Готовимся к ОГЭ

Пысина Татьяна Александровна

Здесь вы найдете полезные материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

изложение

Как работать над изложением.

1. Во время первого чтения необходимо воспринять текст  в целом. Важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему, уловить главную мысль, определить стиль и тип речи, зафиксировать ключевые слова.

   если это описание, то постарайтесь мысленно увидеть картину;

   если  повествование - зафиксируйте последовательность действий;

   если рассуждение - уловите его логику, последовательность.

   Главное: во время первого прочтения не надо судорожно пытаться записать что-то за учителем. Время будет потрачено зря.

2. После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите запомнившиеся ключевые слова.

   Помните, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Обычно в исходном экзаменационном тексте3-5 микротем

  ( Микротема - тема каждой смысловой части, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение)

  Не жалейте черновика и записывайте план воздушно, оставляя место для вписывания.

   Все имена собственные будут прописаны учителем на доске.

3. Когда учитель будет читать текст во второй раз, работайте с планом: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали, записывайте даты. Полезно записать первое и последнее 

   предложения текста. 

4. Приступайте непосредственно к написанию изложения. По ходу работы полезно подчёркивать те слова, в написании которых вы  сомневаетесь. После окончания работы внимательно

  прочтите, обратите внимание на употребление окончаний, подчёркнутые слова проверьте по орфографическому словарю. Если не смогли найти какое-то слово или не поняли какое-либо

  выражение, передайте смысл другими словами.

5. Помните, что вы работаете над сжатым изложением.Для сжатия изложения используют простые синтаксические конструкции, исключают повторы, обобщают мысли.



Предварительный просмотр:

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Условия обособления

Примеры

ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)

СОГЛАСОВАННЫЕ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)

Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные, причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после опредёляемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Человек, /не помнящий прошлого/,

лишает себя грядущего. (Прич. об. стоит после определяемого слова)

Чистые звуки музыки, /похожие на

голоса серебряных труб/,  привели его в восторг. (Прил. с зависимым словом стоит после определяемого слова)

А он, /мятежный/, просит бури.

(Определение–прилагательное относится к личному местоимению)

/Уставшие после долгой дороги/, ребята присели отдохнуть на поляне. (Причина)

Мы, /утомлённые/, только к семи

часам вернулись домой.

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)

1) Обособляются несогласованные определения,

выраженные существительными в косвенном падеже (чаще с предлогом)

2) если относятся к собственному имени.

3) если относятся к личному местоимению 

4) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения

5)если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями.

6) Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение

7) Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно какой?».

Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон, например: Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается.

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару.

Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване.

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода красива. 

После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на него. (Независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем).  Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой.

Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок.

...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро! 

Но прекрасен данный жребий  просиять и умереть.

...Каждый из них решал этот вопрос  уехать или остаться  для себя, для своих близких.

Так как оставался один выбор  потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Словарь понятий для сочинения 9.3 ОГЭ

Автор-составитель Беспалова Т.В.

Понятие

Толкование понятия

Темы сочинений по текстам ОБЗ сайта ФИПИ

1

Авторитет

- общепризнанное значение, влияние,  признание выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей.

Как завоевать авторитет?

2

Бескорыстность

- отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Как характеризует человека бескорыстность?

3

Благодарность

- чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства.

Как характеризует умение быть благодарным?

4

Взаимовыручка

- взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

Почему нельзя бросать человека в беде?

5

Взаимопонимание

- согласие, взаимное понимание, единодушие во мнениях и поступках.

Что значит понять другого человека?

6

Воображение

- способность воображать, творчески мыслить, фантазировать

Для чего человеку нужно воображение?

7

Внутренний мир человека

- некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Как раскрывается внутренний мир человека? Как может раскрыться внутренний мир человека? Как поступки характеризуют внутренний мир человека?

8

Выбор

- главный этап процесса принятия решения, отбор одного варианта из нескольких возможных.

Почему важно сделать правильный выбор?

9

Драгоценные книги

- книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Как книги влияют на человека? Какое влияние книги оказывают на человека?

10

Дружба

-  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях  Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться;

В чём заключается настоящая дружба? В чём основа настоящей дружбы? Что может разрушить дружбу? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какими качествами обладает настоящий друг? Какого человека можно назвать настоящим другом?  Кого можно считать настоящим другом? Каким должен быть настоящий друг?

11

Доброта

- проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

В чём может проявляться доброта? Что значит быть добрым? Какого человека можно считать добрым? Какие поступки характеризуют доброго человека?

12

Жизненные ценности

- набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие.

Что такое жизненные ценности? Что в жизни человека по-настоящему важно? Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? Какими должны быть жизненные ценности? Какие жизненные ценности формируются в детстве?

13

Забота о людях

- внимание, поддержка, оказание помощи, защита.

Что значит проявлять заботу о людях?

14

Зависть

- чувство досады и разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми достижениями в сравнении с другими людьми.

Чем опасна зависть?

15

Красота

- совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение

Какое значение в жизни человека имеет красота? Что даёт человеку красота?

16

Любовь к жизни

- наслаждение каждым прожитым днем, закрывая глаза на все проблемы и неудачи. 

Что значит любить жизнь?

17

Любовь к родителям

- глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают.

Как нужно относиться к родителям?

18

Материнская любовь

- самая сильная, постоянная и бескорыстная, наиболее священная  изо  всех эмоциональных связей.

Как проявляется материнская любовь? В чём проявляется материнская любовь? Почему в жизни человека важна мама?

19

Мечта

-  заветное желание, созданное воображением.

Что даёт человеку мечта?

20

Настоящее искусство

Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

Каковы признаки настоящего искусства? В чём ценность настоящего искусства? Что даёт людям настоящее искусство? Почему необходимо ценить произведения искусства? Для чего людям нужны произведения искусства?

21

Неуверенность в себе

- низкая самооценка, отсутствие веры в себя, свои силы, свои возможности.

Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?

22

Нравственные ценности

- этические идеалы, общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами.

Как характеризуют человека его нравственные ценности?

23

Нравственный выбор

- ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

В чём заключается нравственный выбор человека?

24

Общее дело

 - совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату.

Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?

25

Ответственность

-  необходимость отвечать перед кем-либо за свои действия и поступки

В чём заключается ответственность за свои поступки? Что значит отвечать за кого-нибудь?

26

Память сердца

- запас чувственных впечатлений, то, что оставило очень глубокий след в душе, запомнилось навсегда.

Что называется памятью сердца?

27

Понимание

- постижение и осознание чужой проблемы.

Что значит понять человека?

28

Признать свои ошибки

- понять свою неправоту, признак мудрости.

Почему важно уметь признавать свои ошибки?

29

Прийти на помощь

- поддержать, протянуть руку помощи, прийти на подмогу

Что значит прийти на помощь?

30

Прощение

- помилование, извинение. Прощать – не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.

Нужно ли уметь просить прощения?

31

Проявлять внимание к человеку

- заботиться, окружать вниманием, проявлять заботу.

Почему важно проявлять внимание к людям?

32

Решимость

- отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений; смелость, твердость, непоколебимость.

В чём заключается решимость человека?

33

Сила духа

- деятельная решимость человека идти к цели, преодолевая любые препятствия. Это его высокая духовная, душевная стойкость. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства.

В чём проявляется сила духа? Что значит быть сильным духом? Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? Как в годы войны народ проявил силу духа?

34

Слава

- почетная известность, всеобщее уважение, признание заслуг, таланта.

Как можно прославиться?

35

Счастье

- состояние души человека, высшее удовлетворение жизнью.

Что такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Что даёт человеку ощущение счастья? Что может сделать человека счастливым?

36

Творчество

- создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Что даёт человеку творчество?

37

Уважение к человеку

- признание достоинств личности.

Что значит уважать человека?

38

Фантазия

- выдумка, неправдоподобное, невозможное.

Нужна ли фантазия человеку? Зачем человеку нужна фантазия?

39

Цель в жизни

- предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Почему у человека должна быть цель в жизни?

40

Чудо

- нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление.

Можно ли делать чудеса своими руками?



Предварительный просмотр:

Список текстов ОГЭ-2020

АВТОРИТЕТ

Одноралов Владимир  Он растяпа, этот Вовка.

БЕСКОРЫСТНОСТЬ

Песков Василий  Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила

БЛАГОДАРНОСТЬ

Яковлев Юрий  Девочку звали Алиса.

ВЗАИМОВЫРУЧКА

Воронкова Любовь  Гринька и Федя собрались на луг за щавелём

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

  1. Железников Владимир Он проснулся ночью неизвестно от чего.
  2. Лубенец Светлана  Венька пришёл домой из школы

ВООБРАЖЕНИЕ

Толстой Лев  Когда нас оделили мороженым и фруктами

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

  1. Алексин Анатолий  Я не любила эту куклу.
  2. Львовский Михаил  От модели атома с серебристым ядром
  3. Шаламов Варлам  Это была обыкновенная школьная тетрадка

ВЫБОР

  1. Алексин Анатолий  Ещё в детском саду Олег выучил песенку
  2. Гришковец Евгений  Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила.
  3. Деникин Антон  В первый год моей жизни, в день какого-то праздника

ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ

  1. Крапивин Владислав  Меня часто спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный
  2. Лиханов Альберт  На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги
  3. Лиханов Альберт  Вовка примчался через десять минут.

ДРУЖБА

  1. Алексеев Михаил Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова…
  2. Алексин Анатолий  В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой
  3. Алексин Анатолий  Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья
  4. Кузнецова Вероника  Больше всего на свете я ценю дружбу!
  5. Лиханов Альберт  В конце третьего класса, как раз по весне,
  6. Лубенец Светлана  Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин!
  7. Нагибин Юрий В нашей паре я был ведущим
  8. Нагибин Юрий  И вот появился в моей жизни Павлик.
  9. Нагибин Юрий У меня был закадычный друг
  10. Осеева-Хмелёва Валентина  В это утро Динка проснулась с тревогой на душе
  11. Пермя́к Евгений  Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком.
  12. Притча  Солнце садилось.
  13. Рудаков Евгений  Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом.
  14. Татаринцев Николай  Всё началось на перемене перед шестым уроком.
  15. Троепольский Гавриил Жалобно и, казалось, безнадёжно он вдруг начинал скулить
  16. Улицкая Людмила  Илья и Саня вместе учились с первого класса.
  17. Чванов Михаил Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства.
  18. Чепилка Елена  Саша и Женя дружат с раннего детства

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Крапивин Владислав  Мы с мамой переехали в этот дом недавно.

ДОБРОТА

  1. Бахревский Владислав Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову.
  2. Екимов Борис  По пути домой стало думаться о бабушке.
  3. Железников Владимир  У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе
  4. Лиханов Альберт  Федя учился в новой школе.
  5. Лиханов Альберт Я тащился по улице и вдруг увидел толпу...
  6. Никольская Анна  Утро дышало свежестью.
  7. Носов Евгений  Ночью на мокрые деревья упал снег
  8. Чванов Михаил Метрах в пяти от огромного офисного здания
  9. Черноречин Вадим Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я
  10. Шим Эдуард  На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники.
  11. Яковлев Юрий Я что-то не слышал ни об одном мальчишк
  12. Яковлев Юрий  Сколько маленький Коля помнил себя в войну
  13. Яковлев Юрий  По улицам мчалась «скорая помощь».

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

  1. Алексин Анатолий  В командировки мама и отец ездили очень часто
  2. Алексин Анатолий  Меня ждали шестнадцать лет...
  3. Бакланов Григорий  На хуторе сон и тишина
  4. В. Дроганов  Я даже не помню, как называлась та книга.
  5. Лубенец Светлана  После уроков девочки возвращались домой все вместе
  6. Муравьёва Ирина  Закрываю глаза и вижу мой переулок
  7. Пи́куль Валентин  Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.
  8. Рой Олег  А было это давно, Оля тогда в школе училась
  9. Романов Пантелеймон  Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек
  10. Токарева Виктория  По дому плавали запахи и крики.
  11. Шахназаров Карен  В дверь позвонили.
  12. Яковлев Юрий Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте,

ЗАБОТА О ЛЮДЯХ

Крапивин Владислав  В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни

ЗАВИСТЬ

Трифонов Юрий  Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

КРАСОТА

Грибов Юрий  Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

Шим Эдуард  В Ленинград пришла первая послевоенная весна

ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ

Платонов Андрей  Дедушка спал.

ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ

Яковлев Юрий  Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

  1. Агеев Михаил  Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию
  2. Алексин Анатолий  Толя осени не любил.
  3. Астафьев Виктор  Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями про́секу
  4. Пермя́к Евгений  Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось
  5. Чаплина (Михайлова) Вера  Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху.
  6. Яковлев Юрий  Городской человек не ведает, чем пахнет земля

МЕЧТА

Тузлуков Виктор  Жили-были три брата

НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО

  1. Астафьев Виктор  Лина уже полмесяца жила в Москве.
  2. Домбровский Юрий  Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов
  3. Осеева-Хмелёва Валентина  Динка огляделась
  4. Паустовский Константин  На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары
  5. Толста́я Татьяна  В детстве я очень, очень старалась полюбить театр

НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Лубенец Светлана  Нина уже давно существует в состоянии

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Алексин Анатолий  Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи.

Шим Эдуард  Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение.

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

  1. Гридин Алексей  Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть
  2. Драгунский Виктор  Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной
  3. Железников Владимир  Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы
  4. Железников Владимир  Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы.

ОБЩЕЕ ДЕЛО

Гайдар Аркадий  Дети! На десятки тысяч из них

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. Гарин-Михайловский Николай  (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.
  2. Домбровский Юрий  В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба.

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Остромир  В детстве у меня была любимая мягкая игрушка

ПОНИМАНИЕ

Воронкова Любовь Лиза не убежала с девчонками на реку.

Улицкая Людмила Всех женщин своей большой семьи

ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ

Веллер Михаил  В детстве я мечтал быть скульптором.

ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ

Прилепин Захар  Мы сидели на майском берегу

ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

Яковлев Юрий Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал.

ПРОЩЕНИЕ

Одноралов Владимир  У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик.

РЕШИМОСТЬ

Айна Нара  Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

СИЛА ДУХА

  1. Айтмáтов Чингúз  Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.
  2. Алексеев Сергей  Шла Великая Отечественная война
  3. Бруштейн Александра  В этом доме постоянно останавливаются
  4. Михеева Тамара  Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…
  5. Л. Овчинникова  Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки
  6. Улицкая Людмила  Ученикам о войне он рассказывал скупо.
  7. Яковлев Юрий Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне

СЛАВА

Дубов Николай  Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел

СЧАСТЬЕ

  1. Аксёнова Нина  В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.
  2. Рой Олег  Запах кофе был для Андрея не просто запахом.
  3. Фонякова Элла  Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси
  4. Яковлев Юрий  Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

ТВОРЧЕСТВО

Москвина Марина  Для меня музыка – это всё.

УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

Нагибин Юрий Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе.

ФАНТАЗИЯ

  1. Железников Владимир Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.
  2. Железников Владимир  Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно

ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ

Железников Владимир  Новенький сидел за последней партой

ЧУДО

Грин Александр Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля,



Предварительный просмотр:

Памятки к устному собеседованию в 9 классе.

Памятка 1.  Описание фотографии

Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)

  • Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.
  • Составьте предложения на предложенную тему.
  • Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).
  • Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
  • Опишите   людей,   запёчатлённых   на  фотографии,   их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
  • Составьте описание фотографии по опорным словам.

Словарик синонимов терминов, используемых в описании фотографии

Сфотографировать — сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на плёнке.

Изобразить — показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.

Увидеть — заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография — снимок, изображение, фото, фотокарточка, фотоснимок.

Фотограф — автор фотографии (снимка), фотохудожник.

Обратите внимание!

  • Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своём фотоснимке и донести его до зрителя.
  • Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, и решает, какие из деталей этого материала должны войти
    в кадр, что следует оставить за его пределами, в какой части снимка должен оказаться главный объект изображения и где — второстепенные.
  • Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изобразить их отчётливо, выпукло, объёмно, так, чтоб смысловой центр снимка сделать зрительным центром.
  • Смысловой центр фотоснимка — это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема фотоснимка. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.
  • Зрительный центр фотоснимка — это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Главная задача фотографа — так скомпоновать материал, вошедший в кадр, и так построить композицию фотоснимка, чтобы смысловой и зрительный центры фотографии совпали.
  • Фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Эти элементы могут
  • образовывать центр сюжета;
  • характеризовать обстановку, среду;
  • быть изобразительными элементами.

Синтаксические конструкции для описания фотографии

Вариант 1

Вступление

Снимок этот — жанровая зарисовка, передающая сцену из повседневной (праздничной, обыденной, школьной и др.) жизни:.... Мы видим (зритель видит в кадре)

  • яркую многоплановую картину;
  • изображение, сделанное автором;
  • крупный план события.
    На фотографии мы видим ...

Основная часть

Переходим к описанию...

Цель фотографа — ...

На переднем плане фотографии, где и находится центр событий, — ...

Всё внимание фотографа поначалу сосредоточивается именно здесь, на сюжетном центре события:...

Фотограф создал настоящую художественную картину (чего?)...

В центре этого события...

Автору снимка удалось реализовать свою идею — передать...

Автор сумел подметить характерные для (кого?) (выражение лица, позы, жесты, манеру двигаться и т.п.)...

Фотограф выразительно изобразил на снимке (что? к о г о?)...

Слева от... виднеется...

Прямо перед нами изображены...

На переднем плане привлекает внимание...

На переднем плане автор снимка запечатлел...

Задний план снимка занимает...

Вдалеке открывается...

На переднем плане фотографии изображён(-ы)...

На втором плане привлекает внимание...

Задний план представляет собой...

Слева от... виднеется...

Фотограф (автор фото) выделил (какую-либо фигуру, какой-либо предмет каким-либо цветом, композиционно)...

Внимание зрителя приковано к центральной фигуре: (опишите главного героя (героев):

  • его лицо,
  • волосы,
  • руки,
  • одежду,
  • позу,
  • состояние.

Снимок полон движения:...

Фотограф почувствовал всё напряжение и динамику момента:...

В кадре тщательно переданы (движения изображённых, выражения их лиц, позы, настроение, интерьер, архитектурные особенности здания и пр.)...

Фотографу оказалось подвластно то, что мало кому удаётся: остановить мгновение, запечатлевшее...

Снимок удивительно динамичен

Основная часть

Цель фотографа здесь — не столько точное, детальное изображение (чего?), сколько передача (впечатления, настроения, характера человека и т.д.);

Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя (перечислить какие):...

Автор фотографии стремится показать характеры изображённых (их состояние, настроение и т.д.):

Снимок отражает внутреннюю сущность, характер героев снимка:...

Глядя на фотоснимок, можно дать исчерпывающую характеристику (к о г о? чему?)...

Портрет прекрасно передаёт внутреннее состояние человека, полон непосредственности, динамики.

Заключение

Автор передал в снимке свои мысли и свои идеи:...

Фотограф помог увидеть неповторимую индивидуальность (ч е г о?) благодаря (чем у?) (продуманной композиции, цветовому и световому решению, чёткой прорисовке деталей)...

Фотография отражает авторское отношение к... (герою снимка, изображённому событию и т.д.):...

Фотоизображение захватывает зрителя правдой жизни, неповторимостью остановленных мгновений и заставляет...

Запёчатлённое мгновение даёт полное представление о событии в целом:...

Снимок оставляет впечатление подлинности картины жизни.

Снимок очень эффектен: (почему?)...

Синтаксические конструкции для описания фотографии

Вариант 2

Вступление

Фотограф запечатлел на данной фотографии...

Если внимательно посмотреть на фотографию, то...

При первом взгляде на фотографию становится очевидным, что...

Предложенная для описания фотография интересна тем, что...

Фотограф показал кульминационный момент события:...

Основная часть

Поворот головы (взгляд, выражение лица, жест), включённый в общую композицию фотопортрета, прост, естествен и потому особо выразителен:...

Фотограф стремится к глубине, поэтичности своих пейзажных снимков:...

Фотография полна красоты и правды жизни:...

Световой и цветовой эффекты служат средствами (формирования авторской мысли, средствами передачи впечатлений и пр.)... Характер человека находит своё выражение через его (внешний облик, деятельность, увлечение, занятия спортом и т.д.)... Фотопортрет не только фиксирует внешние черты, но и передаёт характер человека:...

Фотопортрет  хорошо  передаёт внутреннее состояние человека в (позе, повороте головы, выражении лица и т.д.)... Автор фотографии правильно понял сущность характера (кого?):... Фотография передаёт   (среду, обстановку, событие, настроение и т.д.):...

Картина, запёчатлённая на фотографии, несёт в себе определённое настроение:...

Фотограф запечатлел один из моментов действительности:... Цвет передаёт атмосферу снимка:...

Привлекает поэтичность, живописность фотоизображения:... На снимке видны (характерные проявления поведения людей, их взаимодействие, настроение и т.п.)... Передать атмосферу события помогает...

Заключение

Нельзя не увидеть талант фотографа, умеющего (ч т о?) {наблюдать за выражением лица, движением, жестом снимаемого человека). Фотограф {автор фотоснимка) добивается (чего? чем?)

  • какого-либо настроения...
  • точности изображения...
  • ясности композиционного построения...
  • противопоставлением каких-либо цветов...
  • благодаря какому-либо контрасту...
    Завершая описание, хочется отметить...
    Мне хочется высказать своё мнение о...

Своё описание хочется закончить {завершить) (ч е м?)...

Памятка 2

Описание фотографии Словарь терминов, используемых в описании фотографии

Фотография — корни слова восходят к греческому языку: phos (photos) — «свет» и grapho — «пишу». Буквально: «пишу светом».

  1. Получение изображений предметов на светочувствитель
    ных пластинках, плёнках.
  2. Снимок, полученный таким образом.

Жанровая фотография — это остановленное мгновение жизни, какая-то сцена, история, но не постановочная, а естественная.

Замысел — задуманный план действий, деятельности, намерение; заложенный в фотографию смысл, идея.

Кадр — понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии.

Композиция фотокадра — структура, соотношение, взаимное распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленные содержанием и характером произведения и во многом определяющие его восприятие.

Композиционный центр в фотографии — элемент снимка, связывающий все остальные его части в единое целое и не позволяющий этому целому развалиться на отдельные элементы; первое, что привлекает внимание зрителя.

Кульминация — момент наивысшего подъёма, напряжения в развитии чего-либо.

Облик — внешний вид, очертание, наружность. 

Панорама — это снимок, сделанный с большим углом охвата, например пейзажа или большой группы людей. Панорама рассчитывается на её восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом.

Передний план — объекты, расположенные на снимке ближе, чем главный объект съёмки.

Пейзаж — это природа как таковая и природа искусственная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа естественная.

План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Поза — положение, принимаемое тем, кого рисуют или фотографируют.

Смысловой центр фотографии — элемент или несколько элементов снимка, делающих последний не просто набором изображённых на нём объектов, а наполняющих его определённым смысловым содержанием, отражающим замысел автора.

Сюжет — система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.

Фигура — изображение человека или животного.

Фон — задний план фотографии, способствующий выделению главных элементов композиции.

Форма — внешнее очертание, наружный вид предмета.

Характер — совокупность всех психических, духовных свойств человека, отражённая в деталях фотографии.

Цветовая гамма — ряд цветов, преобладающих на рассматриваемом объекте или его изображении.

Чёткость — степень проработки деталей изображения на фотографии.

Экспрессия — непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии запёчатлённого на фотографии.

Подготовка к монологу (описание фотографии)

Вариант 1

  1. Что Вы видите на фотографии?
  2. Почему, на Ваш взгляд,  фотограф запечатлел именно эти
    предметы?

Какую, на Ваш взгляд, цель преследовал автор снимка, запечатлев данные предметы?

4.        Что характерно для композиции фотоснимка:

а)        что изображено крупным планом в его центре?

б)        что Вы видите на заднем плане снимка?

в)        на каком фоне изображены предметы?

г)        что особо тщательно, детально передано на снимке?

  1. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане,
    на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на фотографии (цвет, форма, размер).
  3. Что больше всего привлекает в фотографии?
  4. Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?

Подготовка к монологу (описание фотографии) Вариант 2

  1. Рассмотрите внимательно фотографию.
  2. Какое явление, событие изображено на снимке?
  1. Почему фотограф запечатлел именно этот момент (событие)?
  2. Что (кто?) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?
  3. Опишите изображённое на фотографии

  • главного героя(-ев);
  • его (их) занятие(-я);
  • внешний облик: лицо(-а), волосы, одежду;
  • позу(-ы);
  • жесты;
  • динамику движений;
  • взаимоотношения;
  • настроение.

6.        Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане,
на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

  1. Что использует фотограф для воплощения своего замысла
    (крупный план, композицию, цвет, яркие детали)?
  1. Что больше всего привлекает в фотографии? Какие мысли, чувства, переживания вызывает она? 

Словарная работа по предложенной теме (повествование)

Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная, необыкновенная, прекрасная, фантастическая,трёхдневная, замечательная, великолепная, удивительная, незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная, непродолжительная и т.п.

Какие действия могут быть связаны с этим словом?

Город, улицы, проспекты, набережные бульвары, достопримечательности, скульптуры, памятники, монументы, обелиски, памятные места, исторические места, мемориалы, мемориальный комплекс (доска), музеи, парки, скверы, библиотеки, театры, кинотеатры, консерватории, цирк и т.д.

осмотреть, посетить

Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти, подойти, начаться, проводить, последовать, продолжиться, восхититься, поинтересоваться, последовать, познакомиться, заинтересоваться, спросить, понравиться, оказаться, продолжиться, поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти, расспросить, увенчаться, случиться, увлечься, выслушать, обогатиться, привлечь внимание, состояться, убедить, войти, продлиться, превратиться, подходить, оказаться, называться, закончиться, завершиться.

Схема построения повествовательного текста

  1. Сообщить о действующем лице или лицах.
  2. Охарактеризовать место и время события.
  3. Перечислить действия с указанием их последовательности
    и особенностей.
  4. Указать на итог действия и завершить повествование.
  5. Сделать вывод.

Памятка к чтению научно-популярного текста

Критерии оценки чтения текста

  • выразительность речи во время чтения;
  • соблюдение норм;        
  • искажение / верное прочтение слов;
  • темп чтения.

Признаки выразительного чтения

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал

  • замены,
  • пропусков,
  • перестановки,
  • добавления,
  • искажения,
  • повторов букв (звуков), слогов и слов,  ошибок при постановке ударения в словах

Интонационная функция знаков препинания

Знаки препинания

Роль

Интонация

1.

Точка

Показывает завершение мысли и законченность предложения.

Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.

2.

Восклицательный знак

Передаёт соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения.

Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.

3.

Вопросительный знак

Передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

4.

Многоточие

Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания.

Требует длительной паузы.

5.

Запятая

Показывает, что мысль не закончена.

Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

6.

Точка с запятой

Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения.

Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.

7.

Тире

Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие.

В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной паузы.

8.

Двоеточие

Означает, что определённый отрезок мысли завершён, но

Должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и

Знаки препинания

Роль

Интонация

одновременно этот знак является сигналом её продолжения.

поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части (перед двоеточием) — повышение тона.

9.

Скобки

Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания.

Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.

10.

Кавычки

Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты.                    

Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

11.

Абзац

Расчленяет текст с целью выделения его компонентов.

Выделяется удлинённой разделительной паузой.

Чтение научно-популярного текста Повторяем склонение числительных

1) Простые количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные третьего склонения.

И.п.

тридцать

(дочь)

Р.п.

тридцати

(дочери)

Д.п.

тридцати

(дочери)

В.п.

тридцать

(дочь)

Т.п.

тридцатью

(дочерью)

П.п.

(о) тридцати

(о)дочери)

У числительных 40, 90, 100 две формы.

И.п., В.п.

сорок

девяносто

сто

Р., Д., Т., П.п.

сорока

девяноста

ста

3) При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.

Подсказка!

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот, слово нота (оно того же склонения, что и слово сотня).

  • И.п. семьсот — семь нот
  • Т.п. семьюстами — семью нотами

От 50 до 80

От 200 до 400

От 500 до 900

И.п.

семьдесят

четыреста

восемьсот

Р.п.

семидесяти

четырёхсот

восьмисот

Д.п.

семидесяти

четырёмстам

восьмистам

В.п.

семьдесят

четыреста

восемьсот

Т.п.

семьюдесятью

четырьмястами

восемьюстами

П.п.

(о) семидесяти

о четырёхстах

(о) восьмистах

4)  У составных количественных числительных изменяется каждое слово.

Склоняем числительное шестьсот девяносто шесть

И.п.        шестьсот девяносто пять

Р.п.        шестисот девяноста пяти

Д.п.        шестистам девяноста пяти

В.п.        шестьсот девяносто пять

Т.п.        шестьюстами девяноста пятью

П.п.        о шестистах девяноста пяти

5)  При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

И.п.       тысяча восемьсот третий

Р.п.       тысяча восемьсот третьего

Д.п.       тысяча восемьсот третьему

В.п.       тысяча восемьсот третий

Т.п.       тысяча восемьсот третьим

П.п.      о тысяча восемьсот третьем

6)  Склоняем числительные полтора и полтораста.

  • К количественным числительным относятся слова пол
    тора
    и полтораста.
  • Числительное полтора обозначает количество, равное
    единице и половине единицы (1,5).
  • Числительное полтораста обозначает количество пред
    метов, равное ста пятидесяти.

И.п., В.п.

полтора, полтораста

Р., Д., Т., П.п.

полутора, полутораста

7) Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют (за исключением числительных оба и обе). В косвенных падежах собиратель*ные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

Например: с семерыми котятами

Склоняем собирательные числительные оба, обе

И.п.        оба (щенка), обе (птицы)

Р.п.        обоих (щенков), обеих (птиц)

Д.п.        обоим (щенкам), обеим (птицам)

В.п.        обоих (щенков), обеих (птиц)

Т.п.        обоими (щенками), обеими (птицами)

П.п.        (об) обоих (щенках), об обеих (птицах)

Обратите внимание! Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба старика, оба озера; обе — с существительными женского рода: обе сестры, обе розы.

8) При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая (знаменатель) — как порядковое числительное.

Например: от двух седьмых, к двум седьмым

Повторяем основные черты научно-популярного текста

1.        Наличие научных проблемных вопросов.

2.        Основная познавательная задача — ответить на вопрос «почему? ».

  1. Основная информационно-коммуникативная цель — дать
    характеристику
    предмета, понятия, явления.
  2. В основе текста либо сведения об объекте, его свойствах,
    признаках,
    характере, структуре, либо сообщение суммы
    научных
    сведений, фактов, явлений.
  3. Научные проблемные вопросы увлекательно раскрываются
    через
    частные примеры.
  4. Часто раскрываются возможности практического применения полученных сведений.

Особенности построения научно-популярных текстов

  • Подробное, детальное изложение научных данных, сведений;
  • раскрытие общих положений на конкретных примерах;
  • простота синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотреблений, использование специальных терминов;
  • намеренное подчёркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами (как правило, вводными словами);
  • стремление избегать частого использования терминов;
  • частое разъяснение значения терминов;
  • использование разнообразных приёмов (в том числе речевых) активизации внимания читателя;
  • стремление к оригинальности, увлекательности изложения.

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста.

  • Медленный темп чтения.
  • «Скачкообразный» темп (то быстрее, то медленнее в пре
    делах одного предложения).
  • Нарушение правил орфоэпического чтения.
  • Неправильное прочтение окончания зависимого слова.
  • Замена слов по смыслу.
  • Неправильная постановка ударения.
  • Замена целых слов по оптическому сходству.
  • Смешения и замены:

  • глухих согласных на звонкие;
  • звонких согласных на глухие;
  • мягкого знака на гласные, обозначающие мягкость
    согласного:

  • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
  • Перестановки:

а)        слов;

б)        слогов;

в)        букв и т.п.

Чтение научно-популярного текста. Пересказ Простые «запоминалки» правильного ударения в словах

Чтобы легко и быстро запомнить ударение в словах, рифмуйте их и превращайте в короткие и запоминающиеся фразы. Вот простые «запоминалки»:

•        За труд не нужно забывать учителей премировАть.

•        Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!

•        А у нашей тёти Веры на уме одни афЕры.

•        Объявление: «По средАм я пою для милых дам».

•        Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.

•        Исинбаевой взятА была и эта высота.

  • Меня мама балов Ала, словно куклу одевала.
  • Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
  • Починю-ка я утюг, чтобы скрасить свой досУг,
    И поглажу ш Арфы для дочурки Марфы.
  • Про порядок говорит, а как придёт — так насорИт!
  • Знаете ли, что Луна для влюблённых созданА?
  • Всем известны с детства от капризов срЕдства.
  • Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
  • Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.
  • Выросла у Фёклы розовая свЁкла.
  • Меня дочка теребит, спрашивает, кто звонИт.
  • .(Надо Ваню полечить, чтоб страданья облегчИть.
  • Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.
  • Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.
  • Ванюшка, перестань хитрить! Работу нужно убыстрить!
  • Мне работать неохота: что-то в косточках ломОта,
    Да и от жары зевОта даже до седьмого пота.
  • МонолОг и диалОг мы включили в каталОг.
  • Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
  • Красит наш забор малЯр, двери делает стол Яр.
  • Предъявите на цемЕнт настоящий докумЕнт!
  • Всем раздали фанты — розовые бАнты.
  • ДоговОр и приговОр утащил бесстыжий вор.
  • На суде соборном сник всем известный еретИк.
  • Пора показ дозИровать, довольно вам позировать.
  • И сердце ваше защемИт от слёз по дому и молитв.
  • Прошагала бодро рота, и захлопнулись ворОта.
  • Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
  • Я сижу, как пригвождённый: чутко   спит новорождЁн-
  • ный!
  • А на даче садовод чинит свой водопровод.
  • Сдали мы нефтепровод! Вот!    
  • Подарила дочке длинную цепОчку.
  • Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИч-
  • ный!
  • Мне запомнится надОлго, как красива река Волга!
  • Посигналил нам шофЁр: на дороге — контролЁр!
  • Совесть, Ваня, ты очисть: изживи свою корЫсть.
  • А подрос могучий кедр только лишь на сантимЕтр.
  • Ручку положил в футляр новоявленный школЯр.
  • Выбраны давно все квоты: получили их сирОты.
  • Не хромайте, милый сэр, шагайте лучше в диспансЕр!
  • Когда сваришь ты уху, лей мне дОверху!
  • Та фамилия вернА, в список вновь занесенА.
  • Оля в детской заперлАсь, смехом громким залилАсь.
  • Ягодки, что нарвал А, Таня маме отдалА.
  • Машенька ещё мала, потому и навралА.
  • Чтобы ладились дела, я квартиру убралА,
  • Чаю-кофе налилА и подружку позвалА.
  • Когда сгущаются туманы, на стройках исчезают крАны.
  • Мама дочку позвалА: «Твоя посылка прибылА!»
  • Нашел телёночка доЯр: Барбосом загнан он был в яр.
  • У бабульки бледный вид — ей полиция звонИт!

•        Орешки на ёлке села белка щЁлкать.

•        Купил отец конфет нам ящик, он у нас отец кормЯщий!

  • Ажиотаж вокруг создАв, улёгся на тропе удав.
  • Весь запас воды исчЕрпав, мы всё же напоили нерпу!

•        МедвЕдица лохматая в лесу стоит как стАтуя.

•        Магазин оптОвый есть теперь у Вовы.

•        Это что ж такое, братцы, — к нам друзья не дозвонЯтся!

  • Баба с дедом обнялИсь и слезами залилИсь.
  • Маша — славная жена, мужу своему вернА.
  • У соседа Ваня кучу денег занЯл.
  • Нинка нам всегда лгалА и сегодня совралА.
  • Добрый доктор Айболит всех здоровьем наделИт.
  • Давай похвалим друга, Вить: его надо ободрИть.
  • В бассейн, где плавали моржи, тренер рыбу положИл.
  • Каждый станет долго жить, коль заботой окружИть.
  • Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
  • Доктор тигру в чаще зашил порез кровоточАщий.
  • По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
  • А мультяшка про крота чехами была снятА!
  • На крокодила ящер поднял взор молЯщий.
  • Волчонок приручЁнный ест пирог печёный.
  • В вуз экзамен я сдалА, но баллов вновь недобралА.
  • Ревизор проверку нАчал — обнаружил недостачу.
  • Если лодка накренИтся, можешь за борт ты свалиться.
  • Аладдин был в ступоре: джинна он откУпорил!
  • На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!
  • Спешу вас информИровать: нужно номер забронировать!
  • Возле речки — ива, а под ней — крапИва.
  • Облюбован мухами старый столик кУхонный.
  • После долгого мытАрства Пётр посажен был на царство.
  • Добрая опЕка нужна для человека.
  • От жары спасла меня шёлковая простынЯ.
  • Похожа на ушко морская ракУшка.
  • Он такой суровый, этот нрав тигрОвый!
  • Надо нам ретировАться, чтоб с хулиганьём не драться.
  • Был один юрОдивый у меня на родине.
  • Стряпать булки сдобные на столе удОбнее.
  • От безводья и от зноя облетела с ёлки хвОя.
  • В слове Искра — погляди! — ударенье впереди!
  • Праздник был, конечно, бурный — марш везде гремел
  • бравУрный.
  • Хотите всё усугубИть? Тогда рекомендую бить.
  • Дед в туесочек ивовый запрятал джем наш ел Ивовый.
  • Ты в энциклопедии прочтёшь про ортопЕдию.
  • Как только птичка оперИтся, так сразу улететь стремится.
  • Внучка начала кричать, бегать и озорничАть.
  • Ест старуха поедОм: «Когда купишь новый дом?»
  • Гипертония — это бич, не лечишь — будет паралИч.
  • В армию пойдёшь, родной, уже твой возраст призывной.
  • Как только встану поутрУ, сразу пыль везде сотру.
  • Для меня всегда святое прошлое, пережитОе.
  • Брат теперь у нас геолог, ну а я — метеорОлог.
  • Наш бычок вчера сжевал Танечкины кружев А.
  • Он такой суровый край морской, китОвый.
  • Бьётся в истериИ нервная Мария.
  • Очень уж несовременный твой наряд иноплемЕнный.
  • Знаешь, что издалекА к нам течёт эта река?
  • Красотой её сражённый, князь стоял заворожЁнный.
  • Спать совсем мне неохота, но замучила зевОта.
  • Нездоровье — маета! Мучит Ваню тошнотА.
  • В этом племени обычай пополам делить добЫчу.
  • Чтоб в старости не горевать, детей не надо баловАть.
  • Не нужно деду посоха, уж высохло всё дОсуха.
  • Ну не будь ты как кремЕнь, съешь хотя б один пельмень,
  • А чтоб было чем жевать, надо зуб пломбировАть!
  • Новые скандалы связаны с вандАлом.
  • Во-пЕрвых, сегодня я на нервах...
  • Лишь зашёл в театр мэр, оглянулся весь партЕр
  • Убери из шкафа сор и поставь туда фарфОр.
  • Наш малыш-проказник псов соседских дрАзнит.
  • Колодец нужно углубИть, чтоб можно было воду пить.
  • Маленький закУток есть теперь у уток.
  • Рассказать он всё не смог: не дочитан эпилОг.