Организация самостоятельной работы учащихся при обучении грамматике на среднем этапе.

Сировежко Анатолий Владимирович

Доклад пот теме:"Организация самостоятельной работы учащихся при обучении грамматике на среднем этапе обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_sirovezhko_anatoliy.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы при обучении грамматической стороне речи………………………………………………………………………………4

  1. Методика обучения грамматической стороне речи

на среднем этапе…………………………………………………………4

  1. Сущность самостоятельной работы………………………………………………………………………….12
  2. Место самостоятельной работы при обучении грамматике……………………………………………………….17

Глава 2. Опытно-педагогическая работа по проблеме организации самостоятельной работы при обучении грамматике на среднем этапе обучения………………………………………………………………………..22

2.1. Диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной работы в процессе выполнения грамматических заданий…………………...22

2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении грамматике……………………………………………..42

Заключение……………………………………………………………….46

Литература………………………………………………………………..48

Приложение……………………………………………………………………...50

Введение

ГРАММАТИКА (grammar) — система  отношений между языками, категориями ,  путем установления правил, посредством которых формируются и объединяются составляющие язык  элементы.  Эти  элементы, хотя и кажутся теперь очевидными, являются теоретическими понятиями в грамматике, вроде существительного, глагола и прилагательного. Грамматика играет огромную роль в нашей жизни, так как, без грамматике не возможно правильно построить предложение и не возможно общаться с носителями языка.  В этом и заключается актуальность нашей темы.

Цель нашей работы, составить методические рекомендации по организации самостоятельной работе при обучении  грамматики.

Объектом  нашего исследования является, обучение грамматике немецкого языка на среднем этапе.

Предметом исследования является процесс организации самостоятельной работы при обучении грамматики.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

–Изучить методику обучения грамматической стороне речи.

–Рассмотреть сущность самостоятельной работы в изучении иностранного языка.

–Определить место самостоятельной работы при обучении грамматике на среднем этапе.

–Разработать фрагменты уроков по организации самостоятельной работы при обучении грамматике.

–Составить методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении грамматике.

   В нашей работе мы используем следующие методы исследования: теоритический анализ психолого- педагогической литературы, методической литературы; анкетирование учащихся; анкетирование учителей; наблюдение за учебным процессом с целью определения на сколько учащееся могут самостоятельно работать с грамматическим материалом.

    Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей немецкого языка и учащихся по организации самостоятельной работе при обучении грамматике. В соответствии с общим замыслом и логикой, его научные результаты изложены в данной работе, которая состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы при обучении грамматической стороне речи.

1. 1 Методика обучения грамматической стороне речи на среднем этапе обучения.

ГРАММАТИКА (grammar) — система  отношений между языками , категориями, путем установления правил, посредством которых формируются и объединяются составляющие язык  элементы.  Эти элементы, хотя и кажутся теперь очевидными, являются теоретическими понятиями в грамматике, вроде существительного, глагола и прилагательного. Грамматика играет огромную роль в нашей жизни, так как, без грамматике не возможно правильно построить предложение и не возможно общаться с носителями языка.  В этом и заключается актуальность нашей темы.

  1. Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Так Г. В. Рогова, Ф. М. Робинович, Т. Е. Сахарова (ИЯШ – 2005. - №3. стр. 85-89) выделяют три этапа: ознакомление, тренировку, применение и И. Л. Бим( Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа - . – М. 1995)

 подчеркивает, что каждая доза грамматического материала, вернее, каждое грамматическое действие должно осваиваться последовательно, а именно:

От ознакомления с ним и осознания формы и употребления.

Тренировки и его практическому использованию по опорам в микроконтексте.

Применению на репродуктивном уровне по опорам, на основе механизма аналогии.

Применению на продуктивном уровне. Авторы “практикума по методике преподавания иностранных языков” обращает внимание на характер следующих трех этапов с грамматическим материалом:

        1 – й этап- введение нового материала

        2 – й этап- тренировка и автоматизация нового материала

3 - й этап- использование этого материала в различных видах речевой деятельности.

Фактически во всех случаях речь идет о трех этапах обучения грамматической стороне иноязычной речи, о трех этапах работы над активным грамматическим материалом. Поэтому в нашей работе мы будем говорить о этапах ознакомления, тренировки и применения. Ознакомление с конкретным грамматическим явлением означает для учащихся осознание, осмысление функции этого явления и его назначения в речевом общении, грамматического значения, т. е. того содержания, которое оно несет в себе, и наконец, особенностей грамматической формы, которая как раз и предназначена для выражения грамматического значения, коммуникативного намерения говорящего. Например назначение перфекта как грамматического явления нем. яз. сводится к тому, что бы показать, что действия, обозначенное глаголом, уже произошло, состоялось, оно уже в прошлом и сейчас между собеседниками идет разговор об это совершенном действии. Поэтому перфект как одна из нескольких временных форм не случайно именуется как прошедшее разговорное и употребляется преимущественно в беседе и кратких сообщениях о прошлых событиях. Для того, что бы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится, как можно полнее и точнее раскрыть значение нового грамматического явления, обратить внимание на особенности его формы, продемонстрировать его употребление в речи. Даже при введении самого термина ”грамматическая форма” можно отталкиваться от хорошо известной детям военной формы. Например, при изучении того же прошедшего разговорного времени у детей может возникнуть законный вопрос, как узнать Perfekt в тексте или в устной речи. Очень просто. Подобно тому, как в толпе мы сразу узнаем военнослужащих по их военной форме, так и Perfekt мы узнаем по его грамматической форме. Она у любого грамматического явления на столько важна, что практически во всех учебниках предъявляется в виде схематического правила. Не является исключением и Perfekt.

Perfekt= Präsens haben/ sein+ Partizip II основного глагола. Поэтому схематическому правилу (с соблюдением всех формальных признаков глагола arbeiten) может быть построен микро- диалог:

  1. Hast du gestern gearbeitet?
  2. Ja, ich habe gestern gearbeitet.

Переходным этапом от приема персонификации грамматического строя немецкого простого предложения к схематическому правилу являются предложенные И. Л. Бим схемы в виде геометрических фигур, иллюстрирующие различные структурно- функциональные типы немецкого простого предложения.

Рекс                         покусал                   противного                      Фелера

При внимательном рассмотрении рисунков и их раскрашивании дети без труда могут заметить, что кокарды и медали стражей порядка, и геометрические фигуры, схемы предложения “Рекс покусал противного Фелера” фактически являются аналогичными и однозначно соотносятся с главными и второстепенными членами простого предложения. Что служит дополнительной опорой для осмысления структуры простого предложения в русском и немецком языках. Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Основное время отводится автоматизации в ходе выполнения тренировочных упражнений. После того, как введен новый материал, сформулировано правило- инструкция и предъявлен речевой образец, следует этап тренировки учащихся в употреблении этого материала в речи. “Употребление каждого грамматического явления” - отмечает А. А. Леонтьев(10) - это должно быть доведено до уровня навыка. Автоматизм достигается в том случае, если форма усваивается вместе с функцией. Заучивание формы, изолированной от ее функции, не гарантирует его последующего правильного употребления. И действительно ученик может наизусть выучить парадигму спряжения глагола, может без запинки воспроизводить основные формы глаголом, но при этом оказывается часто не в состоянии выразить самую простую мысль. Поэтому золотое правило при обучении грамматической стороне речи - учить усваивать грамматическую форму в процессе ее употребления. Только в этом случае формируется навык ее использования. Ведь в своей речевой практике человек говорит, что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, чтобы выразить свое согласие или несогласие, уверенность и т. д. поэтому упражнения должны носить коммуникативный характер, которые делятся на подготовительные, направленные на формирование грамматического навыка, и речевые, отвечающие за развитие умений. К комплексу речевых относятся упражнения в комбинировании, в передаче содержания (прочитанного, услышанного, увиденного) а так же ситуативные упражнения. При их проведении очень важно точно описать все факторы, стимулирующие речевое действие: кто говорит, с кем, где, когда, почему. Чем подробнее описаны эти факторы, тем эффективнее будет выполнение упражнения.         Широкое распространение находят в практике работы многих учителей мнемотехнические приемы, опирающиеся на комбинирование языковой и неязыковой информации.  Помогающие учащимся выстроить в памяти прочную систему связей между грамматическим явлением и тем образом, который он ассоциирует с признаками конкретной грамматической структуры.

Например:

Говорю о себе, прибавляю к корню “e”

Говорю о тебе, ставлю к корню “s, t”

Сказать о нем, о ней хочу,

“t” я к корню привинчу.

На помощь русский здесь придет,

Себя он так же здесь ведет;

Она поет - sie sing,

Он прыгает - er springt,

О нас, о них сказать желаю,

“en” я в слове оставляю.

Хочу к друзьям я обратиться,

Здесь снова “t” не пригодится.

Изучение естественных речевых процессов ценно уже само по себе, так как дает информацию о коммуникативной природе языка и о том, как язык существует в коммуникативной реальности. Особый интерес эти данные представляют в связи с тем, что они позволяют имитировать естественность высказываний учащихся в процессе  овладения иностранным языком, что до сих пор остается полностью решенной задачей. Однако первые попытки показали, что построение учебных пособий на материале аутентичных и спонтанных текстов, заимствованных из реальной языковой деятельности вызывает трудности у обучаемых и не дает желаемых результатов. Одна из причин, заключалась в том, что данные пособия содержали полностью аутентичные тексты с использованием сложных в структурном отношении высказываний, к которым учащиеся не были готовы.  Иными словами в данных пособиях не была реализована идея грамматического Гера. Исследование в области развития интеллекта и речи показывает, что эволюция речи-мышления в детстве начинается с постепенного усложнения предметной деятельности, как репрезентативной картины мира, последующего формирования схем внешней и внутренней деятельности и параллельно с этим процессом, усложнение синтаксической структуры высказывания. Большое значение в этом развитии имеет взаимодействие ребенка с окружающими людьми, целью которого является достижение достижения взаимодействия со взрослым, а не исполнение языковых правил и норм. При этом усвоение элементов языка осуществляется в “зоне ближайшего развития ребенка”. В наблюдаемых при описываемом развитии высказываниях детей присутствует генетический код, когда более сложные формы речевого поведения появляются в ходе развития у элементарных и базовых. Простейшим элементом такого “начального синтаксиса” обычно является слово или элементарные реплики, что и подтверждает многочисленными наблюдениями за грамматикой детских высказываний. Разговорная грамматика объясняется в учебных условиях не только соображениями “приближение к естественности” высказываний. Главное заключается в том, что упрощенная разговорная грамматика соответствует важному принципу “доступности” материала. Учителям хорошо известно, что учащиеся не редко, как бы “сопротивляются” усвоению грамматических структур, которые положены по программе, но с трудом воспринимаются на уроке. Наблюдение показывает, что трудно воспринимаемые грамматические структуры даже после интенсивной тренировки в дальнейшем не используются учащимися в спонтанной речи. Это явление известно как “избегание”. В других случаях учащиеся упрощают изучение структуры доступными способами.

      Также для обучения грамматике можно применить рецептивный грамматический навык. Рецептивный грамматический навык- это синтезированное действие по узнаванию грамматической формы и соотнесению ее со значением. Формирование рецептивного грамматического навыка осуществляется через упражнение в овладении рецептивной грамматикой, лежащей в основе обучения  чтению на среднем этапе.      Узнавание грамматических форм предполагает овладение ее информативными сигнальными признаками, количество которых ограниченно в связи с небольшим пассивной грамматике в каждом языке.        Для ознакомления широко используются алгоритмы, не более двух шагов. Тренировочные упражнения направлены на автоматизацию узнавания грамматического явления по его информативным признакам, например:

  1. на определение типа предложения и форм сказуемого по схеме.

  2. на вычисление из текстов предложений, соответствующих определенной схеме.

  3. на шифровку и дешифровку грамматических явлений.

  4. тесты на распознавание функций глаголов.

  5. упражнения в преобразовании контекстной формы в словарную и др.

     Все упражнения для усвоения для рецептивной грамматике должны проводиться в быстром темпе, что бы приучить учащихся улавливать информационные признаки синхронно с чтением текста. Грамматический навык не только приобретается, но и утрачивается. Поэтому важна работа по систематизациям и повторению грамматического материала. Методисты выделяют два способа систематизации: чисто грамматический и лексико-грамматический. Первый позволяет систематизировать грамматические знания, восстановить грамматические парадигмы, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому пониманию грамматических явлений, обогащению филологического опыта учащегося. Обобщая высказанное, можно сделать следующий вывод:

     Формирование грамматических навыков носит поэтапный,  стадиальный характер и выделяется три этапа. Во всех случаях речь и дет о трех этапах обучения грамматической стороне иноязычной речи, о трех этапах работы над активным грамматическим материалом. Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Основное время должно отводиться на автоматизацию в ходе выполнения тренировочных упражнений. Поэтому упражнения должны носить коммуникативный характер, которые делятся на подготовительные, направленные на формирование грамматического навыка, и речевые, отвечающие  за развитее умений. Так же в обучении грамматике необходимо применять рецептивный грамматический навык. Все упражнения для усвоения рецептивной грамматике должны проводиться в быстром темпе, что бы приучить учащихся улавливать информационные признаки с чтение текста.

1.2. Сущность самостоятельной работы.

     Самостоятельная работа описывается в данном пункте с позиции активизации деятельность учащихся в учении. Одна  из основных задач учителя – воспитывать определенную культуру самостоятельной работы и рационально направляя ее, сформировать методику учащихся в развитии разнообразных речевых умений и при овладении языковым материалом. В данном пункте рассматриваются вопросы связанные с самостоятельной работой учащихся по иностранному языку в зависимости от характера материала и возрастных психологических возможностей школьников, а также вопросы самоконтроля, в процессе становления которого большую роль выполняют памятки, наводящие вопросы, ключи для самопроверки.

Достижение целей обучению иностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся, и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само обучение школьников осуществляется , как под руководством учителя, так и входе самостоятельной работы. Задача обучающей стороны – отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся (т. е. осознанное овладение приемами учебного труда).

       Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своем темпе, чтобы прийти к нужному результату. Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их в методике.

      Так Г. В. Рогова (Методика обучения иностранному языку на среднем этапе в общеобразовательных учереждениях. – М.: просвещение, 2000) выделяет 5 требований для развития самостоятельной деятельности при изучении иностранного языка:

1. осознание цели выполняемой деятельности, конкретного упражнения – применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьников.

2. требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке и осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.

3. умение пользовать средствами обучения, такими как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т. д. Так, учащиеся должны овладеть ТСО, имеющимися в лингафонном кабинете.

4. умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодаление трудностей в ходе самостоятельной работы, в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми опорами и создавать свои.

5. предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т. е. – определить подходящее место для них; в классе, дома или в лингафонном кабинете. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий – домашняя работа, индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

а) все учащиеся одно общее задание

б) разные – в зависимости от своих возможностей.

Особо стоит вопрос о времени, которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы. Была сделана попытка определить это время дедуктивно и путем наблюдения за работой школьников разных классов, а так же на основе домашних заданий. В результате было выяснено, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно выражаться примерно 3 – 3,5 часами в неделю, охватывая работу под руководством  учителя и различные формы самостоятельной работы на всем протяжении курса изучения иностранного языка в средней школе. Естественно, при уменьшении количества недельных часов и, следовательно, работа в сотрудничестве с учителем должно повышаться время, отводимое на самостоятельную работу. Т. Е. Сахарова выделяет следующие уровни самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.

1. Воспроизводящий уровень самостоятельной работы.

Фактически с этой базы начинается усвоение нового. Учащимся предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника, в ходе самостоятельного воспроизведения происходит “пропускание через себя” нового материала. Но учителю не стоит держать долго учащихся, поскольку она скучна и монотонна и в то же время не следует и торопить.

2.Творческий уровень самостоятельной работы.

Следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором.

                          3.Творческий уровень самостоятельной работы.

Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и связана с такими операциями как, подстановка, расширение. Эта работа связана с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении. Например: подготовить тему, прослушать сообщение и высказывать свое отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно – смысловым планом текста, проинтерпретировать главную идею текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня сформируется творческая личность.

Учитель отбирает и препарирует материал для самостоятельной работы должным образом обозначает конкретную цель усвоения в отношении данной порции материала развитие навыков и умений, он указывает на соответствующий источник информации, которым учащиеся могут пользоваться, работая, самостоятельно, и, наконец, вооружает учащихся необходимым инструментарием, благодаря которому самостоятельная работа протекает успешно и постепенно формируется методика учащихся. При этом сам учитель остается, как бы за “занавесом”, что позволяет учащимся ощутить себя истинными субъектами учения.

Согласно исследованию мы пришли к выводу, что самостоятельной работе большую роль выполняют памятки, наводящие вопросы, ключи для самопроверки. Достижением цели обучению иностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.

Выделяют следующие требования для развития самостоятельной деятельности учащихся.

–Осознание цели выполняемой деятельности, конкретного упражнения.

–Требуется знания выполнения самой процедуры заданий.

–Умение пользоваться средствами обучения: звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы.

–Умение видеть опоры в материале заданий.

–Предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного выполнения самостоятельных заданий. Особо стоит вопрос о времени, которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы.

 

1.3. Место самостоятельной работы при обучении грамматике.

    Для учителей, преподающих в школе немецкий язык, основной трудностью в работе всегда было формирование у учащихся грамматических навыков. Грамматическая система немецкого языка, являющегося флективно -  аналитическим языком с устойчивым порядком слов, обладает своеобразными морфолога – синтаксическими характеристиками, ведущими к необходимости для говорящего при построении любого высказывания сочетать одновременно большое количество трудных грамматических явлений в одном синтаксическом целом (в словосочетании или в предложении). Обучение такому сложному для усвоения школьниками грамматическому аспекту подразумевает планомерную организацию процесса обучения каждому немецкому грамматическому явлению и в первую очередь – особенности организации самостоятельной работе при обучении грамматике. В методической литературе, как правило, рекомендуется придерживаться трехэтапному самостоятельному изучению любому грамматическому явлению немецкого языка. Наибольшее распространение в отечественной методике получила классификация этапов формирования иноязычного грамматического навыка С. Ф. Шатилова: 1) ориентировочно-ситуативный этап, 2) стереотипизирующе - ситуативный этап, варьирующее - ситуативный этап. Некоторые авторы предлгают четырехэтапную систему формирования иноязычного грамматического навыка (Ж. Л. Витлин, Л. И. Карпова. ИЯШ. – 2003. - №6. – стр 48-51).       Существуют и более дифференцированные классификации. Однако все варианты этапов формирования грамматического навыка иностранного языка, представленные в методической литературе, означают в сущности одну и ту же последовательность обучения иноязычным грамматическим явления: 1) первичное ознакомление учащихся с новым грамматическим материалом, 2) его длятельную отработку в большом количестве упражнений и 3) свободное употребление в речи. Именно так строится работа над грамматикой во многих отечественных учебниках иностранных языков. Как правило, в какой-нибудь раздел учебника включается новый грамматический материал, который усиленно отрабатывается учащимися самостоятельно подразумевается, что после отработки этого иноязычниго грамматического явления учащиеся смогут широко употреблять данный грамматический материал в речевой деятельности. Конечно, интенсивная отработка новой для учащихся грамматической конструкции иностранного языка может обеспечить значительную степень ее усвоения, если при этом новый грамматический материал употребляется ими преимущественно в речевых заданиях. Следовательно, применительно к обучению немецкой грамматике более целесообразным является иной подход к определению этапов обучения грамматическим явлениям. Г. В. Писарицкая, Л. И. Карпова (ИЯШ. – 2003. - №6. – стр 48-51) представляют продуктивным использование следующих трех периодов формирования грамматического навыка немецкого языка: 1) доспециальный, 2) специальный, 3) постспециальный. Соответсвенно в данной классификации интенсивная отработка каждого грамматического явления немецкого языка осуществляется в рамках второго – специального периода обучения в достопримечательный период, учитывая тот факт, что в специальном периоде обучения учащимся приходится, как правило, сталкиваться с многочисленными формами немецкого грамматичексого явления, целесообразно познакомить их с некоторыми из этих форм в доспециальном периоде обучения. Эти грамматические формы могут быть включены в тексты для чтения или в речевых заданиях и сопровождаться грамматическим комментарием, минимально необходимым для понимания учащимися нового грамматического явления в тексте или для возможности его употребления в речи. Полностью грамматическое правило пока не предъявляется, внимание учащихся акцентируется лишь на определенных особенностях употребления и формообразования конкретного грамматического материала. Таким образом, доспециальный период формирования грамматических навыков немецкого языка необходим в первую очередь для того,  что бы дать возможность учащимся постепенно овладевать трудностями немецких грамматических явлений. Для учащихся средней и старших ступеней обучения можно использовать специальные грамматические комментария. Понимание учащимися грамматических связей, слов при включении в высказывание любого грамматического явления немецкого языка имеет большое значение для эффективности усвоения соответствующего грамматического материала. Для немецкой грамматике характерно, что при наличии практически у каждого грамматического явления разнообразных морфологических форм имеет место их постоянное синтаксическое обусловленность. Другими словами, что бы построить какую-то нужную для высказывания словоформу, учащимся приходится соотносить ее с другими формами слов, от которых зависит ее построение. В рамках специального периода происходит интенсивная отраьотка уже в некоторой степени знакомого учащимся грамматического явления немецкого языка, но уже при применении самостоятельной работе учащихся в процессе выполнения грамматических действий на основе соответствующего правила. Грамматическое правило не дается в готовом виде. Учитель ставит такие вопросы учащимся, которые подталкивают их к самостоятельной работе. В качестве наглядности учащимся представляется определенная грамматическая модель (типовое предложение). В специальном периоде обучения грамматического явления следует отрабатывать по единицам обучения, отказавшись от идеи глобального усвоения грамматического явления сразу во всех его трудностях. Овладение им проходит постепенно по частным трудностям (единицам обучения). Учитывая многочисленные морфологические и синтаксические особенности немецкой грамматике, целесообразно практически каждое грамматическое явление разделять на единицы обучения и отдельно предъявлять их учащимся с помощью правила и моделей. В рамках специального периода обучения необходимо осуществлять отработку грамматического явления в условиях противопоставления (чередование единиц) обучения друг с другом, а так же противопоставление данного грамматического явления с другими, изучавшимися ранее грамматическими явлениями, входящими с ним в одну систему противопоставляемых. В рамках специального периода следует осуществлять обучение грамматическому явлению немецкого языка в условиях взаимоинтеграции грамматического материала, взаимоинтеграции грамматике и лексики, а так же в процессе интеграции грамматического явления во все виды речевой деятельности. Прежде всего, следует создать условие для обеспечения взаимоитеграции изучавшихся школьниками ранее и новых для них грамматических явлений, если это коммуникативно оправдано. Следует так же организовать интеграцию грамматике во все виды речевой деятельности, т.е. обеспечить отработку учащимися каждого нового грамматического материала в текстах для чтения и аудирования, в процессе говорения и письменной деятельности. При такой организации обучения грамматике немецкого языка осуществляется более интенсивная деятельность по усвоению учащимися грамматических явлений благодаря всестороннему охвату этого грамматического материала всеми необходимыми анализаторами (зрительным – при чтении, слуховым – при аудировании, моторным и зрительным – при письме и речедвигательным и слуховым – при говорении). В постспециальном периоде происходит дальнейшее усвоение школьниками самостоятельных грамматических явлениях немецкого языка, употреблявшихся учащимися в речевой деятельности в рамках конкретного параграфа учебника (специальный период обучения) и которое продолжается до окончания учебной деятельности в школе. В постспециальном периоде обучение автоматизация немецких грамматических явлений продолжается. Поэтому более правильно говорить не о повторении изученного, а о дальнейшем усвоении изучающегося ранее. В этот период учащиеся употребляют в речи грамматический материал в усложненных условиях (в сочетании с новыми грамматическими явлениями и с новой лексикой) в процессе актуализации разных видов речевой деятельности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Основное время должно отводиться на автоматизацию в ходе выполнения тренировочных упражнений. Поэтому, упражнения должны носить коммуникативный характер, которые делятся на подготовительный- направленный на формирование грамматического навыка, и речевые, отвечающие за развитие умений. Также в обучении грамматике необходимо применять рецептивный грамматический навык. Все упражнения для усвоения рецептивной грамматике должны проводиться в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информационные признаки с чтением текста. Также следует затрачивать больше времени на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы.

Таким образом, трудность грамматической системы языка обуславливает специфику периодов обучения грамматике в средней общеобразовательной школе. Доспециальный период обучения каждому грамматическому явлению немецкого языка призван обеспечить самостоятельное восприятие и осознание учащимися некоторых особенностей нового для них грамматического материала. В специальном периоде обучения происходит интенсивная отработка в речи учащихся данного грамматического явления, включая и другие грамматические формы. Постспециальный период обучения следует рассматривать не как период повторения уже усвоенного учащимися грамматического явления, а как период его дальнейшего самостоятельно усвоения. Для эффективности овладения грамматикой немецкого языка требуется, следовательно, четкая, планомерная организация учебного процесса.

Глава II. Опытно- педагогическая работа по проблеме организации самостоятельной работе при обучении грамматики на среднем этапе обучения.

2.1. Диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной работы в процессе выполнения грамматических заданий.

Целью нашей опытной педагогической работы является выявление особенности самостоятельной работы учащихся при обучении грамматики. Так как грамматика играет важную роль в изучении иностранного языка. Без грамматики учащиеся не смогут составлять правильно предложения и выполнять упражнения. В связи с этим практической части нашего исследования были выдвинуты следующие задачи:

Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы у учащихся средней ступени обучения.

Определить место и роль самостоятельной работы учащихся при обучении грамматике на среднем этапе.

Разработать и апробировать серию уроков по организации самостоятельной работы при обучении грамматике.

Разработать методические рекомендации для учителей по организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения грамматике на уроках иностранного языка.

Для решения выдвинутых задач используются следующие методы: анкетирование учителей, наблюдение и анкетирование учащихся. В ходе исследования, нами было разработана анкета для учащихся с целью определения заинтересованности учащихся к изучению грамматического материала. Данная анкета была предложена учащимся 8 Д класса СОШ №1 Ленинградского района. В анкетировании принимало участие 10 человек. Испытуемым было предложено ответить на 5 вопросов.

Анкета.

  1. Испытываете ли вы трудности при изучении грамматике?
  2. умеете ли вы самостоятельно работать с грамматическими упражнениями, памятками и опорами?
  3. Выполнив упражнение, проверяете ли вы правильность его выполнения?
  4. осознанно ли вы выполняете задания предлагаемые учителем?

Качественные данные результатов анкетирования.

Таблица №1

Вопросы

Ответы учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Не всегда

Да

Нет

2

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

3

Нет

Не всегда

Да

Не всегда

Да

Да

Нет

Не всегда

Не всегда

Да

4

Нет

Не всегда

Да

Нет

Да

Да

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Нет

Рис.1. Процентное соотношение ответов учащихся

На первый вопрос «Испытываете ли вы трудности при изучении грамматики», 4 учащихся ответили с уверенностью, что они испытывают трудности при изучении грамматики, 1 ученик ответил, что «не всегда», и 5 последних учащихся ответили, что они не испытывают трудности при изучении грамматики.

На второй вопрос «Умеете ли вы самостоятельно работать с грамматическими упражнениями, памятками и опорами», все 10 учащихся ответили «не всегда», что означает, что учитель редко дает учащимся грамматические упражнения для самостоятельной работы.

На третий вопрос «Выполнив упражнение, проверяете ли вы правильность его выполнения»,4 учащихся ответили, что проверяют правильность выполнения упражнения,4 учащихся ответили, что учащихся ответили, они не «не всегда», и 2 ученика ответили, что они не проверяют правильность выполнения упражнения.

На четвертый вопрос «Осознанно ли вы выполняете задания предлагаемые учителем»,3 учащихся ответили, что они осознанно выполняют задания предлагаемые учителем, 4 учащихся ответили, что «не всегда», и 3 учащихся ответили «нет».

Следующим этапом нашей опытно- педагогической работы было проведение наблюдения с целью определения, на сколько учащиеся могут самостоятельно работать с грамматическим материалом, упражнениями, опорами и задания предлагаемые учителем. Наблюдение проводилось в СОШ №1 станице Ленинградской, Ленинградского района в 8 Д классе. Наблюдением было охвачено 10 человек. Таким образом, в ходе наблюдения, которое продолжалось в течении трех уроков, было установлено, что только двое учащихся (20%) характеризируют следующие ми особенностями в их поведении: учащиеся всегда активны на уроке, они осознанно выполняют задания предлагаемым учителем, самостоятельно могут работать с грамматическими упражнениями, памятками и опорами.

Прежде чем приступить к анализу проведенного наблюдения, нам показалось целесообразным определить 3 уровня сформированности навыков самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения грамматических упражнений.

К высокому уровню относятся учащиеся, для которых изучение грамматики не вызывает трудностей, они хорошо усваивают грамматический материал и умеют самостоятельно применять, выполнять упражнения, использовать памятки, опоры, схемы.

К среднему уровню относятся учащиеся, которые не всегда умеют самостоятельно применять полученные знания на практике.

К низкому уровню относятся учащиеся, которые не умеют применять полученные знания на практике, самостоятельное выполнение заданий вызывают у них большие трудности

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся, обладающие высоким уровнем 35%, средним уровнем 40%, низким уровнем 25%.

Поэтому, мы видим практическую значимость в создании таких условий, разработка таких методов и средств обучения иностранному языку, которые позволили бы учителю средней школы повысить у учащихся уровень самостоятельной работы при обучении грамматики.

Результат данного анкетирования показал, что уровень самостоятельной работы при обучении грамматики у учащихся средний и низкий.

В ходе исследования нами была разработана анкета для учителей с целью определения роли и места самостоятельной работе в обучении грамматики. Данная анкета была предложена учителям немецкого языка в СОШ №10, СОШ№12 в станице Кугоейской Крыловского района. В анкетировании приняло участие 5 человек.

Анкета.

1. уделяете ли вы внимание на своих уроках формированию навыков самостоятельной работе у учащихся.

2. уделяете ли вы достаточно внимание на уроках обучению грамматической стороне речи.

3. считаете ли вы изучение грамматике одним из самых важных моментов при изучении иностранного языка.

4. предлагаете ли вы на своих уроках учащимся задания для самостоятельного выполнения?

Качественные данные результатов анкетирования.

Таблица №3

Вопросы

Ответы учителей

Лариса Леонидовна

Ирина Павловна

Ольга Федоровна

Владимир Николаевич

1

Да

Нет

Да

Да

2

Не всегда

Не всегда

Да

Не всегда

3

Не всегда

Да

Да

Да

4

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Рис.2. Процентное соотношение ответов учителей

Итак, при ответе на первый вопрос «Уделяете ли вы достаточно внимание на своих уроках формированию навыков самостоятельной работе у учащихся», трое из учителей (75%) ответили, что уделяет достаточно внимания на уроках формированию навыков самостоятельной работе у учащихся и 1 учитель (25%) ответил, что не уделяет.

На вопрос «Уделяете ли вы достаточно внимание на уроках обучению грамматической стороне речи» 75% учителей ответили, что «не всегда» уделяют достаточно внимания на уроках обучению грамматической стороне речи. 25% учителей ответили, что уделяют достаточно внимания.

На вопрос «Считаете ли вы изучение грамматике одним из самых важных моментов при изучении иностранного языка» трое учителей (75%) считают изучение грамматике одним из самых важных моментов при изучении иностранного языка, и 1 учитель (25%) что «не всегда».

На последний вопрос «Предлагаете ли вы на своих уроках учащимся задания для самостоятельного выполнения?» 100% учителей ответили, что «не всегда» предлагают учащимся задания для самостоятельного выполнения.

Проанализировав анкеты учителей, учащихся, проведя наблюдения, мы пришли к следующему выводу, что на уроках иностранного языка необходимо больше уделять внимание грамматической стороне речи, а особенно развитию навыков самостоятельной работы, чтобы учащиеся не только знали правила, но и могли самостоятельно применять их. Анализируя ответы учителей, мы пришли к следующему выводу: практически все учителя стараются уделять внимание на своих уроках формированию навыков самостоятельной работы у учащихся при обучении грамматике. Для этого необходимо предлагать учащимся на своих уроках задания для самостоятельного выполнения.

Ответы на вопросы помещены в приложении №2, качественные данные помещены в таблицу №3. результаты обработки данных в количественном отношении занесены в таблицу №4

Двое учащихся (20%) не испытывают затруднения в выполнении самостоятельно грамматических упражнений. Остальных учащихся (60%) трудно побудить к какому - либо выполнению задания, так как у них не развиты навыки самостоятельной работы. В ходе наблюдения нами были сделаны следующие выводы, о том, что большинство учащихся испытывают затруднения в работе с грамматическим материалом, они не могут выполнять задания для самостоятельной работы.

Таким образом, мы увидели, что все учителя считают, что изучение грамматики – это один из самых важных моментов при изучении иностранного языка, но при этом недостаточно внимания уделяют на своих уроках формированию навыков самостоятельной работе учащихся. Учитывая результаты проведенного анкетирования, мы планируем в дальнейшем разработать и апробировать фрагменты уроков по организации самостоятельной работы при обучении грамматике.

2.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе при обучении грамматике.

С учетом проведенного диагностического исследования и изучения методической литературы по данной проблеме, нами были разработаны и апробированы фрагменты уроков по организации самостоятельной работы при обучении грамматике.

Фрагмент урока нем.яз в 6 классе.

Тема урока: (Родина)Die Heimat.

Задачи урока: активизировать Л.Е по теме Что для меня значит Родина?стр.20 упр.4(а,б)

        Развивать навыки аудирования по теме стр. 22 упр. 2(а)

        Познакомить с новым грамматическим  материалом «Глагол»

Развивающие: Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитать доброжелательность, вежливость, тактичность.

Оборудование: наглядности, книги, карточки.

Ход урока:

1 Орг. Момент        

2 Введение в яз. атмосферу

3 Сообщение темы

4 Фон. Зарядка

5 Осн. Часть

Глагол(Das Verb) занимает среди остальных частей речи особое место. Его связи сдругими словами определяют структуру немецкого предложения. По количеству и разнообразию форм и конструкций, глагол является самым сложным классом слов. Количество глаголов состовляет около 25% вснго словарного запаса нем. Яз.

Глаголы изменяются по лицам и числам:

Sg.        Pl.

1Ich male        Wir malen

2Du malst        Ihr malt

3Er        Sie malen

  Sie malt

  Es

По своему значению все глаголы подразделяются на:

  1. полнозначные(lesen, schreiben, malen, gehen)
  2. модальные(wollen, sollen, mögen)
  3. вспомогательные( haben, sein, werden) с их помощью образуются сложные глагольные формы.

Ребятая, а давайте вспомним как спрягается мод. Глаголы? Seht bitte an die Tafel, hier ist ein Blümchen. Wollen wir zusammen sammeln.(dürfen, müssen, können)

Kinder, jetzt machen wir die Űbungen

(Sollen, mǖssen?) Fǖllt die Lǖcken aus, gebraucht sinnpassende Verb. (Заполните пропуски, употребив подходящий по смыслу глагол) (выполнить данное упражнение самостоятельно).

  1. Die Kinder... in die Schule gehen.

Welches Verb passt dazu? Warum sollen?

2)Sie ... nicht lange vor dem Computer sitzen.

3) Ich... Morgen frǖh aufstehen.

4)Alle Menschen... die Verkehrsregeln kennen.

5) Du... sofort zur Schulleiterrin gehen.

6) Kinder, Ihr ... Hände vor dem Essen waschen.

7) Ich... nach der Schule meine kranke Freundin dtsuchen.

Also, wollen wir errinnern, welche Bedeutungen diese Verben haben ? Ich gebe euch die Kärtchen.

(Können oder Dürfen). Gebraucht die Verben in der nötigen Form (Употребите данные глаголы в нужной форме).

  1. Du willst im Haus eines Bekannten ein Buch ansehen und fragst: «… ich mir das Buch                          einmal ansehen?
  2. Du möchtest mit einem Mitschüler musizieren und fragst: «… du Gitarre spielen?
  3. Im Krankenhaus hängt ein Schild : « Hier... man nicht rauchen.
  4. Das Mädchen ist noch klein. Es ... nicht mehr als 7 Jahre alt sein.  

Lest bitte den Dialog, übersetzt die Sätze mit (mögen). Прочитайте диалог, переведите предложения с глаголом mögen.

Die Verkäuferin: Was möchten Sie?

Die Käuferin :  Ich möchte eine leiche Bluse für Sommer kaufen.

Die Verkäuferin: Bitte, nehmen Sie diese blau Bluse. Sie passt gut zu Ihnen Augen.Mőchten Sie noch was?

Die Käuferin :  Vielen Dank. Ich nehme die Bluse.

Анализ:

Данный фрагмент урока был апробирован в 6 классе. Целью данного фрагмента было выявление уровня сформированости грамматических навыков у учащихся на средней ступени обучении. Для  выявления уровня сформированности данных навыков были предложены следующие упражнения Setzen Sie bitte ein sinnpassendes Verb ein. Которое предполагает выявления того, понимают ли учащиеся, почему необходимо вставить именно этот глагол. Умеют ли учащиеся воспользоваться теоретическими правилами. При выполнении данного упражнения учащиеся столкнулись с трудностями, связанными с различными значениями модальных глаголов.

Фрагмент урока нем.яз в 5 классе.

Тема урока: (Улицы города. Какие они).Die Straβen der Stadt. Wie sind Sie?

Задачи урока: 

Практические: познакомить учащихся с новыми Л.Е по теме

                          Обучение диалогической речи

                           Познакомить с притяжательными местоимениями

Развивающие: Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитать доброжелательность, вежливость, тактичность.

Оборудование: наглядности, книги, карточки.

Ход урока:

1 Орг. Момент        

2 Введение в яз. атмосферу

3 Сообщение темы

4 Фон. Зарядка

5 Осн. Часть

Ребята, в немецком языке, как и в русском существуют притяжательные местоимения z.β  мой, твой, наш.

Jetzt seht bitte an die Tafel. Hier ist eine Tabelle. Schreibt bitte ins Hefte. Возьмем выражение «мой город».

Ich   meine

Du   deine

Er   seine

Sie  ihre        Stadt

Wir unsere

Ihr   eure

Sie   ihre

Притяжательные местоимения как вы видите употребляются обычно как прилагательные. Они стоят перед именем существительным и согласуются с ним в роде, числе, падеже.

Jetzt schlage ich euch , vor folgendes zu machen.

Wählen Sie zu jedem Satz die passende Wortverbindung.

So z.β

Ich lege meinen Mantel ab.

Du legst...........  ab.

Er legt ............. ab.

Sie legt ............ ab.

Es legt.............. ab.

Wir legen......... ab.

Ihr legt............. ab.

Sie legen.......... ab.

Ihr habt diese Aufgabe gut gemacht.

Jetzt gebe ich euch die Kärtchen. Setzen Sie passende Possesivpronomen (выполнить данное упражнение самостоятельно).

1)Ich habe einen Freund. Das ist...Freund.

2)Er hat ein Buch.

Das ist ...Buch?

3)Du hast eine Wohnung.

Das ist ....Wohnung.

4)Monika hat einen Gast.

Das ist ...Gast.

Kinder, seht bitte an die Tafel. Das ist ein ungewöhnliches Blümchen. Вам необходимо собрать ромашку, правильно подобрав притяжательное местоимение.

Анализ:

Данный фрагмент урока был апробирован в 5 классе. Целью данного фрагмента было выявление уровня сформированности грамматических навыков у учащихся на средней ступени обучении. Для выявления уровня сформированности данных навыков были предложены следующие упражнения Setzen Sie bitte ein passende possesivpronomen. Которое предполагает выявления того, понимают ли учащиеся, почему необходимо вставить именно это местоимение. Умеют ли учащиеся воспользоваться теоретическими правилами. При выполнении данного упражнения учащиеся столкнулись с трудностями, связанными с различными значениями  притяжательных местоимений.

Фрагмент урока нем.яз в 6 классе.

Тема урока: Склонение имен существительных.

Задачи урока:

Практические: разобрать склонение имен существительных

                         Практиковать в употреблении имен существительных

Развивающие: Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитать доброжелательность, вежливость, тактичность.

Оборудование: наглядности, книги, карточки.

Ход урока:

1 Орг. Момент        

2 Введение в яз. атмосферу

3 Сообщение темы

4 Фон. Зарядка

5 Осн. Часть

И начнем мы наш сегодняшний урок с нового грамматического материала, а именно разберем склонение имен существительных.

В немецком языке 4 падежа:

Nominativ- именительный

Genitiv- родительный

Akkusativ-винительный

Dativ- дательный

Kinder, schlagt bitte eure Hefte auf. Schreibt bitte auf. Откройте тетради и запишите!

Каждому падежу соответствует  свои вопросы:

Nominativ соответствуют свои вопросы- Wer? Was? Кто? Что?

z.β Die Mutter, Der Vater, Das Kind malt gern.

Alle IM Chor!

Genitiv соответствует вопрос Wessen? (Чей?)

z.β die Bilder, der Mutter, der Hund

Akkusativ соответствуют вопросы Wen? Was?

z.β Alle bewundern die Bilder, die Schule, den Park, Das Haus.

Dativ соответствует вопрос Wem? Кому?

z.β Ich schenke die Bilder dem Onkel.

Ребята, как вы уже заметили, у существительных изменяется артикель, а у некоторых и окончание Seht bitte an die Tafel, hier ist eine Tabelle.

Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы увидите, как изменяются определенные артикли по падежам. Эту таблицу запишите в тетрадь и выучите.

Aber zuerst lesen wir.

Оля, прочитай как изменяется артикель «Der»

Kasus

Singular

Plural

M

F

N

Nom.

der

die

das

die

Gen.

des

der

des

der

Dat.

dem

der

dem

den

Akk.

den

die

das

die

A у существительных м.р и ср.р в большинстве случаев в Genetiv появляется окончание –еs

z.β Des Vaters

Des Kindes

Kinder schlagt bitte eure Bǘcher auf und findet die Ǘbung 10/.Sagt bitte Wie ist es richtig?

Вам необходимо правильно ответить на вопросы.

z.β Das neue Projekt der Schǘler ist interessant.

Olja, liest bitte den zweiten Satz. Stimmt dasKatja? Ist das neue Projekt der Schǘler interessant?

Jetzt gebe ich euch die Kärtchen. Beantwortet bitte die Fragen. Macht bitte diese Űbung schriftlich. Ich gebe euch etwa 2-5 Minuten (выполнить данное упражнение самостоятельно).

Olja, liest bitte den ersten Satz

  1. Ich schenke (Wem?) ...ein Buch .(die Schwester)
  2. Ich helfe  (Wem?) ....gern(der Vater).
  3. Du gratulierst (Wem?) ... zum Neujahr. (die Freunde)
  4. Die Frage (Wessen?) ...ist sehr schwer, aber interessant(der Lehrer).
  5. Das Geschenk(Wessen?) ... ist sehr schön/(die Mutter).

Deklinieren Sie folgende Substantive im Singular und im Plural.

Z.β der Junge- die Jungen

Die erste Reihe- der Raum, der Fluß, der Mensch

Die zweite Reihe- das Volk, das Mädchen, der Yase

Die dritte Reihe- die Zeit, der Student, der Arzt

Nun , jetzt kontrolieren wir mit euch diese Aufgabe

        Sing.        Pl.

Der Junge        Die Jungen

Des Jungen        Der Jungen

Dem Jungen        Den Jungen

Den Jungen        Die Jungen

Nun jetzt machen wir mit euch einen Test. Ich gebe euch 10 Minuten (выполнить данное упражнение самостоятельно).

1) Сколько падежей в немецком языке?

а)3      в)4       с)5

2) Какому падежу соответствует Nominativ в русском языке?

а) именительному

в) родительному

с) предложному

3) Какому падежу в русском языке соответствует Dativ?

а) творительному

в) дательному

с) винительному

4) просклоняйте артикель мужского и среднего рода.

Анализ:

Данный фрагмент урока был апробирован в 6 классе. Целью данного фрагмента было выявление уровня сформированности грамматических навыков у учащихся на средней ступени обучении. Для выявления уровня сформированности данных навыков были предложены следующие упражнения: Deklinieren Sie folgende Substantive im Singular und im Plural.

Которое предполагает выявления того, понимают ли учащиеся, почему необходимо вставить именно это употребление существительных. Умеют ли учащиеся воспользоваться теоретическими правилами. При выполнении данного упражнения учащиеся столкнулись с трудностями, связанными с различными значениями употреблениями существительных.

Фрагмент урока нем.яз в 5 классе.

Тема урока: (Моя семья)Meine Familie

Задачи урока: 

Практические: систематизировать Л.Е по теме Моя семья

Развивать навыки чтения и говорения

Познакомить с новым грамматическим материалом «предлоги»

Развивающие: Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитать доброжелательность, вежливость, тактичность.

Оборудование: наглядности, книги, карточки.

Ход урока:

1 Орг. Момент        

2 Введение в яз. атмосферу

3 Сообщение темы

4 Фон. Зарядка

5 Осн. Часть

Предлоги(die Präposition) выражают связи между словами и словосочетаниями и могут иметь пространственное( Die Katze saβ unter (neben) auf dem Stuhl ), временное( Nach der Schule treiben wir Sport), причинное ( wegen des regens sind wir nicht spazieren gegangen)

Genetiv- während, wegen, statt, laut trotz, unweit, längst.

Dativ- mit, nach, aus, zu von, bei, seit, außer, gegűber,entgehen

Akkusativ- durch, für, ohne, um, bis, gegen, wieder, entlang.

 Dat. Akk- an, auf, hinter, in, neben, über, unter, vor, zwischen.

Kinder und jetzt machen wir die Űbungen

Beendet bitte die Sätze mit Ergänzungen im passenden Kasus (закончите предложение дополнениями в нужном падеже)

  1. Frau Schmidt kommt aus dem Lebensmittelgeschäft. Wohin legt Sie alles?

Z.β Sie stellt die Milch in                          der Kühlschrank

 Sie füllt das Salz in        Die Zuckerdose

Sie füllt den Zucker in        Der Salzsteuer

Sie legt die Kartoffelen in

Sie stellt das Mehl in

Sie legt das Obst in         Das Regal

        Der Korb

        Die Schale

Rita verliert oft ihr Tagesbuch. Wo sucht sie ihr Tagesbuch? (выполнить данное упражнение самостоятельно)

Sie sucht unter......der Tisch

Sie sucht auf.........das Regal

Sie sucht auch in ...der Schrank

Sie sucht neben .....der Sessel

Sie sucht hinter.......die Tür

Das Tagebuch ist in.....die Schultasche

Schreibt bitte die Sätze richtig( запишите вопросы правильно).

Warst du schon einmal in...Ausland?

Kommst du aus ein ...Dord oder ...stadt?

Wie kommst du zur Schule? Mit ...Bus/

Wohin gehst du nach...Schule, nach Unterricht?

Was hast du genau for ein...Woche, ein...Monat, ein Jahr gemacht?

Űbersetzt bitte ins Russische.

Wir fachren durch die Stadt.

Die Kinder gehen durch den Garten.

Der Lehrer lobt den Schüler für seine Kontrollarbeit.

Gib mir bitte dein Wörterbuch für einen Tag.

Ich lese den Text ohne Wörterbuch.

Um das Haus herum ist ein Garten.

Фрагмент урока нем.яз в 5 классе.

Тема урока: (Моя семья)Meine Familie

Задачи урока: 

Практические: познакомить и закрепить в упражнениях два типа вопросительных предложений.

Развивать навыки изучающего чтения стр. 24 упр. 15

Развивающие: Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитать доброжелательность, вежливость, тактичность.

Оборудование: наглядности, книги, карточки.

Ход урока:

1 Орг. Момент        

2 Введение в яз. атмосферу

3 Сообщение темы

4 Фон. Зарядка

5 Осн. Часть

В немецком языке есть два типа вопросительных предложений- с вопросительным словом и без вопросительного слова. Эти предложения отличаются не только наличием или отсутствием в них вопросительного слова, но и по месту сказуемого в нем. Если в вопросительном предложении есть вопросительное слово, то то сказуемое в нем находится там же , где и в повествовательном предложении, т.е Ра втором месте , если это простое сказуемое, и на втором и на последнем, если это составное сказуемое

Z.β Wann beginnen die Frühlingsferien?

С помощью вопросительных предложений с вопросительным словом мы запрашиваем конкретную информацию, которая должна появиться в ответе. Используются следующие вопросительные вопросы: Wer? Was? Wen? Wem? Wessen? Wo? Wie? Wohin? Warum? Wozu? Wie viel? Welche?

Kinder und jetzt machen wir Űbungen.

Stellt bitte die Fragen zu jedem Satz.

Z.βMonika bekommt eine neue Uhr

Bekommt Monika die neue Uhr?

Wer bekommt eine neue Uhr?

Was bekommt Monika?

Olja liest bitte die 2 Satz

Markus hilft seinem Bruder. Bernd trägt die Schultasche seiner Schwester. Die Klasse grüβt den Lehrer. Die Kinder besuchen die Groβeltern. Die Katze sitzt auf dem Sofa.

Jetzt gebe ich euch die Kärtchen, stellt bitte die Fragen zu den Unterstreichenden Wörter (выполнить данное упражнение самостоятельно).

Im Sommer fahren wir in die Schweiz.

Wir fahren Anfang Juni.

Wir fahren mit dem Zug.

Wir bleiben eine Woche in Basel.

Dort ist es sehr schon .

Unsere Freunde arbeiten am Tage im Weingarten.

Wir helfen ihnen.

Das Essen nehmen wir mit im Freien schmeckt alles besonders gut.

Данные фрагменты уроков был апробированы в 5-6 классах. Целью данных фрагментов было выявление уровня сформированности грамматических навыков у учащихся на средней ступени обучении. Для выявления уровня сформированности данных навыков были предложены упражнения, которые, предполагают выявления того, понимают ли учащиеся, почему необходимо применить именно то или иное грамматическое действие. Умеют ли учащиеся воспользоваться теоретическими правилами. При выполнении данных упражнений учащиеся столкнулись с трудностями.

Для того чтобы облегчить выполнение грамматических упражнений для учащихся, нами были разработаны памятки:

ПАМЯТКА 1

При выполнении данного упражнения:

– Прослушайте текст;

– повторите предлоги и артикли в немецком языке;

–выпишите и выучите незнакомую лексику.

An (das) Ufer eines Baches sa ein Junge. Ǘber (die) wiessen (Pl.) und ǖber (der) Bah hing dichter Nebel. Um (der) Junge herum war es ganz still.

Der Junge schaute auf (das) Wasser, und während er so dasaβ,entdeckte er eine Forelle. Sie schwamm ganz nah an (das) Ǘfer des Baches. Ǘber ihr wuchs an (das) Ǘfer ein Baum, seine Zweige reichten bis in (das) Wasser. Der Fisch stand mit (der) Kopf gegen (die) Strömung.

“Hübsch ist der Fisch”, dachte der Junge. Auf (der) Rücken war er grünbraun, zu (der) Bauch hin gelb gefärbt, und an (die) Seiten (Pl.) schmückten ihn rote und schwarze Punkte.

Solch ein Bild muss sich der Komponist Franz Schubert vorgestellt haben, als er sein Forellenguintett Komponierte. Vit (dieses) Stück wurde der Komponis in der ganzen Welt bekannt.

ПАМЯТКА 2

При выполнении данного упражнения:

– прочитайте предложение;

– переведите на русский язык;

– повторите склонение артиклей;

– запишите вопросы правильно;

–ответьте на вопросы.

1) Warst du schon einmall in ........... Ausland? 2) Kommst du aus ein ...... Dorf oder ein .... Stadt? 3) Wie kommst du zur Schule? Mit d.... Bus / mit d... Straβenbahn / mit d... Fahrrad? 4) Wohin gehst du nach d..... Schule / nach d.... Unterricht? 5) Was hast du genau vor ein ...... Woche / ein ...... Monat / ein ......Jahr gemacht?

ПАМЯТКА 3

При выполнении данного упражнения:

–прочитайте текст;

– выпишите незнакомые слова и переведите;

– переведите весь текст на русский язык.

1) Wir fahren durch die Stadt. 2) Die Kinder gehen durch den Garten. Dieses Geschenk ist für meine Schwester. 4) Der Lehrer lobt den Schüler für seine Kontrollarbeit. 5) Gib mir bitte dein Wörterbuch für einen Tag. 6) Das iat die Hausaufgabe für morgen. 7) Ich lese den Teхt ohne Wörterbuch. 8) Warum gehst du ohne mich spazieren? 9) Vier Stühle stehen um den Tiach. 10) Um das Haus herum ust ein Garten.

ПАМЯТКА 4

При выполнении данного упражнения:

– при выполнении этого упражнения обратите внимание на правила «Глагол»;

– выпишите и выучите новые слова;

– прочитайте и переведите предложения;

– дополните предложения вновь образованными глаголами.

Es war eimal ein Bauer. Er hatte ....... Frau und ..... Kind. Sie wohnten auf ..... Bauernhof. Sie hatten Kühe und Schweine. Der Mann arbeitete auf ..... Feld. Die Frau fütterte .... Tiere, machte ...... Haus sauber, kochte ...... Essen und spielte mit ...... Kind. Einmal sagte ....... Mann: “Du hast es gut. Du kannst immer in ..... Haus bleiben. Die Arbeit auf ....... Feld ist viel schwerer.” Da war die Frau böse und sagte: “Wenn du willst, können wir ..... Arbeit tauschen.

ПАМЯТКА 5

При выполнении данного упражнения:

– при выполнении этого упражнения повторите правило «Вопросительные предложения»;

– прочитайте и переведите предложения;

– вставьте по смыслу вопросительные слова.

1)...... kostet dieses Buch? 2) ...... ist meine Schultasche? 3) ...... frühstückst du? 4) ....... fahren wir in den Ferien? 5) ...... komme ich zur Apotheke? 6) ...... beginnt die Stunde? 7) ...... befindet sich das Stadtmuseum? 8) ..... schreibt dir dein Freund? 9) ........ steht dort neben der Schule? 10)  ...... Monate sind im Jahr? 11) ..... kann ich noch für Sie tun (machen)? 12) ...... fährt der Zug nach Hamburg? 13) ..... kommen Sie, aus Deutschland oder aus Ősterreich? 14) ....... geht es deinen Eltern? 15) Um ..... Uhr kommst du heute nach Hause?

Так же нами были разработаны методические рекомендации для учителей немецкого языка.

–Планируя урок, учитель должен предусмотреть время, отведенное для самостоятельной работы (т.е. на выполнение упражнений направленных на совершенствование усвоенного материала).

–Самостоятельную работу необходимо организовывать систематически.

–Самостоятельное выполнение практических упражнений необходимо сопровождать последующими обсуждениями (проверка правильности выполнения заданий).

–При первичном ознакомлении с грамматическим материалом, объем грамматического материала должен быть невелик, правильно использовать ее элементы, в основном в ходе проведения игр. Имеет смысл включать в нее, например “лингвистическую сообразительность”, побуждать детей по контексту, определять род, число, существительное, лицо и временную форму глагола.

–Важным аспектом в организации самостоятельной работы является обучение пользоваться справочной литературой.

–В самостоятельную работу целесообразно включать так же отдельные звенья над предъявляемым материалом, знакомство с ним и частично употребление его тренировка.

–Для успешной организации самостоятельной работы учителю необходимо предлагать опоры для выполнения заданий.

–Важное место в организации самостоятельной работе имеет наводящий вопрос, который точно концентрирует внимание на важной стороне познаваемого явления, отсекая второстепенные, сужая зону поиска, поэтому учителю необходимо составлять наводящие вопросы, учитывая при этом языковой опыт каждого класса.

Заключение

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нашего исследования – влияние теоретических основ проблемы организации самостоятельной работы при обучении грамматической стороне речи на уроке немецкого языка показал, что данный аспект обучения иностранным языкам является значимой, неотъемлемой частью урока и в целом педагогического процесса обучения иностранному языку. Анализ самостоятельной работы педагогов позволил определить целесообразность использования самостоятельной работы при обучении грамматической стороне речи. Учащиеся должны знать не только теорию грамматики, но так же применять ее на практике. Опытно-педагогическая работа была посвящена диагностике уровня сформированности навыков самостоятельной работе в процессе выполнения грамматических заданий. Для реализации указанной цели исследования была проведена диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной работы в процессе выполнения грамматических упражнений. В исследовании были использованы наблюдении, анкетирование учителей, анкетирование учащихся. Таким образом анкетирование учащихся показало, что мы видим практическую значимость в создании таких условий, разработка таких методов и средств обучения иностранному языку, которые позволили бы учителю средней школы повысить у учащихся уровень самостоятельной работы при обучении грамматике. Анкетирование учителей позволяет сделать вывод что, на уроках иностранного языка необходимо больше уделять внимание грамматической стороне речи, а особенно развитию навыков самостоятельной работы, что бы учащиеся не только знали правила, но и могли самостоятельно применять их. Практически все учителя стараются уделять внимание на своих уроках формированию навыков самостоятельной работы у учащихся при обучении грамматике. Для этого необходимо предлагать учащимся на своих уроках задания для самостоятельного выполнения. Нами было проведено наблюдение с целью выявления особенности самостоятельной работы учащихся при обучении грамматике, результаты которого показали что, высоким уровнем обладает 35% учащихся, средним уровнем 40%, низким уровнем 25%. Все это позволяет сделать вывод, что необходимо создавать условия для организации самостоятельной работы при обучении грамматике.

Список литературы.

  1. Ариян М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранного языка //ИЯШ – 1999, №6
  2. Бим И. Я. , Глотина А. А. , Немецкий язык. Учебное пособие для пятого класса средней школы. – М. , 1989
  3. Бим И. Я. Немецкий язык. Базовый курс. Концепсия, программа - . – М. 1995
  4. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // ИЯШ – 2000, №5
  5. Гез Н. И. , Ляховицкий М. В. . , Миролюбов А. А. Методика обучения иностранного языка в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982
  6. Горелов И. Н. . , Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М. , 1998 – ст. 40-41
  7. Гулыга Е. В. . , Шендельс Е. И. Граматико-лексические поля в современном немецком языке. – М. , 1969- ст. 17
  8. Зимняя И. Я. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение , 1991- ст. 110-111
  9. Климентенко А. Д. . , Миролюбов А. А. Теоритические основы методике обучения иностранному я зыку в средней школе. – М.: Педагогика 1981- ст. 137
  10. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М. рус. яз. , 1989- ст. 150-151
  11.  Государственный образовательный стандарт: - М. , 1998- ст. 40-41
  12.  Лингвистический энциклопедический словарь. – М. , 1990- ст. 113
  13.  Карпов И. В. Психологические особенности процесса усвоения иностранных языков. – М.: Просвещение, 1989
  14.  Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранному языку теория и практика. – М.: Русский язык, 1992
  15.  Рогова Г. В. , Верещагин И. Б. Методика обучения иностранному языку на среднем этапе в общеобразовательных учереждениях. – М.: Просвещение, 2000
  16.  Семенова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам //ИЯШ. – 2005. - №1. – ст. 16-18
  17.  Маслыко А. Е. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: высшая школа, 1996
  18.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Владос, 1994
  19.  Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1985
  20.  Лащикова И. И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка //ИЯШ. – 2003.-№6.- ст. 48-51
  21.  Г. В. Рогова, Ф. М. Робинович, Т. Е. Сахарова. Специфика периодов обучения грамматике немецкого языка. ИЯШ – 2005. - №3. стр. 85-89

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

« Ленинградский педагогический колледж»

Краснодарского края

Выпускная квалификационная работа

Организация самостоятельной работы при обучении грамматике на  среднем этапе.

                                                                                              Исполнитель: Сировежко

                                                Анатолий Владимирович

                                                студента 5 «Н» группы

                                                лингвистического отделения

                                                Научный руководитель:

                                                Тюрина О.В.

                                                Рецензент: Василенко О.Е

                                                ВКР Защищена 23июня 2008

                                                Оценка

                                                Председатель ГАК

                             Ленинградская 2008        

Приложение