Чем мы занимались сегодня (старшая группа)

Хамаганова Надежда Дондоковна

Здесь вы узнаете, чем мы занимались в течение недели и как закрепить эти знания с ребенком  дома. На этой страничке задания на темы, которых нет в рабочих тетрадях Теремковой (№ 1,2,3,4). 

 

              Лексическая тема "Детский сад"

Дети должны усвоить: для чего нужен детский сад, кто в нем работает, что есть в детском саду.

Словарь: группа, спальня, раздевалка, кухня, прачечная, воспитатель, помощник воспитателя, логопед и т.д.

Речевая подвижная игра "Сначала буду маленьким"

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Считалка "Детский сад"

Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти мы будем.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя!  

 

               Лексическая тема "Мы- Россияне"  ( Сибирь-мой край родной. Москва - столица. Мой любимый город.)

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны.

Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • "Где ты живешь?" Называет свой адрес(улица, номер дома, квартиры, этаж), рассказывает какие учреждения находятся рядом с его домо
  • Счет до 5-7-10 ( большой город(дом), памятник , иркутянин)
  • На улице - уличный 

​         на вокзале- ...,  в театре - ...., в парке - .... т.д.

  • "Что лишнее?"

Парк, лес, сквер

Москва, Иркутск, Байкальская улица

улица, проспект, машина

  • "Дома бывают.."  ( много этажей - многоэтажные,из кирпмча -  кирпичные,из  дерева -..., из панелей-..., из камня - ...;  старые, новые, высокие, низкие, т.д.)

Связная речь

  • Составь рассказ "Мой город " по плану:

а) Как называется мой город

б)Главная улица(площадь,  река)

в) достопримечательности

г) твое отношение к городу

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Как называется наша Родина?

Как называется столица нашей Родины?

Назови главную улицу(площадь) нашего города

Назови свой домашний адрес. Кому можно говорить адрес, а кому нельзя.

Так же для информации родителям любопытные факты - смотрите  в моем БЛОГЕ

 

    Лексическая тема  "Моя семья" 

Дети должны усвоить: Семья , ее состав, функции членов семьи, какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая, спортивная )

Лексико-грамматические упражнения и игры

  • Кто лишний и почему?

Мама, папа, доктор ( доктор -это профессия, а не член семьи)

Брат, сестра, соседка (соседка не является членом семьи)  и т.д.

  • Назови полным именем

Валя-Валентина

Галя -Галина

Коля - Николай

Витя-Виктор  и т.д.  всех членов семьи

  • Назови отчество

Алексей - Алексеевич

Андрей-Андреевич

Василий-Васильевич и т.д.

Назови свое отчество (сестры, мамы, папы и т.д.)

  • Исправь предложение

Сначала родились мы, потом родители

Бабушка младше мамы.

Я бабушкина дочь.

  • Выбери правильный ответ

Бабушка -это ( папина жена, мамина мама, мамина сестра, соседка)

 

Связная речь

Рассказ "Моя семья"  Лучше использовать картинки - подсказки. Можно взять фотографии.

Меня зовут .... Мне ....лет. Я родился в городе Иркутске. Живу на улице..... Моего папу зовут....(имя , отчество). Он работает (профессия или место работы). Мою маму зовут...(имя, отчество). Она работает.... Мою сестру(брата) зовут.... Она ходит в школу (чем занимается).    

Связная речь

Пересказ "Семейный ужин" по опорным картинкам

Структура рассказа:

1. Начало рассказа

2. Рассказ с опорой на картинки

3. Конец рассказа

Приготовить картинки  (можно  использовать ваши фото) и разложить по порядку:

мама и папа, мальчик и девочка, мальчик и картофель, девочка и овощи, мама заваривает чай( чайник, плита ит.д), пылесос, семья ужинает.

Примерный рассказ

Вечером вся семья собралась дома.

Папа и мама пришЛи с работы. Брат и сестра пришЛи из школы. Они решиЛи приготовить семейный ужин. КоЛя почистил картошку дЛя картофельного пюре. ВаЛя помыла помидоры и огурцы дЛя овощного  салата.Мама взяла кофейник(чайник) , поставила на пЛиту и заварила чай (кофе). Папа взял пыЛесос и почистил ковер. Когда все было готово, семья села ужинать.

Ужин был вкусный и все были рады видеть друг друга. ( Другой вариант концовки)

Можно добавить творческое задание: что делали после ужина, чем занимались. Запишите рассказ ( на диктофон, в тетрадь, приложите фото совместной семейной трапезы )

   Лексическая тема "Транспорт"

Связная речь.  Познакомимся с паровозиком, который обращал внимание на все необычное и красивое и учил этому окружающих   

Пересказ "Паровозик" с опорой на картинки (с изображением паравозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката)

1.Чтение с последующим обсуждением.

2. Повторное чтение

3. Рассказ ребенка с опорой на картинки.

    Все паравозики были как паровозики, а один был странный. Он всюду опаздывал. 

 И вот однажды начальник станции сказал ему строго: "Если вы еще раз опоздаете... То..." И паровозик все понял и загудел: "Последнее честное благородное слово.."

 И ему поверили в последний раз

 Тук-тук - ехал он по дороге. Заметил жеребенка, хотел с ним поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове - и поехал дальше. И вдруг звонкий голос из леса: Фьють... Вздохнул паровозик, подумал еще раз и поехал в лес.

 А пассажиры выглянули в окно, и заметив лес, стали кричать:

-Безобразие! Мы же опоздаем!

- Конечно,- сказал паровозик.- Но если сейчас мы не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.

 И всю ночь весь поезд слушал соловьинное пение. К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.

-Безобразие, безобразие!- закричали опять пассажиры. - Опоздаем! Опоздаем!

И вновь паровозик ответил:

-Конечно. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на все лето, граждане.

И весь день поезд любовался первыми ландышами. Только к вечеру поехали дальше. И вдруг  выехали на горку.

 Взглянул паровозик вдаль и остановился.

-А теперь зачем стоим? - удивились пассажиры.- Ни цветов, ни леса.

-Закат,- только и сказал паровозик.

И теперь уже никто не спорил. Но вот, наконец, и станция. Вышли люди из поезда, а паровозик спрятался. "Сейчас,- думал он,- эти строгие тети и дяди пойдут к начальнику жаловаться".

Однако дяди и тети почему- то  улыбались и сказали паровозику:

-Паровозик, спасибо!

А начальник станции немало удивился:

-Да вы же опоздали на три дня.

-Ну и что,- сказали пассажиры.- А могли бы опоздать на всю весну, на все лето и на всю жизнь.

Вы, конечно, поняли смысл этой сказки. Иногда не стоит торопиться. 

Если видишь красивое, если видишь хорошее - остановись.

 

Подвести итог: Почему начальник все время ругал паровозик? А почему пассажиры поблагодарили паровозик?

Лексическая тема "Зима"

Связная речь. Предварительная работа по  альбому №2.  Составление рассказа "Зима" с введением нескольких слов-определений

Наступила (морозная, снежная, долгая, сибирская) зима. Земля покрыта (белым, пушистым, мягким, искристым) снегом. Дети не боятся (жгучего, крепкого, злого, сильного) мороза, потому, что они тепло одеты ( или перечисление, что они надели). (Дети, детвора, девочки и мальчики) играют в снежки, (катаются на санках, на лыжах, с горки на санках и т. д. зимние забавы). Нам нравится зима! (другой вариант конца рассказа).

Звук Т - согласный, твердый (та,то,ту,ты), глухой. Назвать слова со звуком Т в конце слова: ( типа коТ, мосТ, торТ  

 

Связная речь: Пересказ рассказа "Елка"

Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка стала нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И дед Мороз играл! Весело было ребята

 

Лексическая тема "Дикие животные"

Связная речь. Тексты для пересказа:  Е. Чарушин

Заяц.  Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищников. Из леса в поле скачет кормиться. "Не пускай , садовник, зайца в сад: погрызет он кору у яблонь и черешен"

Белка.  Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила- теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит и шишки шелушит.

ВОЛК. Летом воле ходит сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери попрячутся. Нечего волку есть. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут, где сторожа нет да запоры плохи - несдобровать  овце. 

 

 Лексическая тема "Женские профессии. 8 Марта"

      . Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)? Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.

 2. Подбор прилагательных: Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д. Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д. Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.
3. Подбор слов – действий: Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д. Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д. Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.

 4. Согласование существительных с числительными: Одна мама, две мамы, пять мам. Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек. Одна сестра, две сестры, пять сестер. Одна учительница, две учительницы, пять учительниц. Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.

5. Словообразование (приставочные глаголы): Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит. Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает. Шьет – пришьет, вышьет, зашьет. Лечит- полечит, залечит, вылечит. Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д. 6. Закончи предложение (склонение существительного): У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…

 7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану: Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?

 8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану: Как зовут (ИО)? Кто старше, кто младше? Кто ты маме, а кто бабушке? Внешность, профессия. Кто что делает по дому? Как ты помогаешь?

 9. Прочитайте и разберите стихотворение: «Кто кому кто?» - Бабушка, бабушка, я чья дочка? - Ты Федина дочь, моего сыночка. - Мой папа большой, а совсем не сыночек. - Сыночек. Брат моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? - Да разве у дочки мы были? У тети! - Тетю твою я в люльке качала… - Бабушка, стой, объясни-ка сначала, Кто мне Наташа и два ее братца? - Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох была и шустра! А ты доводишься…Хитрое дело… -Бабушка, что-то у нас пригорело! - Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко из кастрюли сбежало. Я. Аким   

Лексическая тема "Перелетные птицы"

Составление рассказа "Скворечник" с опорой на сюжетную картинку (Дети вешают скворечник на березу)

Задачи: 1. Обучение запоминанию и рассказ составленного рассказа

2. Закрепление признаков ранней весны

3. Обогащение лексики родственными словами ( скворечник, скворец, скворчиха, скворчата)

Записать рассказ в тетрадь со слов ребенка

Примерный рассказ:  Наступила ранняя весна. Побежали веселые ручейки, появились проталины. На деревьях набухли почки. Снег потемнел и стал рыхлым. Прилетели перелетные птицы. Дети (ребята, мальчики и девочки и т.д.) пошли на прогулку и увидели на березе старый( ветхий, сломанный, почерневший т.д.) скворечник. Они решили сделать новый скворечник. Взяли молоток, гвозди, новые доски и смастерили( сколотили, построили) новый, красивый скворечник.  Мальчики крепко привязали его к березе. Скоро в нем появятся скворчата и скворчиха будет носить  им червячков.    

 

Лексическая тема "Наша Вселенная"  Космос, Солнечная система

Предметы: космос, космонавт, Гагарин, герой, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, невесомость, планеты, звезды, Земля, Луна, Солнце связь, Цент управления полетами, работа, ученые, конструкторы, исследования, опыты… Признаки: первый, космический, орбитальный, важная, трудная, земной, лунный, солнечный, космический… Действия: осваивать, запускать, летать, выполнять…

Задания 1. Один – много (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …

2. Есть – нет (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … связь – …

3. Посчитай: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

4 Деление слов на слоги:кос-мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, Зем-ля, пла-не-та

5. Игра "Одна семейка" с мячом. Бросаете мяч ребенку,задаете вопрос, он отвечает и бросает  обратно. Обратите внимание, что слова космос, космонавт, космический похожи.

Как называется пространство вокруг Земли?

Человек, который летит в космос?

Какой корабль летит в космос?

 

 Пересказ "Старый дед и внучек"  Л. Толстой

Цель: Учить последовательно пересказывать литературный образец.

Воспитывать уважение  к старым людям и уметь  выражать вречи свои переживания.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И,когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все вдоме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.  Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками играет - что - то слаживает. Отец и спросил: "Ч то ты делаешь?" А Миша говорит: " А это я , бабюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтоб вас их этой лоханки кормить".

  Муж с женой поглядели дру г на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали  с тех пор сажать старика за стол и ухаживать за ним. 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН

Расказывание по плану:

1. картинка

2. Назови два слова-признака

3. Назови 3 слова - действия

4. Составь предложение с словом

5. Обобщающее слово

Например:                                                       

1. Дедушка                                                                       1. верба

2.старый, добрый                                                             2. пушистая, мягкая

                           

3. Читает, работает, ремонтирует                                    3. распускается, цветет, пушится

4. Дедушка читает газету.                                                4. Верба распускается ранней весной

5. Семья                                                                             5. Растение

Стараемся подбирать слова на лексическую тему ( блины, Масленица, гулянье, конь, дедушка, бабушка, яйцо, верба т.д.)