые - исследователи делают отчет о своей работе, такой отчет мы сейчас с вами и сделаем.

(дети подходят к планшету с изображением реки)

- Здесь, представлено место, где мы с вами побывали и увидели животных, которые живут сообща, вместе, как бы в одном сообществе.

- Давайте с вами вспомним их и разместим на этом планшете.

- Итак, мы не должны забывать о том, что все живое живет сообща в одном сообществе и, что жизнь одного животного или растения зависит от другого.