ПСИХОГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мещерякова Елена Геннадьевна

 

Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства.  Психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства.  Психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы.

          Основная цель это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности, агрессии, создание возможностей для самовыражения.

          Занятия  показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами.      Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится  осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением  существует связь  и,  что эмоциональные проблемы  вызываются не  только  ситуациями, но и то,  как  ребенок сам воспринимает ситуацию.

          Так, например, занятия  помогут снять усталость и возбуждение, превратив детей в «крокодильчиков», «ящерок», «кувшинок»  и вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам;  а  образ  птиц  или веселых рыбок положительно повлияет на речевое развитие, а также  заставит  задуматься, почему не надо их ловить. Занимаясь  психогимнастикой, дети  изучают  различные  эмоции,  и получают  возможность  научиться  управлять  ими.

В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития  и эмоционального здоровья детей.

Упражнения, этюды, игры помогают ребенку  общаться со сверстниками, выражать свои чувства и понимать чувства других. У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.).  Уходят невротические проявления (страх, злость, различного рода опасения, неуверенность).

   Таким образом, психогимнастика помогает  сохранить психическое здоровье ребёнка и предупреждает эмоциональные  расстройства.

            Психогимнастика    помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивает межполушарные связи, формирует  синхронность  в работе. Развивает познавательные  способности, формирует устойчивую эмоциональную сферы, а через это - сохраняет психическое здоровье и предупреждает  эмоциональные  расстройства у детей.          

             Даже без движения в пространстве ребенок 5-6 лет способен к выражению ощущений через осанку и позу. Например, изображая, что ему холодно, ребенок сдвигает плечики, сжимается, напрягается.   Дети охотно проигрывают ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и т.п.) представляются от имени сказочных персонажей, животных.

          Хорошо  использовать музыку, похожую с тем настроением, которое «отыгрывается» в занятиях; использовать дыхательные техники.  

          В психогимнастике используются выразительные движения, т.е. передающие  эмоциональную реакцию на что-то происходящее. И.М.Сеченов утверждал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука», а  К. Изард  подметил, что эмоции  на  лице «слышны лучше, чем речь».

          Также психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроения окружающих по лицам. Жесты тоже важны, так как, кроме обогащения эмоциональной сферы, моторика рук способствует развитию мышления.        

           Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании детей важно не просто научить их проявлять себя в процессе какого-либо действия с помощью положительных эмоций, но не бояться отрицательных, которые неизбежно возникают в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, без ошибок и срывов.(Т. В. Бендас, 1982 г.). Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отставанию в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

         Таким  образом, психогимнастика    психолого-педагогический    метод,  задачей  которой  является  сохранение  и  предупреждение  эмоциональных  расстройств  у  детей.

Литература

Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду /. – Мн.: Технопринт, 2005.

Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. – М.:»Генезис», 1999.

Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В.М.Минаева. – М.:АРКТИ, 1999.

Хухлаева, О.В. Лесенка радости /– М., 1998.

Чистякова, М.И. Психогимнастика /– М.: Просвещение, 1995.

Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику /. – Спб: Валерии СПД, 2001.