Технология проблемно-диалогического обучения

Давлетбаева Светлана Нуриевна

В работе описан теоретический материал о технологии проблемного-диалогического обучения, представлены примеры постановки проблемы на уроке и поиск решения проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

  1. Понятие проблемно-диалогического обучения
  1. Классификация методов обучения
  2. Сравнительный анализ методов обучения
  1. Технология постановки учебной проблемы
  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  2. Подводящий к теме диалог
  3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом
  1. Технология поиска решения проблемы
  1. Побуждающий к гипотезам диалог
  2. Подводящий к знанию диалог
  1. Заключение

Литература

Я слышу, и я забываю.

                                                                                   Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

                 Конфуций

Как часто слышим мы эти слова. Но, к сожалению, мы - учителя, порой забываем такие, казалось, простые истины. В течение последних девяти лет, работая по Образовательной Системе «Школа 2100» и опираясь на многолетние исследования в области проблемного обучения и психологии творчества, изучая технологию проблемного диалога, подобрала материал о способах «открытия» нового знания.

  1. Понятие проблемно-диалогического обучения

Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения – применяемые на практике знания; навыки – автоматизированные действия.

Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путём многократного повторения действия.

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.

Этап введения знаний организуется посредством методов – определённых сочетаний заданий, приёмов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку.

Классификация методов обучения, в рамках «проблемного обучения» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)

Методы

Проблемные

Традиционные

«Классические»

«Сокращённые»

Постановка проблемы

Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиск решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий о проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знания

В данной таблице существующие методы обучения классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену и типу учебной деятельности. В соответствии с первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения. По второму методы разграничены на проблемные и традиционные.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно,  деятельность последних можно отнести  к творческому типу.

Однако учебная деятельность творческого типа может иметь разный характер: в одних случаях она действительно адекватна подлинному научному творчеству, а в других является лишь его имитацией. Таким образом, дополнительным основанием для классификации проблемных методов является характер учебной деятельности. По этому основанию проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращённые». В настоящем научном творчестве постановка проблемы идёт через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода их неё. Возможны три принципиально разных выхода:

  1. Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
  2. Ученик сам осознаёт противоречие и формулирует проблему;
  3. Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Таким образом, существуют три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода их неё.

К «сокращённым» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приёмом. Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и потому лишь имитируют творческий процесс.

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез. При этом возможны три принципиально разных варианта:

  1. Учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  2. Ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  3. Учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Таким образом, существует три «классических» метода поиска решения, различающихся тем, что кто именно осуществляет творческие действия.

«Сокращённый» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без неё. Оба метода подведения не предполагают выдвижения и проверки гипотез последовательно, лишь имитируют творческий процесс.

Сравнительный анализ методов обучения 

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. Но в то же время сами проблемные методы не равноценны.

«Классическая» группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность, но осуществляют её разные лица: либо учитель лично, либо ученик сам, либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его творческим процессом, следовательно, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уроке нельзя на него рассчитывать. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учителем стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению  и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращённая» группа методов (за исключением сообщения темы с мотивирующим приёмом) представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Таким образом, из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

  1. Технология постановки учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах:

- Как тема урока;

- Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный  с темой вопрос для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

1.  Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2.  Подводящий к теме диалог;

3.  Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует  последовательного осуществления четырёх педагогический действий:

А) Создание проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Б) Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

В) Побуждения к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

Г) Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет»,  «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом: сначала поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать?», «Кто думает иначе?», «Кто может выразить мысль точнее?»

Пример 1. Урок русского языка, 4 класс, тема: «Склонение имён существительных»

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложение.

- Найдите однородные члены в этом предложении.

- К какой части речи они относятся?

- Определите их род и падеж.

- Выделите их окончания.

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Сестре, дочери.

- Это существительные.

Женский род, предложный падеж.

-е, -и.

- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные. (Противоречие)

- Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема)

Пример 2. Урок русского языка, 3 класс, тема «Сложные слова»

        Учитель        

Ученики

- В словах выделите корень (Практическая работа)

- Все согласны?

- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же вопрос возникает?

- Придорожный, подберёзовик, выговор, придворный, перебегает, мухоловка.

Да, согласны. Нет. Мухоловка – т.е. ловить мух, два слова, значит два корня?

- Кто прав? (Учебная проблема)

Пример 3. Урок математики, 4 класс, тема: «Задачи на проценты»

        Учитель        

Ученики

- Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена на товар? (Вопрос на ошибку!)

- Давайте посчитаем. Цена товара была 100 рублей. После повышения на 10% цена стала 110рублей. А после понижения на 10% стала 99 рублей. (Предъявление научного факта)

- Итак, что вы сказали сначала? А что оказывается на самом деле?

- Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Цена товара не изменилась. (Житейское представление)

- Испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации)

- Что цена не изменится. А цена уменьшилась. (Осознание противоречия)

- Задачи на проценты. (Учебная проблема как тема урока)

Пример 4. Урок русского языка, 4 класс, тема «Спряжение глаголов»

        Учитель        

Ученики

- Что такое склонение?

- Какие части речи, известные вам, склоняются?

- Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (Задание, невыполнимое вообще)

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Изменение по падежам.

- Существительные и прилагательные.

- Испытывают затруднение. (Возникновение проблемной ситуации)

- Нет, не смогли. Глагола не склоняются. (Осознание противоречия)

- Как изменяются глаголы? (Учебная проблема)

Пример 5. Урок математики, 3 класс, тема: «Умножение на двузначное число»

        Учитель        

Ученики

- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56см и 21см. (Практическое задание, не сходное с предыдущим)

- Вы смогли выполнить задание?

- В чём затруднение? Чем это задание не похоже не предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Испытывают затруднение. (Возникновение проблемной ситуации)

- Нет, не смогли.

- Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров ещё не решали. (Осознание противоречия)

- Умножение на двузначное число. (Учебная проблема как тема урока)

  1. Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входит разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?»

Например:  урок русского языка, 4 класс, тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

        Учитель        

Ученики

- Прочитайте слова (Слова записаны на доске)

- Чем все эти слова похожи?

- А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать? (Побуждение к формулированию темы урока)

- Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Это существительные с шипящими на конце.

- В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (Учебная проблема как тема урока)

  1. Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы¸ случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрации непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Приём «яркое пятно». Урок русского языка, 4 класс, тема: «Дательный падеж» Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

Такой падеж как ______________

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Кто догадался, о каком падеже идёт речь? Верно. Дательный падеж – тема нашего урока.

        Приём «актуальность». Урок математики, 4 класс, тема: «Проценты»

 – Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а какую вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10 …». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,5…». По телевизору идёт реклама, и вы слышите: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13…». Как видите, термин «процент» прочно вошёл в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.

        Таким образом, существует три основных метода постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивации учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.

        Ещё одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

        Поставив учебную проблему любым из названных методов, можно перейти к организации поиска её решения.

  1. Технология поиска решения проблемы

Суть поиска решения проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое  «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

  1. Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырёх педагогических действий:

А) Побуждение к выдвижению гипотез.  Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, будет называться решающей, а остальные – ошибочными.   Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, то есть призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается  подсказкой к решающей гипотезе. Подсказка – намёк на искомое знание – каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Б) Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет») или похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально не окрашено: словом «так» и кивком головы.

        В) Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором – добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

        При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, сообщается аргумент или контраргумент.

        При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

        Г) Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?»

        

        Существует два варианта выдвижения гипотез уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая – и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.

        При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на неё нейтральным словом «так», учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения («Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение-проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.

Пример 1. Урок русского языка, 4 класс, тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Учитель

(использует подводящий к теме диалог)

Ученик (формулирует тему урока)

- Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака?

- Все с этим согласны?

- Все слова с мягким знаком одушевлённые? (Подсказка к контраргументу)

- Еще, какие есть гипотезы?

- С этой гипотезой согласны?

- Другие гипотезы?

- Что можно сказать о роде имён существительных? (Подсказка к решающей гипотезе)

- Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке)

- Как можно распределить слова на группы? (Подсказка к плану проверки)

- Сформулируйте общий вывод.

- Сверьте свой вывод с выводом в учебнике

- В одушевлённых существительных мягкий знак пишется. Например, дочь. В неодушевлённых – ключ, не пишется мягкий знак. (Гипотеза 1)

- Молчат

- Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевлённое (контраргумент)

- Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (Гипотеза 2)

- «Ключ» на «ч», но Ь не пишется. «Ложь» на «ж», но с Ь. (Контраргумент)

- В женском роде Ь знак пишется. В мужском нет. (Решающая гипотеза)

- ???

- Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой – мужского. И посмотрим на Ь. (План проверки)

- Формулируют правило. (Открытие нового знания)

        При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»). Отреагировав на первую – обычно ошибочную – гипотезу нейтральным словом «так», учитель продолжает побуждение репликой «Какие ещё есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организовано по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог. Причём сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь – решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.

Пример 2. Урок математики 3 класс, тема: «Умножение на двузначное число»

Учитель

 (использует побуждающий диалог)

Ученик

(формулирует тему урока)

- Сейчас вы разобьётесь на группы и будете решать пример 56*21=?

- Какие есть гипотезы? С чего можно начать? (Побуждение к выдвижению гипотез)

- Воспользуйтесь распределительным свойством (Подсказка к решающей гипотезе)

- Как можно проверить, какой из способов верный? (Побуждение к практической проверке)

- Может быть, воспользуемся каким-то прибором? (Подсказка к плану проверки)

- Что у вас получилось?

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

- Разбиваются на группы, начинают работу.

50*20+6*1=1006 (Гипотеза 1)

56*20+56*1=1176 (Гипотеза 2)

???

Можно проверить на калькуляторе (План проверки)

1176. Формулируют правило умножения на двузначное число. (Открытие нового знания)

  1. Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

        Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без неё. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.

Пример 1. Урока русского языка, 3 класс, тема: «Сложные слова»

Учитель

(использует побуждающий диалог)

Ученик

(формулирует вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка»)

- Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Почему птичка так называется?

- Запишите «ловит мух»

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень.

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень.

- Есть ли корни мух- и лов- в слове «мухоловка»?

- Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

- Такие слова называют сложными. Сформулируйте определение.

- Она ловит мух.

- Да, есть.

- В слове «мухоловка» два корня.

- Сложными называют слова с двумя корнями. (Открытие нового знания)

Пример 2. Урок русского языка, 3 класс, тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Учитель

Ученик

- Прочитайте имена существительные в двух столбиках.

- На какой вопрос отвечают существительные первого столбика?

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?

- Существительные первого столбика называются одушевлёнными, существительные второго столбика – неодушевлёнными. Сформулируйте правило.

- человек            дерево

   родители         трамвай

   учитель           страна

- Кто?

- Что?

- Формулируют определение. (Открытие нового знания)

Таким образом, существует три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

  1. Заключение

Технология проблемно-диалогического обучения является

- результативной, т.к. обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

- здоровьесберегающей, т.к. позволяет снизить нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

- общепедагогической, т.к. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому данная технология объективно необходима каждому учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: