Статья

Из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vy_otnosites_k_raskhozhemu_utverzhdeniyu.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Как Вы относитесь к расхожему утверждению, что педагогическая деятельность - не профессия, а образ жизни?

 Профессия педагога, во все времена, одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее  наших  детей,  наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание - две главные функции в деятельности учителя. Так было всегда, но наша жизнь меняется, и мы должны понимать, что надо идти в ногу со временем. Искать и находить новые методы и формы работы.

  Современный мир - век торжества науки и техники, век информации и мобильных телефонов, открытий в области биологии и физики. Кажется и в педагогике должна произойти революция. Должны и мы открыть технологию, которая позволит нам безошибочно получать планируемый результат. Однако, мне кажется, что только одной технологии мало для успешного воспитания детей, необходимо еще мастерство, которое накапливает каждый учитель. Ведь каждый педагог знает, что один и тот же метод, прием, средство иногда не действуют в сходных ситуациях. Нужно мастерство, которое выражает индивидуальность стиля, характера, личности учителя.

   Учитель - это не профессия, а образ жизни. Учитель - это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

  Каждый урок у настоящего учителя превращается в спектакль, какие только роли не приходится ему применять в течение даже  одного школьного дня: наставника, друга, мамы, судьи, лидера, оратора, клоуна...Это человек,   у которого нет нормированного рабочего дня, который вне зависимости от времени дня и ночи что-то придумывает и изобретает.

   Школьный звонок - это, говоря языком театра, всего лишь сигнал окончания очередного явления, за которым стоит невидимый зрителю сценарий (план урока), авторская идея (цели и задачи), приготовление декораций (материалы и оборудование к уроку), мастерски исполненная игра (собственно, сам урок, пролетевший на одном дыхании, как одно мгновение) и конечно, профессиональный экспромт, незаметный зрителю (ученику), но придающий всему спектаклю какой-то шик и окончательную отточенность. И это лишь только некоторые крупицы профессиональной компетентности  педагога.

     Компетентный учитель представляет собой совокупность профессиональных и личных качеств , необходимых для его успешной педагогической деятельности.

 Компетентный педагог должен уметь:

  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждения и вопросам;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
  • ориентировать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
  • успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность  и ответственность;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы,   и прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и  проектно-исследовательских методов;
  • привлекать прошлый опыт учащихся,  создавая новый опыт без лишних временных затрат;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых  сам недостаточно компетентен;
  • в  совершенстве владеть методов  '' создания ситуации успеха";

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Уметь вести научно-исследовательскую деятельность совместно с учениками, знать современные компьютерные инновации, стараться уделять внимание каждому, находящемуся на уроке ребенку, видеть в каждом ученике талантливую личность (у Пушкина были двойки по математике...) Ведь именно от нашего профессионального уровня напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Задача учителя - дать детям тот  стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Вот настоящее богатство каждого человека - это  то, что внутри нас.

Никакие перемены в жизни общества не смогут умалить значение профессии учителя. Чуткий, грамотный, компетентный , любящий свою профессию и детей - идеал учителя на все времена.

"Люди престают мыслить, когда перестают читать"; сказал в свое время Д.Дидро,  а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания и не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью... Учительство-это вечное ученичество.

Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, Именно тогда он будет работать, как говориться, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдавать все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше.

Учитель -это не профессия. Это образ жизни.  Это осознание огромной ответственности перед обществом, а прежде всего перед учеником.

Учитель-это профессия, должность или призвание? Это состояние души, без которого истинный учитель себя не мыслит. Рядом с ним - дети. Дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом. Учить детей - сложное занятие, самое трудное из всех видов творчества. Учителя творят не только на уроках, они создают характеры, ваяют личность. А для этого учитель сам должен быть личностью.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные  требования, такие, как универсальность образования, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Нельзя обойти вниманием внешний вид и стиль учителя.

Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий зык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся.

Таким образом, учитель как и 50  лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, понимающим детей. Причем, в век информации и современных технологий к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя-это образ какого-то универсального человека. Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться. Заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование и самообразование - это залог успеха в современном обществе.

Во все времена школа воспринимается разными людьми по- разному.

Одни приходят в нее за знаниями по предметам и отметкам, и в их воспоминаниях школа -  это просто школьное здание. Для других -это любимое место радостных встреч и открытий.  Такие люди, считая школу своим вторым домом, уходят из её стен не только с аттестатом зрелости, но и с частицей её души, а спустя годы, не перестают дружить со своими одноклассниками и учителями. А есть особая категория человечества, которая ненадолго покинув школу, возвращается в неё, чтобы сеять "разумное, доброе, вечное". Это учителя.

Какими же качествами характера нужно обладать, чтобы выбранная профессия не стала в тягость, не разочаровала, а звала к новым открытиям, утверждала тебя как личность, казалась не работой, а образом жизни?

Настоящего Учителя отличают любовь к детям и педагогической деятельности, высокий уровень общей культуры и нравственности, высокоразвитый интеллект, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, толерантность, артистичность и обаяние. Особое значение имеют выдержка, умение владеть собой. Ведь педагог воспитывает личным примером, собственным поведением, всей своей личностью. Вот почему так важно,  не выглядеть  сумрачным и желчным, угрюмым и недовольным, сердитым и унылым. Вспомните  А.С.Макаренко  он придавал большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царил мажорный тон, бодрый и жизнерадостный.  Не согласиться с Учителем учителей я не могу!

Я уверенна, что главное в работе учителя - развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя-это великолепный источник для безграничного творчества!