Инновационная деятельность на базе КФУ

Калимуллина Зульфия Минвакиловна

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

учителя начальных классов Калимуллиной Зульфии Минвакиловны

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального

сайта, электронная почта

РТ, Апастовский район, дер.Старые Енали

http://nsportal.ru/kalimullina-zulfiya-minvakilovna

Тема инновационной разработки

Проблемно-ориентированное обучение. Применение инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании.

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Калимуллина Зульфия Минвакиловна.

Краткое описание инновационной разработки (актуальность,

новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные

результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный  подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности.

Реализация деятельностного метода обучения позволяет нам не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и  учить детей творчеству, воспитывать  в каждом ребёнке самостоятельную личность владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Особенность деятельностного метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Цель: совершенствование форм работы по повышению качества знаний учащихся  за счёт обновления содержания и структуры учебной деятельности по средствам внедрения в практику работы технологии системно-деятельностного метода обучения.

Задачи: изучить теоретические основы системно – деятельностного подхода;

-осуществить отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие УУД.

Ресурсы: презентации, наглядные пособия, тренажёры

Содержание работы: разработки, технологическая карта урока.

Ожидаемые результаты: совершенствование форм работы по повышению качества знаний учащихся.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

- Выступление «Эффективные технологии в обучении и воспитании младших школьников» на методологическом семинаре Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета  на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», почётная грамота;

- участие во всероссийской научно-практической конференции «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественно-научных дисциплин» на базе К(П)ФУ,  сертификат;

- выступление «Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики»  на зональном семинаре «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО» на базе МБОУ «СОШ имени академика Р.З.Сагдеева» Буинского муниципального района РТ,  сертификат;

- мастер-класс «Проектирование современного классного часа как обеспечение эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся» в рамках стажировки директоров школ Республики Татарстан «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании» на базе МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского района Республики Татарстан;

- выступление «Классный час как обеспечение эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся» в рамках стажировки директоров школ Республики Татарстан «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании» на базе МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского района Республики Татарстан;

- публикация методического материала по математике на тему «Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел» в 1 классе по УМК системы Занкова Л.В.  с применением инновационной (сингапурской) методики на образовательном портале «РУСОЛИМП”, свидетельство;

- участие  в вебинаре «Реализация концептуальных положений ФГОС НОО средствами интерактивного курса «Математика. Учи.ру»», сертификат;

- участие в  вебинаре «Ресурсы информационно-образовательной среды для проектирования урока и организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО на примере курса «Окружающий мир»», сертификат;

- участие  в вебинаре «Формируем навыки 21 века», сертификат;

- участие  в вебинаре «Ресурсы и методические особенности курса «Математика»», сертификат;

- участие в  вебинаре «Ресурсы и методические особенности преподавания курса «Русский язык»», сертификат;

- открытый урок по математике на республиканском коучинг - семинаре по направлению проблемно-ориентированное обучение в рамках проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ», сертификат МО и Н РТ и сингапурской компании Educare;

- открытый урок по математике «Умножение единицы на число и числа на единицу» с применением обучающих структур сингапурской методики на республиканском семинаре, посвященный Году математике и Году Физике по проблеме «Владение современными педагогическими технологиями как условие получения нового образовательного результата», почётная грамота К(П)ФУ,  почётная грамота;

- участник зонального научно - методического семинара “Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ”, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, кафедра теоретической и инклюзивной педагогики для педагогических работников на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Апастовский аграрный колледж", сертификат;

- методическая выставка «Панорама мастеров педагогического труда» на августовской конференции «Современные тенденции в развитии системы образования» для педагогических работников;

- участник международной экспериментальной программы по проблеме “Преобразование обучения для XXI века: развитие культуры мышления” в рамках реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан, сертификат;

- участник экспериментальной работы по направлению «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности», свидетельство.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

 - Международный конкурс по математике «Молодое Движение»,  7 победителей, 2016 г.;

- Международный блиц - турнир «Новый урок» по математике, 7 победителей, 3 призёра 2016 г.;

- Международный блиц - турнир «Новый урок» по русскому языку, 3 победителя, 3 призёра, 2016 г.;

- Всероссийская олимпиада “Русолимп”, 4 победителя, 2016 г.;

- Всероссийская предметная олимпиада по математике «Страна талантов», 3 победителя, 3 призёра, 2016 г.;

- III открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Олимпиада-плюс», 19 победителей, 1 призёр, 2016 г.;

- IV открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Олимпиада-плюс», 7 победителей, 1 призёр, 2016 г.;

- Первая онлайн – олимпиада по математике «Дино-олимпиада”  от Учи.ру, 9 победителей, 2016 г.;

- Вторая онлайн-олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель», победитель  Шакирова А., 2016 г.;

- Вторая онлайн-олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель», похвальная грамота, Хуснуллина Р.;

Всероссийская олимпиада по русскому языку – рез. ожидается

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

| - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне

муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы

Технологические карты  открытых уроков

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы



Предварительный просмотр:

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Апастовского муниципального района РТ

Методическая разработка урока математики по теме

«Однозначные числа»

в 1 классе

по УМК системы Занкова Л.В. с применением инновационной (сингапурской) методики

                                                Разработала: учительница начальных классов

                                                              Калимуллина Зульфия Минвакиловна

Тема:  «Однозначные числа»  

Тип урока: обобщения и систематизация знаний и умений

Вид урока: урок применения теоретических  и  практических знаний

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-наглядный, элементы исследовательского метода.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по изученной теме, формировать умение применять полученные знания на практике, развивать логическое мышление учащихся; создать условия для формирования УУД.

Задачи:

Образовательные:  формировать вычислительные навыки, умения составлять и находить значения выражений, совершенствовать знание о закономерности натурального ряда чисел; закреплять понятия: предыдущее, последующее число, соседи числа; контролировать  степени  усвоения   учебного материала;

Развивающие: развитие мыслительной деятельности:  анализ, обобщение, систематизация;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за общее дело, коллективизма, умение уступать и слушать других; повышать самооценку учащихся.

Формирование УУД:

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать тему и  цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; учиться  высказывать своё предположение на основе материала учебника.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; наблюдать и делать выводы; находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

Учебник математики; тетрадь на печатной основе (по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); карточки, печатный материал на доску, сигнальные доски.

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ  (Manage Mat, инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

Прозвенел звонок,

начинается урок.

Урок … (математики).

Добрый день, ребята. Как настроение? Поздоровайтесь со своим партнером по плечу и по лицу. Дайте «пять» и пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее.

II. Проверка готовности к уроку. Целеполагание и мотивация.

      Вы готовы к уроку? Проверим! Я  буду  задавать вопросы, если вы на них отвечаете «Да», то  поднимаете руку.

  • Кто умеет устно считать?
  • Дружно работать?
  • Задачи решать?
  • Другу в работе всегда помогать?
  • Кто любит танцевать?
  • Кататься на лыжах?
  • Кто легко и быстро составляет равенства и неравенства?
  • Решает примеры на сложение и вычитание?

- И так ребята, вы по вопросам не догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? –   Ответы детей.

Да, сегодня у нас урок повторения, проверим, как вы научились считать, решать задачи, умеете ли дружно работать, как помогаете партнёрам, посмотрим,  как  танцуете и умеете ли кататься на лыжах. Интересно?

III.  Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10:

- Встают все участники под  №1 и №3 (партнёры  А) и считают до 10 и обратно;

- А участники под  №2, 4  (партнёры  В)  попробуют считать от 10 до 20 и обратно.

Работают с сигнальными досками:

- Какое число идёт при счёте за числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10?

- Какое число      встречается раньше: 0 или10? 3 или 5?

- Назовите соседей числа 7, 4, 6.

- Какое число больше, чем 5, на 1?

- Какое число меньше, чем 5 на 1?

Рефлексия:

 ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени.

- Молодцы ребята. А теперь с партнёром по плечу подумайте, что происходит при счёте до 10? (5 секунд).   Подумали? Сейчас, определите у кого в имени больше букв (если одинаковое, то сравнить фамилии).   Каждый из вас будет  говорить  в течение 15 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого в имени больше букв ваше время начинается сейчас (15 сек). Спасибо.

Опрос. Узнаем мнения некоторых из вас. Стол №4, участник №3, что сказал ваш  партнер по плечу?  Стол №…, участник №…..  и т.д.  Кто хочет добавить? (У кого другое мнение?) (Возможный ответ: Каждое следующее число увеличивается на 1).

Послушайте  следующий вопрос:

-  Что происходит при обратном счёте  от 10 до 1?  Подумайте 5 секунд,  на этот вопрос отвечает партнер,  у кого в имени меньше букв. Ваши 15 секунд начинаются  сейчас.

Опрос: Стол №3, участник №4 что сказал Ваш партнер,  стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников.  (Возможный ответ: Числа уменьшаются на 1).

2. Работа с натуральным рядом чисел.

1) Работа по учебнику, стр. 122, №284.

    Несколько учеников  вслух  читают  стихотворение:

Один жираф и два кота,

Три львицы – что за красота!

Четыре феи здесь на льду

Танцуют польку с какаду! 

              Пять мотыльков, шесть домовых,

              Семь гномов насчитали вы…

Считайте час, день, месяц, … вечность-

Ведь ряд уходит в бесконечность!

             Лишь нулик очень огорчён:

             Он в этот ряд не приглашён…

                                                 (В.Агафонов)

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени:

- О чём это стихотворение? Подумайте с партнёром по  лицу (5 секунд).

Подумали? Сейчас, определите у кого  светлее волосы (если одинаковые, то сравнить  глаза).   Каждый из вас будет  говорить  в течение 20  секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого светлые волосы  ваше время начинается сейчас (20  сек). Спасибо.

Опрос. Стол №.., участник №…, что сказал ваш  партнер по лицу?  Стол №…. Участник №…..  и т.д.  У кого другие интересные  мнения?  (Возможный ответ:  О натуральном ряде чисел).

    Послушайте  следующий вопрос:

- Как вы думаете, почему в учебник математики помещено это стихотворение? Подумайте 5 секунд,  на этот вопрос отвечает партнер,  у кого волосы темнее. Ваши 20  секунд начинаются  сейчас.

Опрос: Стол №…, участник №… что сказал Ваш партнер,  стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников.  Молодцы, поблагодарите друг друга.

На остальные вопросы отвечаем фронтально:

- А почему нулик огорчён?

(Его не берут в натуральный ряд чисел).

- С какого числа начинается натуральный ряд чисел? (С единицы)

- Какое свойство натурального ряда чисел вы знаете?  (Каждое следующее число больше  предыдущего на один. Натуральный ряд чисел бесконечен).

2) Работа с утверждениями. ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (Take off-Touch down).

    Если высказывания верные – встаём, если не верные – сидим:

- 5 – натуральное число? (Верно - встают)

- 0 – натуральное число? (Неверно – сидят)

- 1 – самое маленькое число? (Неверно – сидят)

- 1 – самое маленькое натуральное число? (Верно - встают)

- Натуральный ряд чисел заканчиваются числом 9? (Неверно – сидят)

- Натуральный ряд чисел начинаются с числом 0? (Неверно – сидят)

- Натуральный ряд чисел бесконечен? (Верно - встают)

- В натуральном ряду числа последовательно уменьшаются? (Неверно -    

сидят)

3) Самостоятельная работа.

    Поработаем в тетрадях на печатной основе, стр. 46, №4. Каждый ряд нужно превратить в запись натурального ряда чисел (записывать в нужном месте то, чего не хватает; зачёркивать лишнее; менять с помощью стрелки числа местами):

                     1  3  4  5  6  8  9 …

                     1  2  4  3  5  6  6  7  8 …

                     1  2  3  4  5  6  7

                     0  1  2  3  4  5  6  7 …

Взаимопроверка: передайте свои работы партнёрам по плечу, проверьте работы по ответам на доске. Ошибки зачёркиваем зелёной ручкой.

- У кого нет не одной ошибки, поднимите руки. Молодцы!

- У кого одна ошибка? Хорошо!

- У кого две? Не  переживайте. Нужно ещё немного позаниматься и потренироваться.

3. Физкультминутка.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Звучит музыка. Ученики, молча, смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.

Вопросы:

- Сколько ушей у двух мышей? (4)

- Сколько хвостов у двух ослов? (2)

- Сколько пальцев на левой ноге? (5)

- Сколько огоньков у светофора? (3)

- Сколько цветов у радуги? (7)

- Какого числа нет в записи натурального ряда чисел? (0) - «Ловушка» 

- Сколько яблок на дереве? (Много. Объединяются в одну группу).

- Спасибо ребята. Вы справились с заданием.

4. Чтение и запись выражений на сложение и вычитание.

   

 Работа по учебнику. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round  

 Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Обдумывают ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают.

          Открываем учебник, стр. 120, №283.

- Ребята, что вы видите на рисунке? – Бассейн. Дельфинарий.

- Какие животные там выступают? – Дельфины, моржи и тюлени.

- Всего в дельфинарии 8 дельфинов, 4 моржа и 9 тюленей. Здесь в учебнике показан только 1 бассейн, есть ещё и второй. Некоторые животные отдыхают там. Мы должны найти,  сколько животных каждого вида отдыхают во втором бассейне? (Записывать разности и найти их значения).

- Чтобы ответить на вопрос математического рассказа, каждый внимательно посмотрите рисунок и  подумайте 30 секунд,  и запишите  ответ  в тетрадях. На это даётся 1 минута.

   Обсудим ваши  ответы по кругу один раз, начиная с участника №1.  Для этого вам дается  1 минута времени.  Говорят участники №1,  молодцы,  говорят участники №2, говорят участники №3, говорят участники №4.

- Мы тоже хотим услышать ответы  некоторых участников. Отвечает стол №…, участник №…  Что сказал твой партнер по лицу, по плечу и т.д.  Опрашиваю нескольких участников.

- У какой группы получился  другой ответ?

5. Равенства и неравенства. Работа по рисунку, стр.120-121 (по учебнику).

РЕЛЛИ Тейбл (Ralli  тайбл) – структура, в которой два участника поочерёдно записывают короткие  ответы  в виде списка на одном листе бумаги.

- Посмотрите, каких животных на рисунке больше, а каких меньше. Подумайте. Запишите неравенства.    

Работаете с партнером по  лицу.  Начинают записывать ответы  партнеры А.  Для этого Вам дается 3 минуты времени.  1 листок на двоих.

- Проверим, что у вас получилось. Отвечает стол №2 …., отвечает стол №1…

  (Возможный ответ: 5>4, 5>3, 4>3, 3<4, 4<5, 3<5).

IV. Подведение итогов урока.

  1. Билетик на выход. Карточка с заданием.

Заканчиваем наш урок катанием с горки.

- Ребята, а на чем можно прокатиться с горы?

- Кто ходил на лыжах по снегу?

- А как называется след, оставленный лыжами? (лыжня)

- Сейчас и мы будем прокладывать лыжню.

2+2                   8                           7+1

                         4                          

4+1                   3                           3+3

                         6                          

1+1                   5                           4+3

                         9                          

5+4                   2                           2+1

                         7                         

Дети стрелочками соединяют примеры с ответами. Кто закончил, сдаёт карточку.

      Прокатились…

В горку -  вверх,

С горки – вниз.

Знания ваши лучший приз.

Сегодня проверю, какой вы мне приз приготовили. На следующем уроке я скажу вам, сколько у меня в классе настоящих лыжников, спортсменов.

2. Рефлексия:

– Какие задания вам больше всего понравились? 

– Какие задания для вас оказались очень трудными? 

 Давайте урок, закончим «пантомимой»:

                    Руки вверх – довольны,

                    Голова вниз – не довольны,

                    Закрыть лицо руками – безразлично.

 

Спасибо Вам за урок!