Календарно-тематическоое планирование.

Иваненкова Ирина  Алексеевна

Литературное чтение 3 класс .Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение75.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; учебного плана, примерной программы основного начального образования по «Литературному чтению» с учетом авторской программы по «Литературному чтению» автор Л.Ф. Климанова, М. Просвещение 2012г.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение» в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на 136 ч.

Характеристика класса: программа адресована учащимся 3 класса ГБОУ СОШ № 541 с разноуровневой подготовкой, продолжающих осваивать курс литературного чтения по УМК «Школа России».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс в 2х частях, рабочую тетрадь «Литературное чтение» 3 класс в 2х частях.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств, представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов, в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

.

ТРЕБОВАНИЯ   К   УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ

 В 3 КЛАССЕ:

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения  3 класса достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Ориентировочные показатели  по темпу чтения:

3 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия,    40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;

речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.         

Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных

эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

По окончании 3  класса обучающиеся  должны:

- бегло, выразительно читать текст;

-  выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

-  составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

- самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;

     -  научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.

- уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Элементы содержания

Количество часов

Контроль

Планируемые результаты

Сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Знакомство с учебником

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

1

0

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения

Сентябрь

2

Самое великое чудо на свете

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

4

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Сентябрь

3

Устное народное творчество

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

12

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Сентябрь

4

Поэтическая тетрадь 1

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Знакомство с поэзией.

12

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Октябрь

5

Великие русские писатели

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

24

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Октябрь  - ноябрь

6

Поэтическая тетрадь 2

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Знакомство с поэзией

6

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Декабрь

7

Литературные сказки

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

8

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Декабрь

8

Были-небылицы

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

10

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Январь

9

Поэтическая тетрадь 1

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Знакомство с поэзией

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

7

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Январь

10

Люби живое

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

16

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Март

11

Поэтическая тетрадь 2

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Знакомство с поэзией

7

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Апрель

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

13

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Апрель

13

По страницам детских журналов

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

7

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Май

14

Зарубежная литература

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

9

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения.

Освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающими миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; умение декларировать стихотворное произведение, выступать перед знакомой аудиторией

Май  

Календарно-тематическое (поурочное) планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Виды деятельности обучающихся

Формы контроля

Дата проведения

Примечание

Знакомство с учебником (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

1

Урок открытия новых знаний

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.

Устная проверка (опрос)

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ  (4 ч)

2

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Домашняя  работа

3

Рукописные книги древней Руси

Подготовка сообщения на основе статьи учебника

1

Урок открытия новых знаний

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.
Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Устная проверка (опрос)

4

Первопечатник Иван Фёдоров

Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове

1

Урок открытия новых знаний

Домашняя  работа

5

Урок путешествия в прошлое

Оценка достижений

1

Урок рефлексии

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (12 ч)

6

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Устная проверка (опрос)

7

Русские народные песни

1

Урок открытия новых знаний

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Домашняя  работа

8

Докучные сказки Сочинение докучных сказок

1

Урок открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1

Урок открытия новых знаний

Домашняя  работа

10

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

Урок открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

Урок открытия новых знаний

Домашняя  работа

12

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»

1

Урок открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

13

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»

1

Урок открытия новых знаний

Домашняя  работа

14

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

1

Урок открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

15

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

1

Урок открытия новых знаний

Домашняя  работа

16

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

1

Урок проектной деятельности

Индивидуальное проектное задание

17

Оценка достижений

1

Урок рефлексии

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (12 ч)

18

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Устная проверка (опрос)

19

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского

1

Урок

проектной деятельности

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре.

Индивидуальное проектное задание

20

Русские поэты XIX—XX века

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

21

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

«Листья»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

22

Сочинение - миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

Урок развития речи

Домашняя  работа

23

А. А. Фет

«Мама! Глянь-ка из окошка...»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

24

А. А. Фет

«Зреет рожь над жаркой нивой...»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

25

И. С. Никитин

 «Полно, степь моя...»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

26

И. С. Никитин

 «Встреча зимы»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

27

И. 3. Суриков

«Детство»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

28

И. 3. Суриков

 «Зима»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

29

Оценка достижений

Путешествие в литературную страну

1

Урок рефлексии

1 час

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 Ч)

30

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Устная проверка (опрос)

31

А. С. Пушкин

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

1

Уроки

открытия новых знаний

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Домашняя  работа

32

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане...»

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

33

А. С. Пушкин

 «Сказка о царе Салтане...»

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

34

Сравнение народной и литературной сказок

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

35

Особенности волшебной сказки

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

36

Рисунки И. Билибина к сказке

Соотнесение рисунков
с художественным текстом, их сравнение

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

37

И. А. Крылов

Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

38

Басни И. А. Крылова

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

39

Басни И. А. Крылова

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

40

Инсценирование басни

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

41

М.Ю. Лермонтов

Статья В. Воскобойникова

Подготовка сообщения на основе статьи

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

42

Лирические стихотворения

1

Уроки

открытия новых знаний

43

Сравнение лирического текста и произведения живописи

1

Уроки

открытия новых знаний

44

Детство Л. Н. Толстого

Из воспоминаний писателя Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя

1

Уроки

открытия новых знаний

45

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула»

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

46

Рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок»

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

47

Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

48

Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои)

Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль)

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

49

Рассказ-описание

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

50

Текст-рассуждение

Л. Толстой «Куда девается вода из моря»

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

51

Сравнение текста-рассуждения и текста-описания

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

52

Сравнение текста-рассуждения и текста-описания

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

53

Оценка достижений

Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели»)

1

Урок рефлексии

Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2  (6 ч)

54

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Устная проверка (опрос)

55

Н. А. Некрасов

Стихотворения о природе

1

Урок

открытия новых знаний

Воспринимать стихи на слух.

Домашняя  работа

56

Повествовательное произведение в стихах

 «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Урок

открытия новых знаний

Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение.
Сравнивать рассказ-описание рассказ-повествование.
Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать стихи выразительно.

Устная проверка (опрос)

57

Повествовательное произведение в стихах

 «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

58

Выразительное чтение стихотворений

 К. Д. Бальмонт

 И. А. Бунин

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

59

Оценка достижений

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2»)

1

Урок

рефлексии

Оценивать свои достижения.

Тест

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 ч)

60

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Устная проверка (опрос)

61

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1

Уроки

открытия новых знаний

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.
Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках.
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Домашняя  работа

62

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

63

В. М. Гаршин

 «Лягушка-путешественница»

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

64

В. М. Гаршин

 «Лягушка-путешественница»

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

65

В. Ф. Одоевский

«Мороз Иванович»

1

Уроки

открытия новых знаний

Домашняя  работа

66

В. Ф. Одоевский

 «Мороз Иванович»

1

Уроки

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

67

Оценка достижений

1

Урок рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ч)

68

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Домашняя  работа

69

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Приём сравнения — основной приём описания подводного царства

1

Урок

открытия новых знаний

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно
придумывать сказочные и реальные истории.


Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

Устная проверка (опрос)

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

71

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

72

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» Определение жанра произведения.

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

73

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Герои произведения Характеристика героев

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

74

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

75

А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения

Составление различных вариантов плана

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

76

А. И. Куприн «Слон»

 Пересказ

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

77

Оценка достижений

Урок-путешествие по разделу «Были - небылицы»

1

Урок рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1 (7 ч)

78

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Устная проверка (опрос)

79

Саша Чёрный

Стихи о животных

1

Урок

открытия новых знаний

Читать стихотворение отражая настроение.
Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.
Объяснять смысл выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Придумывать стихотворные тексты.
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом.

Домашняя  работа

90

Саша Чёрный

Стихи о животных

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

81

А. А. Блок

Картины зимних забав

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

82

А. А. Блок

Картины зимних забав

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

83

С. А. Есенин

«Черёмуха»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

84

Оценка достижений

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1»

1

Урок рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

ЛЮБИ   ЖИВОЕ  (16 ч)

85

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Устная проверка (опрос)

86

М. Пришвин

 «Моя родина»

1

Урок

открытия новых знаний

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом.

Домашняя  работа

87

М. Пришвин «Моя родина» Сочинение на основе художественного текста

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

88

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

89

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

90

В. И. Белов

«Малька провинилась»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

91

В. И. Белов

«Ещё про Мальку»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

92

В. Бианки

«Мышонок Пик»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

93

В. Бианки

 «Мышонок Пик»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

94

Б. С. Житков

 «Про обезьянку»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

95

Б. С. Житков

«Про обезьянку»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

96

В. П. Астафьев

«Капалуха»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

97

В. П. Астафьев

«Капалуха»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

98

В. Ю. Драгунский

 «Он живой и светится»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

99

В. Ю. Драгунский

 «Он живой и светится»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

100

Оценка достижений.

Урок-конференция «Земля - наш дом родной»

1

Урок - рефлексии

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2  (7 ч)

101

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Домашняя  работа

102

С. Я. Маршак «Гроза днём»

 «В лесу над росистой поляной...»

1

Урок

открытия новых знаний

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание.
Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.
Участвовать в творческих проектах.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре.

Устная проверка (опрос)

103

А. Л. Барто

 «Разлука»

«В театре»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

104

С. В. Михалков

«Если»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

105

А. Благинина

«Кукушка»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

106

А. Благинина

«Котёнок»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

107

Оценка достижений

1

Урок рефлексия

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК  (13 ч)

108

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Устная проверка (опрос)

109

Б. В. Шергин

«Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

Урок

открытия новых знаний

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;

Определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Устная проверка (опрос)

110

А. П. Платонов

 «Цветок на земле»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

111

А. П. Платонов

 «Цветок на земле»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

112

А. П. Платонов

 «Ещё мама»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

113

М. М. Зощенко

«Золотые слова»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

114

М. М. Зощенко

«Золотые слова»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

115

М. М. Зощенко

«Великие путешественники»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

116

М. М. Зощенко

«Великие путешественники»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

117

М. М. Зощенко

«Великие путешественники»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

118

Н. Н. Носов

«Федина задача»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

119

Н. Н. Носов

«Телефон»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

120

Оценка достижений.

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»

1

Урок рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ  (7 ч)

121

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Устная проверка (опрос)

122

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы

1

Урок

открытия новых знаний

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).
Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.
Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения
(советы, легенды).

Домашняя  работа

123

Ю. Ермолаев

«Проговорился»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

124

Ю. Ермолаев

«Воспитатели»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

125

Г. Остер

«Вредные советы»

«Как получаются легенды»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

126

Р. Сеф

«Весёлые стихи»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

127

Оценка достижений.

Читательская конференция «По страницам детских журналов»

1

Урок рефлексии

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (9 ч)

128

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

1

Урок

открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Домашняя  работа

129

Древнегреческий миф

Храбрый Персей

1

Урок

открытия новых знаний

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.
Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Устная проверка (опрос)

130

Древнегреческий миф

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

131

Древнегреческий миф

Мифологические герои и их подвиги

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

132

Г.-Х. Андерсен

 «Гадкий утёнок»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

133

Г.-Х. Андерсен

 «Гадкий утёнок»

1

Урок

открытия новых знаний

Домашняя  работа

134

Г.-Х. Андерсен

 «Гадкий утёнок»

1

Урок

открытия новых знаний

Устная проверка (опрос)

135

Оценка достижений

1

Урок рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

136

Повторение пройденного.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»

1

Урок

рефлексии

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Устная проверка (опрос)

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно – методическое обеспечение

1

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» Школа России Сборник рабочих программ   М. Просвещение  2011

Сборник рабочих программ «Школа России»

2

 «Литературное чтение» 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-частях.  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова  М. Просвещение 2013

Учебник для общеобразовательных учреждений  

3

М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская «Литературное чтение» Рабочая тетрадь 3 класс.

Пособие для учащихся общеобразовательных организаций М. Просвещение 2018

Рабочая тетрадь на печатной основе

4

 С.В. Кутявина «Поурочные разработки по Литературному чтениею» Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 3 класс        М. ВАКО  2014

Методическое пособие для учителя

5

С.В. Кутявина «Контрольно-измерительные материалы» Литературное чтение 3 класс. М. ВАКО 2013

Методическое пособие для учителя

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок  в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Технические средства

1

Интерактивная доска

2

Персональный компьютер с принтером

3

Видеопроектор

Интернет-ресурсы

  1. Детские презентации http://viki.rdf.ru/
  2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  http://nsportal.ru/
  3. Про школу ру http://www.proshkolu.ru/
  4. http://pedsovet.su/
  5. http://infourok.ru/
  6. http://www.myshared.ru/
  7. http://www.myshared.ru/