Региональная проектная группа "Организация и проведение профессиональных проб обучающихся ПППК"

Шабаева Лилия Васильевна

 Представление опыта и результаты работы в психолого-педагогическом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический класс – основа профессионального самоопределения выпускника

Задачей образования на современном этапе выступает повышение качества знаний выпускников, направленное на осознанный выбор будущей профессии. Одним из решений поставленной задачи является организация профильных психолого-педагогических классов.                

 Профильный психолого-педагогический класс — это объединение обучающихся школы, которое наряду с общеобразовательными предметами выбирает для изучения и предметы психолого-педагогической направленности: основы педагогики, основы психологии, педагогическая практика.                                                                            

В нашем образовательном учреждении с 2022 года функционируют профильные педагогические классы. Мотивация выбора учащимися педагогического профиля разнообразна. Среди основных мотивов преобладают: желание овладеть профессией педагога или воспитателя и потребность в знаниях психологии и педагогики.

Модель построения профильного обучения педагогической направленности предполагает изучение на профильных предметах пяти модулей: «В мире педагогических профессий», «Человек познающий», «Я в педагогической профессии», «Познай самого себя», «Профпробы».

Модуль «В мире педагогических профессий» знакомит обучающихся с профессиями педагогической направленности, нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется педагог.

Модули «Человек познающий» и «Я в педагогической профессии» ориентированы на изучение основ психологических и педагогических знаний, начальные представления о педагогической профессии. Изучая специфику профессии педагога, старшеклассники приобретают знания о профессиональной деятельности и общении педагога, его профессионально-важных качествах, роли личности и творчества в педагогическом труде.                                                                                                                                                            

На уроках педагогики у старшеклассников складываются основы собственного видения проблем педагогики. Освоение знаний основ педагогики способствует осознанию обучающимися себя в качестве педагогов, своих индивидуально-типологических особенностей, а также зоны комфорта в различных ролевых позициях, что, в свою очередь, делает последующее обучение более сознательным, избирательным, нацеленным на конкретную творческую деятельность.

 Программа курса «Основы психологии» нацелена на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание человека-гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить и нести ответственность за свои действия.                                                                       Модуль «Познай самого себя» направлен на осуществление психолого-педагогической поддержки процессов личного и профессионального самоопределения старшеклассников. Каждый шаг и каждое действие в плане самосовершенствования предполагает самоопределение личности.                         В 10-11 классах проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей, т.е. личностному самоопределению. Одна из задач модуля «Познай самого себя» – создание системы целевых ориентаций выпускника, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы.                                                                                                                                                                                                                        В качестве дальней перспективы обучающемуся предлагается выбор профессионального направления.

В рамках занятий курса «Педагогическая практика» старшеклассники пробуют свои силы в организации педагогических дел: дней самоуправления, предметных недель, проведении внеклассных мероприятий. В летний период десятиклассники работают вожатыми в детском оздоровительном лагере при школе.

 В календарно-тематический план «Педагогической практики» входят часы посещения уроков учащимися по выбору. Старшеклассники сами выбирают предмет и педагога, у которого они хотели бы поучиться профессионализму.

Таким образом, обучаясь в психолого-педагогическом классе, ученики имеют возможность выстроить стратегию личностного роста, оценить свои личностные и профессиональные возможности, попробовать себя с использованием потенциала выбранного педагогического направления.  

В заключении можно отметить, что в современных условиях организация деятельности психолого-педагогического класса является основой для профессионального самоопределения обучающихся.

Результаты поступления   2023 года свидетельствуют о том, что в педагогические учебные заведения поступили 25% выпускников.  Однако, в среднем 52 % наших выпускников выбрали профессии социально-гуманитарного направления. Это профессии сферы менеджмента и управления, юриспруденции.  Знания, полученные в профильном психолого-педагогическом классе, будут им полезными. В педагогическом классе были созданы возможности каждому осознать свои потенциалы, проявить себя в профессиональных пробах, по-новому посмотреть на свое профессиональное определение.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогические классы: от теории к практике» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ КЛАСС-ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА Шабаева Лилия Васильевна, Гертель Людмила Михайловна, МКОУ Новобирюсинская СОШ

Слайд 2

Психолого-педагогический класс – основа профессионального самоопределения выпускника Профильный психолого-педагогический класс — это объединение обучающихся школы, которое наряду с общеобразовательными предметами выбирает для изучения и предметы психолого-педагогической направленности: основы педагогики, основы психологии, педагогическая практика .

Слайд 3

Мотивация выбора учащимися педагогического профиля Среди основных мотивов преобладают: желание овладеть профессией педагога или воспитателя и потребность в знаниях психологии и педагогики .

Слайд 4

Модель построения профильного обучения педагогической направленности Модель построения профильного обучения педагогической направленности предполагает изучение на профильных предметах пяти модулей: «В мире педагогических профессий», «Человек познающий», «Я в педагогической профессии», «Познай самого себя», «Профпробы».

Слайд 5

Модуль «В мире педагогических профессий» Модуль «В мире педагогических профессий» знакомит обучающихся с профессиями педагогической направленности, нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется педагог.

Слайд 6

Модули «Человек познающий» и «Я в педагогической профессии» Модули «Человек познающий» и «Я в педагогической профессии» ориентированы на изучение основ психологических и педагогических знаний, начальные представления о педагогической профессии.

Слайд 7

Модуль «Познай самого себя» Модуль «Познай самого себя» направлен на осуществление психолого-педагогической поддержки процессов личного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Слайд 8

«Педагогическая практика» В рамках занятий курса «Педагогическая практика» старшеклассники пробуют свои силы в организации педагогических дел: дней самоуправления, предметных недель, проведении внеклассных мероприятий. В летний период десятиклассники работают вожатыми в детском оздоровительном лагере при школе .

Слайд 9

стратегия личностного роста Обучаясь в психолого-педагогическом классе, ученики имеют возможность выстроить стратегию личностного роста, оценить свои личностные и профессиональные возможности, попробовать себя с использованием потенциала выбранного педагогического направления.

Слайд 10

Результаты поступления выпускников 2023 года Результаты поступления выпускников 2023 года свидетельствуют о том, что в педагогические учебные заведения поступили 25% выпускников. 52 % наших выпускников выбрали профессии социально-гуманитарного направления. Это профессии сферы менеджмента и управления, юриспруденции. Знания, полученные в профильном психолого-педагогическом классе, будут им полезными.



Предварительный просмотр:

Шабаева Лилия Васильевна,

руководитель МО учителей ПППК,

МКОУ Новобирюсинская СОШ,

Тайшетский район

ПППК как ресурс личностного роста ученика и профессиональное самоопределение в педагогической профессии

Основной принцип работы с обучающимися психолого-педагогического класса – принцип деятельностного обучения, который позволяет овладевать различными способами деятельности и формировать профессиональную направленность. Посредством правильно выбранного методического инструментария создаются условия для осмысления учащимися специфики педагогической профессии.

В современной школе актуальным становится более качественный уровень подготовки старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, основанному на сочетании потребностей общества и собственных интересов, профессиональной самореализации в реальных экономических условиях. Одним из решений поставленной задачи является организация профильных классов.                                                                                                                                                                        С 2022 года в МКОУ Новобирюсинской СОШ функционируют профильные педагогические классы. Наша модель организации ПППК представляет «внутришкольную профилизацию». Психолого-педагогический класс создан в образовательной организации. Базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также факультативные и элективные курсы реализуются силами педагогов нашей образовательной организации. При этом общеобразовательная организация остается открытой для социального партнерства и активно взаимодействует с другими социальными организациями в рамках профориентационной работы.                         Деятельность психолого-педагогического класса ориентирована не только на формирование целенаправленной профессионально-педагогической ориентации и интереса к педагогической деятельности, но и на социализацию личности. Наряду с общеобразовательными предметами изучаются предметы психолого-педагогической направленности: основы педагогики, основы психологии, педагогическая практика.                                      

Формирование профессиональной направленности достигается посредством правильно выбранным методическим инструментарием, таким образом, создаются условия для осмысления учащимися специфики педагогической профессии. Основной принцип работы с учащимися на занятиях – принцип деятельностного обучения, который позволяет овладевать различными способами деятельности. Активные формы занятий способствуют возникновению интереса к содержанию занятий.  В доступной форме учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и педагогики. Важное место занимает практическая деятельность учащихся. Используются сюжетно – ролевые и деловые игры.  Представим конкретные методы, приёмы проведения занятий, которые достаточно эффективно используются в практике.

Творческая мастерская. Проблемы для решения в мастерской могут быть следующие: Идеальный учитель это..   Возможные формы выражения мысли в мастерской – эссе, диалог с самим собой, письмо другу, поэтическое творчество. Ещё одна форма работы – дерево целей.                                                                   Учащиеся получают задания построить дерево своих будущих целей и проанализировать, есть ли возможности для их достижения                                                                                                                                                                                                                                       Разброс мнений.   «Самое трудное – мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему», - говорил великий педагог В. А. Сухомлинский. Можно ли назвать мужеством труд учителя?  (Учащиеся должны высказать своё мнение).

Философский стол. 

«Убивший человека – убивает Вселенную, спасший человека – спасает Вселенную», – говорит древняя мудрость. Предлагается задание обосновать с различных позиций возможность считать педагога – человеком, спасающим Вселенную.

 Диалог-спор.

Обсуждается ключевой вопрос урока: какой смысл вкладываете вы в понятие имидж педагога. Оспариваемые понятия следующие:

⌐ реальный имидж – имидж педагога, оцененный с позиции других субъектов образовательного процесса и социального окружения (родители, социум);                     ⌐ самоимидж – самооценка педагогом своего имиджа, оценка, данная с позиции внутреннего «я» своему публичному «я»;

⌐ идеальный имидж – своеобразный стереотип, сложившийся в обществе, – представление об имидже желаемого, идеального педагога.

Приём «уроки замечательной личности». После знакомства – презентации предлагается задание «собери» высказывание: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (А. Дистервег). «Выше всего ученики ценят в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль» (А. С. Макаренко). С этим приёмом тесно связан приём «эстафета мнений». Например, полезно узнать мнение учащихся о сути высказываний великих людей. «Ценность школы равняется ценности учителя». «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя». Полученная таким образом информация легко усваивается, осмысливается, запоминается.

Чтобы осознать свой потенциал, с разных позиций воспринимать свои возможности, быть одновременно и учителем, и учеником на занятиях используется приём «открытого микрофона». Старшеклассники учатся высказывать свою точку зрения, аргументировать, обосновывать.

Вопросы подбираются с учётом специфики темы занятий: легко ли быть учителем? Учитель имеет право на ошибку? Должен ли учитель на уроке замечать изменения в настроении детей?

Для ориентации в системе ценностей, отражающей педагогическую деятельность, рекомендуется ролевая игра – имитация. Суть игры заключается в следующем: журналист (учащийся) берёт интервью у педагога (учащегося). Приём «Три я» предоставляет учащимся возможность самопознания многообразных сторон своего «я» у взрослеющей личности. Суть приёма в следующем: обозначены три модели «я»: реальное, идеальное, друг доминантное. Ребёнок ощущает разницу внешней оценки и самооценки.

Используя методы и приёмы активного обучения, происходит постоянное осмысление личностно значимого выбора педагогической профессии, оказывается помощь к самостоятельному движению в профессиональном самоопределении.

Для создания в школе развивающей образовательной среды, способствующей формированию у учащихся 5–9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности в старших классах, с 2024 года коллектив школы отрабатывает модель по реализации  предпрофильной педагогической подготовки  учащихся на II ступени общего среднего образования в рамках внеурочной деятельности. Состав обучающихся курсов внеурочной деятельности педагогической направленности в течение года гибкий, но относительно стабильный.

Для учащихся 5–6 классов проводятся занятия курсов «Искусство общения», «Познай себя», и проходят они под девизом «Я-учусь». Для обучающихся 7-9 классов при проведении занятий «Семейная педагогика», «Основы актерского мастерства», «Как стать успешным» действует девиз «Я-действую».                                                                                                                                Организация профильного обучения и внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов осуществляется   под девизом «Я-учу».

В рамках занятий у учащихся есть возможность проведения педагогических проб, где они могут попрактиковаться в педагогических умениях, освоить конкретные навыки, попробовать себя в роли учителя. Учащимся нравится посещать учебные занятия учителей, а еще больший интерес и инициативу учащиеся проявляют при проведении собственных фрагментов учебных занятий, так как эта самостоятельная форма является наиболее эффективной. Занятия мотивируют учащихся к педагогической деятельности, раскрывают в них педагогические способности, способствуют формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию и дают им возможность осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей. Таким образом, обучаясь в психолого-педагогическом классе, ученики имеют возможность выстроить стратегию личностного роста, оценить свои личностные и профессиональные возможности, попробовать себя с использованием потенциала выбранного педагогического направления.

При проведении педагогических проб ученики практикуются в педагогических умениях и осуществляют первичную самодиагностику своих педагогических способностей. (2024г. Фото в статье из архива Шабаевой Л.В.)